"Юные герои Великой войны"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
КОГ КУСО « Мурыгинский детский дом- интернат для умственно- отсталых детей « Родник»
Час Памяти
« Юным героям Великой войны посвящается…»
Составитель: Е.А. Чарушникова
воспитатель отделения ИМВ
Мурыгино
2015 год
« Юным героям Великой войны посвящается…»
Цели:
- расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
- заинтересовать неизвестными фактами о детях военной поры;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать патриотические чувства.
Оборудование: медиа аппаратура, песни о войне, фильм « Ленинградская Симфония Шостаковича», отрывки из документального фильма « Великая Отечественная», видео презентация « Юные герои великой войны»
Звучит куплет песни « Не надо войны»
Не надо войны, не надо смертей.
Зачем же сиротами делать детей.
Зачем эти беды и слёзы нужны.
Не надо войны, не надо войны!
В сердцах наших будут жить вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны!
1 блок.
Ещё вчера девчонки и мальчишки списывали контрольные , читали стихи на уроках, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, а завтра… Завтра была война…
Отрывок из д.ф. « Великая Отечественная»
Слайд 1. Они встретили войну в разном возрасте. Кто- то совсем крохой, кто-то подростком , кто- то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Война обрушилась на их плечи бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, сводки с фронтов вместо букваря, чёрные похоронки, осколки мин. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Они рано стали взрослыми.
Суровое время чеканило характеры решительно и жестоко. Мальчишки и девчонки защищали Родину.
И были дети смелы и отважны. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Не для смерти рождаются дети, но ударило в небо пламя, и Родина тихо сказала: « Вставайте, дети, на помощь!»
Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики, где не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков страшные собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху.
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В чёрный дым сражений на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Увидали мальчики- храбрые солдаты.
Волгу в сорок первом,
Шпрее- в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
Блок 2.
Многие подростки воевали в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали вражеские воинские эшелоны. Вот выдержка из приказа по немецкой армии 1942 года: « Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…» Дети показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Город Керчь. Крымский город, с улиц которого видны два моря- Чёрное и Азовское. С сентября 1941 года в каменоломнях в районе Керчи находился партизанский отряд. Фашистские каратели неоднократно пытались уничтожить бойцов партизанского отряда. Вместе со взрослыми в отряде сражались и подростки. Один из них Володя Дубинин ( слайд 2) Он подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб он при разминировании вражеской мины, ему едва исполнилось 15 лет. За героизм и отвагу Володя Дубинин посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Володе поставлен памятник в г. Керчь ( слайд 3), улица, на которой он жил названа его именем, также ему посвящена книга Льва Кассиля и Макса Полянского « Улица младшего сына», снят фильм с таким же названием.
Белоруссия. Село Стеньково. Жил там четырнадцатилетний парнишка Марат Казей (слайд 4)
Он был разведчиком штаба партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского. У села Хороменское он с начальником разведки попал в окружение фашистов. Когда закончились патроны , Марат бросил гранату. А со второй, которую зажал в руке, шагнул в гущу врагов. Раздался взрыв…
Марат Казей награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Памятники Марату Казею открыты в Минске и в его родном селе. ( слайд 6)
Наде Богдановой ( слайд 7 ) было всего десять лет , когда она стала разведчицей в партизанском отряде « дяди Вани» Дьячкова, действовавшем в районе Витебска. Боевые друзья долгие годы после войны считали её погибшей, даже памятник поставили. А она выжила!.. Действительно, гитлеровцы казнили её дважды. Маленькая, худенькая, она прикидывалась нищенкой, бродила по фашистским тылам, всё подмечая и запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом в составе боевых групп то участвовала в нападениях на вражеских штаб в каком- нибудь селе, то пускала под откос военный эшелон… Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым вывесила 7 ноября красный флаг в оккупированном врагом Витебске ( 7 ноября был главный советский праздник, в этот день состоялся военный парад в Москве) Надю били, пытали, а когда при вели ко рву расстреливать, сил у малышки уже не было. Она упала в ров, лишь на секунду опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…
Второй раз её схватили в конце 1943 года в деревне Карасёво. Пытали по- взрослому: обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Когда партизаны атаковали деревню, гитлеровцы бросили юную разведчицу, считая её мёртвой. Парализованну. И почти слепую, её выходили местные жители. После войны известный врач- офтальмолог В.П. Филатов вернул Наде зрение. А спустя 15 лет она услышала по радио, как её командир- начальник разведки отряда Слесаренко- говоря, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, назвал среди них и девушка и объявилась Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда девушка и объявилась, только тогда коллеги по работе узнали, как, совсем малышка, воевала она во время Великой Отечественной.
