Сценарий к 110 летию Шостаковича
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Власова Ольга Васильевна

Сценарий мероприятия по творчеству Шостаковича с видеоматериалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g_e_n_i_y_20_veka.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

      Г  Е  Н  И  Й          20  века   (Музыка  Д.Д. Шостаковича).

(Перед  началом  звучит  песня  «Родина  слышит»,  на  экране  портрет  Шостаковича.)

Ведущий: Наша  сегодняшняя  встреча с музыкой  посвящена  творчеству           одного  из  величайших  композиторов 20 века – Д.Д. Шостаковича. Существует  выражение «талантлив , как  Моцарт». Так  говорят, когда  хотят

        Сказать о  человеке  необычайно  одаренном и  выдающемся. Эти  слова  неоднократно произносили  в  адрес  Дмитрия  Шостаковича. Его  учитель  по

     консерватории, композитор Александр  Глазунов  называл  Шостаковича

      -  «наш  Моцарт». Сегодня  мы  познакомимся  поближе с  этим  выдающимся  композитором  и  некоторыми  его  произведениями.

2 ведущий:  Шостакович  Дмитрий  Дмитриевич  родился 25  сентября  1906 года  в  Петербурге.

ВЕДУЩИЙ:  Композитор  Шостакович  написал  около 120  произведений  в  

                        разных  жанрах,  но  он  известен, в  первую  очередь, как  вели-

                кий  симфонист. Он  создал  15 симфоний, и  все  они  не  похожи

                одна  на  другую. Мы  сегодня  остановимся  на   истории  созда-

                ния  самой  знаменитой  его  симфонии – Седьмой. Той  самой,  

                что  начала  создаваться  во  время  Великой  Отечественной  вой-

                ны  в  осажденном фашистами  городе  Ленинграде.

        ( выходят  чтецы)----- Вика:  В  то  воскресенье,22 июня 1941 года, когда  фашисты  напали  на  нашу  Родину,  Дмитрий  Шостакович пошел  принимать экзамен  у  студентов в Ленинградской  консерватории. У него  было  хорошее  настроение, потому что  после  экзамена он  собирался  пойти  смотреть  свой  любимый  футбол.  Но  страшная  весть о  начале  войны потрясла  сразу  всех  людей  нашей  страны.

НИКИТА:  С первых  дней  войны  Дмитрий  Дмитриевич стал  проситься  на  фронт, но  везде  получал  отказ: во-первых, он  плохо  видел, а, во-вторых, военные  считали, что жизнь талантливого  композитора Шостаковича – это  особое  богатство народа и  его  нельзя  подвергать опасности. Тогда  композитор  записался в народное  ополчение, и стал  по  ночам  дежурить  в  пожарной  команде  на  крышах  города.

АРХИП:  Но  Шостакович  стремился  приносить  пользу именно,  как  композитор. Например, когда другие  музыканты  отправлялись выступать перед  солдатами  на фронт, он делал  переложение  музыки с фортепиано  на  другие  инструменты. Ведь рояль в  воинскую  часть  привезти было  невозможно.

МАТВЕЙ:  С  первых  дней  войны  композитор сочинял  песни,  считая , что для  армии  они  сейчас  нужнее  всего. Но  положение  на  фронте  становилось  все  хуже  и хуже,  враги  продолжали  наступать  все  ближе  и ближе  на  его  родной  город  Ленинград. Дмитрий  Шостакович понял , что должен  сочинить  что-то более  серьезное, сказать  своим  слушателям самое  важное  и главное.

МАША: Он  решил  сочинить  симфонию, которая  расскажет о мужестве и стойкости  ленинградцев, всех  людей  нашей  страны, об их стремлении победить  врага. Работа  пошла  очень  быстро, музыка словно  постоянно  звучала  у  него  в  ушах.

СТЕША:  Шостакович  ни  на  минуту  не  расставался  со  своей  симфонией. Часто  бывало так, что, отправляясь  дежурить  не крышу во время  бомбежек,  он  захватывал  с  собой нотные  листы с записями. Сохранились даже  фотографии, где  композитор, одетый  в  пожарную  каску, дежурит на  крыше  консерватории. Даже во  время  воздушной  тревоги, когда  вся  семья  спускалась  в  бомбоубежище, Шостакович, не замечая рева  самолетов и взрыва  снарядов, продолжал  сочирять  свою  гениальную  музыку.

