Литературная гостиная по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
план-конспект занятия (10 класс)
Материал предназначен для внеурочной деятельности после прочтения романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостиная | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Цель: Расширить представление учащихся о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Показать семейные ценности в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.
Задачи:
Выделить ключевые сцены из романа, относящиеся к жизни семьи Ростовых и Болконских.
Проанализировать эпилог романа. Сделать постановку семейных сцен из романа.
Оформление: портрет писателя, музыка Моцарта и Баха, видео из фильма «Война и мир».
Ход мероприятия:
Ведущая: Богат тот, кто связан крепкими узами со своими родными, которые всегда его поймут, кто окружает своей непрестанной заботой
Семья - это большая ценность, иметь семью – большое счастье!
Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души. Строить семью – это значит строить жизнь…
Гости зачитывают мысли Л. Н. Толстого о семье.
-Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
-Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья,
несчастлива по-своему.
-В жизни есть одно несомненное счастье – жить для другого.
-Любить значит жить жизнью того, кого любишь.
-Брак истинный только тот, который освещает любовь.
Ведущая: В романе «Война и мир» семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего.
Л. Н. Толстой выделяет несколько семей: Болконские и Ростовы.
Это не просто семьи, это целый жизненный уклад, основанный на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых. Семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.
Самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности - суть семьи.
Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе — с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу.
К концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, — гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которых они оба искали.
Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы — ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее.
1 сцена
Ведущий: После освобождения из плена Пьер находится в Орле, долго болеет. Безухов узнает о смерти Андрея и Элен. Он переживает духовное возрождение. Пьер решает уехать в Москву, чтобы уладить свои дела. В Москве Пьер посещает Марью Болконскую, у которой встречает Наташу Ростову. Безухов ощущает пробуждение своей любви к Наташе. Путаясь в словах, он невольно выдает свои чувства. После свидания с Наташей Пьер решает жениться на ней, и каждый день бывает в доме княжны Марьи.
Марья Болконская: Да, вот как мы с вами встречаемся. Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени.
Пьер Безухов: Вы можете себе представить, что я ничего не знал про Андрея. Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым... Какая судьба!
Марья Болконская: (Показывая на сидевшую поодаль Наташу Ростову.) Вы не узнаете разве?
Пьер Безухов: (Обращаясь к Наташе.) Да, есть ли семья без своего горя? Какое счастье, что он свиделся с вами.
Наташа Ростова: Да, это было счастье. Он говорил, что желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему... Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним… но его он ушел, Пьер, ранение было слишком тяжелым, Андрей умер.
(Наташа плачет. Пьер отводит Наташу. Обращается к Марье.)
Пьер Безухов: Но что же мне делать? Я… Я люблю ее!
Марья Болконская: Поручите это мне… Я знаю, что она любит... полюбит вас.
Пьер Безухов: Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
Марья Болконская: Да, думаю. Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
Пьер Безухов: Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть... Как я счастлив!
2 сцена
Ведущий: Перенесённые испытания ещё больше сближают героев романа, которые видят своё счастье в простоте, добре и правде. Рассказывая о своём плене, Пьер чувствует внимание Наташи. Она на лету ловила ещё не высказанное слово и прямо вносила в своё раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера. Любовь преображает Безухова. Он думает о невероятном предстоящем счастье. Им овладевает радостное, неожиданное сумасшествие, весь смысл жизни... казался ему... только в его любви. А Наташа? В опустошённой душе девушки вдруг просыпаются сила жизни, надежда на счастье. Всё: лицо, походка, взгляд, голос — всё вдруг изменилось в ней... Она мало говорила о Пьере, но, когда княжна Марья упоминала о нём, давно потухший блеск зажигался в её глазах и губы морщились странною улыбкой.
(Пьер обращается к Наташе Ростовой.)
Пьер Безухов: Драгоценная Наташа, знаю я потратил жизнь впустую, но я вынужден попросить вас… Откажете, я тотчас уеду в Петербург и более Вас не побеспокою, но сможете ли вы полюбить меня?
Наташа Ростова: Да, я смогу. Да, я люблю вас, дорогой Пьер!
Ведущий: Радостно осознавать, что люди достойные, которых так долго испытывала судьба, получают в конце пути заслуженную награду.
(Звучит романс.)
3 сцена
Ведущий: Наша героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».
«Эпилог» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжелых драматических конфликтов. Все просто и надежно в молодых семьях Ростовых и Безуховых : устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.
Ведущая: «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково — радостно или печально — важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию.
Так приезд Пьера было радостное, важное событие, и таким оно отразилось на всех.
Дети и гувернантки радовались приезду Безухова, потому что никто так не вовлекал их в общую жизнь, как Пьер. Он один умел на клавикордах играть тот экосез (единственная его пьеса), под который можно танцевать, как он говорил, всевозможные танцы, и он привез, наверное, всем подарки.
Гости были рады Пьеру, как человеку, всегда оживлявшему и сплочавшему всякое общество.
Взрослые домашние, не говоря о жене, были рады другу, при котором жилось легче и спокойнее.
Старушки были рады и подаркам, которые он привезет, и, главное, тому, что опять оживет Наташа.
Пьер чувствовал эти различные на себя воззрения различных миров и спешил каждому дать ожидаемое.
Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.»
(Пьер с веселым, улыбающимся лицом разбирал свои покупки).
Пьер: Каково! (Наташа, держа на коленях старшую дочь и быстро переводя сияющие глаза с мужа на то, что он показывал, сидела против него).
