Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!»
методическая разработка по литературе по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!»
Цель: Углубление знаний об историческом событии в нестандартных условиях (внеклассное мероприятие).
Развитие умений анализировать поэтический материал (отбор стихотворений для мероприятия осуществляется детьми)
Продолжение работы над развитием связной речи, выразительным чтением. Воспитание патриотических чувств к Отечеству
Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Задачи:
- Сбор исторического материала о войне 1812 года
- Изучение поэтического наследия, отбор произведений для мероприятия.
- Работа над выразительным чтением
- Отбор музыкальных произведений к мероприятию
- Отбор иллюстративного материала для мероприятия
- Создание мультимедийной презентации к мероприятию
- Разработка сценария мероприятия.
- Определение ролей, их отработка.
- Демонстрация мероприятия.
Информационные ресурсы: библиотеки, СМИ, ИНТЕРНЕТ
Форма мероприятия: вечер
Участники мероприятия: уч-ся 5- 11 классов
Подготовка к мероприятию осуществляется в течение 1 месяца, работу инициативных групп курируют учителя, истории, русского языка и литературы.
Этапы работы:
№ |
Вид деятельности |
Ожидаемый результат |
ответственные |
кураторы |
1 |
Поисковая деятельность
|
Историческая информация о войне 1812 года Поэтический материал |
Группа№ 1
Группа № 2
|
Учителя
истории литературы |
2 |
Творческая деятельность |
Изготовление миниатюрной книжки, посвящённой событию Создание мультимедийной презентации |
Группа № 4
|
Учителя русского языка и литературы
|
3 |
Создание базы данных |
Банк материалов |
Штаб инициативной группы |
Учителя литературы и истории |
4 |
Обработка информации |
материал для сценария |
Штаб инициативной группы |
Учителя литературы и истории |
5 |
Подготовка сценария |
сценарий |
Группа № 5 |
Учителя литературы и истории |
6 |
Оформление зала |
Эстетично оформленный зал |
Группа № 6 |
Учителя литературы и истории |
7 |
Демонстрация материала |
мероприятие |
Группа № 7 |
Учителя-предметники, организатор |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskoe_posvyashchenie_geroyam_voyny_1812_goda.rar | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!»
Цель: Углубление знаний об историческом событии в нестандартных условиях (внеклассное мероприятие).
Развитие умение анализировать поэтический материал (отбор стихотворений для мероприятия осуществляется детьми)
Продолжение работы над развитием связной речи, выразительным чтением. Воспитание патриотических чувств к Отечеству
Задачи:
- Сбор исторического материала о войне 1812 года
- Изучение поэтического наследия, отбор произведений для мероприятия.
- Работа над выразительным чтением
- Отбор музыкальных произведений к мероприятию
- Отбор иллюстративного материала для мероприятия
- Создание мультимедийной презентации к мероприятию
- Разработка сценария мероприятия.
- Определение ролей, их отработка.
- Демонстрация мероприятия.
Информационные ресурсы: библиотеки, СМИ, ИНТЕРНЕТ
Форма мероприятия: вечер
Участники мероприятия: уч-ся 5- 11 классов
Подготовка к мероприятию осуществляется в течение 1 месяца, работу инициативных групп курируют учителя, истории, русского языка и литературы.
Этапы работы:
№ | Вид деятельности | Ожидаемый результат | ответственные | кураторы |
1 | Поисковая деятельность | Историческая информация о войне 1812 года Поэтический материал | Группа№ 1 Группа № 2 | Учителя истории литературы |
2 | Творческая деятельность | Изготовление миниатюрной книжки, посвящённой событию Создание мультимедийной презентации | Группа № 4 | Учителя русского языка и литературы |
3 | Создание базы данных | Банк материалов | Штаб инициативной группы | Учителя литературы и истории |
4 | Обработка информации | материал для сценария | Штаб инициативной группы | Учителя литературы и истории |
5 | Подготовка сценария | сценарий | Группа № 5 | Учителя литературы и истории |
6 | Оформление зала | Эстетично оформленный зал | Группа № 6 | Учителя литературы и истории |
7 | Демонстрация материала | мероприятие | Группа № 7 | Учителя-предметники, организатор |
Ход мероприятия
1 ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня наш вечер посвящён великому историческому событию - 200летию победы в войне 1812 года. История- вещь великая, она не даёт нам забыть о прошлом государства…
Прошлом всего мира.
2 ведущий: Память о прошлом хорошо представлена в литературе, музыке и живописи.
