Сценарий. Историческая литературно-музыкальная композиция "Великая Победа Великого народа!"
методическая разработка на тему
Сценари для школьного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_pobeda_velikogo_naroda.doc | 126.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Историческая литературно – музыкальная
композиция
«Великая Победа Великого народа!»
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Наша задача сохранить память о подвигах наших дедов и прадедов, поддерживать интерес подрастающего поколения к истории своей страны, своего края, повышать интерес к культурной и литературной жизни Курского края. В целях повышения интереса к изучению использовать инновационные направления библиотечной деятельности
Цели:
- формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за свой народ, за подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны, повышение интереса к изучению истории и литературы Курского края, используя инновационные направления библиотечной деятельности.
Задачи:
- стимулирование интереса школьников к сохранению памяти о героическом прошлом родного края, родной страны;
- воспитание уважения к поколению фронтовиков;
- изучение истории и литературы Курского края;
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников.
Возраст участников: 6- 11 класс.
Форма проведения: историческая литературно-музыкальная композиция.
Место проведения: библиотека школы.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Оформление: презентация, фильмы, фотографии, музыкальное оформление, выставки книг по военной тематике.
Музыкальное сопровождение:
- Фонограмма и песня «Священная война», сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А. Александров;
- Сводка Совинформбюро о нападении Германии на Советский Союз;
- Танго «Утомленное солнце», сл. И. Альвек, муз. Ежи Петерсбурский;
- Фонограмма песни «Журавли», сл. Р. Гамзатов, муз. Я. Френкель;
- Фонограмма песни «День Победы», сл. В. Харатонов, муз.
- Д. Тухманов;
Фонограмма песни «Катюша», М. Исаковски
Сценарий мероприятия
«Великая Победа Великого Народа»
(На экране салют и название мероприятия)
(звучит метроном)
- Тем, кто согревал близких своим дыханием в стужу блокадных ночей!
- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей!
- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну!
- Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену!
- Тем, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!
- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!
- Всем тем, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил, посвящается….
Вед: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они, солдаты Великой Отечественной?
Вед: Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и добровольцы?
Вед: Какие они, ребята поколения сороковых?
(звучит фонограмма «Утомленное солнце»).
(На сцене появляются юноша и девушка.)
Девушка: Боже мой, как хорошо мы жили до войны! Я училась на первом курсе, по вечерам работала в библиотеке, бегала на танцы. Я до сих пор помню эти длинные летние вечера, свет фонарей в аллеях, запах сирени. Жизнь казалась такой безоблачной и бесконечно длинной…
(Исполняют вальс.)
Юноша: А я работал на фабрике, учился в техникуме в вечернюю смену. Мы дружно жили: мама, я и мой младший брат. По выходным мы часто ходили в парк. Мы любили с братом запускать воздушного змея. Мы отпускали его и падали в траву, и смотрели, как он превращается в маленькую, едва различимую точку и исчезает в вышине.
(Звучит песня «Священная война»)
(на экране плакат Родина-мать)
Девушка: Детство наше закончилось внезапно.
(Запись Левитана о нападении Германии на Советский Союз.)
(Звучит мелодия «Прощание славянки» (тихо)фон для стихов.)
Девушка:
Сороковые – роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые! (Д. Самойлов «Сороковые»)
Юноша: Большинство ребят с моего курса уже воюют. Какая это высокая цель – спасти Родину от врага! Грудью встать на защиту родной земли от фашистов…
(Звучит песня «Прощание славянки»громко.)
( Выходят юноша и девушка в солдатской форме.)
Девушка:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите,
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Юноша:
Ах, война, что ж ты подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад. (Б. Окуджава)
Вед: Это звучало, как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад…»
Вед: Но не всем было дано вернуться.
Вед: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были в чем-то похожи на нас.
Юноша:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы. (Николай Майоров)
Юноша:
Я убит подо Ржевом,
Тот – еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю,-
Что я больше могу? (А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)
(Звучит песня «Журавли» в исполнении участников мероприятия.)
