Женщины на войне
классный час (9 класс) на тему
Женская доля... Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны. Сценарий открытого мероприятия посвящен судьбе женщины на войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchiny.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого мероприятия к 70-летию Победы
в Великой Отечественной войне «Женщины на войне»
Дорогие друзья! 9 Мая – День Победы отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам и рассказам фронтовиков. Для нас война – это история.
В истории войны есть особые страницы - они посвящены женщине на войне.
Испокон веков на войну уходили мужчины. Но в той войне, кровавой, беспощадной, тысячи девушек, женщин надели солдатские гимнастерки и сапоги. Женщина – символ любви, нежности, милосердия, самой природой предназначенная для продолжения рода человеческого, не понаслышке узнала ужас войны.
На женщин наших, любящих, любимых,
Обрушилась и сталью, и свинцом.
А женщины с войной не совместимы,
А у войны не женское лицо…
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова: «сестра», «жена», «подруга», «любимая» и самое высокое – «мать»…
Женская доля… Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны.
Мужчины уходили на фронт. А на хрупкие женские плечи опустился тяжелый груз: это им нужно было вспахивать землю, посеять и вырастить хлеб для фронта. Это они заменяли отцов, братьев в шахтах, вручную толкая вагонетки с углем. Это они в 30-градусный мороз работали на эвакуированных в Сибирь заводах, под открытым небом, когда руки примерзали к металлу станков. Но самое тяжелое было не это. Самое трудное было ждать… ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин… Сыновей, мужей. И, может быть, не дождаться.
Так случилось – мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон –
Растворились в пыли.
Вытекают из колоса зерна –
Это слезы несжатых полей,
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.
Все единою болью болит,
И звучит с каждым днем непрестанный
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.
Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых – любых, -
Только б не пустота похоронных
Не предчувствие их!
Светлане Алексиевич, автору художественно-документальной книги «У войны не женское лицо», много пришлось ездить по стране. Однажды она разговорилась в поезде с попутчиками. Один из них рассказал… «У нас, у мужчин, было чувство вины, что девчонки воюют, и оно у меня осталось. Вот вам один случай. Мы отступали, а это осень, дожди идут сутками. Возле дороги лежит убитая девушка. У нее длинная коса. Это была красивая девушка-санинструктор… вся в грязи… И такая неестественность этой смерти и того, что женщина здесь, с нами, посреди такого хаоса, ужаса, грязи… И много видел смертей, а помню эту…»
В самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила и подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
«Не женская это доля - убивать», скажет одна из участниц войны.
А другая, оставила автограф на стене Рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну!».
Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Сколько было сбито вражеских самолетов нашими женщинами-летчицами. Они наводили ужас на фашистов, за что их называли «ночными ведьмами».
Наши самолеты не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».
Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
"Ночные ведьмы" на "небесных тихоходах"
Бомбят фашистские позиции в тылу.
Ещё по возрасту и норову - девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.
И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.
Вы для своих бойцов - «небесные созданья»,
А для чужих - "ночные ведьмы" на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.
Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус - хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты - днём, а ночью снова - "От винта!"
Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе "ночные ведьмы",
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.
В состав знаменитого 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка входила уроженка г. Алатырь Зоя Ивановна Парфёнова (Акимова) (1920—1993) — участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
C июня 2000 года имя З. И. Парфеновой носит алатырская средняя школа № 7, на которой имеется мемориальная доска именитой землячки. В школе создан музей, посвященный Героине.
А сколько пришлось пережить медсестрам на войне, где им пришлось быть землекопами, лесорубами, они копали землянки, а потом уже в этих землянках принимали раненых. В годы войны советские медики возвратили в строй более 72 % раненых.
Вот одна из них рассказывает о себе: «Всего из-под огня я вынесла 481 раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон…»
Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегала в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя,
Мне навстречу те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра» -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
«Старшина, родная,
Как я рад,
Что опять осталась ты живою».
На войне было немало трагического, но несмотря на это, девушки на войне в минуты затишья, отдыха между боями мечтали, представляя себя в воздушных нарядах, туфельках на каблуках среди шума музыки, шума вальса, который для многих звучал только накануне войны на выпускном вечере.
Ученик:
Из города уже был изгнан враг…
Еще дымились взорванные зданья,
И где-то близко – взрывов колыханье
И грохот нескончаемых атак.
Развалин груда сумрачно чернела,
Но жизни огонек неугасим:
Напротив почты, в доме обгорелом,
Уже открыли шляпный магазин.
Сгонял норд-ост поземку с косогоров,
На рейде леденели корабли.
«Продажа летних головных уборов» -
На вывески прохожие прочли.
И радовались им одни девчата
В шинелях и тяжелых сапогах.
Они, поправ достоинство солдата,
Вертели шляпки легкие в руках.
И в зеркала разбитые смотрелись,
И так легко смеялись зеркала!
