Сценарий к спектаклю на Рождество
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Галинская Ангелина Александровна

Образ мыслей народа, характерные национальные черты, совокупность духовных установок постижим для школьника благодаря близкому знакомству с миром литературы. Художественные произведения русских классиков знакомят учащихся не только с культурологическими универсалиями, но и ценностными национальными ориентирами.

Так постановка спектакля по мотивам произведения Лескова Н. С. «Неразменный рубль» и Достоевского Ф. М. «У Христа на елке» позволяет школьникам-актерам и зрителям младшего и среднего звена вплотную приблизится к морально-ценностным ориентирам русского человека. Воспитательная функция мероприятия реализуется через визуализацию нравственного урока, зритель становится соучастником и молчаливым свидетелем событий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy._rozhdestvo.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Н. С. Лесков

Неразменный рубль

Сцена 1. Вступление.

На сцену выходит старшеклассник с живой кошкой.

Рассказчик: Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его не выдавай, он всё-таки опять является целым в кармане. Но для того чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять чёрную без одной отметины кошку и нести её продавать рождественскою ночью на перекрёсток четырёх дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.

Актер зажмуривается, проходит вдоль театрального пространства, держа кошку в руках: Здесь надо стать, пожав кошку посильнее, так, чтобы она замяукала, и зажмурить глаза. Всё это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придёт кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль, -- ни больше, ни меньше как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться. Этот рубль и есть неразменный или безрасходный, -- то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь, -- он всё-таки опять является в кармане.

Конечно, это поверье пустое и нестаточное; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил.

Музыка. Актер убегает за кулисы.

Сцена 2. Рубль.

Перед зрителем открывается сценическое пространство.

Няня (мальчику): у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе "неразменный рубль". Людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далёком распутье и торговаться с ним за чёрную кошку; но зато их ждут и самые большие радости...

Рассказчик: На утро бабушка подарила мне беспереводной рубль. Рубль возвращается, это правда. Но зато у него есть другое свойство, очень невыгодное: неразменный рубль не переведётся в твоём кармане до тех пор, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе или другим людям нужные или полезные, но раз что ты изведёшь хоть один грош на полную бесполезность –рубль в то же мгновение исчезнет.

Мальчик выходит к зрителям.

Запись +музыка: Помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь...нужное от пустого, нужное от пустого (шепот).

Сцена 3. На ярмарке.

  

Мальчик подходит к зрителям. Ребята-актеры в первом ряду разыгрывают ярмарку. Достают разные товары. Мальчик подходит к прилавку со «свистульками». Покупает их и раздает ребятам в первом ряду. Веселится с ребятами, затем опускает руку в карман и вновь обнаруживает в нем безрасходный рубль. Радуется. Музыка.

Рассказчик: тогда я поступил хорошо, потому что бедным детям надо играть и резвиться, и кто может сделать им какую-нибудь радость, тот напрасно не спешит воспользоваться своею возможностью.

Затем я накупил всем нашим девушкам по платью, старушкам – по платку, сладостей и орехов, большую книгу «Псалтырь» для нашей скотницы, кучеру Константину – новый ремень, а башмачнику Егорке – гармонию.

Мальчик выходит на сцену, подняв безрасходный рубль. Слышится людская суета, молва.

Дети из первого ряда: Смотрите, каков наш барчук Миколаша! Смотрите! Смотрите! Он один может скупить целую ярмарку!

Музыка. Вслед дети свистят в свистульки.  

Сцена 4. Встреча.

Из первого ряда встает актер. Мальчик вдруг, будто спотыкается о него.

Купец: Но, однако, есть кое-что такое, чего вы и за этот рубль не можете купить!

Мальчик: Да, если это будет вещь ненужная, -- так я её, разумеется, не куплю.

Купец: А вы, вот, обратите внимание: себе вы купили только сластей да орехов, а то вы всё покупали полезные вещи для других, но вот как эти другие помнят ваши благодеяния: вас уж теперь все позабыли!

