Театрализованное представление "Исповедь солдатского сердца"
творческая работа учащихся (10 класс) на тему
Сценарий мероприятия к Дню Победы с элементами литературно-музыкальной композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispoved_soldatskogo_serdtsa.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ- ИНТЕРНАТ»
Театрализованное мероприятие
ко Дню Победы
«Исповедь солдатского сердца»
Составитель:
Береснева Алена Игоревна,
ГАОУОШИ РК «КРФМЛИ»
г. Сыктывкара Республики Коми
2014 год
«Исповедь солдатского сердца».
Задачи воспитательного мероприятия:
1. Познакомить с литературными произведениями о войне;
2. Продолжить работу по формирования чувства патриотизма у учащихся;
3. Развивать артистические способности учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, музыкальное оборудование.
Оформление сцены: В правом дальнем углу скамейка, за ней дерево, макет угла дома. В левом переднем углу костер, на полу лежат бушлаты. В правом переднем углу имитация санитарной палатки. В левом дальнем углу имитация окопа. В центре вдали стоит граммофон. Край сцены украшен цветами.
Действующие лица: Солдат, Ровесник, Справа на авансцене стоит стол, освещенный лампой, перед столом - табурет. За столом СИДИТ молоденький Солдат в военной форме. Он пишет полевой дневник.
С о л д а т. Из дневника солдата Анатолия Лякина: «Решил я опять сюда заглянуть, а то что-то редко стал записи делать. Дела мои идут хорошо. Я себе достал книги алгебру и геометрию, сижу теперь над ними, когда есть время. Это очень интересно, а в школе, наоборот, не знал, куда от них деться... Тут на днях задумался: а что я буду делать после войны? Я же только и умел на гражданке, что учиться в школе...»
Р о в е с н и к. Кто туг опять про школу? Неужели не надоело? Привет, старик. Ты вроде не из нашей школы? Что-то я тебя раньше здесь не видел... И одет ты как-то странно, весь военизированный. Хиппуешь, что ли?
Солдат. Что? Простите, я не понял.
Р о в е с н.и к. Странный ты какой-то. Зови меня на ты, мы же, кажется, ровесники. Тебе сколько лет?
С о л д а т. Восемнадцать.
Р о в е с н и к. А мне семнадцать. Сейчас перемена или урок уже начался, ты не в курсе?
Солдат. Сейчас? Сейчас - война...
Звучит мелодия для ведущих. Звучат стихи (за сценой):
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случиться,
Через 24 часа..
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинке весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
(Внезапно открывается занавес.)
(У детей каникулы, у их родителей-отпуск, у всех - ВЫХQДНОЙ...Выкодит девочка с воздушным шариком, Мальчик с игрушками. Мама занимается домашними делами).
ДЕВОЧКА: К началу второй мировой
Мы в школу еще не ходили.
На станцию по мостовой,
окутанный облаком пыли,
катился ночной грузовик,
подвода с утра грохотала,
как будто по стеклам квартала
хлестало из туч грозовых.
Над речкой, у самой воды,
Играл отпускник на гитаре,
цвели задыхаясь сады,
и низкие птицы летали.
Такая стояла пора.
Неведенье.
Детство.
Жара.
( Звучит запись бомбежки, гул самолетов. Сообщение Совинформбюро о начале войны. Шарик лопается. Аудиозапись песни «Священная война». Мама с девочкой заклеивают окна. Входит Солдат. Мальчик собрался на войну, вооружившись игрушечным пистолетом. Солдат останавливает его, показывает жестом, что нужно защищать Маму и сестру. Сын возвращается, подходит к Маме, которая сидит на стуле. Сын и дочь- возле мамы. Песня смолкает. Мама и отец направляются друг к другу. Звучит фоном песня «Жди меня» )
СОЛДАТ:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло".
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
ТЫ спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать.
Как никто другой.
(Отец уходит на войну. Все прощаются.)
СОЛДАТ:
Отца забрали на войну.
...Мальчишка – шпингалет.
Но враз прибавила ему
Война так много лет.
МАЛЬЧИК:
«Так что же, мать?
Так, значит мать
Я в доме голова?
Ты начинай белье стирать
А я - колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть
Продай слона
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску; говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только, мама,
Не горюй!
Не брошу я тебя!
Опускается экран. Звучит мелодия для ведущих.
Р о в е с н и к (после того как прошла сцена 1). Я ничего не понимаю! Кто ты? Где мы?
С о л Д а т. Я и сам сначала ничего не понял, пока календарь не увидел... Сначала подумал, что меня уже убили, потом - что сошел с ума... Ущипнул себя - вроде не сплю... Последнее, что помню, взрыв - дальше тишина... Ну, здравствуй, потомок!
