Сценарий литературного бала, посвященного роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс) на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Сценарий литературного бала, посвященного роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературного бала, посвященного роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Оборудование

Аудиозаписи:  романс П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого “Средь шумного бала”; романс П. Германа “Только раз бывают в жизни встречи”; вальсы И. Штрауса);

костюмы и платья, веера, цветы (атрибутика, приближенная к моде XIX века);

Ход мероприятия:

Регистрация участников

 Звучит вальс И. Штрауса; входят преподаватели, их встречают графиня (директор школы Вильмова М.Г.) и граф (Гаськов С.В.)

Вспомним с нежностью век,

Ставший вдруг эталоном.

В нём походы войной

И веселье пирушки,

И язык в нем иной:

Не погиб ещё Пушкин.

В нём влюбляют, поверь,

Чуть сверкнув ботильоном,

И уходят на смерть,

Как с крестом, с медальоном.

В нём из дома бегут,

Тесный сбросивши кокон,

И всю жизнь берегут

Тайно срезанный локон.

В нём Татьяны упрямы

И шуршат кринолины.

В нём - все женщины - Дамы,

А мужчины- Мужчины

 Адъютант-распорядитель (представляет входящих гостей):  

На нашем балу сегодня присутствуют: Граф и графиня Ростовы с дочерьми! (входят Ростовы, кланяются хозяину и хозяйке бала) и т.д.

Мы кланяемся

Граф:

…Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума;

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О, вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь;

Я вас хочу предостеречь.

Вы, также, маменьки, построже

За дочерьми следите вслед,

Держите прямо свой лорнет…”

Уважаемые гости нашего светского бала! Вы можете задать вопрос – почему наш бал связан с романом Льва Толстого “Война и мир”? Почему бал?

Распорядитель (Питецкая)

Балы в России стали существенным элементом светской жизни высшего дворянства. “Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди “…учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости”, - писал П. А. Вяземский. Бальный ритуал сравним с законченной по смыслу художественной фразой. Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. В светском обществе было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами и считать, что вместе с выправкою тела выпрямляется и душа”.

Распорядитель (Кокорина Л. Н.)

Вальс, в переводе с французского языка, означает “кружиться”. Это парный танец, основанный на кружении, темп умеренно быстрый. Произошел от народных танцев крестьян из Южной Германии, Австрии, Чехии. Благодаря непринужденности, простоте и изяществу движений, богатым выразительным возможностям музыки, вальс в 19 веке стал самым популярным танцем среди европейского общества”

Распорядитель (Питецкая):

 Роман Л.Н.Толстого  «Война и мир» входит в сокровищницу мировой литературы», книга на многие поколения и века как образец и кодекс нравственных ценностей для человека.

И вот выезд Наташи в “большой свет”. Ей 16 лет. Она приехала на первый большой бал в своей жизни. Что ожидает там Наташу, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга? Давайте перенесемся вместе с участниками в ту эпоху и посмотрим сцену бала так, как ее увидели и прочувствовали участники Усть- Баргузинской школы

Но у нас есть группа экспертов- герцогинь. У них очень ответственное задание: оценивать бальный танец и чтение текста знаменитого писателя России Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Демонстрируется фрагмент из романа ”Бал Наташи Ростовой”, глава XVI, часть 3, том 2 .

(звучит вальс И. Штрауса)

Вера (Яковлева А.М.): Наташа, посмотри на мое платье!

Наташа  (Коржевская А.К.)(не слушая ее): Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать, неужели меня не заметят все эти мужчины? Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною.

1-ая Дама (Буторова Т.В)): Посмотрите на молодую девушку. Как она искренна, естественна, по-детски наивна, проста.

2-ая Дама (Таюрская О.И.): Выражение ее лица говорит о ее “готовности на величайшую радость и на величайшее горе”.

