Гимназический бал. Основа танцевальной культуры
учебно-методическое пособие (10 класс) по теме
Детский театр « АЛИСА»
гимназия №399 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга.
Гимназические балы.
Искусство театра, синтезирующее в себе его другие виды – литературу, живопись, музыку, танец, - делает возможным всестороннее обучение с включением сознания, действия и чувства. Драматическая игра, лежащая в основе театрального действия, является для детей предпочтительной формой деятельности, а само искусство театра имеет тесные связи со многими школьными предметами и позволяет многократно развивать личность.
Включение театра в систему воспитания школы создаёт условия для комплексного и интенсивного воздействия на процесс развития личности учащегося, её ценностных ориентаций.
Смысл театрального проекта в том, что школьный театр, интегрированный в образовательную среду, выполняет задачу объединения элементов образования и из формы внеклассной работы становится важным компонентом целостной системы. В одно интегральное поле объединяются учебные предметы, школьный театр, внеклассная работа по предметам, кружки дополнительного образования. Такое образовательное пространство становится фактором качественного обновления приобретённых знаний и нового качества образования в целом.
Все компоненты структуры, в которую школьный театр входит как элемент, стягивает в единый узел общая культурно значимая тема, выбор которой может быть обусловлен разными обстоятельствами (памятными датами, юбилеями, культурными событиями и т.д.).
Одной из таких тем являются тематические рождественские балы – традиция, направленная на развитие личности учащихся. Самореализация подростков, их духовно-нравственное воспитание, приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям – такова цель этих ежегодных праздников.
Ещё одной целью является творческая самореализация учащихся, не имеющих ярко выраженных актёрских способностей и тяготеющих к прикладному творчеству. Здесь активно подключаются учителя трудового обучения, руководители вокальных и хореографических кружков.
Таким образом - рождественский бал – это не просто танцевальный праздник – это своеобразный отчёт всех творческих направлений существующих в гимназии.
В процессе подготовки решаются образовательные задачи, направленные на реализацию творческих способностей гимназистов:
сформировать представление о многообразии видов прикладного искусства;
научить некоторым видам и техникам прикладного творчества;
познакомиться с принципами заполнения сценического пространства;
привить навыки коллективного творчества;
развить чувство меры, стиля, гармонии, цвета.
Второй стороной данной работы является развитие у участников бала индивидуально-психологических свойств личности – эмоций, интеллекта, способность к импровизации, творческое воображение.
Так же учащиеся развивают способность правильно воспринимать и отражать движением тела длительность музыкальных звуков, их соотношение, получают представление о простейшей музыкальной фразе, музыкальных акцентах.
В ходе разучивания танцев, осуществляется выработка точности и пластичности движений, общее физическое развитие учащихся.
Проект впервые был реализован в 1996 г. и не потерял своей актуальности по сегодняшний день. Такую долгую жизнь проекту обеспечивает тот факт, что учащиеся становятся участниками совместного творческого процесса, выбирая для себя интересную посильную деятельность. Как пишет Полякова Т.Н.: «Мотивированность, а не принуждение - вот что является притягательным стимулом для участия в проекте». (Полякова Т.Н. С Гоголем по Невскому проспекту: Театральный проект в школе.- СПб: СПбАППО,2005.-72 с.).
Предлагаем вашему вниманию сценарий театрального проекта детской студии «АЛИСА» гимназии №399 Красносельского района г.Санкт-Петербурга:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_proekty_v_shkole.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛ.
Цель: воспитание культурного, образованного человека, любящего и знающего мировую и отечественную культуру.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с творчеством классика мировой драматургии Вильяма Шекспира, музыкальными произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского и творчеством современных композиторов: Е. Доги, А. Шнитке и др;
- дать знание о костюме и его элементах, истории костюма и соответствии костюма принципам театрального действия;
- познакомить с историей танца.
Развивающие:
- развитие слуха, ритма, музыкальности, координации.
- развитие двигательных способностей: подвижность, гибкость, ловкость, выносливость, укрепление мышц и суставов.
ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА
(рождественский бал-2011год)
Действующие лица
Ведущие.
Лавочник.
Ромео.
Джульетта.
Бенволио.
Капулетти.
Парис.
Слуга.
Мальчик.
Пожилая Женщина.
Художник.
Куклы и оловянные солдатики.
Танцевальные номера – ученики гимназии
Действие I
Звучат позывные колокольчики. На авансцену выходят ведущие.
1 уч. Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожидании тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
2 уч. Метели завладели им,
Похожие на сновидение.
В соборах трепет свеч и пение
И ладана летучий дым.
1 уч. Мы долго думали, чему посвятить сегодняшний бал.
2 уч. Какие, впрочем, могут быть варианты! Конечно, Рождеству, ведь бал Рождественский!
1 уч. И всё-таки, предлагаю тему очень и очень рождественскую – «ДАРЫ ВОЛХВОВ».
2 уч. Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди: они-то и завели моду делать рождественские подарки.
1 уч. Подарков на Рождество ждёт каждый, но сегодня вечер чудес – подарки будут необыкновенные, Рождественские, со значением а мы отправимся за ними в « Волшебную лавку», в которой ожидает гостей мудрый Лавочник. Заглянем к нему.
