Внеклассное мероприятие "Праздник Троицы"
план-конспект на тему
Мероприятие составлено совместно с Полыгаловой Г.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_troitsy.docx | 62.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Цель: дать представление о традициях народного празднования Троицы,
нравственных ценностях русского народа через беседу, русский народный фольклор и театральное искусство.
Задачи:
-формировать у детей представление обособенностях празднования Троицыи летних изменениях в природе;
-пополнить словарный запас понятиями «Троица», «церковный праздник», «ангел»;
-воспитывать уважительное и внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, желание быть правдивым, жить по совести;
-развивать творческие способности.
Оборудование: букеты из зелени и цветов, макет Православной церкви, ширма, декорации: зеленые деревья, елки, березки, театральные куклы.
Ход праздника:
1.Оргмомент
Ведущий 1: Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Ведущий 2:- Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Ведущий 1:- Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с обычаями празднования Троицы. A чтобы лучше узнать о празднике, приглашаем всех к активному участию.
Ведущий 2: Ребята, скажите, как вы думаете, праздник Троицы – это церковный праздник или обычный? (Церковный). А какие вы уже знаете церковные праздники? А 8 Марта? Это церковный праздник? Давайте поиграем, я буду называть праздники, а вы хлопайте в ладоши, если это праздник церковный или положите руки на колени, если это обычный праздник. Хорошо?
(Новый год, Пасха, День радио, Рождество, Яблочный Спас, 1 мая, День Победы, Троица, День Независимости, Покрова, День Конституции, Вербное воскресенье, Масленица).
Ведущий 1: Сегодня мы с вами будем плести необычный березовый венок, венок знаний, куда вплетем все, что узнаем о празднике Троице. А узнаете вы об истории появления праздника, познакомитесь с иконой «Троица», символом праздника, обычаями его проведения и посмотрите сказку.
Ученик 1 (читает стихотворение Виктора Астафьева «Троица»):
Ах, Троица, ах Троица!
Зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!
Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
Лежит пучками полными
Во всех углах полынь
И голубыми волнами
Плывет землей теплынь.
2. Постановка проблемы
Ведущий 2: Ранним утром, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник – ТРОИЦА. Раньше на Руси празднование Троицы в народе называли Зелёными Святками, цветочной Пасхой. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить позже.
Ведущий 1: ТРОИЦА – божественный праздник. Послушайте, как это было…
Сын Бога, Иисус Христос, после своего воскресения вознесся на небо и часто являлся ученикам – апостолам и однажды сказал, что уйдет на небо, и им завещал проповедовать свое учение, которое записано в этой книге. Как она называется? (Библия.)
- Давайте вспомним несколько заповедей Иисуса Христа.
(Дети называют)
Иисус Христос сказал ученикам – апостолам: «Когда я вознесусь на небо, в ваше сердце войдет Дух Святой…будете вы всесильными, сумеете говорить на всех языках мира, исцелять людей от болезней, уберегать от несчастий. Обещаю в будущем вернуться на землю в видимом образе, и буду будить всех живых и мертвых. И настанет для людей жизнь вечная по заслугам: для добрых, честных, трудолюбивых – счастливая; для злых, жадных, воров, убийц – мучительная, горькая».
Сказав это, Иисус Христос поднял руки, к нему спустились ангелы, и он вознесся к облакам. А ученики – апостолы стали ждать чуда - сошествия на них Святого Духа.И вот с неба вдруг послышался шум, похожий на шум сильного ветра, над головами апостолов появились огненные языки. Это был знак, что Святой Дух сходит на них.
С этого дня Миру открылась великая тайна, что Бог один,в трех лицах: БОГ ОТЕЦ, БОГСЫН и БОГ ДУХ СВЯТОЙ. Все три лица имеют одинаковое божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.
И день этот стали называть СВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ.
Ученик 2:
Звоны чистые, колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.
И любое Божье творение,
Повторяя молитву вслух,
Славит Вечное единение:
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог–Дух.
Ученик 3:
Пятидесятый после Пасхи день.
Уж солнышко по-летнему сияет.
Церковных куполов ложится тень
На луг, где капельки росы блистают.
Как мир прекрасен- только посмотри!
И душу все приводит в изумленье.
Прекрасен день с зари и до зари,
Ведь это- нашей Церкви День Рожденья!
И сердце очищается любовью ко всему,
И так легко прощается, когда идешь к нему.
Ведущий 2:Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.В этот день происходит поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы.
(Звучит колокольный звон)
Ведущий 1:
Над деревней слышен звон
Над рекою древний Храм, побываем вместе там!
Зеленью украшены окна и полы
Ветками березы обвешены углы,
Вот посредине Церкви батюшка с Крестом
Народ стоит с цветами в Храме сем святом.
Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,
Попроси, чтоб веры огонек не гас…
Догорают свечи, хор поет псалмы,
Это же на Троицу в Храме были мы.
Издавна так Троицу встречает наш народ,
Веточки зеленые каждый в Храм несет.