Вед.:
До нападения на нашу страну, Германские войска захватили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию. Захватив страны Европы, гитлеровская Германия обрушила свой страшный удар на Советский Союз. Так начал осуществляться план Барбаросса, разработанный Гитлером.
Вед.:
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
( На экране слайд «Брестская крепость»)
…Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! О мужестве защитников Брестской крепости говорят надписи на её стенах, написанные кровью: «Умрём, но не сдадимся! Прощай, Родина!»
Вед.:
Около месяца затратили фашисты на взятие Брестской крепости. Настолько мужественно сражался малочисленный гарнизон Брестской крепости, что даже сами немцы были поражены подвигом её героев. И когда последний, истощённый без воды и еды, солдат вышел, немецкий офицер отдал ему честь.
Вед.:
Но силы были неравны. Оборона крепости пала, дорога была открыта, и гитлеровцы продолжали наступление вглубь, к Москве - «сердцу» нашей Родины. Прошло 2 месяца после начала войны, в августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Для Ленинградцев Гитлер уготовил чудовищную расправу. Медленную смерть города.
(На экране слайд об обороне Ленинграда)
Были перекрыты все дороги, по которым можно было подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие.
Вед.:
Кроме этого, немцы подвергли город массированным бомбардировкам. За время блокады (а она продолжалась 900 дней и ночей, 2,5 года) фашисты сбросили на Ленинград около 100 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов.
От бомбёжек вышли из строя водопровод, электричество, не было топлива. В городе закончилось продовольствие, и начался голод.
Вед.: ( На экране слайд «Дорога жизни»)
Сотни тысяч людей гибли от голода, но помощи ждать было неоткуда, т.к. все дороги к Ленинграду были захвачены фашистами. Только часть Ладожского озера была в руках наших солдат. Тут по воде летом и зимой по льду вела в Ленинград дорога, по которой переправлялось продовольствие. Нелёгкой она была. Фашистские самолёты бомбили колонны с воздуха, ломался лёд под напором ветра, застывали в пути моторы, тонули машины. И всё же ни днём, ни ночью, ни в самый лютый мороз не переставали работать фронтовые шофёры, доставляя груз через Ладожское озеро. Ленинградцы назвали эту дорогу дорогой жизни. Шофёры ежедневно совершали настоящий подвиг, спасая людей от голода.
Городу Ленинграду было присвоено звание город-герой.
Вед.: ( На экране слайды «Оборона Москвы»)
30 сентября 1941 года, Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву.
Битва за Москву продолжалась 203 дня и ночи. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 млн. человек.
Общие потери советских войск на подступах к столице составили 926 тысяч человек. Ценой невероятных усилий враг был остановлен.
Вед.: ( На экране слайды «Герои-Панфиловцы»)
В течение нескольких часов группа истребителей танков под командованием политрука Клочкова сдерживала натиск врага. Воины уничтожили 18 танков, несколько десятков немецких солдат, не пропустив их через свои позиции. Клочков, тяжело раненный, бросился со связкой гранат под вражеский танк, и, взорвав его, погиб смертью героя.
Призыв Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» стал боевым девизом всех защитников столицы. Этот бой вошёл в историю Великой Отечественной войны как подвиг 28 героев – панфиловцев.
Чтец.
Нас 28. И Москва за нами.
Поля, снега…Россия велика!
Но отступать нельзя перед врагами
Ни на вершок. И ни на полвершка».
Они не знали о ещё живом
Упрямом краснодонце Кошевом,
Не знали Зои, что, снега босыми
Ногами прожигая до земли,
Перед врагами, как сама Россия,
Пройдёт одна,
От всех родных вдали.
Но всем им вместе виделись
Зубчатый
Московский Кремль,
Московский небосвод.
Пусть пять шагов всего-
Под танк с гранатой, пусть пять шагов –
Но пять шагов вперёд. Д. Холендро.
