Белгородские потехи
методическая разработка на тему

Цемух Светлана Васильевна

Сценарий для меоприятия на основе игрового материала Белгородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariybelgorodskie_potehi.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы любите играть?(ответы)

Конечно!  Играть любят все! Ведь игра - это спутник нашей жизни и  источник радостных эмоций! Но у всех игры разные…

У многих  из вас есть интерактивные игрушки: радиоуправляемые  вертолеты и  железные дороги, машинки на дистанционном управлении, ходящие и говорящие  куклы, плачущий Беби – Борн,   Ферби,  Старлили, Роботы, Магистр Йода и многие другие. Вы - современные дети, играете в компьютерные игры. У вас есть планшеты и смартфоны, айпеты и айфоны. У ваших родителей игрушки были намного попроще.

        А в старину заводов не было, поэтому ваши бабушки с  дедушками и прабабушки с прадедушками , когда были такие как вы, играли игрушками,  изготовленными  своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом,  из подручного материала.

Но  у многих ребятишек того далёкого времени  игрушек  вообще не было, поэтому они играли друг с другом  на улице, придумывая себе веселые забавы. Вам рассказывали ваши бабушки и дедушки, во что они играли во дворе, когда были маленькие? (ответы)

В  некоторые играете и вы, современные дети, как играли в них дети на Руси, и даже не подозреваете , что они являются видоизмененными старинными.

 Наша Россия – страна большая и сильная, в каждой её части сложились свои традиции и обычаи.  Но еще у нас есть малая родина – Белгородчина – особый край.

На географическом пространстве нашей области собраны разные культуры: русская, польская, украинская, литовская, белорусская. А заселен он был  в основном русскими и украинцами. Это внесло свою коррективу в народную культуру и  игровые особенности : они чем – то похожи, а чем- то и отличались. Но они всегда  являлись  неотъемлемой частью культуры народа -  содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере.

Сегодня мы с вами будем играть в игры, которые играли у нас на Белгородчине -  мы приготовили  веселые сюжетные и подвижные игры, задания на смекалку и интересные загадки.

 За победу в каждом конкурсе – вы будете получать баранки, а в конце игровой программы по количеству баранок мы и определим победителя!

Но игра – есть игра,  здесь главное не победа, а веселое времяпровождение, приятное общение и хорошее настроение! В выигрыше останутся все – ведь с вас ждет   у самовара на  чаепитие с конфетами и баранками.

Итак, Мы начинаем!

Русская  народная  игра « ПЛАТОЧЕК»

Игроки встают в круг и берутся за руки. Ведущий ходит за кругом и незаметно кладет на плечо одного из игроков. Игроки должен взять платок и догнать ведущего.

Правила игры: Игроки бегают по кругу, вбегая и выбегая из него. Остальные участники игры открывают круг, поднимая руки вверх, или закрывают круг, опуская их вниз. Если игрок догонит ведущего за условленное время, то они меняются ролями. Если игрок не догонит ведущего, то отдает ему платок и игры продолжается.

II.Молодцы! Вы справились!

Вам игра понравилась?

Ну ребята, так держать!

Дальше будем продолжать?

Русская  народная  игра  «ПЯТНАШКИ»

Играющие выбирают «пятнашку» – водящего. Остальные разбегаются по площадке.

Правила игры: пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры:- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки, в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д.

I. Хорошо сейчас играли!

   Думаю, что не устали….

             А сейчас игра - моя!

            Про «Колдуна» и «Вороного коня»

Русская  народная  игра

«РАСКОЛДУЙ МЕНЯ ВОРОНОГО КОНЯ»

Игроки выбирают водящего – «Колдуна». Остальные разбегаются по площадке.

Правила игры:  «Колдун» старается осалить убегающих.Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его.

        II. Весела игра твоя,

              Но не хуже имоя!

               В «Жмурки» мы сейчас сыграем,

              Поглядим, кто  проиграет.

Русская  народная  игра

«ЖМУРКИ»

При помощи считалки дети выбирают водящего.

Правила игры: Завязывают водящему глаза. Поворачивая его вокруг своей оси, дети спрашивают:

  • На чём стоишь?
  • На мосту
  • Что пьёшь?
  • Квас
  • Лови мышей, а не нас…

Ребята разбегаются. Водящий двигается на хлопки ладошек детей, старается поймать игрока.

