Омичи на фронтовых дорогах
методическая разработка на тему
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Великой Отечественной войне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_stsenariy.docx | 29.42 КБ |
omichi_na_frontovyh_dorogah.pptx | 210.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Омичи на фронтовых дорогах.
(Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой
70-летию Победы)
Тонких Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 72 с углублённым изучением отдельных предметов»
Цель мероприятия – формирование у обучающихся интерес к истории Омска и сибиряков в Великой Отечественной войне, формирование чувства патриотизма, гордости за свою родину.
Задачи:
- пробуждение в детях интереса к истории Великой Отечественной войны, углубление знаний по данной теме
- развитие навыков выразительного чтения и публичного выступления
- расширение музыкального кругозора
- развитие творческой активности обучающихся
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, их подвигу.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция
Участники: ученики начальной школы, 7-10 классов.
Оборудование: экран, проектор, постамент (нарисованный или смоделированный из бумаги), гвоздики.
Музыкальное сопровождение: «Журавли» сл. Р. Гамзатов, «Священная война» сл. В. Лебедев-Кумач, «Соловьи» сл. А. Фатьянов, «От героев былых времён» сл. Е. Агранович, «Прадедушка» сл. М. Загота, звук взрыва, самолётов с бомбами, звук метронома.
Место проведения: актовый зал БОУ «СОШУИП № 72»
Возле экрана постамент, изображающий женщину с ребёнком на руках. Под минус «Журавлей» М. Бернеса двое ведущих (мальчик и девочка) выносят гвоздики и кладут их. Они останавливаются, музыка замолкает. Минута молчания. Звук метронома, на экране – видео вечного огня.
Ученики 9-10 классов.
Ведуший 1:
Ночь с 21 на 22 июня. В стране выпускные.
Коллектив в одежде ребят того времени танцует вальс.
Взрыв, налёт самолетов, вой сирены, песня «Священная война», топот солдат, все в панике разбегаются.
На сцену выходят ведущие.
Ведущий 1:
Ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, житель Октябрьского округа нашего города Долгих Пётр Александрович написал такие строки.
Ведущий 2:
Время нас собирало
В боевые полки,
Время нам выдавало
На пропунктах пайки.
Только гром канонады
Нашу землю потряс,
Нам доверило время,
Время выбрало нас.
Там, где было и в полночь
От пожаров светло,
Время выкладкой полной
Нам на плечи легло.
Заслонив всю планету,
Помня всё обо всём,
Мы ответственность эту
И сегодня несём.
Чтобы день этот ясный
На земле не погас,
Среди тысячи тысяч
Время выбрало нас.
Ведущий 3:
Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных по Сибирскому и другим военных округах.
На основании статьи 49 Конституции СССР объявляет мобилизацию на территории военных округов. Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днём мобилизации считать 23 июня 1941 года.
Ведущий 4:
23 июня 1941 года с 00 часов 01 минуты в Омской области была объявлена мобилизация. На следующий день в райвоенкоматы поступило около 2250 заявлений о посылке добровольцами на фронт. В Омске были формированы воинские соединения и части. Люди разных возрастов писали о желании немедленно уйти на фронт, они были одержимы одним желанием – сразиться с врагом.
Ведущий 5:
Уже 25 июня в Омске было сформировано и отправлено два эшелона, которые обслуживали железную дорогу под Ленинградом. В тот же день вылетела на фронт первая группа самолётов из омского аэропорта. Также была создана и перегоночная группа, обеспечивавшая перелёт дальних бомбардировщиков из Комсомольска-на-Амуре на фронт.
Ведущий 1:
Первой на фронт ушла сформированная из трудящихся Алтайского края и Омской области 178-я стрелковая дивизия. Затем 364-я дивизия, оборонявшая Ленинград и принявшая участие в прорыве блокады города. В те суровые годы не было такого фронта, где бы ни сражались наши земляки — под Москвой и Ленинград дом, Сталинградом, Орлом, Киевом, Минском и Ригой освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, Крым: Прибалтику, Польшу, Чехословакию и другие государства Европы и Азии.
Ведущий 3:
Вспомним всех поимённо. Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым! Это нужно живым!
Презентация под мелодию «Соловьи» о героях-омичах и их подвиге: Д. М. Карбышев, С. Г. Фугенфиров, М.М. Путилов, Л. Н. Гуртьев, Ф.А. Комков, П.И. Ильичёв, К.К. Краснояров, Ф.Г. Крылов, А.Ф. Лебедев.
Ученики 7-8 классов.
Ведущий 1:
На склонах обагрённой Волги,
У берегов Москвы-реки
В своих дублёных полушубках
Стояли вы – сибиряки!
Да будет не забыт ваш подвиг!
Как не забыты буду те –
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.
(М. Матусовский)
Ведущий 2:
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!
(А. Сурков)
Звучит 3 куплет песни «От героев былых времён» из кинофильма «Офицеры», на экране презентация фотографий дедов и прадедов, бабушек и прабабушек учеников в молодости и сейчас.