Вед.: (На экране фото Г.К. Жукова и Триумфальная арка в Курске)
Со всеми важнейшими стратегическими операциями русских войск в ходе Великой Отечественной войны связано имя Георгия Константиновича Жукова. Его имя стоит в одном ряду с такими прославленными именами, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов.
Жуков прошёл боевой путь от рядового до Маршала Советского Союза.
Во многих сражениях легендарный военачальник командовал войсками и всегда побеждал. Солдаты говорили: «Где Жуков - там Победа!»
Он закончил войну вместе с победоносной армией в поверженном Берлине! Георгий Константинович Жуков – четырежды Герой Советского Союза, кавалер многих орденов и медалей. Он главный Маршал Победы. После войны в Москве около Красной площади, на его Родине, в городе Курске и во многих других городах были установлены памятники великому полководцу-победителю.
Вед.:
На помощь защитникам Москвы пришли войска из Сибири, Средней Азии, Казахстана, Урала, Дальнего Востока.
Вед.: (На экране слайды о Зое Космодемьянской)
В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели восемнадцатилетней москвички, партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской, которая была казнена фашистами
в подмосковном селе Петрищево.
В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вед.:
Партизан-героев в годы войны было много сотни и тысячи…
Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.
Чтец.
Как морозно!
Как светла дорога,
Утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы!
Нет, ещё немного!
Нет, ещё не скоро…
От порога, по тропинке..
До того столба…
Надо ведь ещё дойти до туда,
Этот длинный путь ещё прожить…
Может ведь ещё случится чудо.
Где-то я читала…
Может быть!..
Жить..
Потом не жить…
Что это значит?
Видеть день…
Потом не видеть дня…
Это как!
Зачем старуха плачет?
Кто её обидел
Жаль меня?
Почему ей жаль меня?
Не будет
Ни земли,
Ни боли…,
Слово «жить»…
Будет свет,
И снег,
И эти люди.
Будет всё, как есть.
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
Всё идти к востоку - там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят.
Есть ещё слова…
-Граждане,
Не стойте,
Не смотрите!
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
(М. Алигер «Зоя» )
Вед.: (На экране слайды «Герои-патриоты»)
Людская память до сих пор хранит имена героев – патриотов: Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Лизы Чайкиной, Николая Гастелло, Алексея Маресьева, героев-молодогвардейцев…А сколько безымянных героев-солдат лежат в земле родной и чужой!
Вед.: ( слайд Наступление Красной армии)
Москва объединила силы всего народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
Через огненные барьеры фронтов изо дня в день Москва говорила со всей страной.
Люди собирались у радиоприёмников и слушали голос Левитана:
«Говорит Москва! Говорит Москва!
Чтец.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим
Отбросим врага.
Вед.:
С 5 декабря 1941 года наши войска начали мощное наступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью для германского командования. Москва, которую Гитлер считал побеждённой, внезапно оказалась недоступной.
Потом были Сталинградская, Курская битвы.
( В исполнении обучающегося под гитару звучит песня «Землянка» )
(На экране презентация «Курская битва»)
Курская битва - величайшая битва в истории Второй мировой войны, положившая начало разгрому фашистских завоевателей, уничтожившая последний шанс гитлеровской Германии поставить на колени русский народ.
Вед.:
Минуло 70 лет с той поры, как отгремели последние залпы Курской битвы. Но интерес к ней не ослабевает. Давайте и мы с вами вспомним то суровое и героическое время.
Вед.:
В ночь на 5 июля 1943 года нашими разведчиками были захвачены в плен немецкие сапёры, которые показали, что наступление назначено на 3 часа утра и гитлеровские войска уже заняли исходные позиции. Советские войска нанесли упреждающий удар. Враг пришёл в замешательство. Так началось легендарное сражение на Курской дуге.
Вед.: (На экране фото К.К.Рокоссовского)
15 февраля 1943 года приказом Сталина Константин Константинович Рокоссовский, Маршал Советского союза, дважды Герой Советского союза, был назначен командующим Центральным фронтом. Он руководил оборонительным, а затем контрнаступательным сражением на Северном фасе Курской дуги. Проявил себя блестящим стратегом и аналитиком. Победа на Огненной дуге превратила Рокоссовского в легенду. Его слава гремела по всем фронтам. Его именем названа одна из площадей Курска.