Блок 3.
Мальчик из легенды- так нарекла слава Лёню Голикова ( слайд 7 ). Когда началась война, школьнику из деревни Лукино, что под Старой Руссой, не было ещё и 14 лет. Когда враги оккупировали родную землю, Лёня добыл винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел моложе своих лет. Под видом нищего ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Не раз бывал в разведке, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, склады. Наравне со взрослыми участвовал в 27 боевых операциях. В августе 1942 года партизаны ходили в разведку на шоссейную дорогу, выполнив задание, командир дал сигнал возвращаться в отряд. Лёня тоже поднялся, но вдруг увидел вдали немецкую легковую машину. Лёня лёг за груду щебня, приготовил гранату и стал ждать. Машина приблизилась, Лёня бросил гранату, раздался взрыв. Лёня увидел, что из горящей машины выскочил немец, схватил пистолет- автомат и бросился в сторону от дороги. Это был немецкий генерал- майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В погоню за ним бросился Лёня. Последним патроном Лёня попал в генерала. Подойдя к мёртвому офицеру, Лёня взял его портфель и отправился в отряд. То, что находилось в портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения немецкому командованию и ряд других бумаг. Документы были переправлены в Москву. Вскоре из столицы пришла радиограмма- предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве ещё не знали, что документы захватил один партизан и ему всего 14 лет.
Но Лёня об этом не узнал. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором был Лёня Голиков, был окружён фашистами. После жесток их боёв, отряду удалось прорваться и уйти в другой район. В строю осталось лишь 50 человек. Все попытки слиться с другими отрядами заканчивались неудачами. Ночью 23 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли уже лишь
27 обессилевших бойцов . Разведка ничего подозрительного не обнаружила- гарнизон немцев располагался в нескольких километрах от деревни. Заняли три крайние избы. Но на утро сон партизан был прерван грохотом пулемёта- предатель сообщил в немецких гарнизон о партизанах. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу… В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Лёня Голиков.
2 апреля 1944 года Леониду Голикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания.
1 июня 1960 года Лёне Голикову был открыт в Москве памятник.( слайд 8 )
Блок 4.
Сражались и погибали дети не только на фронтах…
Все знают о блокаде Ленинграда.8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, которая длилась 900 дней и ночей. В осаждённом городе оказалось 2 млн. 887 тыс. чел. Среди них около 400 тыс. детей. Страшно было от ночных бомбёжек, дневных артналётов, страшно, когда рушились стены домов, в которых ещё недавно жили друзья. Юные ленинградцы наравне со взрослыми достойно защищали город. Они рыли окопы, проверяли светомаскировку, собирали цветной лом для изготовления патронов и снарядов. Школьник, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли « часовыми ленинградских крыш» . Но самым страшным в Ленинграде был голод. Запасы муки стремительно таяли, поэтому постоянно снижались нормы хлеба. За полтора месяца с начала блокады паёк уменьшался 5 раз.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам…
О. Берггольц
Зимой 1942 года Ленинград доедал хлеб, посеянный ещё до войны. Но он мало напоминал тот, довоенный хлеб. Вместе с мукой , доля которой сокращалась каждый день, добавляли хлопковые жмыхи, ячменные и ржаные отруби, обойную и рисовую пыль, мучную пыль, годами оседавшую на стенах мельниц. В ход пошло и проросшее зерно со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки. А когда иссяк запас и этих заменителей, в хлеб стали добавлять целлюлозу. Но вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, взрослые устраивали детям праздники. Писатель Александр Фадеев сказал : « И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Фильм « Ленинградская симфония Шостаковича"
Блок 5.
