Экологический праздник «Защитите зелёный щит нашей планеты»
учебно-методический материал на тему
Экологический праздник «Защитите зелёный щит нашей планеты»
Цель:
-пропагандировать экологическую культуру; учить детей беречь родную Землю, преобразовывать её, уважать законы природы;
-воспитывать у детей чувство осознания своего единства с окружающим миром, экологическую культуру;- содействовать сплочению детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_viktorina.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический праздник «Защитите зелёный щит нашей планеты»
Цель:
-пропагандировать экологическую культуру; учить детей беречь родную Землю, преобразовывать её, уважать законы природы;
-воспитывать у детей чувство осознания своего единства с окружающим миром, экологическую культуру;- содействовать сплочению детского коллектива.
Оформление: - книжная выставка "Жизнь леса"; - плакат «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!», рисунки детей на тему «Лес - наше богатство»,
В игре принимают участие две команды 7-8 классов, которые формируются в результате отборочного тура. Ход игры наглядно отражается на доске. Дана турнирная таблица по этапам, куда вписывается количество баллов, заработанные командами. Выбирается жюри из старших классов, зрителями могут быть ученики младших классов.
Ведущий: Защитник леса.
Турнирная таблица
Этапы игры | Команда 1 (название) | Команда 2 (название) |
Этап 1. «Почему?, как?, из чего?, какое?» | ||
Этап 2 «Дары леса» | ||
Этап 3 «Роль насекомых в природе» | ||
Этап 4 «Наши маленькие соседи» | ||
Этап 5 «Санитары леса» | ||
Этап 6 « Животные леса» |
Защитник леса. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. "Леса учат человека пони мать прекрасное» - эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.
1. Отборочный тур. Вопросы и задания:
- Какой лесной кустарник иногда играет в футбол и забивает гол? (Голубика.)
- Каким словом одинаково названы сосновый лес и город России? (Бор.)
- Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидны и листьями и город Белоруссии не родственники, а тезки. Назовите их. (Береза.)
- Лесная птица отряда воробьиных называется так же, как и заводная игрушка. Как? (Юла - лесной жаворонок.)
- Лесная певчая птица и рыба имеют одинаковое название. Какое? (Лесной конек - морской конек.)
- Какое вечнозеленое хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками носит такое же название, что и река Липецкой области? (Сосна.)
- Березовый лес называется так же, как и населенный пункт в Свердловской области. Как? (Роща.)
- Какое лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками, присоединив две буквы, превращается в остров, находящийся в Тирренском море? (Липа - остров Липари.)
- Какой лесной кустарник семейства березовых, дающий орехи со съедобным ядром, начинается с названия пресноводной рыбы семейства карповых с плоским телом? (Лещина - лещ.)
- В названии устройства для накачивания или выкачивания жидкостей переставьте слоги, и вы узнаете название вечнозеленого хвойного дерева. (Насос - сосна.)
- Каким словом одинаково названы небольшая певчая птица семейства дроздовых и населенный пункт на севере Казахстана? (Малиновка.)
- Название какого мха созвучно с названием лесной перелетной птицы? (Кукушкин лен.)
- В названии какого лишайника спрятаны ценности? (Кладония - клад.)
- В названии каменной горы с острыми выступами и отвесными крутыми склонами переставьте слоги, и вы получите название одного из самых мелких хищников на земле. (Скала - ласка.)
- Смените в названии домашней птицы букву, и вы превратите ее в хищного лесного древесного млекопитающего с ценным мехом, обитающего в европейской части России. (Курица - куница.)
- Какой лесной великан, типичный "вегетарианец», самый крупный вид семейства оленей, потеряв первую букву, превращается в стержень, на котором держатся колеса, вращающиеся части машин, механизмов? (Лось - ось.)
Защитник леса. Леса - часть природы, без них, как и без воды, как и без воздуха, не может обойтись человек. На огромных просторах нашей планеты раскинулись они.
2. Сформировались две команды, которые должны придумать себе название (например «Лесовичок», «Труженики леса»)
Этап 1. «Почему? Как? Из чего? Какое?» (командам задаются по пять вопросов, за каждый правильный ответ 1 балл)
- Из плодов, какого лесного дерева можно испечь хлеб? (Из желудей дуба.)
- Из листьев, каких растений можно попить лесного чайку? (Из листьев кипрея, земляники, малины, черники, брусники.)
- Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива к гнили, поэтому применяется для изготовления подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)
- Лесоводы иногда называют березу «доброй няней ели». Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)
- Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево.)
- Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)
- Какое растение называют «северной мимозой',? (Кислицу. От ярких солнечных лучей, от капель дождя листочки ее складываются и вянут, как у мимозы стыдливой.)
- Какое голосеменное растение называют «виноградом хвойных лесов? (Можжевельник.)
- На латыни это растение называется pinus, что значит «скала". А как это растение называется по-русски? (Сосна.)
- Что означает «плач» березы? (Сокодвижение. В средней полосе России бывает в апреле.)
Этап 2 «Дары леса» (участники должны отгадать и зарисовать ягоду на листках. Кто быстрее, за каждый правильный ответ 1 балл)
Вопросы и задания:
- Соедините последовательно название портового города южно-американской республики Колумбии с приставкой, и вы получите название лесного кустарника с белыми цветками и красными горькими ягодами. (Кали - на.)
- В названии, какого лесного кустарника со съедобными сизо-голубыми ягодами спрятались всем известные птицы? (Голубика - голуби.)
- К названию города Украины прибавьте только одну гласную букву, и вы получите название кустарника семейства розоцветных со сладкими, обычно красными ягодами. (Малин - малина.)
- Название, какого небольшого кустарничка семейства брусничных с сочны и черно-синими ягодами заканчивается названием реки Вьетнама? (Черника - река Ка.) 5. В названии, какого кустарника с черными или красными ягодами спряталось женское имя? (Бузина - Зина.)
- Одинаково названы кустарник семейства розоцветных с собранными в кисти горьковатыми оранжевокрасными плодами и пятнышко иного цвета на чем-нибудь. Как? (Рябина.)
- В названии какого вечнозеленого дикорастущего кустарника с жесткими листочками и красными кислосладкими ягодами спраталась отрицательная частица? (Брусника - ни.)
- Каким словом одинаково названы маленькая красная кислая ягода и населенный пункт в Томской области? (Клюквинка.)
Защитник леса. Лес - друг и защитник урожая. Испаряя летом громадное количество влаги, лес заметно понижает температуру на соседних участках. Особенно это важно для засушливых степных и лесостепных районов. Лесные полосы в степи - самая надежная защита посевов культурных растений от губительных суховеев. Рыхлая лесная подстилка поглощает и удерживает влагу атмосферных осадков. За зиму в лесу накапливается много снега. Весной же под кронами деревьев снег тает гораздо медленнее, чем на окрестных полях. Постепенно влага впитывается в почву, и бурные вешние потоки уже не размывают поля и не сносят плодородный слой земли в овраги. Также большую роль в природе играют насекомые.
Этап 3 «Роль насекомых в природе»
В | Н | Д | И | П | З | Е | М | О |
Т | Ы | О | Т | Х | В | Е | Ы | К |
С | Х | Р | А | Я | Е | Ш | Е | Е |
Е | С | И | Н | П | Н | Й | В | С |
Щ | О | Р | И | Е | О | Е | А | А |
Б | О | П | Я | Ц | В | Н | Ж | Н |
Необходимо найти начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клетку, прочитать зашифрованный текст. (Насекомые - важнейшее звено в цепях питания природных сообществ.) (40 баллов)
Этап 4 «Наши маленькие соседи» (каждой команде раздаются карточки, где необходимо вписать ответ, кто быстрее)
- Она, пожалуй, самая красивая из всех водных насекомых. Она может летать задом наперёд, способна делать сальто в воздухе и развивать скорость на коротких дистанциях до 104 км/час. (Стрекоза) 10 б.
- По домам, которые создают эти общественные насекомые, можно определить стороны света: пологая сторона дома указывает на юг. (Муравьи) 10 б.
- Это распространённое насекомое имеет почти круговое поле зрения из-за 4000 шестиугольных хрусталиков. Оно может видеть даже то, что творится позади него. (Муха) 20 б.
- За свою жизнь она может уничтожить несколько тысяч особей зеленой тли - страшных врагов любого садовода. (Божья коровка) 20 б.
- Этот вид мух нападает и на домашний скот, например, на коров, и на людей. Укус его острого хоботка очень неприятен. (Слепень) 30 б.
- «Я - удивительное насекомое. Я пою крыльями, слушаю ногами, а если меня схватят за ногу, я могу ее оставить врагу и удрать без неё». (Кузнечик) 30 б.
Защитник леса. В лесу мы все знаем растут не только деревья и обитают насекомые, но обитают множество птиц- «Санитары леса».