(На экране фото « Музей КП Центрального фронта»)
В посёлке Свобода Золотухинского района создан исторический музей «Командный пункт Центрального фронта», установлен памятник Рокоссовскому.
Чтец. ( На экране слайды «Прохоровское сражение» )
Из повести Юрия Гончарова «Сто холодных ночей»: «Началась такая бомбёжка, что земля ходуном пошла. Прижмёшься к земле окопа, а она трясётся. Голову сунешь вниз, а земля рушится…» Маршал Советского Союза Рокоссовский вспоминал «Беспрерывные взрывы бомб, снарядов, мин, грохот орудий, гул танковых моторов, лязг гусениц сотрясали землю.
Раны и усталость валили солдат с ног, но они продолжали сражаться, беспощадно разя врага.»
Вед.:
Люди не щадили своих жизней. Пулемётчик Иван Зинченко отражал атаки десантников, которые передвигались на танках. Один вражеский танк направился прямо на пулемёт, за ним появился второй. Обвязавшись противотанковыми гранатами и взяв ещё по гранате в каждую руку, с возгласом: Прощайте, друзья! Мстите за меня, за мою Родину!» - он бросился под гусеницы «тигра». Такой же подвиг в эти дни совершили Лейтенант Клишевский, капитан Мироненко, лейтенант Шпетный, лейтенант Сушков. Некоторые в одном бою уничтожили по 5-7 танков и погибли, подрывая их вместе с собой.
Вед.:
Навсегда останутся в памяти нашей герои-танкисты, мужественно защищавшие каждую пядь родной земли. Экипаж Шаландина поджёг 3 танка противника, уничтожил несколько орудий. Более 40 фашистов, но был подбит. Танкисты принимают решение идти на таран.
Обе машины сгорели вместе с экипажами. На южной стороне села Яковлево отважному танкисту, 18-летнему командиру взвода, посмертно получившему звание Героя Советского Союза, Шаландину воздвигнут памятник.
Вед.:
Лейтенант Лазейкин во время боя уничтожил 9 вражеских танков.8 июля горящим танком он таранил фашистского «тигра» и сгорел в своей машине. Механик-водитель Николаев и сержант Чернов помогли раненому комбату выбраться из горящего танка, но, чтобы дать возможность ему спастись, преградили путь и тараном врезались в фашистский танк. Герои погибли, выполняя свой воинский и человеческий долг.
Вед.:
Ожесточённые сражения на Курской дуге развернулись не только на земле, но и в воздухе.
По масштабам они не имели себе равных за весь период Великой Отечественной войны.
Воздушные бои шли непрерывно. И здесь совершались бессмертные подвиги.
Вед.:
Лётчик-истребитель старший лейтенант Александр Константинович Горовец, возвращаясь с задания увидел большую группу вражеских «юнкерсов», которые шли к нашим позициям. Он развернул самолёт и стремительно пошёл навстречу врагу. В неравном бою
он сбил 9 вражеских самолётов. Это единственный в мире лётчик, который в одном бою одержал такую победу! Его подбитый самолёт штопором вошёл в землю. Александр Горовец долгое время считался пропавшим без вести. Только спустя 14 лет, в 1957 году боевая машина вместе с останками лётчика была извлечена из земли.
Вед.;
После неудачных попыток прорваться с 5 по 9 июля к Курску немецкое командование решило нанести удар в районе Прохоровки.
12 июля началось невиданное до тех пор грандиозное сражение на Прохоровском поле, вошедшем в историю как «Третье ратное поле России»
(Демонстрируется фильм-хроника о Курской дуге.)
С обеих сторон в битве участвовало около 1500 танков. Навстречу двинулись две громадные танковые лавины и сошлись в ближнем бою.