Но самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей или гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку- у них отняли Родину и свободу. На одной только Украине насчитывалось 180 лагерей смерти. ( слайд 9 ) На территории Германии 1100. Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен, Дахау, Освенцим, Саласпилс, Майданск…
У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами ( у многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием), расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья, неволи…
Всего за время Второй мировой войны на земле погибло 13 млн. детей. Сколько белорусских, польских, французских? Погибли дети - граждане мира.
( Слайд 10) Солдаты знали, за что умирали. Одни - за Родину, другие- за идею. А за что умирали дети? Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты? Разными путями попадали они на войну. Освобождённые из плена, братья и сёстры погибших , сироты и дети живых родителей… они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час, но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве , принёсшем нам Победу.
Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно- Морского флота. Это были сыновья полков и юнги. Голодных и промёрзших , их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами убеждали вернуться домой. Но многим возвращаться было некуда - война отняла у них дом, родных.
Горланили « К бою!» трубы полковые.
Военный гром катился над страной,
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, на левый фланг
В солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать.
Но всё равно в боях они умели
Не отставать, не отставать
И побеждать.
Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне,
Валились с ног в минуты передышки
И в час ночной неслись домой
В коротком сне.
Жила в сердцах их взрослая отвага
В двенадцать лет по- взрослому сильны,
Сыны полков, сыны полков
Своей страны.
Где вы сейчас, мальчишки боевые?
Вы по весне прислушайтесь порой:
Зовут героев трубы полковые
На правый фланг, на правый фланг
В солдатский строй!
В. Суслов.
После войны многие сыны полков снова сели за парты, чтобы продолжить прерванную войной учёбу в школе. Кто- то окончив Суворовское или Нахимовское училища, открытые во время войны для детей, потерявших родителей, продолжил службу. Но не все дожили до тёплого мая 1945 года. Не всем суждено было услышать слово « ПОБЕДА»
Вам, юные защитники, - наша всенародная благодарность и память…
(Слайд 11) Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Звучит метроном.
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. На море, в небе, в партизанских отрядах, Брестской крепости. Их были десятки тысяч, отчаянно - смелых мальчишек и девчонок - сорвиголов. И ни на миг не дрогнули их детские сердца.
(Слайд 12 ) Не щадя себя
В огне войны,
Не жалея сил
Во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Р. Рождественский
Снова звучит куплет песни « Не надо войны!»
Использованная литература:
Информационно- методический сборник « 2009 год – год молодёжи», Киров 2009 / Беседа
« Юные герои Великой войны» составитель Е. Татаринова
МКУ « Юрьянская ЦБС» Юрьянская районная детская библиотека « Урок Памяти: Детям Ленинграда посвящается…» составитель Ирбулдина Л.Ю. ( главный библиотекарь ЮРДБ)
2014 год Юрья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юные герои Великой войны (сценарий внеклассного мероприятия по истории)
Сценарий внеклассного мероприятия 5-7 класс: неизвестные страницы, бегство детей на войну стало настоящей эпидемией, проявляя чудеса самопожертвования, в свои 12-15 лет они становились Георгиевс...
Юные герои Великой Отечественной войны
Презентация расширяет кругозор,дает представление о подвиге советских детей, воспитывает чувство гордости за них и за Родину...
Литературно-музыкальная композиция " «ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Цель: способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и...
«ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» Литературно-музыкальная композиция
Цель: способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и...
Классный час "Юные герои Великой Отечественной Войны"
ü показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;ü вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;ü воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в м...
Внеклассное мероприятие, посвященное юным героям Великой Отечественной войны
Внеклассное мероприятие, посвященное юным героям Великой Отечественной войны...
Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию 2021/22 учебного года «Юные герои Великой Отечественной войны»
Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию 2021/22 учебного года «Юные герои Великой Отечественной войны»1. Диплом 1 степени Леоновой Марии2. Сертификат Нехорошевой Н...
- Мне нравится (1)