СЛАВА:  Симфония – это большое музыкальное  произведение, которое  состоит  из 4-х частей. Композитор  очень  много  и  быстро работал и, уже в  сентябре, Шостакович завершает 3 части и делает  переложение для  всех  инструментов  оркестра. Но  осенью композитора отправляют в эвакуацию, на  Волгу, в  город Куйбышев. Но и там , в сложных  условиях, он неотрывно  пишет свою  симфонию.

                  : Все  время, ощущая  боль  за  свой  родной  город, за  сражавшихся  там  людей, композитор  старался сочинять как  можно быстрей. Ему  казалось, что  своей музыкой он  может  помочь  ленинградцам  выстоять. Он  завершил  свою  работу 27 декабря 1941 года. Поставив последнюю точку в нотной  партитуре, он  написал  на титульном  листе следующие  слова: «Моему  родному  городу Ленинграду, нашей победе  над  фашизмом  посвящается».

ДАВИД: По счету, это  у композитора была симфония №7, но  ее сразу  стали  называть «Ленинградской». Первое  исполнение симфонии  состоялось сначала в Куйбышеве, в  марте 1942 года. Зрительный  зал  был  переполнен. Люди считали, что соприкасаются  с чудом, ведь  музыка  сочинялась в  осажденном  городе  Ленинграде, который  окружали  враги. После  оглушительного  успеха  в  Куйбышеве, симфонию  повезли  для  исполнения  в  Москву. Главное  ее  исполнение, перед  героями ленинградцами , состоялось немного  позже- в самом  окруженном  Ленинграде.

ИЛЬЯ ПИСАРЕВ: Многие  считали, что это невозможно. Город  был  измучен  блокадой и голодом. Но все же  решили это  сделать. Главные  ноты  симфонии перевозили  на  боевом  самолете вместе с  медицинскими  препаратами. Но тут  выяснилось,  что  оркестр Ленинградской  консерватории, где  преподавал Шостакович, распался:  многие  музыканты были  на фронте, многие  погибли  от  голода. Собирали  новый  оркестр, понимая,  что должен  состоятся не  просто  концерт, а подлинно  историческое  событие. Ленинградцы  должны  были услышать, что  сражаясь  в кольце  блокады,  город гордо выстаивает  и живет высокой  духовной  жизнью. Для  измученных  ленинградцев  это было очень  важно .

ДАНИЛ,4б: Организовать  концерт в  голодном,  полуразрушенном городе, было само  по  себе  подвигом. Репетиции  шли  не  только  в  городе. Чтобы  фашисты не  смогли  помешать исполнению  музыки и своими  обстрелами сорвать долгожданный  концерт,  наши  военные  во  время  концерта  провели мощную  артиллерийскую  атаку.

БРОНЯ: Началась  премьера. Переполненный  зал  слушал  симфонию  в  полной  тишине.  Одна  за  другой в  музыке  изображались  картины жизни  русского  народа: мирная  жизнь  до  войны, нападение  на  страну фашистов, героическое  сопротивление  русского  народа , оплакивание погибших героев.

ЛИЗА:  Шел  1942 год. До  конца  войны  оставалось  еще 3 тяжелых  года,  но  в  музыке  слышалось:  «Мы  выстоим, и  победа будет  за  нами!»

                         (Чтецы  уходят).

ВЕДУЩИЙ:   Сейчас  наступило  время  послушать  музыку  Дмитрия  Шостаковича. Вы  услышите  самые  яркие  музыкальные  фрагменты

 Седьмой «Ленинградской» симфонии. При  помощи  музыки, перед  нами  развернутся  картины  жизни  русского  народа. Вначале  обрисована  мирная  довоенная  жизнь. Давайте  послушаем(фрагмент).

Следующий  музыкальный  отрывок---« Тема  нашествия» врагов  на  нашу  Родину. Эта  тема  звучит  более 10 раз, всякий  раз  прибавляя  силу  звука  и  обрастая  большим  количеством  инструментов, она  обрисовывает бездушную  тупую  силу,  из  которой   выбили  все  живое, и  эта  сила  ,как механическая  машина,  вооруженная  до  зубов , все  ближе  и ближе  приближается,  окружает,  с  целью :  уничтожить,  сломать,  растоптать.

