Сценарий мероприятия "Славянская письменность и её создатели"
план-конспект на тему

Василенко Александра Перфирьевна

Сценарий общешкольного мероприятия "Славянская письменность и её создатели". В сценарии описано краткое житие создателей славянской письменности Кирилла  и Мефодия, интересные сценки, стихи, каким стал алфавит после петровской реформы и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_tserkovno_-slav_pism.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1     Славянская письменность и её создатели

Цель: расширить кругозор обучающихся, познакомившись с истоками русской письменности, с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита.

Задачи:

  • - познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
  • формировать уважительное отношение к христианской культуре, к родным истокам, русскому языку;
  • развивать познавательный интерес к истории, к  родному  языку.

Оформление:  кириллица, русский алфавит, портреты Кирилла и Мефодия, пословицы и поговорки о роли знаний, высказывания о значении русского языка.

Оборудование: компьютерная презентация «День славянской культуры и письменности», компьютер.

 СЛАЙД 2   1 В:  Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации – русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.

 В2: Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

СЛАЙД 3   Богдан Порожняков

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Все народы, что пишут кириллицу,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

СЛАЙД 4   В 2: 24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех славянских странах святые Кирилл и Мефодий. Именно они стали основоположниками славянской письменности.

СЛАЙД 5   В1: И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое России. Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне.

СЛАЙД 6   В2: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. Они много трудились, но одно огорчало славян – не было у них грамоты.

СЛАЙД 7   В1:  В то время, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность – свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами.)

Видео 1  славяне

СЛАЙД 8   В2:  В те далёкие времена, в 9 веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин (после принятия монашеского пострига  Кирилл) и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу  князя Ростислава (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).

Давайте посмотрим видео как это было.

Видео  2 ( Житие Кирилла и Мефодия)

СЛАЙД 9   В1:  Перед братьями поставили нелёгкую задачу.  И Вот  Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку и перевести Евангелие, Апостолов, Псалтирь и другие церковные книги с греческого на славянский.

СЛАЙД 10   Ведущий 2Давайте же и мы заглянем в глубины истории. 
 Сценка.  Выходят братья Кирилл и Мефодий (Хароманов Н., Ахмедгариев Влад.)
Кирилл 
Скоро нам, Мефодий, - в Моравию, 
Император наш повелел идти. 
Надо нам славянам Писание 
На язык славянский перевести. 
Мефодий 
Это дело, брат, очень сложное, 
Сомневаюсь я, - нам по силам ли? 
Кирилл 
Я надеюсь на помощь Божию, 
Посвятим Ему все труды свои! 
Мефодий 
Как же нам тогда, брат, переводить: 
МИР и БЛАГОДАТЬ, ИСТИНА и СВЕТ, 
АНГЕЛ и МОНАХ, ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ? 
В языке славян слов-то этих нет! 
Кирилл 
Если можно их из славянских слов 
Нам образовать, - так и сделаем! 
Иль из греческих создадим основ, 
Новый смысл славянам поведаем 
Мефодий 
Да, ты прав, мой брат! Просветить славян 
Надо нам с тобой Словом Божиим. 
Службы служатся на латинском там, 
То чужой язык! Так поможем им!  (Уходят) 
СЛАЙД 11  

В 1: Итак, Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,- сразу решили братья. 

В 2: Потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые. 

СЛАЙД 12   В 1: Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и, наконец, Кирилл написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием. 

СЛАЙД 13   В 2: Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелегкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов. И по сей день во всех православных храмах совершаются   Богослужения и поются песнопения  на славянском языке.

Видео 3    (Запись Богослужения)

СЛАЙД 14   В 1: Славянская письменность была создана в 9 веке, в 863 году. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла. В ней было 43 буквы. И каждая буква имела своё название.

СЛАЙД 15, 16, 17, 18      (сейчас  Бабич Лиза -ученица 4 А класса, она же ученица воскресной школы при храме «Введение во храм Пресвятой Богородицы» озвучит нам название букв славянского алфавита)  

СЛАЙД 19   В 2: На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства в 988 году.

СЛАЙД 20    Именно кириллица и стала основой русской «Азбуки». Слово “азбука” произошло по  названию двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ

СЛАЙД 21   В1: Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Первые книги, которые ученики  читали были Часослов и Псалтырь.

СЛАЙД 22  В2: Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Школа для детей обычно находилась при церкви. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы. Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.
Когда все рассаживались, учитель начинал урок.
 Учебный день продолжался до самого вечера.


СЛАЙД 23  ( Санин Данил).

В1: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

В2: Давайте заглянем в те далёкие времена и посмотрим, как детей обучали грамоте.

СЛАЙД 24   СЦЕНКА: «Дед и внук» (Порожняков Богдан, Колос Ваня)

Дедушка, достав, откуда – то новенькую книжку, позвал внука:

Дед: Ну – ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз!. Говори -  Аз! Буки! Веди! Это что?

Внук: Буки!

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди!

Дед: Врёшь! – Аз! Гляди: глаголь, добро, есть, - это что?

Внук: Добро!

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь!

Дед: Верно! А это?

Внук:  Аз!
Дед: Валяй, Алексий!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская! Чего ты орёшь?

Внук: Это вы кричите.

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь и за это я тебе дам пятак!

СЛАЙД 25   В1: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно Владимир Иванович  Даль в своём Толковом словаре записал пословицу «Азбуку учат, во всю избу кричат»

В2: Вот  какие пословицы и поговорки  были в те времена:

СЛАЙД 26   Кончил курс науки, а знает «Аз» да «Буки»

 В1: За Аз да Буки, так и указку в руки.

