Сценарий проведения общешкольного праздничного мероприятия "Посвящение в юные музыканты и хореографы"
учебно-методический материал по теме
"Посвящение в юные музыканты и хореографы" - традиционное, ежегодное общешкольное мероприятие, целевой аудиторией которого являются первоклассники, поступившие в ДМШ, ДШИ.
В основе мероприятия лежит представление - презентация в сказочной форме музыкальной инструментов, по которым ведется обучение в данной музыкальной школе, в нашем случае это фортепиано, скрипка, флейта, аккордеон, вокал, национальная хореография малочисленных коренных народов Севера (Камчатского края). Кроме того, предлагается примерный репертуарный перечень музыкальных произведений и композиций (Приложение 1), которые были использованы в сценариях разных лет, а также фотографии мероприятий для более полного создания образа, впечатления (приложение 2).
Данный сценарий будет полезен для преподавателей, заместителей директоров по внеклассной и творческой работе, заведующим отделениями ДМШ, ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_posvyashcheniya_v_yunye_muzykanty_i_horeografy.doc | 99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения общешкольного праздничного мероприятия
«Посвящение в юные музыканты и хореографы»
Введение
Перед современными педагогами дополнительного образования ставятся задачи в виде социально-позитивного индивидуального развития личности ребёнка, формирования мотивации к познанию, творчеству: дополнительное образование выступает настоящим кладезем позитивного опыта и непревзойденным генератором идей.
Ежегодное, традиционное мероприятие «Посвящение в юные музыканты и хореографы» является ярким примером нетрадиционного подхода в проведении внеклассных форм, а именно введение детей на начальном этапе обучения в музыкальный мир, их знакомство с музыкальными инструментами. Форма, в которой преподнесён материал для юных слушателей – тематический концерт-сказка с включением элементов театрализации. Данный метод работы является очень важным, поскольку заключает в себе:
- демонстрацию перед юными музыкантами и хореографами, в увлекательной и доступной форме – сказки, знакомства с музыкальными инструментами, внешним видом, особенностями конструкции, звучания,
- несёт мотивационный компонент, поскольку у ребёнка после посещения концерта, остаётся на долгое время яркий эмоциональный след и желание учиться играть, петь, танцевать,
- развивает в детях навык активного слушателя и воспитывает восприятие устойчивого внимания к концертным выступлениям.
Целью данной работы явилось желание раскрыть опыт проведения внеклассных мероприятий по изучению и знакомству с музыкальными инструментами.
В процессе реализации поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть имеющийся материал по данному вопросу;
- адаптировать существующий материал в увлекательной форме, доступной для детей;
- обобщить и структурировать в единый сценарный план.
Методы реализации:
- Использование сказок, инсценировок.
- «Перевоплощение» в сказочных персонажей.
- Демонстрация музыкальных инструментов и исполнение на них известных классических музыкальных произведений, а так же исполнение национальной корякской композиции в национальных костюмах корякского народа.
При подготовке и проведении представления нами были использованы: музыкальные инструменты (флейта, фортепиано, аккордеон, скрипка), костюмы корякского народа (кухлянка, малахай, тарбоса), техническое оснащение (проектор, демонстрационный экран, ноутбук, колонки), индивидуальные подарки (нотные тетради, дневники для музыкальных школ, канцелярские принадлежности), медали (с гравировкой: «Юному музыканту /хореографу») и именные кондитерские изделия.
Ожидаемые результаты:
Подобное мероприятие повышает интерес к музыке, формирует активное внимание к концертным выступлениям, развивает образное мышление у детей 6 – 8 лет, посредством сказок. А большая радость и положительные эмоции, которую получают учащиеся от увлекательного представления, является сильнейшим стимулом к дальнейшим занятиям музыкой.
Основная часть
В празднике участвуют: ведущие, преподаватели, учащиеся, звукорежиссер.
Заранее на сцене подготовить подарки для вручения будущим юным музыкантам и хореографам (именные папки с файлами, нотные тетради, канцелярские принадлежности), медали (именные).
Заранее подготавливаются пирожные, на каждом из которых кондитерским кремом написано имя первоклассника (будущего юного музыканта или хореографа). Пирожные находятся за сценой и выносятся в момент объявления: «Сюрприз!» (для создания эффекта неожиданности для детей).