Ученики 9-10 классов.
Ведущий 4:
Вечная благодарность погибшим. Им было 18, 19, 25 лет. Никто из них не хотел умирать. Но они остались верны своей стране до последнего вздоха.
Ведущий 5:
Но нельзя забывать и о тружениках тыла, ведь они тоже совершили подвиг в годы Великой Отечественной войны. Омичи работали в полторы-две смены на рабочих местах, стремясь выпустить больше продукции для нужд фронта, снабжая его промышленными товарами и продуктами сельского хозяйства.
Ведущий 6:
Трудящиеся Омска и области оказывали помощь Советской Армии не только увеличивающейся военной продукцией, но и личными сбережениями. За годы войны в Омске было собрано 250 миллионов рублей. На собранные средства была построена авиаэскадрилья «Омский комсомолец», танковая колонна «Омский колхозник», 6 бронепоездов.
Ведущий 1:
Война ставила Омск и его жителей в жёсткие условия. Требовалось в короткие сроки разместить эвакуированные заводы и предприятия и вывести их на полную мощность. Также была нехватка рабочей силы. Для работы привлекались сельчане, а на сельскохозяйственные работы отправляли рабочих, служащих, студентов и даже учеников 6-10 классов.
Ведущий 2:
В нашей школе (школа № 72 г. Омска) создан музей, в котором собраны материалы о сотрудниках нашей школы, ветеранах ВОВ и тружениках тыла. Они тоже стали героями, и их подвиг останется в наших сердцах!
Ведущий 3:
В 1932 году учителем физкультуры был принят Анфингер Михаил Геннадьевич, который ушёл на фронт и погиб. В 1942 году ушёл на фронт директор школы Куринский Александр Лазаревич с выпускниками. Они не вернулись.
Ведущий 4:
Выпускники школы 1939 года встретили войну в разных уголках Советского Союза: Хамит Салахутдинов - в Рижском кораблестроительном институте, Анатолий Шебалин – на Украине, Лёня Бутримович – под Москвой, студенты омских ВУЗов: физик Паша Борисов, инженер Степан Бреусов.
Ведущий 3:
Все они пошли на фронт добровольцами, безжалостная война унесла их жизни, но их имена навечно останутся в нашей памяти. В нашей школе учились три брата Шебалины, двое Анатолий и Борис отдали свои жизни за свободу нашей Родины. Антипин Анатолий - выпускник 1940 года служил в танковых войсках. В 1943году, под Сталинградом, его танк попал в окружение. Фашисты жестоко расправились с Анатолием: привязали к двум танкам и разорвали.
Ведущий 6:
А девочки-одноклассницы и родные получали письма с полей сражений, собирались в школе, читали их, помнили наизусть, посылали коллективные оптимистические ответы.
Ведущий 5:
Юрий Попов своей маме Марии Поповой пишет 21 мая 1944 года: «Мама! У нас бушует весна! Думаю, она будет победной, так как нас переполняет чувство любви к Родине! На нас смотрят как на надежду все порабощенные народы, и мы должны оправдать их веру».
Ведущий 1:
Юрий Шебалин в годы войны учился в нашей школе, в 1942 году стал комсомольцем, брат его – Анатолий Шебалин, участник обороны Киева, присылает письмо поздравление: «Юрий! Ты комсомолец, я горжусь тобой, горжусь комсомольцами родной школы, шлю им свой боевой привет!» Это было его последнее письмо: в 1942 г. Анатолий Шебалин пал смертью храбрых в боях за Родину.
Ведущий 2:
Сообщение с Юго-Западного фронта военного хирурга полевого госпиталя родителям Степана Бреусова в декабре 1943 года: «С тяжёлыми ранениями был доставлен в госпиталь боец. Но, видя, как ему казалось, более нуждающихся в его помощи, просил заняться вначале ими. Его положение было очень тяжёлым. Степан скончался от ран. Он был истинным гвардейцем!»
Ведущий 3:
Письма были важной составляющей жизни людей военного времени.
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в сорок втором мой отец написал моей маме,
Перед тем, как уйти в свой последний решительный бой…
Дорогая моя, на переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.
Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда берегу.
Я читаю письмо, и как будто всё ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо и сквозь годы отчётливо слышу
И сейчас те слова, что сказал перед боем отец.
(А Дементьев. Письмо отца)
Ведущий 5:
Педагоги, работавшие в годы войны, были больше чем учителя для детей того поколения. Это они с детьми выкорчевывали деревья и разбивали огород, где выращивали овощи, которых хватало на весь учебный год, что позволяло в то тяжелое время кормить детей школы бесплатными обедами. Это они после III-ей смены, которая заканчивалась в 22.00 разгружали вагоны с углем, что приходили в депо и развозили ночью в госпиталь и детские учреждения. Это учителя по очереди ночевали в школе вместе с детьми, чьи дома плохо отапливались.