3-тья Дама (Филиппова В.М.): Неужели к ней “никто не подойдет”, неужели ее “не заметят” мужчины? Состояние этой девушки близко к отчаянию, она “готова плакать”

Пьер Безухов (Федотова И.А.) (подошел к Болконскому, схватил его за руку): Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee, Ростова, молодая, пригласите ее.

Болконский (Федотов А.Г): Где? (извинившись, он подошел к графине Ростовой)

Ростова (Бекетова Г.П.): Позвольте вас познакомить с моей дочерью.

Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. Поклонившись Наташе, спросил: “Разрешите пригласить вас на тур вальса?”

Наташа улыбнулась и сказала про себя: “Давно я ждала тебя”.

(звучит музыка И. Штрауса, участники танцуют вальс, подготовленный Коржевской А. К.)

В это время звучит текст из романа Толстого (Читает Петрова А.Л.).

Графиня (Вильмова М.Г.): Вы увидели первый танец конкурсной программы, а сейчас давайте все вместе исполним танец.

Танцуют все под руководством Анастасии Константиновны.

Графиня:  Мы приглашаем следующих пар для нашей конкурсной программы .

Распорядитель (Кокорина Л.Н.): Кроме танцев, на балах присутствовали и светские забавы, одну из них мы сейчас проведем.

Распорядитель (Питецкая)

 Ох уж этот вальс!

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Крутится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой… [4]

3 Звучит романс Гаськова А.В. Я вас любил

Болконский Наташе: Вы помните наше первое свидание в отрадненской аллее? Как вы не могли заснуть в лунную ночь. Я невольно слышал ваш разговор с Соней.

Наташа: Мне стыдно в том чувстве, в котором невольно вы оказались свидетелем.

1-ая Дама: Мне кажется, что князя Андрея поразила естественность этой девушки.

2-ая Дама: Что вы, скорее всего, открытость и непринужденность этой девочки.

3-тья Дама: А я думаю, что отсутствие столичного лоска.

(после вальса Болконский проводил Наташу к графине)

4 Инсценировка сцены «Лунная ночь в Отрадном» детским садом «Золотая рыбка»

Болконский (в сторону): Эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж.…Это здесь редкость. Как эта девушка робка, трепетна. Гибкость тонкого стана очаровали меня. Я чувствую себя “ожившим и помолодевшим”. Эта девушка возвратила меня к жизни, разожгла огонь в моей душе и сердце.

Граф Ростов, подходя к дочери, спросил: “Весело ли тебе?

Наташа: Так весело, как никогда в жизни. Я нахожусь на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. (Мимо проходит мрачный Пьер) – Как весело, граф, не правда ли?

Пьер: Да, я очень рад.

Наташа (в сторону): Как могут они быть недовольны чем-то. Особенно такой хороший, как этот Безухов? Ведь все здесь на бале одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны быть счастливы.

5 Звучит инструментальная музыка Гаськовой С.С.

Звучит романс П. Германа “Только раз бывают в жизни встречи” в исполнении педагогов «Подлеморья» Веры Залуцкой и Серебряковой Веры Ивановны.

Граф и графиня объявляют победителей.

Полонез

В заключение общий бальный танец под руководством Анастасии Константиновны.

Графиня приглашает гостей на праздничный светский обед.

(звучит вальс И. Штрауса, участники представления парами уходят из кабинета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Галерея портретов Льва Николаевича Толстого"

Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни. ( А. Блок)В творениях его живёт ...

Жизненный и творческий путь Льва Николаевича Толстого

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где крас...

Презентация «Биография Льва Николаевича Толстого»

Презентация «Биография Льва Николаевича Толстого» предназначена для показа широкому кругу зрителей. Учитель литературы может включать презентацию в свое занятие. Ребята смогут самостоятельно про...

Сценарий литературного бала по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сценарий литературного бала по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Литературная гостиная по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Гостиная на тему "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".Мероприятие нацелено на приобщение учащихся к семейным ценностям и представляет из себя постановку семейных сцен из романа Л.Н. Толс...

Литературная гостиная по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Материал предназначен для внеурочной деятельности после прочтения романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в 10 классе....