I.Долго бегали, скакали

И, наверно, вы  устали

На скамейке посидите

Друг на друга поглядите

Загадаю вам загадки

Отгадайте по порядку

Их, в лукошке, много очень

Очень разных, между прочим

Умных, очень интересных

Просто добрых и чудесных

Кто не скажет ответ нам

Будет блеять ,как баран!

ЗАГАДКИ:

Правила игры:дети поочередно  достают из лукошка листочки с  загадками, на которые дают ответ. Если не угадал – должен проблеять как барашек. Игра  проводится примерно для половины присутствующих

II.Это надо ж, отгадали…

Вы отгадывать устали?

Загадать хочу и я

Но, по-новому, друзья!

Так опять  играть давайте!

Не спешите, выбирайте!

Много их в лукошке нашем

Доставайте, мы расскажем!

Как играли в игры эти

Раньше взрослые и дети

«Где мы были – мы  не скажем,

А, что делали- покажем!»

Русская  народная  игра

«ГДЕ МЫ БЫЛИ – МЫ НЕ СКАЖЕМ…

А, ЧТО ДЕЛАЛИ _ ПОКАЖЕМ!»

Правила игры: дети поочереди достают из лукошка листочки, на которых написаны действия, которые они показывают следующему игроку:делать утреннюю гимнастику; лепить снежную бабу; раздувать угасающий костер;надувать шары; пилить дрова; рубить дрова;копать; плавать; читать; подметать;……

I.Вам игра понравилась?

Вы с заданьем справились!

Есть для вас еще игра!

Вам о ней  узнать пора!

Колокольчика звончей

Под рекой звенит ручей

Голосистый, звонкий, быстрый

Мчится к речке серебристый

По овражкам скок – скок

Поиграем в «Ручеек»

        

Русская  народная  игра

«РУЧЕЕК»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Правила игры: Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее.

II.Дружно, славно вы играли, даже и не верится

А теперь пришла пора – мальчишкам  силою померяться!

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Правила игры: По сигналу судьи команды начинают перетягивание, каждая в свою сторону. Проигравшей считается та, чья крайняя отметка пересечет контрольную линию.

I.А для девочек игра сейчас

«Путаница, распутай нас!»

Русская  народная  игра

«ПУТАНИЦА!»

В начале игроки выбирают водящего «Путаницу».

Правила игры: Водящие выходят из комнаты (на улице — отворачиваются либо отходят подальше) а игроки берутся за руки, образуя цепочку в виде круга. Далее они начинают запутывать свою цепочку. При этом цепочка может самопересекаться, игроки могут подлазить или перелазить через цепочку, переплетать свои руки и даже ноги. Одно условие — руки соседа отпускать нельзя. После того, как цепочка запутана до невообразимости, игроки хором зовут водящих: Путаница-путаница, распутай нас!

«Путаница» возвращается и начинает передвигать игроков, распутывая цепочку. При этом главное условие то же самое: руки разрывать нельзя! Если водящий смог распутать игроков, восстановив круг и не разорвав рук — победил! Если распутать не смог или если цепочка разорвалась — победили игроки-«путаники». Естественно, что игроки не должны специально бросать руки!

II.Мы на славу поиграли

Веселились-не устали!

Но пришла пора прощанья..

Говорим мы: «До свиданья!»

Позабытым играм старым…

I. В них играли мы недаром!

Крепче стали и мудрее

Научились быть дружнее

Стали игры нам знакомы

В них играть мы будем дома!

И в гостях, и на прогулке

И в знакомом переулке…

II. Дружно с вами мы играли,
    И нисколько не скучали,
    А теперь пришла пора
    Нам проситься детвора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Делу время, а потехе - час"

Тема урока: "Делу время, а потехе - час"План:I. Организационный моментII. Определение темы урока (определяют сами дети после того как дети прослушают песню А.Б. Пугачевой)III. Введение новых понятий:...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

"Особенности национальной потехи" (масленичные гуляния)

Предлагаю музыкальное театрализованное костюмированное, а самое главное, познавательное   представление  на праздник "Масленица". Вы узнаете не только о днях  Масленицы, но и ...

Внеклассное спортивное мероприятие среди учащихся 6-х классов "Юношеские потехи"

Материал можно использовать для конкурсов, посвященных Дню защитника Отечества....

Урок литературного чтения в 4 классе по разделу «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»

Презентация предназначена для проведения урока-обобщения по теме "Делу время- потехе час" в 4 кл по программе "Школа России"...

Конспект урока по обществознанию для 6 класс "Делу время - потехе час".

Подробный конспект  для 6 класса к учебнику Боголюбова включающий в себя проэктную  деятельность....