1 ведущий: Сегодня у нас есть возможность с помощью истории, литературы, музыки и живописи рассказать о великом прошлом нашего государства.
Слайд 1:
2 ведущий: И, конечно же, воздать хвалу героям войны 1812 года.
1 ведущий: Представляем вашему вниманию поэтическое посвящение героям войны 1812 года
Слайд :
Звучит аудиозапись отрывка рассказа С. Алексеева «Птица-слава»
Пауза
Слайд 3:
1 ведущий: Немного из истории ( справка о войне 1812 года):
Отечественная война 1812 года война между Россией и наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.
Причинами войны стали отказ России активно поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Англии, а также политика Наполеона в отношении европейских государств.
На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.
На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия сначала маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в не разоренные войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами.
Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году.
2 ведущий: Россия отразила натиск французской армии. Но какой ценой… Сколько жизней унесла та война. Сколько боли и страданий вынес русский народ.
1 чтец:
Ф. Глинка 1812 ГОД
(Отрывок из рассказа)
Посвящено людям XII года
Дошла ль в пустыни ваши весть,— |
1 ведущий: Сегодня мы не можем не сказать о тех, благодаря кому стала возможна эта победа.
Слайд 4:
2 ведущий: Легендарная Армия России. Россия имела большую армию, но не могла быстро мобилизовать войска из-за плохих дорог и обширной территории. Удар армии Наполеона приняли на себя войска, размещённые на западной границе:
1-я армия Барклая Слайд 5:
и 2-я армия Багратиона, всего 153 тысячи солдат и 758 орудий
Слайд6:
Ещё южнее на Волыни (северо-запад Украины) располагалась 3-я армия Тормасова (до 45 тыс., 168 орудий), служившая заслоном от Австрии.
Слайд 7:
В Молдавии против Турции стояла Дунайская армия Чичагова (55 тыс., 202 орудия).
Слайд 8:
В Финляндии против Швеции стоял корпус русского генерала Штейнгеля (19 тыс., 102 орудия).
Слайд 9:
В районе Риги находился отдельный корпус Эссена (до 18 тыс.), до 4-х резервных корпусов размещались подальше от границы
Слайд 10
Умные, полные героической отваги вместе с солдатами военачальники старались уберечь рубежи Отечества
2 чтец:
В. А. ЖУКОВСКИЙ
ПЕВЕЦ ВО СТАНЕ РУССКИХ ВОИНОВ
Хвала бестрепетным вождям! 1 ведущий: Наполеон со своей армией продвигался пядь за пядью к сердцу России. Велика роль в победе над «исполином» главнокомандующего русской армии Михаила Илларионовича Кутузова. слайд 11: 17 августа царь собрал совет, который рекомендовал царю назначить главнокомандующим русской армии генерал-от-инфантерии князя Кутузова. 29 августа Кутузов в Царево-Займище принял армию. |
2 ведущий: Грамотный полководец, непревзойдённый тактик, Кутузов день за днём рушил наполеоновские планы, приближая заветный час победы России:
Г.Р.Державин
КНЯЗЬ КУТУЗОВ-СМОЛЕНСКОЙ
Когда в виду ты всей вселенны |
слайд 12:
1 ведущий: Кутузов задумывает генеральное сражение с французской армией. К 3 сентября русская армия отступила к деревне Бородино (на западной границе Московской области), дальнейшее отступление подразумевало сдачу Москвы. Кутузов решился дать генеральное сражение, так как баланс сил сместился в русскую сторону. Если в начале вторжения Наполеон имел троекратное превосходство в количестве солдат над противостоящей русской армией, то теперь численности армий были сравнимы — 135 тысяч у Наполеона против 110-130 тысяч у Кутузова. Проблема русской армии состояла в недостатке вооружения. В то время как ополчение дало до 80—100 тысяч ратников из российских центральных губерний, не было ружей, чтобы вооружить ополченцев. Ратникам раздали пики, но использовать людей в качестве «пушечного мяса» Кутузов не стал.
И грянул БОРОДИНСКИЙ БОЙ
Слайд 13:
4 чтец:
П. А. ВЯЗЕМСКИЙ ПОМИНКИ ПО БОРОДИНСКОЙ БИТВЕ
И Кутузов предо мною, Чрез плечо повязан шарфом, Старца бодрый вид воинствен, На челе его маститом, Пламя дум грозой созревших, Мыслью он парит над битвой, |
2ведущий: Велика роль русского солдата- ополченца: на войну с наполеоновской армией встали все… Ещё вчера бравые гусары танцевали на балах с красавицами- дамами, а сегодня они отдавали жизни за родное Отечество
Слайд 13
Звучит песня из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»
слайд 14: 15:
5 чтец:
М.Ю. Лермонтов «Поле Бородина»
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил.