И эта вечной женственности прелесть
В те дни неповторимою была.
И снова в путь.
Не дано лицемерить –
Где бой идет, их там сегодня ждут.
Они сюда зашли на пять минут,
Не покупать,
а просто так –
примерить.
Женщина на войне не перестала быть женщиной. Конечно, научилась ненавидеть, но не разучилась любить. Любовь и верность были необходимы для солдат на войне. Знать, что тебя очень любят и ждут. Это помогало выжить.
Символом веры. Надежды и любви стали стихи поэта-фронтовика Константина Симонова «Жди меня…»
И все же война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей и отцов. Убивают матерей и дочерей. Поэтесса Юлия Друнина прошла все эти ужасы. Светлые воспоминания остались у нее о военных друзьях.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светать.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Не всем суждено было вернутся с этой самой страшной войны. Войны, будь они даже маленькие, - для женщины всегда великие. Женщина, призванная любить и продолжать жизнь, отвергает смерть.
У войны – не женское лицо.
Пожалуй, одна из самых трагических и самых волнующих страниц военной летописи посвящена солдатским матерям. Это они собственными руками собирали в дорогу своих сыновей и дочерей, они писали на фронт, что дома все хорошо, в то время как сами сутками работали в поле или на заводе, полуголодные и усталые, это они со страхом и надеждой ждали почтальонов. Но для многих матерей вести, принесенные почтой, были страшными.
Прасковья Еремеевна Володичкина проводила в 1941 году на фронт 9 сыновей. От порога дома ушли защищать Родину Александр, Андрей, Федор, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Николай.
Уже в июне-июле 1941-го они воевали на разных участках фронта. Прасковье Еремеевне пришлось провожать их в одиночку, так как глава семьи Павел Васильевич к тому времени умер. А вот с младшеньким, Николаем, мать даже и не попрощалась. Прямо из части, расположенной в Забайкалье, где он проходил срочную службу, промчался сынок мимо родного села в воинском эшелоне. Успел лишь на ближайшей к Алексеевке железнодорожной станции с оказией передать коротенькую записку, свернутую в трубочку: "Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьем фашистов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька".
Но так и не дождалась Прасковья Еремеевна своих сыновей. Ни одного. Пятеро из них - Николай, Андрей, Федор, Михаил, Александр - погибли в 1941-1943 годах. После пятой похоронки не выдержало сердце матери. Шестая - на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который все израненные летом 45-го вернулись Петр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте.
На родине Прасковье Еремеевне Володичкиной в поселке Алексеевка Самарской области установили мемориал: скорбно застывшая фигура матери, а вверх, в небо, в вечность, словно души ее сыновей. Устремляются 9 журавлей.
Ученик:
Пошли на смертный бой с врагами
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидала их годами:
Быть может, все ж придут с войны…
Спит у Мамаева кургана,
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том…
А мать все верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.
Сидит недвижно у дороги
С застывшим каменным лицом…
А может, это профиль строгий
На камне вырезан резцом?
И живут на земле матери, что не дождались своих сыновей с минувшей войны, так и не сумели до конца поверить в их смерть. Живут, все еще надеясь на чудо.
«Постарела мать на 30 лет…»
В тылу они сменили за станками ушедших на фронт мужей, отцов, братьев и сыновей. Работая не покладая рук, снабжали фронтовиков патронами, снарядами, амуницией. Благодаря их мужественному труду передовые части всегда были укомплектованы и наносили фашистам удар за ударом. На фронте врачи, медсестры, санитарки спасли миллионы жизней, под огнем выносили раненых с полей сражений. Телефонистки, снайперы, летчицы. Управлялись со стрелковым оружием, пушками, зенитками. Многие партизанили… Они отстояли свободу – низкий им поклон.
Носите ордена! Они вам за Победу,
За раны Ваши честные даны.
Носите ордена! В них теплятся рассветы,
Что отстояли Вы в окопах той войны.
Носите ордена! И в праздники и в будни,
На кителях и модных пиджаках.
Носите ордена, чтоб видели Вас люди,
Вас, вынесших войну на собственных плечах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Женщины и война"
Проект выполнен в рамках предметной области «История», по курсу «История» 10-11 класс в разделе «Великая Отечественная война». Тема выбрана обучаемой в процессе подготовки к краеведческой конференции,...
Разработка классного часа "Женщины и войны"
Данную разработку классого часа можно использовать при подготовки классого часа к 23 февраля и 8 марта...
Внеклассное мероприятие "Женщина на войне"
Цель: Прославление русской женщины, участницы боевых действий Задачи: - воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства гордости за Отече...
Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
I Мировая война. Женщины на войне. Мария Бочкарёва. презентация учителя Максименко Н.Г.
Женщины в I Мировой войне. Мария Бочкарёва. презентация Максименко Н.Г....
Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....