Ведущий 2:Храм внутри украшается березовыми веточками, цветами. Перед иконой «Троица» зажигают свечи. Почти в каждой церкви есть копия иконы великого русского живописца Андрея Рублева, написавшего « Троицу» в виде 3-х ангелов. Они спустились на землю и беседуют между собой, как помочь Руси преодолеть горести и беды.
Ведущий 1: Посмотрите, какие у них прекрасные задумчивые лица, на первый взгляд ангелы очень похожи. Но если посмотреть чуть внимательнее, то станет понятно: они разные, даже по возрасту. Самый старший и печальный – слева от нас, ангел помоложе и самый решительный – средний, а самый юный и задумчивый – справа.
Ведущий 2:Ребята, а кто такие ангелы? (ответ детей).
Ангел – слово греческое, в переводе на русский, добрый вестник.
Они беседуют за столом, где на белой, как слоновая кость, столешнице стоит одна – единственная чаша.
В Древней Руси чаша означала будущую жизнь человека.
- Испить чашу – так говорили в старину и говорят сегодня. И раньше, и сейчас это понимается так: «Пройти тяжелые испытания».
Ведущий 1:Посмотрите, как задумчиво беседуют ангелы. Они без слов понимают друг друга и склоняются один к другому, словно березы при тихом ветре.
Скажите, ребята, что вы видите над правым ангелом? ( Гора склоняется вместе с ним). Гора – символ святости.
- Что изображено над средним? ( Над средним – зеленый дуб). Зеленый дуб – древо жизни.
- А над левым? (Белокаменные палаты, словно бы повторяют его фигуру.) Палаты – символ божественной благодати. Таким образом, на иконе нам представлен Божий мир.
Ведущий 2: Природа раннего лета светится в красках « Троицы». Крылья ангелов соприкасаются друг с другом, сходятся, как заря ранним летом - вечерняя с утренней. В народе про такую пору говорили: «Целуются зори». И вся икона напоминает солнышко. Она светится, и ангелы заключены в ней как бы в лучистый ласковый круг…Икона « Троица» воспевает дружбу, единение Руси.
Ведущий 1:Приходится этот большой праздник на воскресенье. В этом году мы будем праздновать Троицу 23 июня. Символом этого праздника в России была молодая березка. Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили ветки берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Не зря береза стала центром праздника - почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву
Ведущий 2: У берёзки были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно деревце, на его месте поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе.
- Ребята, а что вы знаете о использовании березы в жизни народа?
( Дети перечисляют целебные свойства березы: березовым веником можно париться в бане; освещать жилище лучиной; топить печь звонкими березовыми дровами; старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины, связывали берестой разбитые горшки; отпаивали больных березовым соком; березовые почки очень полезны, они помогают лечить многие болезни; в отваре из молодых листьев березы много витаминов)…
Ведущий 1: Берёза красива, да к тому же полезна.
Весной поила она людей сладким соком, зимой обогревала жаром самых лучших дров, и лечила, и на разные поделки шла. Посмотрите на нашу выставку поделок из березы.
С благодарностью чествовали берёзу россияне, когда надевала она свой зелёный наряд. Заранее выбрав в лесу красивое деревце, молодёжь после церковной службы собиралась возле него. Обязательно приносили с собой варёные яйца. Их окрашивали в зелёный цвет берёзовым листом или в красный - луковой шелухой.
Ведущий 2: Молодое деревце «завивали», то есть завязывали его ветви в кольца, заплетали в косичку, пригибали ветви к земле и прибивали их колышком, украшали березку ленточками и платками. Обряд «завивания березки» пришел из
далекой древности. Девушки верили, что так они крепко-накрепко свяжут свои мечты и думы с полюбившимся парнем.
(Ведущий достает корзину с разноцветными полосками, лентами)
Сейчас вы посмотрите, как наши девочки украсят березу по старинному обычаю.
Ученица 1:
Праздник начинается,
Березка наряжается,
Праздник начинается,
Березка завивается!
Наряд ее мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей,-
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Ученица 2:
На поляне, на лугу,
Гнулася березонька,
Ветки раскудрявые,
Словно длины косыньки,
Завивали девушки,
Лентой украшали.
Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть,
Птиц зазывать!
(Песня о березе в записи)
-А мы с вами проведем физминутку! Встаньте и повторяйте движения за мной!
Руки подняли и помахали –
Это березки в лесу!
Локти согнули, кисти стряхнули
Ветер сбивает росу!
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят!
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад!
Ведущий 1:Девушки на Троицу водили хороводы, а юноши высматривали себе невест. На такой хоровод нельзя было явиться в будничном платье, поэтому девушки появлялись в нарядах, сшитых или украшенных своими руками.
Сейчас наши девочки встанут в хоровод.
(Хоровод «Ай да березка!»)
- Праздник продолжаем, давайте поиграем! На троицу дети играли в подвижные игры, а наша игра называется «Доскажи словечко!»
(Игра с залом «Доскажи словечко»)
Ведущий 2:Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь, кто людям подарил?