Р о в е с н и к. Не вероятная история;.. Потомок... Я твой потомок?. Да ты же мой ровесник!
С ОЛД.АТ. Я родился в 1925 году.
Р о в е с н и к. А может, я сошел с ума? Да нет, вроде все в порядке. Ты прости, может, мне тебя на «ВЫ» называть?
С о л д а т. Почему? Ведь мы и вправду ровесники, во всяком случае, сейчас.
Р о в е с н и к. Слушай, расскажи мне о войне, а? Там правда так страшно, как пишут? Все время стреляют и бросают бомбы?..
Солдат. Там очень страшно. Страшно не только на поле боя. Но бывают такие моменты...
Как бы тебе объяснить... Когда нельзя бояться, понимаешь? Надо жить. Во что бы то ни стало.. Надо бороться за жизнь.
РОВЕСНИК: Расскажи подробнее.
СОЛДАТ: Одного дня не хватит, чтобы все рассказать Давай перелистаем некоторые страницы ВОВ и вспомним, как все это было…
СЦЕНА ВТОРАЯ.
Мальчик и девочка:
Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших
матерей, смертельный страх потерятъ продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее, - все это было суровой начальной школой нашего поколения. (Е. Евтушенко).
ЧТЕЦ (1):
Мы были серыми, как соль.
А соль - на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба.
Раскалывая белый свет.
Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это Безжалостное слово - «Нет!»
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Мы были бережно хранимой
Ее надеждой в горький час
И свет, и соль земли родимой,
И золотой ее запас.
Л. Щасная
ЧТЕЦ (2):
Война меня кормила из помойки,
Пороешься - и что-нибудь найдешь.
Как серенькая мышка-землеройка,
как некогда пронырливый Гаврош.
Зелененький сухарик, корка сыра,
консервных банок терпкий аромат.
В штанах колени,
Вставленные в дыры,
как стоп- сигналы красные, горят.
И бешеные пульки
вместо пташек
чирикают по-своему...
И дым, как будто знамя
молодости нашей,
встает над гoризонтом золотым...
( На экране - видеоролик о голодном детстве.
Можно песню Гварцители «Дети войны»)
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
(Звучит музыка « Варя и Кудряшов. Инсценировка «Шесть часов вечера после войны».)
ВАРЯ, Ну вот, проводила я вас далеко,
Туча, ветер, пора возвращаться.
КУДРЯШОВ, 'Если б вы знали, как нелегко,
Только встретившись, снова прощаться...
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ ( Брестская крепость. На экране слайды с фото Бреста и звучит музыка из к/ф «Брестская крепость»).
Ведущий рассказывает о Брестской крепости.
- На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. Все, кто едет за рубеж или возвращается на Родину, обязательно приходят в крепость.
Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Вы можете спуститься в подвалы 333 –го полка, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять подж сводами бывшего костела. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь.
Еще не было Хатыни, и еще не погиб в Белоруссии каждый четвертый. Но этот каждый четвертый уже стрелял. И эта земля становилась для фашистской армии адом. И предверием ада была Брестская крепость.
Крепость не пала. Крепость истекала кровью.
Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на 10-ом месяце войны- в апреле 42-го года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.
Открывается экран.
Сценка «Последний день»
На сцене – полумрак. В потемках – 2 человека.
Семишный :- Кто?
Плужников: - А ты то кто?
Семишный :- - Свой!
Плужников: - Ну, а я еще больше – свой. Сколько вас?
Семишный :- - Один.
Плужников: - Последний?
Семишный :- - Не считал. Да где ты тут?
Плужников: - Обожди, свет зажгу. Свечей мало осталось, берегу, но ради такого случая…
Чиркнула спичка, вырвав из мрака худую длинно-палую руку, клок черной с густой проседью, бороды. Рука поднесла спичку к стоявшему на ящике огарку, и, когда разгорелся огонь, он увидел живой скелет в ватнике, туго затянутом ремнем, руку человека, которая тянулась к нему. И бросился к этой руке. Смеялся и плакал от радости и все говорил, говорил:
Плужников: - Ты прости, браток прости, родной, что слезу пускаю. Я право такое имею. Я три недели человека не видел, голоса не слышал, сам с собою уже разговаривать начал. Да и ослаб, маленько, это есть, как говорится, при мне. Так что наговорюсь, сперва, нагляжусь на тебя, а потом знакомиться начнем. Как же ты уцелел, братишка, ты мой родной, какие муки вынес, как стерпел- то все?
Семишный :- - Стерпел, -сказал он, жалея, что не может заплакать от счастья, как плакал этот седобородый.- Значит, один ты?