Наташа: Это для Беловой?. (Она пощупала добро́ту).
Наташа: Дорого. (Наташа берет подарок Пьера)
- Ну, как дети рады будут и maman. Только напрасно ты мне это купил.
Пьер: Меня Адель сбила: купить да купить.
Наташа: Когда же я надену?
Пьер: Это Машеньку вывозить: может, тогда опять будут носить. Ну, пойдем.
(И, забрав подарки, они пошли сначала в детскую, потом к графине).
(Графиня, по обычаю, сидела с Беловой за гранпасьянсом, когда Пьер и Наташа с свертками под мышками вошли в гостиную.
Когда Пьер с женою пришли в гостиную, графиня находилась в привычном состоянии потребности занять себя умственной работой гранпасьянса и потому, несмотря на то, что она по привычке сказала слова, всегда говоримые ею при возвращении Пьера или сына).
Графиня: Пора, пора, мой милый; заждались. Ну, слава Богу» (и при передаче ей подарков сказала другие привычные слова) Не дорог подарок, дружок, — спасибо, что меня, старуху, даришь...— Благодарствуй, мой друг, ты утешил меня. Но лучше всего, что сам себя привез. А то это ни на что не похоже; хоть бы ты побранил свою жену. Что это? Как сумасшедшая без тебя. Ничего не видит, не помнит. Посмотри, Анна Тимофеевна, какой сынок футляр нам привез.
(Белова хвалила подарки и восхищалась своим ситцем).
4 сцена
(Под музыку Моцарта все идут к столу, Наташа и Пьер, княжна Марья и Николай, Денисов. Соня разливает чай из самовара на фоне яблоневого сада).
Ведущий: (За чаем вокруг круглого стола и самовара, у которого сидела Соня, собирались все взрослые члены семейства. Дети, гувернеры и гувернантки уже отпили чай, и голоса их слышались в соседней диванной. За чаем все сидели на обычных местах. Денисов, с поседевшими наполовину курчавыми волосами, усами и бакенбардами, в расстегнутом генеральском сюртуке сидел подле графини Марьи, Пьер сидел между женою и старою графиней. Он рассказывал то, что — он знал — могло интересовать старушку и быть понято ею. Он говорил о внешних, общественных событиях и о тех людях, которые когда-то составляли кружок сверстников старой графини, которые когда-то были действительным, живым отдельным кружком, но которые теперь, большей частью разбросанные по миру, так же как она, доживали свой век, собирая остальные колосья того, что они посеяли в жизни.)
Денисов: Ну что же, все это безумие, и Госнер и Татаринова, неужели все продолжается?
Пьер: Как продолжается? Сильнее, чем когда-нибудь. Библейское общество — это теперь все правительство.
Графиня: Это что же, mon cher ami? Как же это ты говоришь: правительство: я это не пойму.
Николай: Да, знаете, maman, это князь Александр Николаевич Голицын устроил общество, так он в большой силе, говорят.
Пьер: Аракчеев и Голицын, это теперь все правительство. И какое! Во всем видят заговоры, всего боятся.
Графиня: Что ж, князь Александр Николаевич-то чем же виноват? Он очень почтенный человек. Я встречала его тогда у Марьи Антоновны. Нынче всех судить стали. Евангельское общество — ну что ж дурного?
(И она встала (все встали тоже) и с строгим видом поплыла к своему столу в диванную0.
Ведущая: Среди установившегося грустного молчания из соседней комнаты послышались детские смех и голоса. Очевидно, между детьми происходило какое-то радостное волнение.
Голос за сценой: Готово, готово! — послышался из-за всех радостный вопль маленькой Наташи. Пьер переглянулся с графиней Марьей и Николаем (Наташу он всегда видел) и счастливо улыбнулся.
Пьер: Вот музыка-то чудная!
Мария Болконская: Это Анна Макаровна чулок кончила.
Пьер: О, пойду смотреть. Ты знаешь, отчего я особенно люблю эту музыку? Они мне первые дают знать, что все хорошо. Нынче еду: чем ближе к дому, тем больше страх. Как вошел в переднюю, слышу, заливается Андрюша о чем-то, — ну, значит, все хорошо...
Николай: Знаю, знаю я это чувство. Мне идти нельзя, ведь чулки — сюрприз мне.
(Пьер вошел к детям, и хохот и крики еще более усилились).
Пьер: Ну, Анна Макаровна, вот сюда, на середину, и по команде — раз, два, и когда я скажу три, ты сюда становись. Тебя на руки. Ну, раз, два... сделалось молчание. Три! ( и восторженный стон детских голосов поднялся в комнате).
Дети: Два, два!
Ведущий: Это были два чулка, которые по одному ей известному секрету Анна Макаровна сразу вязала на спицах и которые она всегда торжественно при детях вынимала один из другого, когда чулок был довязан.
(Взрослые прощаются с детьми, которые идут спать).
Звучит приглушенная мелодия Баха.
Ведущая: Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие качества, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...
Литературная гостиная «Роман Прокопьевич Ругин-поэт народа ханты»
Мероприятие, посвященное творчеству хантыйского поэта Романа Прокопьевича Ругина....
Литературная гостиная по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Сцены из семейной жизни героев...
Литературная гостиная по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Гостиная на тему "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".Мероприятие нацелено на приобщение учащихся к семейным ценностям и представляет из себя постановку семейных сцен из романа Л.Н. Толс...