В2: Иже да како не солгут никако.

В1:  Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.

В2: Сделать на ять. (знать на отлично)

В1: Аз  да буки — все науки.

СЛАЙД 27   В2: - В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, то приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.

После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.

С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.

СЛАЙД 28   В1: Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.

СЛАЙД 29    В2: Сейчас мы с вами пишем на бумаге. И книги у нас печатаются на бумаге. В Древней Руси бумаги не было, простой народ писали на бересте – это кора берёзы, подвергнутая специальной обработке. Буквы на кору наносили костяной или железной палочкой – писалом. Назывались такие «книги» берестяными грамотами. А знатные и богатые люди пользовались пергаментом.

СЛАЙД 30    В1: Что же такое пергамент? Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа. Ее растягивали на рамах, натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтоб она была ровной, и сушили.  Затем по линейке нарезали из нее листы одинаковой величины.  

СЛАЙД 31    Название «пергамент» произошло от города  Пергама, в Малой Азии, где был впервые изобретён этот материал.

СЛАЙД 32    В2: Древние книги, написанные на пергаменте в 20- 40 страниц, весили несколько килограммов. На одну книгу требовалось от 10 до 20 шкурок животных, поэтому стоили они очень дорого. Книга считалась семейным сокровищем и передавалась от отца к сыну и внуку. В случае пожара наши предки выносили из горящего дома детей, иконы и книги.

СЛАЙД 33    В1: Как же создавались первые книги на Руси?

     В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком.

СЛАЙД 34     В2:  На листах пергамента писали  гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (это нарост на листьях дуба), а гусиное перо перед письмом особым острым ножиком заостряли и расщепляли на конце. Гусиными перьями люди пользовались не  одно столетие. Даже в ХIХ веке А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов писали свои произведения гусиными перьями.

СЛАЙД 35     В1: Кириллица просуществовала на Руси неизменной более 700 лет до времён Петра Великого. В результате петровской реформы 11 букв были исключены из алфавита, начертание  других букв упростилось и округлилось. Были устранены буквы  – земля, иже,  ферт, от,  кси, пси, омега,  юс большой, юс малый.. и 2 йотированных юса  и добавлены две буквы – Э, и Я. Отменены были все надстрочные знаки, применявшиеся в кирилловской славянской печати над каждым словом: титла (сокращения), придыхания, ударения. Вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры. 

СЛАЙД 36     В2: Узаконенный Петром I  в январе 1710г. шрифт был назван гражданским и состоял из 36 букв.  Им печаталась все документы и вся светская литература.

СЛАЙД 37     Знаменитые первые «Ведомости» были напечатаны гражданским шрифтом. А славянская азбука «осталась» только в церковных книгах.

СЛАЙД 38    В1: "При Петре Великом, — шутливо писал Михаил Васильевич Ломоносов, — следом за  боярами и боярынями, буквы сбросили с себя широкие шубы (он имел в виду славянский старый шрифт) и нарядились в летние одежды". Под летними одеждами учёный подразумевал новую гражданскую азбуку.

СЛАЙД 39    В2: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы “Й” и “Ё”.

СЛАЙД 40     В1: В 1917—1918 годах произошла ещё одна языковая реформа.  Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “ и десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица” и буква “ер”(Ъ) на конце слов, СЛАЙД 41     его всегда ставили в конце слова после согласной  ( домъ, сапогъ, бежалъ). Летом 1917 года правительство решило, что отныне твёрдый знак  в конце слов ставиться не будет и из всех типографий изъяли эту букву, но они не учли, что в некоторых словах твёрдый знак использовался как разделительный, например в слове подъезд и в типографии его заменили апострофом, лишь в 1929 году твёрдый знак  разрешили использовать в подобных словах. 

СЛАЙД 42    В2: Так появился  современный  алфавит в котором 33 буквы,  прародителем  которого стал славянский, созданный Кириллом и Мефодием.

СЛАЙД 43   Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма, а русский язык – один из самых  красивых и богатых языков в мире.  Имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

СЛАЙД 44    В1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - Кирилла и Мефодия. Память великих братьев, которая празднуется 24 мая,  чтят словами праздничного песнопения:

" Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

В2: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей: 

    Видео  4  Запись гимна. 

СЛАЙД  45     В2: Праздник «День  славянской письменности и культуры»  был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного.

СЛАЙД 46  В России во многих городах  стоят памятники великим славянским просветителям Кириллу и Мефодию. 

   Хараманов Никита

СЛАЙД 47   Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

СЛАЙД 48   Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

СЛАЙД 49    К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилли

В славянстве будут жить века!

СЛАЙД 50    В2: Славянская азбука - память о славной истории, святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранить. Мы сегодня прикоснулись к истории дней минувших и напомнили вам о создателях Кириллицы – Кирилле и Мефодии,  благодаря которой появился русский язык - прекрасный и могучий. 

Давайте же бережно относиться к русскому языку. Из поколения в поколение  трепетно, с любовью, передавать великое русское слово.

СЛАЙД 51    В1:  И закончить нашу беседу мы хотим словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

СЛАЙД 52  Благодарим за внимание!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...

СЦЕНАРИЙ "ПРАЗДНИК ПИСЬМЕННОСТИ"

СЦЕНАРИЙ " ПРАЗДНИК ПИСЬМЕННОСТИ" ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ...

Конспект занятия по теме: «Создатели славянской письменности».

Ознакомление детей с праздником славянской письменности и культуры....

Сценарий "Славянская письменность".

Сценарий по русскому языку "Славянская письменность"....