Заранее построить первоклассников перед входом в актовый зал.
Начало: Звучит торжественная музыка.
(П.И. Чайковский. «Марш» из балета «Щелкунчик»)
Учитель вводит первоклассников в актовый зал и предлагает сесть на первые ряды. Первоклассники проходят по центральному проходу и расходятся по местам, начиная с первого ряда.
(Звучит: П.И.Чайковский «Танец феи Драже»)
Выходят двое ведущих в нарядах фей.
1 ведущая: Мы с вами находимся в одной необычной, сказочной, волшебной стране.
Здесь все необычно: маленькие, яркие, разноцветные домики, по улицам бегают симпатичные автомобильчики, и даже жители нашей страны совсем не похожи на нас с вами. Хотите узнать, кто они?
Зрители отвечают: Да!
1 ведущая: В нашей волшебной стране живут музыкальные инструменты. И все жители здесь живут по законам мелодичного, приятного, красивого
звучания.
(Включить фоном музыку: Массне «Размышление»)
2 ведущая: А правит в нашей стране королева музыки – Скрипка. Об этом инструменте я расскажу вам сказку.
В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Ее родители очень любили музыку, поэтому назвали дочку Скрипка и научили ее играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и
селам, играла на скрипке и приносила людям радость.
В этой стране жил один злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когда слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала Скрипка и вытащил все волосы из смычка, которым скрипка извлекала звук. Злодею удалось сорвать концерт, потому что скрипка без смычка не могла играть. Девочка горько заплакала.
А в это время мимо проезжал на белом коне прекрасный принц.
«Что ты плачешь?», – спросил принц.
«У меня нет смычка, а без него я не могу играть на скрипке», - сказала Скрипка.
И тогда он попросил у своего волшебного говорящего коня, дать несколько волосков из гривы, чтобы скрипка снова заиграла.
Игра скрипки и сама девочка так понравилась принцу, что он предложил
ей поехать с ним в его королевство и сыграть концерт для его подданных.
Так девочка стала королевой, а ее скрипка – королевой музыки.[1]
Хотите послушать, как звучит скрипка?
Зрители отвечают: Да!
(Выключить музыку)
Выходит преподаватель по классу скрипки и исполняет: Л. Боккерини «Менуэт». (Н.Рубинштейн «Мелодия», Дж. Саммартини «Песнь любви». Одно из перечисленных произведений – на выбор исполнителя).
После выступления преподавателя по классу скрипки, включить музыку фоном: Дж. Ласт «Одинокий пастух».
1 ведущая: Ребята, а вы знаете, что это за инструмент? Как он называется?
Зрители отвечают: Флейта
1 ведущая: А как появилась первая флейта, знаете?
Зрители отвечают: Нет.
Когда-то очень давно жил бог лесов и полей. Звали его Пан. Он был очень страшный. У него были рога, борода, ноги и хвост, как у козла! И влюбился Пан в прекрасную фею, которую звали Сиринкс. И однажды он захотел признаться ей в своей любви. Но как только Сиринкс увидела Пана - она так испугалась, что бросилась бежать со всех ног! Пан еле успевал за ней, пытаясь ее догнать! Но тут дорогу нашей фее пересекла река. Что же делать? Куда бежать бедной Сиринкс? И попросила она бога реки, чтобы он спрятал ее от страшного Пана. Бог реки услышал Сиринкс и превратил ее в тростник. Тростник, ребята, это такое растение, стебель которого внутри пустой, как у трубочки. Подбежал Пан, и хотел уже обнять Сиринкс, но вместо нее, обнял лишь тихий, шелестевший тростник. Горько заплакал тогда Пан, и решил он срезать несколько трубочек тростника, перевязать их веревкой и сделать первую флейту.
