Мифы и легенды Севера
методическая разработка на тему

Сидоренко Татьяна Валерьевна

театрализованный праздник для начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_severa_nach.klassy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Севера, посвящен году экологии

(1 – 4 начальные классы)

Звучит аудиозапись песни: «Мы поедем, мы помчимся ... »

(выходит вед. с глобусом)

Вед – «Дороба!», что на якутском языке значит «Здравствуйте!». Посмотрите на глобус, какой огромный наш общий Дом-планета Земля. Сколько разных стран кажется нам таинственными и заманчивыми. Мы с вами живем в чудесной стране  – Россия. В России живет много народов разных наций.

 Сегодня мы с вами поговорим о севере России - нашей Якутии. Вот, где мы с вами живём (показ на глобусе). Здесь можно увидеть леса, реки, озёра. На территории Якутии  проживает много национальностей (эвенки, юкагиры, чукчи, якуты…),  занимаются они рыболовством, оленеводством, охотятся. Это  мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят столько рыбы, - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.

А сколько стихотворений написано о Якутии, давайте послушаем. Я приглашаю ребят 4 класса.

Моя Якутия – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

Твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

Люди все говорят,

Что наш край красив, богат,

И полярное сиянье

Каждый видеть очень рад.

Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов, легенд  и  все они неразрывно связаны с природой.

Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера. А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу.

(под музыку, повторяя движения ведущего, дети имитируют: «сели в собачьи упряжки – поехали»,  «пробираемся по тайге», в тундре встретили стадо оленей, «едим на оленях»…)

(из  чума выходит хозяйка Тайги -  шаманка Тэнгэри)

Шаманка – Дороба! (дети отвечают)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тэнгэри, я – Хозяйка Тайги, охраняю лес волшебный, от рассвета до зари. Знаю,  зачем вы ко мне в такую даль приехали -  хотите,  чтоб я вам легенды рассказала, да секреты охотников открыла. Вижу, вы люди добрые, с открытым сердцем  явились…что ж, так тому и быть. Но сначала попробуйте отгадать мои хитрые загадки.

(предлагает кл.рук-лям, по очереди вытянуть листочки с загадками и прочитать их своему классу, если не отгадают – отгадывают штрафную) – Приложение 1

Шаманка - Молодцы, отгадали все загадки, значит,  расскажу вам легенды нашего Севера. Великое множество их и все они разные: есть смелые и героические, а есть затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Сейчас поведаю одну из них…(ударяет в бубен), легенда называется «СОЛНЦЕ И ЛУНА» (2 «А» кл) - приложение 2

(пока дети готовятся, шаманка под музыку «совершает обряд с бубном» или танцует)

Шаманка – А сейчас, научу вас играть в якутскую игру «Хейро» (Солнце). Так охотники развивали ловкость да выносливость.

Игра «Хейро»

Один ребенок сидит в центре круга, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу со словами:

«Хейро, вставай!» - 3р. («солнце»– встает и под быструю музыку или удары бубна ловит ребят).

Шаманка – Ну что, рассказать вам ещё одну легенду?... Тогда,  перечислите мне реки нашего края? (р. Лена, р. Алдан, р.Амга, р.Индигирка…)

Следующая моя легенда называется  «РЕКИ И ОЗЕРА» (2 «Б» кл)  - приложение 3

(пока дети готовятся, шаманка под музыку «совершает обряд с бубном» или танцует)

Шаманка - А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»

Игра «Ручейки и озера»

Дети строятся в колоны по 5 – 6чел. (звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, музыка остановилась «озера» - становятся в круг).

Шаманка – Будет вам и третья легенда, если скажете,  как называется дремучий лес? (Тайга).

Шаманка – Моя следующая  легенда, так и называется «ТАЙГА» (3кл) - приложение 4


Шаманка - Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А какие ягоды вы знаете, которые растут в тайге, у нас на Севере? (клюква, морошка, голубика, брусника, черника…). Верно, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды».


Игра «Собери ягоды»

Шаманка - Вы должны правильно показать, какую ягоду надо собирать, поднявшись на носочки, какую согнувшись, а какую на корточках – слушайте внимательно.

(шаманка называет ягоду, а дети, двигаясь в разных направлениях,  показывают, как её надо собирать.

 - рябина, черемуха – на носочках,

 - брусника, морошка – на корточках,

  - голубика – наклон вперёд)

Шаманка – Голос Тайги говорит мне о том, время нашей встречи подошло к концу,  пора вам возвращаться домой. Хочу  всем пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты из моих легенд.

Вед – Спасибо, Тэнгэри,   за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились. Есть такой обычай – с пустыми руками в гости не ходят. Мы хотим, чтобы наша встреча запомнилась всем надолго и дарим вам замечательные стихи о севере и танец.

1кл:

Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,

И грибы и ягоды собирать мы в лес пойдем.

Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,

Голубику и чернику собирать мы в лес пойдем.

Кто на севере бывал, ночки светлые видал.

Полюбил он всей душой север наш дорогой.

Якутский танец

Вед – О север мой, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.

Шаманка - Кругом леса, болота и снега, и это все Якутия моя!

Вед – До новый встреч!

Шаманка – Живите с миром!

Приложение  1

Загадки:

1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

3. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

4. Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)

5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)

6.На спине иголки – длинные да колкие,

А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)

Приложение 2

Легенда «Солнце и луна»

В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.

Приложении 3

Легенда:  «РЕКИ И ОЗЕРА»

Озёра и реки

Озёра без края –

Ковши голубые,

Вода голубая.

Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.

А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.


приложение 4

Легенда «Тайга»

Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось.

Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено».

Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды.

Иллюстративный материал к уроку литературы в 5 классе "Мифы и легенды"....

Мифы и легенды о цветах.

Данная разработка может быть использована на внеклассном уроке по литературе. Учащиеся познакомятся с мифами и легендами  о цветах....

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать  мифы о богах и 12 подвигов Геракла,  выписать имя бога и указать сферу его покровительс...

Мифы и легенды в топонимике ольхонских бурят

Топонимика Ольхонского района. Географические названия в мифах и легендах ольхонских бурят....

Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции

Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...

Мифы и легенды народов Севера

Мифология ханты частично изложена в фольклоре. Его анализ выполнен Н.В. Лукиной (1990). Фольклор отражает представления о происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, человека, божеств и...