Классный час "Юные герои Великой Отечественной Войны"
классный час (5, 6, 7, 8 класс)

Луценко Светлана Ивановна

ü показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;

ü вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;

ü воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час.

Юные герои Великой Отечественной войны

Цель: – воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

 Задачи:

  • обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
  • вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
  • показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;
  • вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
  • воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
  • развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудование: (мультимедиа, компьютер, экран), плакат.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Прослушивание аудиозаписи голоса Левитана об объявлении войны.

- Скажите, о чем объявил диктор Левитан? (ответы детей)

Звучит «Священная война»

- Как вы думаете, какой теме будет посвящен на сегодняшний классный час?

- А почему важно не забывать тех, кто победил в этой великой войне?

Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

- Как вы понимаете эти слова?

- Герои минувшей войны, кого вы считаете героями?

- Как вы думаете, а дети могли быть героями?

- Чтобы стать героями, что должны были они сделать?

- Посмотрите на фотографии на доске. Как вы думаете кто это?

- Вот об этом мы сегодня будем говорить, о героях, которые были ещё детьми, такими же как и вы. Тема нашего урока: «Юные герои Великой Отечественной войны.»

  1. Знакомство с новым материалом.

Юные герои Великой Отечественной войны — сколько их было? Если считать — а как же иначе?! — героем каждого мальчишку и каждую девчонку, которых судьба привела на войну и сделала солдатами, матросами или партизанами, то — десятки, если не сотни тысяч.

По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. При этом понятно, что далеко не каждый командир подразделения, рискнувший взять на воспитание сына полка, находил в себе смелость заявить о воспитаннике по команде. Понять, как старались скрыть возраст маленьких бойцов их отцы-командиры, которые и в самом деле многим были вместо отцов, можно по неразберихе в наградных документах. На пожелтевших архивных листках у большинства несовершеннолетних военнослужащих указан явно завышенный возраст. Реальный выяснялся гораздо позже, через десять, а то и через сорок лет.

А ведь еще были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях! И там-то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить.

Так что «десятки тысяч» — это далеко не преувеличение, а скорее, преуменьшение. И, видимо, точного числа юных героев Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда. Но это не причина не помнить о них.

Шли мальчишки от Бреста до Берлина

Самым младшим из всех известных маленьких солдат — во всяком случае, согласно документам, хранящимся в военных архивах, — можно считать воспитанника 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии Сергея Алешкина. В архивных документах можно найти два свидетельства о награждении мальчишки, родившегося в 1936 году и оказавшегося в армии с 8 сентября 1942 года, вскоре после того, как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами. Первый документ от 26 апреля 1943 года — о награждении его медалью «За боевые заслуги» в связи с тем, что «Тов. АЛЕШКИН любимец полка» «своей жизнерадостностью, любовью к части и окружающим в чрезвычайно трудных моментах вселял бодрость и уверенность в победе» и это в свои то 7 лет. Второй, от 19 ноября 1945 года, о награждении воспитанников Тульского суворовского военного училища медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»: в списке из 13 суворовцев фамилия Алешкина стоит первой.

Но все же столь юный солдат — исключение даже для военного времени и для страны, где на защиту Родины поднялся весь народ, от мала до велика. Большинству же юных героев, воевавших на фронте и в тылу врага, было в среднем по 13–14 лет. Самые первые из них были защитниками Брестской крепости, а один из сыновей полка — кавалер ордена Красной Звезды, ордена Славы III степени и медали «За отвагу» Владимир Тарновский, служивший в 370-м артполку 230-й стрелковой дивизии, — оставил свой автограф на стене Рейхстага в победном мае 1945-го…

  1. Знакомство с новым материалом.

"У войны не женское лицо", но воюющие дети - еще более противоестественное явление, чем женщины. Тем не менее, их вклад в общую победу бесценен. В годы Великой Отечественной войны юные герои сбегали на фронт и становились сыновьями и дочерьми полка, работали в тылу, приближая победу, и стали авторами самых сильных и щемящих свидетельств о войне. Во время Великой Отечественной войны против фашистов сражалась особая армия - армия мальчишек и девчонок.
Термин "сын полка" появился еще до Великой Отечественной войны, но широкое распространение получил в это время. Так называли детей, которых зачисляли в состав воинского подразделения и ставили там на довольствие, либо такие дети содержались в армии за счет основного состава, но сведения о них не отражались в документации. Оказавшись в составе воинских частей, дети нередко принимали участие в боевых действиях. Об этом, в частности, идет речь в повести Валентина Катаева "Сын полка" - о мальчике-найденыше Ване Солнцеве. "Я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители", - так Катаев обозначил замысел своей повести. Более подробно сегодня познакомимся с героями: Вилор Чермак, Иван Герасимов, Володя Дубинин, Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова. (учащиеся рачитают доклады о героях-пионерах)

- Вы услышали одни из многих рассказов о ребятах, которые сражались за Родину.  Они погибли до 9 мая 1945 года. Они не видели парада победы на Красной площади в Москве, не разделили общего народного счастья. Но своим подвигом маленькие герои приблизили победу.

V. Итоги классного часа.

1.  - В самом начале нашего мероприятия мы с вами перед собой поставили цели, ребята, достигли ли мы их?

- Узнали ли вы для себя новое?

- Что именно вам запомнилось?

- Какие чувства возникли у вас во время классного часа? (ответы детей).

  1. Практическая работа. 

- Их имена и лица мы должны помнить, и поэтому сегодня мы вместе создадим коллаж из фотографий детей-героев. Давайте вспомним, что такое коллаж, мы уже встречались с этим понятием.  Давайте разместим фотографии героев о которых мы узнали сейчас. Они не даром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас, горит Вечный огонь. Давайте и мы с вам «зажжем» свой Вечный Огонь в память о героях Великой Отечественной войн.  (Каждый ученик приклеивает язычки пламени на плакат)

На этом мы завершаем классный час. Ребята это не все герои, о которых вы услышали. Их очень много. Но я надеюсь, что эти имена останутся надолго в ваших сердцах. Они станут для вас настоящим примером мужества и отваги. Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. (Минута молчания)

 

                                                                                                                Приложение 1

Они – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Им до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из теплой полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и

Они ночами с бабушками шли.

Они слез тогда уже не лили,

Они знали вкус полынь - травы

И с взрослыми всю беду делили,

Как с ними хлеб делили вы.

Юные герои Великой Отечественной войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Герои Великой Отечественной войны".

Данная презентация рассказывает о некоторых героях ВОВ. 70-летию со Дня Великой Победы посвящается....

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны"

В городе Рассказово открыли большой мемориальный комплекс павшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориал увековечил имена 3423 рассказовцев, призванных на фронт. Их имена выбиты на 118 грани...

Презентация к 75-летию Великой Отечественной войны: " Спортсмены- герои Великой Отечественной Войны".

Трудно перечислить имена всех советских спортсменов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Их сотни и тысячи.•Честь и слава погибшим и тем, которые навсегда ушли вслед за своими фронтовыми...