И с тех пор, часто приходил Пан на берег реки, садился рядом с
тростником и играл печальную, грустную и прекрасную мелодию.[2]
(Выключить музыку)
Выходит преподаватель по классу флейты, исполняет: Ю.Н. Должиков «Элегия». (В. Глюк «Мелодия» из оп. «Орфей», С. Рахманинов «Вокализ». Одно из перечисленных произведений – на выбор исполнителя)
(После выступления преподавателя – флейтиста, включить фоном музыку:
Э.Григ «Концерт для фортепиано с оркестром 1 ч. »)
2 ведущая: Ребята, есть такой инструмент, который с музыкального языка можно было перевести, как «громко-тихо» - это фортепиано.
И про этот инструмент я расскажу вам сказку.
Жила-была на свете девочка Лерочка.
Подарили ей на день рождения пианино, а играть она не умела и начала громко стучать по клавишам. Перепугала даже кошку Мурку. Загрустила
Лерочка и пошла спать. И приснился ей сон:
Как будто слышит она страшный шум, видит-
Пианино шагает, крышку, как рот открывает.
А под крышкой- клавиши в ряд, словно зубы торчат.
Испугалась Лерочка!
Но тут Мурка на клавиши-прыг,
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино ласково поет.
Налево Мурка идет-
Низким голосом пианино поет,
А если повернет правее -
Звуки все выше, нежнее.
Думает Лерочка:
«Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться-
Вот они и не будут кусаться».
Наступило утро, и Лерочка проснулась.
Она встала и ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые и нежные звуки.[3]
(Выключить музыку)
Выходит преподаватель по классу фортепиано, исполняет: К. Дебюсси «Лунный свет», (или ансамбль преподавателей исполняет: М. Дунаевский «Весна и любовь», Й. Штраус «Венский вальс», А. Петров «Попурри на темы музыки из к/ф» - одно произведение на выбор исполнителей)
(Включить фоном музыку: Ф. Шуберт «Аве Мария»)
1 ведущая: Ребята, как вы думаете, музыка умеет рассказывать сказки?
Зрители отвечают: Да.
1 ведущая: Конечно, умеет. И я вам сейчас расскажу сказку, которую мне спела песня.
Давным-давно не было на земле радости, и люди не умели улыбаться и
смеяться.
- «Небо, подари людям радость», - попросила Земля. Подумало Небо, и велело Солнышку хорошенько согреть землю, а Дождику её полить. Умытая и согретая земля вырастила много повсюду красивых трав и цветов. Но люди не заметили этого, они ходили по цветущим лугам и полям, а лица их так и оставались грустными.
Солнышко и дождик раскинули над землей прекрасную радугу, но люди
не заметили и ее.
- «Радуга, научи людей радоваться», - попросила Земля.
Подумала Радуга и превратила семь своих цветов в семь звонких ноток.
Сплелись нотки в веселую песенку и полетела песня над землей. И когда она встречала людей, то попадала им в самое сердце. И люди научились улыбаться и смеяться. Они увидели, как прекрасны цветы и услышали, как звонко поют птицы, и сами запели.[4]
(Выключить музыку)
Выходит преподаватель по классу вокала и исполняет: Д. Кабалевский. Сл. С. Маршака «Кораблик» (А. Аренский,. сл. В. Жуковский «Комар один, задумавшись», А. Прокофьев. Сл. А.Барто «Болтунья» - одну песню на выбор исполнителя)
(Включить фоном музыку: Ю. Жиро «Под небом Парижа»)
2 ведущая: Ребята, а вы знаете, что это за инструмент?
Зрители отвечают: Аккордеон
2 ведущая: И про него есть замечательная сказка.
Жила – была одна королевская семья: важный король Рояль и королева
музыки Скрипка. И вот однажды в двери их замка постучали. Когда королева открыла дверь - на пороге она увидела маленький Аккордеончик.
- «Здравствуй, малыш! Что привело тебя к нам?» – спросила Скрипка.
- «Я к вам пришел с большой просьбой. Я очень хочу научиться играть на
аккордеоне. А помочь мне в этом может только король Рояль».
И Скрипка сказала Роялю: «К нам пришел маленький аккордеончик. Мне он очень понравился, ведь он похож на тебя. У него такие же клавиши, как у тебя, только маленькие. Пускай он живет у нас, ты будешь с ним заниматься, и его мечта исполнится». И стал король Рояль каждый день заниматься с малышом – аккордеоном.