Купец: Смотрите! Все столпились у того длинного человека в полосатом жилете со стеклянными пуговицами, надетого сверх теплого полушубка! Поглядите, -- за ним ходят, и ваш кучер Константин с его ремнём, и башмачник Егорка, и невеста, и даже старая скотница с её новою книжкою. А о ребятишках с свистульками уже и говорить нечего.

Ребята в первом ряду свистят в свистульки.

Рассказчик: И тут я захотел непременно сделаться больше, чем тот, со стеклянными пуговицами. Мне стало досадно, что те, которые еще недавно шли за мной и благодарили меня, эти люди не обращали больше на меня ни малейшего внимания! Тогда я подошел к человеку в жилете и попросил продать его мне! 

Мальчик подходит к рассказчику. Рассказчик надевает жилет и становится человеком со стеклянными пуговицами: Мой жилет ровно ничего не стоит, потому что он не светит и не греет, и потому я отдаю вам даром, но вы мне заплатите по рублю за каждую нашитую на нём стекловидную пуговицу, потому что эти пуговицы хотя тоже не светят и не греют, но они могут немножко блестеть на минутку, и это всем очень нравится.

   Мальчик: Прекрасно! Снимайте скорей ваш жилет!

Мальчик протягивает человеку рубль, затем опускает руку в карман и обнаруживает, что рублю исчез. Мальчик разворачивается к залу и выворачивает карман с чувством глубокого разочарования. Музыка.

Сцена 5. Утро.

   К зрителям выходит мальчик, трет глаза рукой. Утро.

Мальчик: Я понял! То был сон!

Музыка. Выходит няня с кошкой, берет мальчика за руку.

Няня: Неразменный рубль – это талант, который Провидение даёт человеку при его рождении, это твоя сила, которая может служить на пользу людям, в чём для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие.

Рассказчик подходит к мальчику, берет за руку.

Рассказчик: Человек в жилетке сверх тёплого полушубка – это суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум. Владея безрасходным рублём, ты уже стал гордиться собою, ты начал хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя глядели и тебя хвалили. Ты захотел иметь ни на что не нужные стекляшки, и – рубль твой растаял.

Мальчик: Этому так и следовало быть, и я рад, что получил такой урок во сне.

Няня: А теперь поедем в церковь и после обедни купим всё то, что ты покупал для бедных людей в твоём сновидении.

Няня и мальчик уходят. Музыка.

 

Рассказчик: В то предрождественское утро я плакал и захотел все мои маленькие деньги извести в этот день не для себя. Даже орехов и сладостей себе не купил! И когда это было мною сделано, то сердце моё исполнилось такой радостью, какой я не испытывал до того ещё ни одного раза. В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом – полное счастие, при котором ничего больше не хочешь.

Актер достает конфеты и печенья из корзины и раздает зрителям.

Ф. М. Достоевский.

 У Христа на елке.

Выходит мальчик. На него идут люди, идут, не замечая. Он подходит к каждому, обращается с протянутой рукой, спотыкается.

Мальчик: у меня сестра больная, она дома сидит, кормить некому. Сестра…Сестра больная. У меня сестра…кормить…

Люди уходят за кулисы по обе стороны. Мальчик оборачивается. За спиной у мальчика включается свет, декорация, за которой имитация попойки. Музыка становится громче и обрывается. Мальчик смотрит в зал.

Закадровый текст (запись): Где я живу? И какой я нации? Есть ли Бог? Есть ли Государь?

Запись (зацикленная): Очень уж здесь холодно… Очень уж здесь холодно… Очень уж здесь холодно… Очень уж здесь холодно… Мальчик заходит за декорацию. Включается свет. Силуэт лежащей матери.

Мальчик спускается по ступенькам. Выходит в зал.

Мальчик: Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова я приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь.

Мальчик замирает. Фонограмма города, лошадей, людной улицы.

Запись: Но там было зато так тепло и мне давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!