                        (  фрагмент)

Но  в  тот  момент,  когда  кажется, нет  силы, способной  их  остановить,  неожиданно,  как  свежий  ветер ,  возникает  тема  нашего   сопротивления,  как  ее   называют  музыковеды,-  «русская  тема». Она , просто , сталкивается с  темой  нашествия  и   побеждает  ее.

                        (фрагмент)

Исполнение  Седьмой  симфонии  в  блокадном  Ленинграде  стало символом  мужества  и  грядущей  победы.  Когда  исполнялась  последняя  часть  симфонии -  оплакивание  погибших  героев,  все  в  зале  встали, а  у  многих  на  глазах  были  слезы.

                        (фрагмент)

Тогда  эта  музыка  часто  исполнялась  по  радио,  и  дирижеры  всего  мира  стремились  достать  партитуру  нот  для  исполнения.  Когда  симфония  впервые  была  исполнена  в  Америке,  то  один  из  американских  критиков  заявил:  «Народ,  который  сочиняет  такие  произведения, непобедим!»

2ведущий:  Но  будет  неверным  думать  и  считать, что  Д.Д. Шостакович  создавал  только  лишь  серьезную  музыку.  Всем  известно  произведение  для  детей  «Вальс –шутка»,  которое  он  создал  для  детей.

                ( исполняется  хореографическая  миниатюра  на  музыку)

ВЕДУЩИЙ:  Часто  к  композитору  обращались  с  просьбой  написать  музыку  к  кинофильму. Одна  из  первых  песен, сочиненных  Шостаковичем  для  кино—всем  известная «Песня  о  встречном» из  кинофильма,  который  так  и  называется «Встречный».Эту  песню  исполняют  на  многих  языках  мира.

А  сегодня  вы  услышите  ее  в  исполнении преподавателя  музыки и  нашей  соведущей.

                        (песня  о  «Встречном»)

Когда  сняли  фильм «Юность  Максима», в  послевоенном  1947 году, понадобилась  шуточная, незатейливая , легкая  песенка. И  вновь  обратились к  Д. Шостаковичу. Он,  конечно же  ,не  отказал,  так  очень  скоро  появилась  песня,  которую  по  сей  день  знают,  любят  и  распевают люди любого  возраста:  это  песня «Крутится , вертится  шар  голубой».

Интересно,  сколько  у  нас  в  зале  зрителей , которые  знают и  помнят эту  песню?

                        (Дети  исполняют  песню)

Ну, вот  подходит  к  концу  наша  встреча и  нам  очень  бы  хотелось,  чтобы  вы  запомнили  и  полюбили  музыку этого  гениального  композитора,  который  горячо  любил  Родину ,  наш  народ и  эту  любовь  передал в  каждом  своем  произведении.

Д.Д.Шостакович  в   одной  из  статей  обращался  к  молодежи  так:

«Любите  и изучайте  великое  искусство  музыки. Оно  сделает  вас  духовно  богаче, чище. Вы  увидите  жизнь в  новых  тонах  и  красках».

Последуйте  этому  совету,  ребята. А  мы  напоследок  дадим  вам  послушать «Песню  о  мире» Д. Д. Шостаковича.

                (Песня  о  мире  из  к\ф «Встреча  на  Эльбе»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий 45-летия коррекционной школы-интерната

Данный материал будет полезен при составлении сценария к юбилею коррекционного учреждения, а также может быть применён без дополнительной  переработки. Красивые стихи, песни-переделки, презентаци...

Сценарий "70-летие Сталинградской битвы"

Музыкально-поэтическая композиция....

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий "Здравствуй, Лето!"

В архове находится сценарий "Здравствуй, Лето!" и все используемые фонограммы....

Сценарий "Здравствуй, Лето!"

В архове находится сценарий "Здравствуй, Лето!" и все используемые фонограммы....

сценарий викторины: «Лето! Лето! Озари нас ярким светом!»

Цель: организация досуга и отдыха обучающихся в летний период.Задачи:- прививать познавательный интерес к окружающему миру;- развивать логическое мышление и творческие способности детей;- развива...

Сценарий 100-летия дополнительного образования и 60-летия Таловского детско-юношеского центра

Материалы сценария помогут педагогам дополнительного образования, методистам и педагогам-организаторам учреждений дополнительного образования...