Идёт показ презентации о школьном музее.
Ученики начальной школы.
Ведущий 1:
Труженики Тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы
Фронту отдавали!
Сутками с завода
Вы не выходили,
Фронту и народу
Вы оплотом были!
Ведущий 2:
Женщины, подростки
У станков стояли,
Но мужскую, взрослую
Норму выполняли!
Токаря-мальчишки
Воевать мечтали,
Трудовые книжки
Их не отпускали...
Ведущий 3:
Всю войну бессменно
У станков ребята,
Ведь завод - военный,
И они – солдаты!
А на фронт податься
Права не имели,
С этим разбираться
"Органы" умели...
Ведущий 4:
Труженики Тыла,
Вы не подкачали,
Как ни трудно было,
Станки не выключали,
Чтоб танки, самолёты,
Пушки и снаряды
В срок поставить фронту, -
Бить врагов заклятых!
Ведущий 5:
И с оружьем вашим,
Политом слезами,
Там, на фронте, наши
Родину спасали!
(Н.Севостьянова)
Ученики 9-10 классов.
Ведущий 2:
Бремя войны – тяжёлое бремя. Дорогой ценой – ценой 27 млн жизней заплатил наш народ за свободу Отчизны. Это значит, что погиб каждый восьмой житель нашей страны. 144 тыс. омичей не вернулись с полей сражений. За мужество, отвагу и образцовое выполнение заданий командования десятки тысяч омичей были награждены орденами и медалями. Среди награждённых 136 Героев Советского Союза, 33 полных кавалера орденов Славы.
Ведущий 3:
Более 3500 рабочих и инженерно-технических работников отмечены правительственными наградами, нескольким вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Ученики 7-8 классов.
Ведущий 1:
В Сибири не было войны,
Но славилась Сибирь полками,
И сердце родины – Москву
Пришлось прикрыть сибиряками!
Ведущий 2:
В Сибири не было войны,
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны…
Как и в болотах Ленинграда.
Ведущий 3:
В Сибири не было войны?
Сибирской гвардии солдаты
Прошли от Курска до Москвы
В Берлин, ломая супостата!
Ведущий 2:
В Сибири не было войны,
Но бесконечны павших списки.
В Сибири не было войны,
Но в каждом парке – обелиски.
(И. Краснов)
Ученики 9-10 классов.
Ведущий 1:
Омичи помнят и чтят своих земляков. Именами героев названы улицы нашего города: Гуртьева, Дементьева, Зенкова, Ильичёва, Карбышева, Крылова, Кучерявенко, Осминина и многих других. Героям Великой Отечественной войны установлены памятники в городах и сёлах Омской области. Нам есть, кем гордится! Будем же достойными наследниками и продолжателями подвига военного поколения.
Ведущий 2:
Нам вечно помнить их безмерно близких,
Кто не дожил до наших дней.
Носить цветы к подножию обелисков,
Любить живых и жизнь ещё сильней.
Презентация с фотографиями памятников г. Омска, посвященных героям ВОв, под песню «Прадедушка» (Музыка Александра Ермолова. Слова Михаила Загота).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Фронтовые дороги учителей"
Работа носит краеведческий характер и рассказывает о фронтовых дорогах учителей нашей школы....
Татьяна Ёлкина, Анжела Ситникова. "Фронтовые дороги цыгановцев".
Наше поколение совсем мало знает о войне, но это не значит, что нам не интересно это время. С каждым годом всё меньше остаётся в живых участников тех страшных событий, поэтому мы, школьники, хотим как...
Презентация экскурсии по музею "Фронтовыми дорогами..."
Материал построен на истории отдельных экспонатов школьного музея "Истоки". Так как помещение для музея очень маленькое, приходится экскурсии строить в виде презентации с использованием проектов учащи...
Презентация экскурсии по музею "Фронтовыми дорогами..."
Материал построен на истории отдельных экспонатов школьного музея "Истоки". Так как помещение для музея очень маленькое, приходится экскурсии строить в виде презентации с использованием проектов учащи...
"Фронтовыми дорогами с Василием Тёркиным"
Отзыв об интерактивной программе по книге А. Т. Твардовского "Василий Тёркин" в Музее Героев. Фото: http://nsportal.ru/albom/2016/07/20/ushakova-vera-valerevna/frontovymi-dorogami-s-vasiliem-tyorkinym...
Фронтовые дороги Зун-Муринцев
Геройству лишних слов не надо,Но каждый день и каждый часОни смертью жили рядом,Чтоб оградить от смерти нас.Чтоб мир наш стал ещё чудесней, Чтоб тишина царила в нем.......
Проект "Фронтовыми дорогами"
Творческая работа представляет собой результат проектной деятельности учащихся 9 А класса. Цель проекта: воспитание чувства патриотизма и национальной гордости у школьников; приобщение к великой истор...