В книге «Стальная гвардия» маршала бронетанковых войск Ротмистрова читаем: «Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрагалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом… Но и подбитые танки продолжали вести огонь.
Вед.:
В небе шли яростные схватки, и вой сбитых, охваченных пламенем самолётов смешивался с грохотом танковой битвы на земле. Всё слилось в единый грозный гул . Из-за огня, дыма и пыли становилось всё труднее разобраться, где свои и где чужие.
Вед.:
Заряжающий Иван Егорович Филатов вспоминал: «Танки шли лавиной. Сколько их было не считали. Осколки сыпались как свинцовый дождь. Не думал, что земля может трещать. Рвутся бомбы. Не знаешь, жив ты или мёртв. Такой стоял оглушительный грохот, что кровь текла изо рта и ушей.»
Вед.: (На экране фото «Мемориальный комплекс «Третье ратное поле России» пос. Прохоровка)
В 1995 г. была увековечена память погибших на месте Прохоровского сражения.
Воздвигнуты храм Петра и Павла, памятник Победы – Звонница,
расположенная в самом центре «Третьего поля русской славы».
Мемориальный комплекс стал местом поломничества и молитвы о павших воинах, 7 тысяч имён которых запечатлили для потомков стены храма.
Вед.; (Демонстрируется фильм «Салют Победы»)
5 августа 1943г. советские войска освободили города Белгород, Орёл. Впервые в истории войны Москва салютовала победителям 12 залпами из 120 орудий.
Вед.:
23 августа 1943 года был освобождён город Харьков. Закончилась великая Курская битва, доказавшая всему миру, что русский человек непобедим.
Вед.:
Победа в Курской битве далась нам ценой огромных потерь. Колосящееся Прохоровское поле – общая могила всех, кто там остался.
Чтец.
Путник, остановись и поклонись священной памяти героев. Их вклад в сегодняшних мирных буднях, во взлёте космических кораблей,
в радости свободной жизни, в весёлом смехе детей, голубом сиянии мирного неба, в ярком солнечном свете.
(На экране фото командный пункт в п. Свобода)
ПОЭМА» КУРСКАЯ ДУГА»
- В чужих краях, вдали от нашей Родины,
Мы помним наш победоносный путь,
С великим боем и со славой пройденный.
Мы помним те крутые времена,
Когда рубахи были прополощены
Солёным потом, и когда война
Шла по равнинам Курска и Орловщины.
Об этой славе боевых знамён,
О Курской битве, о вершине мужества
Споют поэты будущих времён-
Певцы веков всемирного содружества.
Путь к этой теме будет вечно нов,
Не зарастёт травою-подорожником.
К ней будут возвращаться вновь и вновь
Историки , поэты и художники.
- Страница жизни - Курская Дуга,
Суровая и славная страница,
Какие не увидишь берега,
Оно особо в сердце сохранится.
- Наутро начал наступленье враг
Из блиндажей, окопов, крутояров.
Всей тяжкой силой танковых атак
И непрерывных бомбовых ударов.
В дыму горячем сотен батарей
Сады, хлеба, траншеи потонули.
И не видали мы у Понырей,
Как встало солнце пятого июля.
Всё заслонила тучами гроза,
Ветрам смертей ворота распахнувши.
Дым ядовитый разъедал глаза
И наглухо закладывало уши.
Великий бой, артиллерийский бой!
Сухими, воспалёнными глазами
Мы в этот день увидели впервой
Квадратных «Тигров» с чёрными крестами,
«Пантер» и «Фердинандов» плотный строй.
Был этот миг и короток и долог.
- Наш Сталинградский лозунг – насмерть стой,
Великий лозунг нашей славы русской,
Как повеленье доблести святой,
Воскрес и стал душою битвы Курской.
- И сталь немецкой танковой волны
Стену редутов курских не сломила,
Навеки славься, грозный бог войны –
Отчизны нашей пушечная сила.
Ты доказала, Курская Дуга,
Что ствол, рождённый в кузницах Урала,
Сильней «секретной» техники врага,
И наш металл прочней его металла.