И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно
слайд 16.
слайд 17
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром — Да, были люди в наше время, Мы долго молча отступали, И вот нашли большое поле: Забил снаряд я в пушку туго Два дня мы были в перестрелке. Прилег вздремнуть я у лафета, И только небо засветилось, И молвил он, сверкнув очами: Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Вам не видать таких сражений!.. Изведал враг в тот день немало, Вот смерклось. Были все готовы Да, были люди в наше время, |
1 ведущий Русская армия понесла тяжёлые потери, и Кутузов приказал 8 сентября отступить на Можайск с твёрдым намерением сохранить армию.
слайд 18
2 ведущий В 4 часа дня 13 сентября в деревне Фили Кутузов приказал генералам собраться на совещание о дальнейшем плане действий. Большинство генералов высказались за новое генеральное сражение с Наполеоном. Тогда Кутузов оборвал заседание и заявил, что приказывает отступать. …Отступать от сердца России … от Москвы…
Сл19 20 21
1 ведущий 14 сентября русская армия прошла через Москву и вышла на Рязанскую дорогу (юго-восток от Москвы). Ближе к вечеру в опустевшую Москву вступил Наполеон.
2 ведущий Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы. Причина пожара осталась до конца неясной, то ли патриотически настроенные горожане поджигали свой город, то ли огонь возник из-за пьяных грабежей безлюдного города (население ушло вместе с русской армией).
Сл22 23 24
1 ведущий: Наполеон просчитался. Жители Москвы не вынесли ключи от ворот Кремля. Не поклонились исполину. Москва не сдалась завоевателю….
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН! ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Москва, я думал о тебе! Вот, окружен своей дубравой, Гроза двенадцатого года Но бог помог—стал ропот ниже, |
8 чтец:
Ф Глинка МОСКВА
Город чудный, город древний, Опоясан лентой пашен, Исполинскою рукою На твоих церквах старинных Кто, силач, возьмет в охапку Кто царь-колокол подымет? Ты не гнула крепкой выи Ты, как мученик, горела, И под пеплом ты лежала Процветай же славой вечной, 2 ведущий: Грандиозным планам Наполеона не суждено было сбыться: |
слайд 25
2 ведущий: Москву Наполеон назвал не военной, но политической позицией. Отсюда он делает неоднократные попытки примириться с Александром I. В Москве Наполеон оказался в западне: зимовать в разорённой пожаром столице не представлялось возможным, фуражировки за пределами города плохо удавались, растянутые на тысячи километров коммуникации французов были очень уязвимы, армия после перенесённых лишений начинала разлагаться. 5 октября Наполеон отправил генерала Лористона к Кутузову для пропуска к Александру I с наказом: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно во что бы то ни стало, спасите только честь». Кутузов после короткой беседы отправил Лористона назад в Москву. Наполеон стал готовиться к отступлению пока не из России, но на зимние квартиры где-то между Днепром и Двиной.
1 ведущий: Планам Наполеона не суждено было сбыться. Русский народ чувствовал, что сила на их стороне ,верил в силу русской армии, в мудрость Кутузова, оттого и песни, которые он сочинял проникнуты иронией к врагу, гордостью к воинам и полководцам Отечества:
9 чтец: историческая песня « Кутузов и французский майор»
Что ни красное солнце да воссияло — Выезжает князь Кутузов в чисто поле, Гренадеры и есаулы да не сробели, Начинает князь Кутузов его спрашивать: — Стоит силы во Париже сорок тысяч, |
2 ведущий: Шёл на Россию Наполеон исполином , покидал её жалким и слабым . На «великую» силу Франции в России нашлась ,не менее великая в желании победить, сила русская.
10 чтец:
Лермонтов ДВА ВЕЛИКАНА
В шапке золота литого За горами, за долами И пришел с грозой военной Но улыбкой роковою Но упал он в дальнем море |
слайд 26
1 ведущий :И начался бесславный путь Наполеона из России:
2 ведущий: А какова радость русского народа от известия, что враг повержен. С каким торжеством пишут о несостоятельности Наполеона русские писатели, изображают с иронией и сарказмом художники :
Сл 27 28 29
11 чтец: |
Волк ночью, думая залезть в овчарню, |
1 ведущий: Наполеон, признанный гений военного искусства, вторгся в Россию с силами, троекратно превосходящими западные русские армии под начальством генералов, не отмеченных блестящими победами, а уже через полгода кампании его армия, сильнейшая в истории, была полностью уничтожена.