Этап 5 «Санитары леса» (участникам показывают картинки с изображением птиц, к ним даны вопросы, необходимо ответить на них, точность ответа определяет ведущий.)
- Почему первыми прилетают грачи? (Они могут находить корм на оттаявших проталинах.) 10 б.
- Какая птица выводит птенцов в мороз? (Клёст) 10 б.
- Почему птицы прилетают в разное время? (Питаются разным кормом: жаворонки - сорными травами, ласточки - насекомыми, журавли - рыбой.) 20 б.
- Какие птицы зимой питаются ягодами рябины? (Снегирь, свиристель.) 20 б.
- Какую пользу приносит кукушка человеку? (Поедает вредных мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят.) 30 б.
- Из какого материала птица строит свое гнездо и почему оно не распадается? (Строит из травы, перьев, веток, склеивает слюной, глиной.) 50 б.
Убита белка! На снегу
Она распластана лежала ...
Защитник леса. Почему нельзя убивать животных? (Ответы игроков, в зачёт не идут.)
Этап 6 « Животные леса» (командам задаются вопросы, за каждый правильный ответ
баллы)
- Это животное имеет небольшое гибкое тело с пушистым хвостом и кисточками на кончиках ушей. Кто это? (Белка) 10 б.
- «У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А еще про меня говорят, что меня ноги кормят. Название происходит от общеславянского «волочить, тащить». (Волк) 10 б.
- Почему у грызунов всегда острые зубы? (Зубы имеют эмаль только с одной стороны, и самозатачиваются.) 20 б.
- Что значит: волка ноги кормят? (Волк не стережёт добычу в засаде, как кошка, а догоняет её.) 20 б.
- «Я существо очень прожорливое. За 1 час я могу съесть 600 насекомых. Днем я сплю, а ночью в темноте охочусь. Живем мы колониями». (Летучая мышь) 20 б.
- Кто раньше появляется весной - летучие насекомые или летучие мыши? (Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.) 30 б.
- Чем питаются, волки, кроме крупной добычи? (Ловят рыбу, лягушек, мышей, разоряют птичьи гнезда, едят ягоды, могут съесть арбуз, дыню, помидоры.) 30 б.
- Ёж питается насекомыми, червями, но иногда можно видеть, как он несет на иголках яблоки, которые он не ест. Для чего он это делает? (Яблочная кислота помогает избавиться от паразитов.) 40 б.
Защитник леса. Экологический праздник подошёл к концу, закончим стихами. Подведение итогов, определение победителей, награждение (можно использовать рисунки которые нарисовали ученики младших классов на тему «Лес- наше богатство», а также сладкими призами)
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка развилась
И была на ягодах роса!
(Е. Карганова)
Использованная литература:
1. ПетровВ. В. Жизнь леса и человек. - М.: Наука, 1985.
2. АлферовЛ. А. Жизнь леса. - М.: Знание, 1963.
3. СмирновА. В. Лес. - М.: Детская литература, 1973.
Автор: Козловская Н.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к экологическому проекту "Наша планета. Взгляд в будушее".
Презентация экологического проекта "Наша планета. Взгляд в будущее" выполнена для участия в школьном конкурсе экологических проектов по технологии. Материалы презентации основаны на творческих проект...
Разработка урока английского языка на тему: "Экологические проблемы нашей планеты"
Данная разработка предназначена для проведения урока обобщения и систематизации знаний по конкретной теме с использованием технологии метода проектов.Вид урока-дискуссия с элементами компьютерной през...
Экологическая сказка «Давайте будем беречь нашу планету!»
Цели: — развивать внимание, любознательность, познавательную активность; — расширить знания детей о мире природы, взаимосвязи вс...
"Как защитить нашу планету?"
Цель: активизировать известную лексику по теме в речи, знакомить учащихся с использованием определённого артикля с некоторыми геограыическими названиями....
Наша планета в опасности. Защита окружающей среды. “Environmental problems”
Методическая разработка урока по теме "Защита окружающей среды" учебник " English" для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка. Авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.Урок проблемн...
Сценарий выступления экологической агитбригады "Мы защитим нашу планету"
Сценарий выступления агитбригады экологической направленности "Мы защитм нашу планету" для учащихся 9-11 классов...
Классный час, посвящённый Году экологии: «Сохраним нашу планету Голубой и Зелёной!»
Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию природных ресурсов.Задачи:1. Показать влияние хозяйственной деятельности ...