- Нечеловечьи, тяжкие труды!
Зенитчики теряли счёт налётам.
В траншеях берегли ведро воды,
Чтоб раненым отдать и пулемётам.
Но дрогнул враг. Сражения исход.
Уже склонился к нашей славе ратной.
И «Фердинанды» дали задний ход,
И «Тигры» стали пятиться обратно.
7.Мы не считали, сколько дней, ночей
Не спали и сапог мы не снимали.
Наш воин силу новую обрёл,
Переступив суровые пороги.
Мы шли на Брянск, на Харьков, на Орёл.
Победа нам открыла три дороги.
8.Салют Москвы, народа моего,
Перелетел моря и океаны,
И с уваженьем слушали его
Заморские правительства и страны.
9.Он насмерть встал, Отечества солдат,
Немецким танкам смертная преграда.
И потому дошли мы до Карпат,
До стен Варшавы, к площадям Белграда.
10.Сияй и славься многие века,
Будь вечной гордостью моей Державы,
Заря Победы – Курская Дуга,
Страница нашей доблести и славы!
(Борис Палийчук. Поэма « Курская Дуга»)
Вед.:
Многие защитники Курска были удостоены звания Героя Советского Союза и награждены правительственными наградами. Их именами названы улицы и площади Курска и городов Курской области:
Малых Евгений Васильевич
Шубин Пётр Алексеевич
Ерёмин Александр Клементьевич
Крюков Василий Иванович
Ольшанский Константин Фёдорович
Пигарев Николай Григорьевич
Серёгин Владимир Сергеевич
Черняховский Иван Данилович
Боровых Андрей Егорович
Бочаров Владимир Михайлович
Блинов Константин Минаевич
Ватутин Николай Фёдорович
Зеленко Екатерина Ивановна
Ломакин Алексей Максимович
Мыльников Григорий Михайлович
Перекальский Степан Николаевич
Скорятин Фёдор Николаевич
Сонин Иван Егорович
Сыромятников Сергей Васильевич
Героические защитники Курской земли навечно останутся в памяти благодарных потомков.
Вед.:
На фронтах Великой Отечественной войны себя блестяще проявил Гвардейский реактивный миномёт, получивший ласковое название «Катюша». Шквал огня, который она обрушивала на врага, вызывал настоящую панику, часто участие батареи этих боевых машин решало исход боя. Неоценима её роль на Курской Дуге. В посёлке Яковлево сооружён монумент легендарной Катюше.
Про это грозное боевое оружие даже загадка была:
«Девушка ходит, песню заводит.
Этой девицы немец боится.»
Название произошло от одноимённой песни, в которой героиня ходила, песню заводила. Песня «Катюша» была написана на стихи Михаила Исаковского.
Она стала популярна во всём мире.
( В исполнении участников мероприятия звучит песня «Катюша»)
Вед.:
Есть страшная статистика войны. Среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 года рождения вернулись с войны 3% . Среди этих трёх процентов были поэты Ю.В. Друнина, Б.Ш. Окуджава, Н.К. Старшинов, писатели В.В. Быков, Б.Л. Васильев, В.П. Астафьев, Ю.В. Бондарев, наши земляки Константин Воробьёв и Евгений Носов.
(Слайд-шоу «Портреты писателей»,выставка книг писателей- фронтовиков.)
Вед.:
Воробьёв Константин Дмитриевич (1919–1975), русский советский писатель.
Родился 24 сентября 1919 в с. Нижний Реутец Медвенского р-на Курской обл. в многодетной крестьянской семье. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников.
В 1935 стал литературным консультантом районной газеты г. Медвенка, где с 14 лет публиковал очерки и стихи
В 1937 переехал в Москву, окончил вечернюю школу и стал сотрудником заводской газеты. Находясь на срочной службе в армии (1938–1940), сотрудничал в армейской газете. По возвращении из армии некоторое время работал в газете Военной академии им. М.В.Фрунзе, затем был направлен на учебу в Высшее пехотное училище. В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть «Дорога в отчий дом» (опубл. в 1986 под названием «Это мы, Господи!»). В повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей.