12 чтец :
Чудесный жребий совершился: Давно ль орлы твои летали Россия, бранная царица, Да будет омрачен позором 13 чтец: Г.Р.Державин НА СМЕРТЬ НАПОЛЕОНА |
Давно ли на гиганта с страхом
Взирал весь изумленный мир?
Престолы покрывались прахом
И вретищами блеск порфир.
Все рушила десница люта;
Но грозна сближилась минута —
И тот, кто троны все потряс,
Преткнулся, шед в победном лике;
И роковой царей владыке
На севере ударил час.
Бежит он по снегам стезею, Куда ни обращал он очи, Вожди надменны! вразумитесь! |
1ведущий: Победа русской армии состоялась
Слайд 30
2 ведущий :Гроза двенадцатого года
Настала—кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но бог помог—стал ропот ниже,
И скоро силою вещей
Мы очутилися в Париже,
А русский царь главой царей.
Слайд 31
14 чтец: А. С. ПУШКИН |
Утихла брань племен; в пределах отдаленных Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье! |
1 ведущий: Уничтожение почти 550 тысяч солдат не укладывается в голове даже современных западных историков. Большое количество статей посвящено поиску причин поражения величайшего полководца, анализу факторов войны. Наиболее часто приводятся следующие причины — плохие дороги в России и мороз, встречаются попытки свалить разгром на плохой урожай 1812 года, из-за чего не удалось обеспечить нормальное снабжение. Более экзотическая версия называет победителем Наполеона вшей, которые распространили тиф среди его солдат .
2 ведущий: Русская кампания 1812 г. (в западном именовании) получила в России название Отечественной, именно этим объясняя разгром Наполеона. К его поражению привела совокупность факторов: всенародное участие в войне, массовый героизм солдат и офицеров, полководческое дарование Кутузова и других генералов, умелое использование природных факторов.
200 лет отделяет нас от событий 1812 года, но мы помним о них, и вносим посильный вклад в дело ПАМЯТИ о великих событиях Великой России.
Богачева Анастасия стала призёром конкурса в рамках «Всемирного дня книги — 2012» «200 - летие победы России в Отечественной войне 1812 года» в номинации «Рукописная миниатюрная книга по произведениям, посвященным войне 1812 года»
Сл 32 33 34
1 ведущий: 200 лет великому историческому событию, 200 лет славы русским полководцам, солдатам , всея России. Виват, Россия !
Слайд 44 ( звучит увертюра П.И. Чайковского )
2 ведущий: История, литература, музыка и живопись - вещи великие, они не дают нам забыть о прошлом …Прошлом государства… Прошлом всего мира. Вот и сегодня именно они помогли вспомнить события, о которых стоит помнить всегда- о войне 1812 года. Спасибо всем, кто сегодня участвовал в мероприятии: гостям, чтецам, ведущим. Помните об исторических вехах России и желайте ей быть и процветать!
1 ведущий: Спасибо за внимание! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"
Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»
внеклассное мероприятие предназначено для проведения мероприятия к 200-летию Отечественной войны 2012 года...
Методическая разработка занятия " Реконструкция военного мундира времен войны 1812 года"
Романова А.Н.Опыт исторической реконструкции в музее « Живая память» ГОУ СОШ № 563 ЮЗОУО г. Москвы. Проблема исторической реконструкции – воссоздания предметов старины на основе доступных ...
Внеклассное мероприятие «Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»
Сценарий исторического вечера, посвященного войне 1812 года.......
методическая разработка урока-игры по истории "Отечественная война 1812 года в лицах"
в данной методической разработке предствлены задания для учащихся по теме "Отечественная война 1812 года". урок можно провсте в виде игры "Своя игра"...
методическая разработка урока в 10 классе "Отечественная война 1812 года"
Цели урока:1. Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. 2. Познакомить учащихся с героями Отечественной войны. Сформировать представление об участии наших...
Методическая разработка урока истории по теме "Отечественная война 1812 года" (8 класс)
Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года". Урок посвящен событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века, направлен на воспитание лю...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Обязательно попробую
Обязательно попробую использовать материал на своих занятиях по патриотическому воспитанию.