Ну, конечно…(Бог).
Ведущий 1:Как Господь людей всех любит,
Так и мы должны любить.
Помните об этом, люди
И давайте в мире …(жить).
Ведущий 2:Если кто тебя обидел,
Бог учил нас не кричать.
В сердце не держать обиды
А от всей души …(прощать).
Ведущий 1:У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету
Я у Бога …(доброту).
Ведущий 2: Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок…(терпению).
Ведущий 1:Пчелы в поле и в саду
Обучают нас…(труду).
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас …(правдивости).
Ведущий 2:Учит снег нас чистоте,
Учит солнце…(доброте)
И при всей огромности
Обучает …(скромности).
Ведущий 1:У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учит крепкой…(дружбе)
Троица не обходилась без задорных веселых частушек. Послушайте наши частушки-нескладушки:
Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь.
Сидит заяц на березе
При калошах, при часах
Я спросила: - Сколько время?
- Не женатый холостой.
На болоте, на снегу
Укусил комар блоху
Сидит заяц на березе
Умирает со смеху.
Песни петь - ноги кривые
Плясать голос не дает
Я пошел бы к теще в гости
Да не знаю, где живет.
Ведущий 1:На Троицу девушки гадали на будущее с пусканием по воде Троицких венков, загадывали желания. На голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами. Затем венки бросали в воду и наблюдали, к какому берегу он пристанет: чей первым к берегу приплывет, той девушке и первой замуж выходить. В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку - на счастье; девушки загадывали желание.
Ведущий 2: Предлагаю двум девочкам взять березовый веночек, троекратно поцеловаться через него и обменяться самодельными подарками.
Ученица 1:
Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька!
Ученица 2:
Посередь долинушки,
На тебе, березонька
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Травка шелковая,
Близ тебя березонька,
Красные девицы
Венки вьют, плетут.
Ведущий 2: Девушки надевали веночки на голову и гадали.
Ученица 3:
Пойду я в зеленый сад гулять,
Сорву я со травушки цветок,
Совью я на головушку венок,
Пойду я на быструю реку,
Стану я на быстром плоту,
Брошу свой веночек на воду,
А сама подале отойду,
На свой веночек погляжу:
Тонет ли, тонет ли венок?
Тужит ли, тужит ли дружок?
Ах, мой веночек потанул,
Значит, меня милый обманул.
Ведущий 1: Это гадание проводится у реки. В нашей местности есть река? Нет реки. А в Омске есть. Как называется? (Иртыш) А у озера можно погадать? (Нет).
-Заканчивался праздник ритуальной трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день, рассказывали разные истории.
Ведущий 2:
А мы в честь праздника Троицы
Для взрослых и для ребят
Про Красную Шапочку
Расскажем на новый лад.
Мы посмотрим спектакль о том, как наши старые знакомые – Красная Шапочка и ее бабушка праздновали Троицу. Будьте внимательны. Если вас попросят, помогайте героям сказки. Договорились?
(Премьера музыкального кукольного спектакля «Приключения Красной шапочки»)
Ведущий 1:Ребята, понравилась ли вам сказка? А вы внимательно смотрели?
-С каким праздником поздравляли бабушку?
-Почему волк стал добрым?
-Вот и сплели мы праздничный березовый венок на Троицу.
- Когда в этом году Троица?
-Почему Троицу называют Зелеными Святками? А Цветочной Пасхой?
-Какое дерево стало символом Троицы?
-Что вам понравилось на празднике?
Наш праздник заканчивается. Пожелания наши такие:
Пусть сердца раскроются на Святую Троицу!
Использованные ресурсы:
1.Кучегура Л.А. Учебная хрестоматия по народной культуре. Омск. Изд. ООИПКРО, 2004. -120 с.
2.Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: Учитель, 2008. -181 с.
3.Давыдова М.М. 30 детских утренников для начальной школы. М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.-208с.
4. Праздник Троицы. Разработка учителя начальных классов Шутовой Марии Сергеевны МБУ СОШ № 70 г.Тольятти
5.Праздник Троицы (материал православных сайтов «Школа радости» и «Чадца моя»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение "Троица"
Данное стихотворение я посвятила славному русскому празднику Святой Троицы....
Презентация. Традиционные праздники в Германии. Троица.
Данный материал можно использовать при изучении страноведческого блока в 8 классе (автор учебника И.Л. Бим)....
Сценарий праздника "Святая Троица"
Сценарий праздника "Святая Троица"...
Заочная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру."Великолепный музей - вершина духовной жизни человечества"
Цель: способствовать формированию у обучающихся представления о памятниках русской культуры ХV-ХVIII в.в., о шедеврах древнерусского зодчества и иконописи. Воспитывать у потомков чувство ответст...
троица обрядовые праздники изготовление кукушечки
Чередой Троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за ...
«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»
Цель исследования: изучение истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и её роли в истории Российск...
Внеклассное мероприятие «От Рождества и до Троицы»
Внеклассное мероприятие "От Рождества и до Троицы"...