Шло время, и с каждым днем аккордеон рос больше и больше, а играл
лучше и лучше. Он вырос, и превратился в большой красивый концертный
аккордеон.
И сейчас для вас прозвучит этот замечательный инструмент.
(Выключить музыку)
Выходит преподаватель по классу аккордеона и исполняет: Е.Дога «Парижский каскад».(Э. Сантеухини «Рио-Рита». Также возможно исполнение в дуэте аккордеонистов: Р.Бажилин «Баллада», «Солнечная сюита», В.Ушаков «Крутится, вертится шар голубой». Одно произведение на выбор исполнителя.
(Включить фоном спокойную танцевальную музыку)
1 ведущая: Когда- то очень давно, на крайнем севере было холодно, часто шли дожди, редко грело солнце, и земля не давала урожая, не приносила никаких плодов, а люди ходили голодные и грустные. И тогда они стали просить матушку-природу дать им теплую погоду, грибные дождики. Попросили, чтобы созрели вкусные ягоды, чтобы в реки зашло много рыбы, а у оленей появились оленята.
И услышала их природа, и стала благосклонна к ним: в лесу созрела вкусная, сладкая ягода, выросло много разных грибов, а в реки пошла рыба.
И решили жители севера танцами и песнями благодарить Природу за ее щедрость и благосклонность. Один из таких танцев вы сейчас увидите.
(Выключить музыку)
Танцевальный национальный коллектив исполняет: Родовая корякская мелодия «Солнышко». Обработка Д. Кравченко. (Родовая корякская мелодия «Северное сияние». Обработка Д. Кравченко.; сл. и муз. Левковского А. Обработка Кравченко Д.)
(Включить фоном фанфары.)
1 ведущая: А теперь слово предоставляется директору ДМШ.
Директор ДМШ (ДШИ): Ребята, наступает долгожданный, волнительный и торжественный момент – посвящение вас в ряды юных музыкантов и хореографов! Мы принимаем вас в нашу семью и надеемся, что здесь вам будет тепло, уютно, интересно и радостно! Дорога в искусство извилиста и непроста, но, поверьте, волшебная дверца, открывшись перед вами, никогда не позовет вас назад! В добрый путь , дорогие ребята!
(На сцене остаются директор и завуч).
(Включить фоном музыку: П.И. Чайковский. Концерт №1, 1 ч.)
(Завуч берет подарок (пакет, в котором находятся папка с файлами, нотная тетрадь, дневник для музыкальной школы, канцелярские принадлежности), медаль и отдает директору. Директор вызывает первоклассника по имени, вручает ему подарок и медаль. И так - каждому первокласснику).
(Вручение медалей.)
(После вручения медалей включить фоном музыку: Ф. Шуберт «Серенада»)
1 ведущая: Принимая вас в нашу музыкальную семью, вы должны произнести Клятву!
(Выходят 4 чтеца)
1 чтец: Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, ив шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
2 чтец: И в зареве рассвета над землей...
Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
3 чтец: И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
4 чтец: Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за всё – «спасибо!» говорим
И, веря в торжество ее, - творим![5]
1 ведущая: А сейчас – сюрприз!
(Включить фоном песню: М. Минков, сл. Ю. Энтина «Сюрприз, сюрприз!»)
Двое работников сцены выкатывают на передвижном
сервировочном столе именные пирожные для детей
1 ведущая называет имя ребенка, написанное на пирожном, и отдает ему сладкий подарок и т.д.
Когда все пирожные розданы, объявляется общая праздничная фотография.
Заключение
Использование во внеклассной общешкольной деятельности широкого спектра разнообразных форм и методов работы позволяет преподавателям с первых шагов в музыке заинтересовать юных музыкантов и хореографов, вовлечь их в многогранную музыкальную творческую среду, познакомиться с музыкальными инструментами, известными шедеврами музыкальной и хореографической мировой классики, пообщаться со своими сверстниками, получить яркие положительные эмоции и впечатления.
Приложение 1
Репертуар для исполнения
Скрипка
1. Л. Боккерини «Менуэт».
2. Н.Рубинштейн «Мелодия»
3. Дж. Саммартини «Песнь любви».
Флейта
1. Ю.Н. Должиков «Элегия».