Плужников: - Поначалу много было. Нору эту нашли, ход прорыли. Потом- четверо. А три недели назади последний не вернулся.. Вот с той поры и лежу тут. Ноги у меня отнялись, понимаешь? На коленях еще кое- как ползаю, а ходить не могу. Отходился.
Семишный : - Кто будешь?
Плужников: - Я то свой, лейтенант Плужников
Семишный : - Какого полка?
Плужников: - В списках не значился. - усмехнулся Плужников.
Семишный : - А я старшина Семишный, из Могилева.
( Старшина застонал и загнулся от боли.).
Плужников: - Что с тобой?
Семишный :- Смерть меня по кускам, Коля, берет. Холодная она штука, шинелью ее не согреешь. Позвоночник задело. Остались, ,похоже, Коля, мы одни, без санчасти. Нам с тобой распускать себя не годится…
Плужников: - Да, похоже, что одни мы с тобой,- вздохнул Плужников- Знаешь, если бы каждый сам себе приказ отдал и выполнил бы его- война бы еще летом кончилась. Здесь, у границы
Семишный : - Считаешь, что одни мы с тобой такие красивые?- усмехнулся старшина. – Нет, браток, не верю я в это. Не верю и не могу поверить. Сколько верст до Москвы ты знаешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже. И насчет приказа ошибаешься, браток. Не сввой приказ выполнять надо, а - присягу. А что есть присяга? Присяга есть клятва на знамени.
Мы честно выполняли долг свой, себя не щадя. И до конца так, до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрешь. Только так. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так.
Плужников: - Сил нету, Семишный,- тихо сказал Плужников.- Сил больше нету.
Семишный :- Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы. Расстегни мне ватник, гимнастерку. Сунь руку за пазуху. Ну? Чуешь силу?
Плужников расстегнул ватник, гимнастерку, неуверенно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми обмороженными пальцами холодный, скользкий и тяжелый шелк красного знамени.
Семишный : - С первого дня на себе ношу. Когда помру, на себя наденешь. А раньше не трожь. С ним жил, с нисм и помереть хочу….
Голос за кадром: - Он умер, не сказав больше ние диного слова.
Плужников: - Я не сдамся, и пусть все знают: крепости я не сдал. Крепость не пала: она просто истекала кровью. Я ее последняя капля….
Голос за кадром: - Когда его нашли фашисты, то они увидели невероятно худого, уже неимевшего возраста человека. Он был без шапкиЮ длинные, седые волосы касались плеч.Сквозь дыры на брюках виднелись голые распухшие, в крови – колени. Из сапог торчали чудовищно раздувшиеся, черные, отмороженные пальцы. Он стоял высоко вскинув голову, и не отрываясь смотрел на солнце ослепшими глазами, из которых текли слезы.
И все молчали.
- Назовите ваше звание и фамилию,- спросил немецкий генерал.
Плужников: - Русский Солдат - мне звание. Русский Солдат - мне фамилия.
Я - РУССКИЙ СОЛДАТ.
( Плужников идет медленно по залу под звуки музыки из «Брестской крепости»).
Голос за кадром: Он шел строго и прямо, ничего не видя перед собой, ориентируясь на звук мотора. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававший ему сейчас высшие воинские почести. Но он ничего не видел, а если бы видел, то ему бы было уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше СМЕРТИ,
Боец Плужников уходит под мелодию «Трагическая»
Закрывается экран. Презентация видео «Журавли» Исполнение песни.
Открывается экран.
Бойцы на привале. Один боец, перебирая струны, тихо запевает, остальные подхватывают песню "Темная ночь". Из-за кулис выходят несколько девушек, они ведут раненых бойцов, усаживают их на поляне, начинают перевязывать раны. Кое-кто из них подпевает.
Инсценировка стихов.
Стихи «Уходили мальчики».
Стихи «Да. Сделали все, что смогли…»
Бойцы исполняют песню «Последний бой»
Звучит мелодия «Алеша».
Стихи «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
(Крик «По машинам!!!!» Бойцы уходят).
Звучит мелодия «Эх, дороги…»
СОЛДАТ: Фронтовые дороги. Разве забудет их солдат? Тот, кто прошел, проехал, а то и по-пластунски прополз 2600 км, чтобы дойти до Берлина.)
Мелодия «Трагическая……..»
СОЛДАТ 1:
Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженных сел, казненных городов
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов,
Запоминал под деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И воронье кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий, извивающийся знак.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
« Россия, мати! Свете мой безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя!»
СОЛДАТ: В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели 18- летней москвички, партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской, которая была повешена фашистами в подмосковном селе Петрищево.
На фоне мелодии «Зоя………..» ДЕВУШКА Зоя Космодемьянская:
Как морозно!