После выхода в свет первого сборника рассказов «Подснежник» (1956) Воробьев стал профессиональным литератором, но вскоре по материальным причинам был вынужден найти работу – до 1961 заведовал отделом литературы и искусства газеты «Советская Литва».
В начале 1960-х годов вышли в свет повести, принесшие Воробьеву известность: «Сказание о моем ровеснике» (др. название Алексей, сын Алексея, 1960), «Убиты под Москвой» (1963), «Крик» (1962).
Вед.:
Евгений Иванович Носов является русским писателем.
Родился Носов в 1925 году 15 числа января месяца под Курском, в селе под названием Толмачево, в семье мастера-ремесленника. В 1943 году после завершения обучения в восьмом классе он ушел на фронт. Носов был солдатом-артиллеристом в армии под руководством маршала Рокоссовского. Ранение в завершающие военные дни на подступах к Калининграду (в то время Кенигсбергу) отразились в его рассказе под названием «Вино победы» 1962 года.
Следует отметить, что биография Носова наполнена многочисленными событиями. В 1945 г., окончив обучение в школе-десятилетке, он переехал в среднюю Азию, начал работать в газете. Печататься начал в 1947 году. В 1951 году писатель переезжает в г. Курск. В 1957 г. был опубликован первый его детский рассказ под названием «Радуга», а в 1958 году - выходит первый сборник повестей и рассказов под названием «На рыбачьей тропе».
Теме войны посвящено и одна из наиболее значимых работ Носова - повесть под названием «Усвятские шлемоносцы» 1977 года, в которой повествуется о последних минутах деревенской семейной и трудовой идиллии - о нескольких сенокосных днях 1941 года, перед отправкой на фронт мужчин. В 2001 году Носов стал Лауреатом премии имени А.Солженицина.
Вед.:
В 1941 году им было по семнадцать лет, их не призывали, по возрасту не имели права, поэтому все ушли на фронт добровольцами. Они были очень разными, но в их биографиях – судьба целого поколения страны. Им повезло – они вернулись, искалеченные, инвалиды, но вернулись и в память о тех, кто не вернулся, рассказали нам правду о той страшной войне.
Вед.:
Юлия Владимировна Друнина в семнадцать лет прямо со школьной скамьи ушла на фронт.
Девушка:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Девушка:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина)
Вед.:
Борис Львович Васильев родился в Смоленске в семье кадровых военных. 8 июля 1941 года девятиклассник Боря Васильев в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Участвовал в боях за родной Смоленск. В составе воздушно-десантного полка Б.Л. Васильев участвовал в боях под Вязьмой, был тяжело ранен. После войны стал профессионально заниматься литературой. Писал сценарии художественных фильмов «Офицеры», «Аты-баты, шли солдаты» В 1969 году опубликовал повесть «А зори здесь тихие», а потом были «В списках не значился», «Встречный бой», «Завтра была война» и многие другие.
Героями этих произведений стали его сверстники, для которых главным событием жизни стала война.
Вед.;
Виктор Петрович Астафьев – сибиряк, детдомовец. В 1942 году добровольцем ушёл на фронт. Воевал в артиллерии, был связистом, шофёром, артиллерийским разведчиком. Участвовал в боях на Курской Дуге, освобождал Украину, Польшу был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизовался.
Свою правду о войне писатель поведал в повестях: «Весёлый солдат», «Так хочется жить», в монументальном романе «Прокляты и убиты».
Вед.;
Булат Шалвович Окуджава – поэт, бард, кумир многих поколений россиян. Символично, что он родился 9 мая. И День Победы отмечал как двойной праздник. В начале 1942 года прямо из 9 класса ушёл на фронт. Воевал в миномётной батарее, под Моздоком был ранен. Демобилизовался в 1945 году. Тема войны одна из главных в творчестве Булата Окуджавы.
В 1967 году по его повести «Будь здоров, школяр» был снят фильм «Женя, Женечка и «Катюша»».