2. В. Глюк «Мелодия» из оп. «Орфей»
3. С. Рахманинов «Вокализ».
Фортепиано
1. К. Дебюсси «Лунный свет» (соло)
2. М. Дунаевский «Весна и любовь» (дуэт)
3. Й. Штраус «Венский вальс» (дуэт)
4. А. Петров «Попурри на темы музыки из к/ф (дуэт)
Вокал
1. Д. Кабалевский. Сл. С. Маршака «Кораблик»
2. А. Аренский,. сл. В. Жуковский «Комар один, задумавшись»
3. А. Прокофьев. Сл. А. Барто «Болтунья»
Аккордеон
1. Е.Дога «Парижский каскад» (соло)
2. Э. Сантеухини «Рио-Рита» (соло)
3. Р.Бажилин «Баллада» (дуэт)
4. Р. Бажилин «Солнечная сюита» (дуэт)
5. В.Ушаков «Крутится, вертится шар голубой» (дуэт)
Хореография
1. Родовая корякская мелодия «Солнышко». Обработка Д. Кравченко.
2. Родовая корякская мелодия «Северное сияние».
Обработка Д. Кравченко.
3. Сл. и муз. А. Левковского. Обработка Кравченко Д.
Список источников и литературы:
Интернет – ресурсы:
1. Л. Мадорский, А.Зак. Книга «Музыкальное воспитание ребенка».
Электронный ресурс: http://www.dmsh2.3dn.ru/publ/kak_rasskazat_o_muzyke/3-1-0-62
2. Е.Н.Егорова. Составитель В.Зырянова. Статья на сайте:
http://unk-files.clan.su/pabl/drevnegrecheskie_legendy/mif_o_flejte.pana/2-1-0- 709
3. Е.Королева. «Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».
Электронный ресурс: Образовательный портал «Слово».
http://www.portal-slovo.ru/pre_school_edication/36751.php
4. Книга «Волшебный мир музыки». Составитель А. Лопатина.
Электронный ресурс: http://www.afield.org.ua/mirwom/music_child.phtm/
http://www.dobrieskazki.ru/muzika.htm
5. Л.Мкртчян. Статья «Кирилл Демиан – изобретатель аккордеона».
http://vstrokax.net/interesnoe/kirill-demian-izobretatel-akkordeona/
6. Ю. Кох. Статья на сайте:
http://mucbs.ru/index.php/norilsk/stikhi-i-pesni/28-poslovitsy-nastavleniya-pogovorki-narodov-se
[1] http://dmsh2.3dn.ru/publ/kak_rasskazat_o_muzyke/3-1-0-62
[2] http://unk-files.clan.su/publ/drevnegrecheskie_legendy/mif_o_flejte_pana/2-1-0-709
[3] http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36751.php
[4] http://afield.org.ua/mirwom/music_child.phtml
[5] http://mbloggmusik2010.blogspot.ru/2010/04/blog-post.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма".
Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма" с презентацией....
Сценарий проведения общешкольного мероприятия "День черкесского флага"
Данное мероприятие можно проводить во всех школах, где изучают черкесский язык, 25 апреля. Мероприятие способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к своему народу, уважения истории своего наро...
сценарий проведения общешкольного мероприятия "День Здоровья"
в конспекте представлены варианты командных эстафет при проведении общешкольного спортивного мероприятия...
сценарий проведения общешкольного мероприятия "День Здоровья"
сценарий проведения общешкольного мероприятия "День Здоровья"...
Сценарий проведения общешкольной линейки посвященной Дню Здоровья.
В сценарии представлены стихи, высказывания разлых ученых, выдержки про здоровый образ жизни....
Методическая разработка Сценарий проведения общешкольного праздничного концерта ДМШ при колледже искусств «Подарок маме»: «В стране невыученных пьес»
Праздничный концерт к дню 8 марта «Подарок маме» – традиционное, ежегодное общешкольное мероприятие, целевой аудиторией которого являются родители учащихся ДМШ, ...
Сценарий проведения общешкольного праздника, посвящённого Дню Победы, «Письма с фронта»
Цель: воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходящими историческими событиями в годы войны.Задачи:формиров...