Как светла дорога...
М. Алигер . Зоя.
Стихотворение «Родина»
( На фоне звуков взрывов и стрельбы выползает боец и медсестра.)
Стихи «Когда упав на поле боя….
Когда, упав на поле боя
И не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
И. Уткин. Сестра
Стихи «Медсестра».
Выходит почтальонка. Присаживается на авансцене.
Стихи «Про погибшего солдата».
СЦЕНА 5.
(Приходит почтальонка. ("Почтальонка". Слова Д. А. Сухорева Музыка С. Никитина)
Происходит диалог между участниками на сцене).
- Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
- Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди.
Стопудовый на груди .
Говорила баба Настя:
"В почтальонки не ходи! "
(Одна из девушек берет похоронку. Плачет. Подруги обнимают, пытаются утешить).
ДЕВУШКА: Он не писал с передовой.
она - совсем подросток
звалась соломенной вдовой,
сперва - соломенной вдовой,
потом - вдовою просто.
Девушка с похоронкой.
Упал на пашне у высотки
Суровый мальчик из Москвы,
И тихо сдвинулась пилотка
С пробитой пулей головы.
(Звучит "Аве Мария". Под звуки музыки входит Мать. Музыка становится тише).
Ой, зачем ты, солнце красное...
Сцена 7.
Свет гаснет. На сцене появляются девушки с горящими свечами. Они скорбно проходят по сцене. Тихо звучит « Лакримоза» Моцарта.
1 СОЛДАТ..
Мы в снегах замерзали
И в болотах тонули гнилых,
В медсанбатах от ран умирали
И друзей хоронили своих.
2 СОЛДАТ :
Мы заживо в штабах сгорали
И с гранатою шли на врага.
Жизнь свою мы за вас отдавали
Хоть была нам она дорога.
3 СОЛДАТ :
Как хотелось любить и смеяться
Хлеб растить и ласкать сыновей
К материнским ладоням прижаться
Благодарнее став и мудрей.
4 СОЛДАТ:
Но в холодной земле на чужбине
Мы остались лежать навсегда
И хранит - вечный сон наш доныне
Лишь далекая в небе звезда.
5 СОЛДАТ:
Нам славы посмертной не надо
Хоть наша судьба и горька
Ведь высшая всем нам награда
Ваша память о нас на века!
6 СОЛДАТ:
Только нас в суете не забудьте
Не предайте погибших за вас
Милосердны и счастливы будьте
И молитесь почаще за нас
(на сцену выходят юноша, и девушка обращаются к стоящим на сцене солдатам)
Мы вас помним солдаты!
Пусть известны не все имена
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.
Вы в бронзе и в камне застыли
Сквозь время, взирая на нас
Вы жизнью своей заплатили
За то, чтоб мы жили сейчас.
РОВЕСНИК:
Неугасима память поколенья
И память тех, кого так свято чтим
Давайте люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим… (минута молчания, включен метроном.) Музыка усиливается. Все уходят.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС ( или выходят мальчик и девочка, держась за руки, которые были в 1 сцене):
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий,
Медь, железо, алюминий,
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон.
А война пусть выйдет ВОН!
Звучит аудиозапись песни «День победы» или видо- песня. Все выходят на поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Исповедь солдатского сердца"
Сценаврий поэтического вечера, посвящённого поэзии о Великой Отечественной войне...
Театрализованное психологическое представление, для родительского круглого стола: «Я сердце детям отдаю!»
Пьянство родителей в семье-одно из самых серьезных заболеваний нашего общества. Ребенок часто с этим борется сам,переносит большую психологическую травму.Это представление-крик души ребенка и роль взр...
"Любовь пусть сердце не покинет" (по творчеству М.Ю.Лермонтова) сценарий интегрированного театрализованного проекта
Цель мероприятия: расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии Лермонтова; сформировать представление о личности поэта, о его взаимоотношениях с женщинами. Особая атмосфера л...
фестиваль солдатской песни "Лира в солдатской шинели"
Методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена Дню защитника Отечества....
Театрализованное представление - "Нам в сердце хранить имя Героя"
Второй Межрегиональный слёт талалихинцев состоялся 30 октября 2014 года в актовом зале ГАПОУ МОК им. В. Талалихинана ул. Полбина,72. . В нём приняли участие делегации обучающихся и педагогов школ...
Фестиваль солдатской песни к Дню Защитника Отечества "Песня в солдатской шинели"
Общешкольное мероприятие Фестиваль солдатской песни "Песня в солдатской шинели". подготовка к фестивалю была серьезной, так что выступления получились красочными, эмоциональными, впечатляющими. На мер...
классный час «Сердца солдатских матерей»
классный час «Сердца солдатских матерей»...