Ржание лошади, мальчик увиливает от воображаемой лошади. Тяжелые шаги. Мальчик трет руки. Мимо проходит человек в форме, отворачивается, чтоб не заметить мальчика.

Мальчик: Вот и опять улица, -- ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!

Подбегает к декорации. Включается свет. За декорацией елка. Музыка, детский смех.

Мальчик: А это что? Ух, какое большое стекло…

Появляются силуэты детей, подходят к елке, начинают играть в салки, потом девочка начинает танцевать с мальчиком.

Резкий звук открывающейся двери. Показывается тень барыни.

Барыня: Поди! Поди! Ступай!

Звук копейки. У мальчика в руках появляется копейка. Вдруг она падает, катится по ступенькам.

Звук толпы. Резкая веселая музыка. Массовка выходит из-за кулис, начинает играть на скрипках, звук скрипки, изображают кукол. Трое девочек и трое мальчиков-скрипачей.  

Мальчик подходит к ним, присматривается. Пальчиком в них тычет, понимает, что это куклы, смеется.

 

Мальчик, обращаясь к залу: Никогда я не видал таких куколок и не знал, что такие есть!

Подбегает плохой мальчик, срывает картуз, убегает. Мальчик за ним, останавливается у ступенек. Смотрит в зал. Садится у ступенек.

Мальчик: Тут не сыщут, да и темно.

Музыка, светлая. Тихая песня мамы.

Закадровый текст (запись): "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"

Музыка нагнетается. Подходит к нему высокий человек в белом. Протягивает руку.

Человек в белом: Пойдем ко мне на елку, мальчик.

Мальчик: Мама?

Человек в белом нагнулся к нему, присел и обнял его в темноте. Взял за руку и отвел на елку.

Из-за кулис выбегают мальчики и девочки, начинают танцевать, смеяться, веселиться. Появляется мама, протягивает к нему руки.

Человек в белом уходит, поднимаясь по стремянке. Остается сидеть наверху, изображая икону.

Мальчик (смеется): Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама!

Мальчик: Кто вы? Кто вы? (обращается к зрителям, к мальчикам и девочкам)

Девочка: Это "Христова елка". У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там (показывает в зал) нет своей елки.

Мама: они все, как мы… и все мы теперь здесь, как ангелы, все у Христа …..и сам он посреди нас…И нас благословил, матерей грешных.

Гаснет свет. Зажигается. Мальчик лежит у ступенек. Выходит дворник. Звуки городского утра. Убирает. Замечает мальчика. Музыка. Кадр замирает.

Закадровый текст (запись): Где я живу? И какой я нации? Есть ли Бог? Есть ли Государь? Посыпались пуговиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мини-спектакля на английском языке "Чарли и шоколадная фабрика"

Драматизация является одним из самых красочных и интересных, но, к сожалению, не самых популярных видов работы с детьми. Однако данный вид деятельности имеет широкие возможности для стимулирования инт...

Сценарий урока-спектакля " Любовный треугольник «Грушницкий – Мери – Печорин»

Сценарий урока-спектакля по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" можно использовать как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе по предмету.  Данная разработка, во-п...

Сценарий детского спектакля театра "Алиса" "Приключения Дениски и Лариски".

Музыкальный спектакль с участием учеников младших классов....

Сценарий новогоднего спектакля

Инсценировка отдельных эпизодов.Сценарий составлен для учащихся 6 класса по адаптированному тексту «Ночь пред Рождеством» Н.В. Гоголя. (Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух...

Сценарий теневого спектакля " Рождество"

Спекталь был создан вместе с учениками 6-го класса на дополнительном занятии театрального кружка. В него вошли песни, стихи,  и рассказ на основе библейской истори о Благовещении, Марии и Иосифе,...

Сценарий новогоднего спектакля -отрывок "Ночь перед Рождеством"

Сценарий новогоднего спектакля  расчитан на учащихся 5 класса. Содержит аудиофайлы с песней королевы, песней Вакулы, Новогодней песней  . Заканчивается спектакль боем курантов и приходом Дед...