Вед.:
Юрию Васильевичу Бондареву в июле 1941 года было чуть больше 17 лет. Как все сверстники, он рвался на фронт, по этому, окончив ускоренный курс артиллерийского училища, лейтенант Бондарев уже в 1942 году уже воевал под Сталинградом. Роман «Горячий снег», написанный в 1969 году, - как раз об этих событиях: одни сутки боёв на подступах к Сталинграду артиллерийской батареи. В 1957 году вышла в свет повесть «Батальоны просят огня», которая сразу стала классикой отечественной военной прозы.
Вед.:
Белорусского писателя Василия Владимировича Быкова война застала на Украине, он добровольно присоединился к отступающим армейским частям, участвовал в тяжёлых оборонительных боях. Был направлен в военное училище в 1942 году восемнадцатилетний взводный лейтенант Быков снова на фронте. В литературу он пришёл в 1955 году. В своих произведениях «Мертвым не больно», «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск».
он писал о солдатах, партизанах, мирных жителях, оказавшихся на оккупированной территории.
(Демонстрируется фильм-хроника «Русские женщины в годы войны»)
Вед.:
А как оценить подвиг русской женщины, которая осталась в тылу и которая во имя Победы «…рубила, возила, копала…»?
Чтец:
…Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
(Михаил Исаковский «Русской женщине»)
Вед.:
Нелегко досталась нам Победа. Война нанесла тяжёлые раны советским людям. Гитлеровцы на оккупированных территориях совершали немыслимые зверства. Они расстреливали, закапывали людей живьём, разрушали и сжигали сотни городов, тысячи населённых пунктов. Так белорусская деревня Хатынь полностью была сожжена. Более 1 млн. человек замучено в лагерях смерти.
Вед.:
Но в отличие от фашистов наши русские солдаты проявляли лучшие благородные качества. Так всему миру известен подвиг русского солдата, который во время боя в городе Берлине вынес из под обстрела немецкую девочку. И в Германии в Трептов парке стоит памятник воину- освободителю. Это солдат – победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка.
( Демонстрируется документальный фильм «Парад Победы»)
Вед.:
Сегодня мы вспомнили, через какие испытания пришлось пройти всему народу во имя этого светлого дня — Дня Победы!
И это действительно Великая Победа Великого народа!
(В исполнении участников мероприятия звучит песня «День Победы»)
Чтец:
Запомним всех героев поимённо,
Кем сломлена фашистская орда!
Вот падают фашистские знамёна,
Чтоб больше не подняться никогда!
Мир кланяется русскому солдату,
Их видит легендарная Москва!
Вы слышите, шагают в сорок пятом
Победные советские войска!
Под Брестом, под Москвой
И в Сталинграде
Свой путь они к рейхстагу повели!
И вот на историческом параде
Стоят освободители Земли!
Использованная литература:
1 «Вечный огонь Победы» автор и составитель Замулин В.Н.
2 «Курская битва: взгляд из XXI века.» под редакцией Жукова В.И. 3 «Имена героев на карте Курской области» автор-составитель Михайлов Д.В.
4 «5 июля 1943года» Кардашов В.И.
5 «На земле Великой битвы» Дунаёв М.М.
6 «Рокоссовский» из серии ЖЗЛ, автор Кардашов В
7 «Звёзды славы боевой».
Выставка книг: Е.Носов «Красное вино Победы»,В Быков «Обелиск. Сотников », К.Воробьёв «Собрание сочинений»,Ю.Бондырев «Горячий снег»,В.Богомолов «Момент истины»,Б.Васильев «А зори здесь тихие»,Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»,В.Алёхин «Сполохи над Сеймом»,К.Симонов «Жди меня»,В.Астафьев «Повести. Рассказы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»
Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...
Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок
Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...
Сценарий митинга, посвященного 73 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Сценарий митинга,посвященного 73 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне...
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «75-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Сценарий для внеклассного мероприятия патриотического характера...
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом».
Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом»....