Действие II
Открывается занавес.
На сцене лавка, полная старинных вещей.
Лавочник. Вот опять открыл я лавку-чудо
Звезды, ленты, куклы, мишура.
Малыши сбегутся ото всюду -
Значит, двери открывать пора.
И с утра толпятся у окошка
Старички, старушки, детвора.
Радостно и грустно мне немножко:
День за днём – и завтра как вчера
Хлопья снега вьются за витриной
В тусклом свете жёлтых фонарей.
Зимний вечер сказочный и длинный.
Лавочник. В лавке я, и снова жду гостей.
(звенит колокольчик)
Цветочница. Купите цветы у бедной девушки. Вот яркие орхидеи, белые лилии, жёлтые хризантемы. Их горьковатый запах заставит вас мечтать или вспоминать о былом.
Лавочник. Милая девушка, сегодня я сам хочу подарить тебе цветы. Букет алых роз – знак твоей будущей любви и воспоминание о тех, кто любил безоглядно, вопреки вражде и людской злобе. Кстати, они встретились когда-то на балу…
сцена из спектакля
«РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА»
Ромео: Прочесть ли нам приветствие в стихах,
Или войти без лишних представлений?
Бенволио: Стучите в дверь и только мы войдём - все в пляс
и пошевеливай ногами!
Ромео: Таскаться в гости добрая затея, но не к добру.
Я впереди добра не чую, что-то
Что спрятано пока еще во тьме
Но зародиться с нынешнего бала,
Безвременно укоротит мне жизнь,
Виной каких-то странных обстоятельств.
Но тот, кто направляет мой корабль, уж поднял парус.
Господа, пойдёмте.
Капулетти: Привет, друзья! Играйте, музыканты!
Танцуют все – танцоры, дамы в круг!
(СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТАНЕЦ - 9кл.)
Ромео: Кто эта барышня, рука с рукой с тем кавалером?
Слуга: Я не знаю сударь.
Ромео: Её сиянье факелы затмило,
Она подобна яркому бериллу.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор.
Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет-
К угоднице споломничают губы
И зацелуют святотатства след.
Джульетта: Паломники святыням бьют поклоны
Прикладываться, надобности нет.
Ромео: Однако губы нам даны на что-то.
Вот с губ моих весь грех теперь и снят.
Джульетта: Зато мои впервые им покрылись.
Ромео: Тогда отдайте мне его назад.
Парис: Мне показалось голоса Монтекки.
Пришли в насмешку над семейным торжеством!
Бенволио: Прощайся. Вижу, шутка удалась?
Ромео: И даже чересчур, на этот раз!
(танец заканчивается)
Действие III
На сцене снова один Лавочник. Звенит колокольчик. Входит Мальчик.
Мальчик: Отчего, вы мне скажите,
Ярче в небе звёзд сиянье
В ночь святую Рождества?
Мальчик: Словно ёлка в темном небе
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями
Вся украшена она?
Лавочник: Ты прав, Мальчик. Только в Рождественскую ночь так удивительно сияют звезды на небесах. Я хочу подарить тебе эту волшебную палочку. На её конце горит звезда. Пусть она всегда освещает твой путь. Ведь рождественская звезда, когда то указала путь волхвам.
Мальчик взмахивает палочкой, звучит музыка. Начинается танец с фонариками.
(Танец с фонариками -4-5 классы)
Действие IV
Звонит колокольчик. Входит Художник.
Лавочник: А вот и Художник. Давненько ты ко мне не заходил. Да это и понятно: как отвлечься тому, кому сам БОГ дал в руки Кисти, краски и палитру. Скажи, что будет на твоей рождественской картине?
Художник: Сердце своё беспокойное, слушая,
Я напишу, что тревожит мне душу
Нежность любимой, улыбку ребёнка
Всё напишу своей кисточкой тонкой.
Этою ночью волшебной взгляни.-
Здесь оживают картины мои.
(ТАНЕЦ ОЖИВШИХ КАРТИН)
Действие V
Звенит колокольчик. Лавочника нет, а на сцену выходит пожилая Женщина.
Женщина: Куда запропастился этот Лавочник? Мне тоже хочется выбрать подарок - самой для себя. Так бывает в нашей жизни: некому дарить и не от кого получать. Сколько открыток, а это что за фотографии? Этого не может быть! Как она сюда попала? Это же было в то далекое Рождество, последнее рождество моего детства, и слова на листке, вложенном мне в руку одним молодым человеком… «Помни это Рождество!»…Я помню, конечно, я помню…
(ЛИРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ – ТАНЕЦ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ -11кл)
Действие VI
Лавочник: Ну что же пора закрываться. Удивительная ночь,
Рождество – это чувство иль время,
А быть может мгновения сна.
Тёплый иней накроет деревья,
А деревьям приснится весна.
(выходят дети – средней группы театра)
1 уч. Что под Рождество приснится?
Может розовая птица,
Может кукла Виолетта
Иль зелёный крокодил?
2 уч. Лишь опустятся ресницы,
Ночь в окошко постучится.
Кто же это, кто же это,
Ночью в гости приходил?
3 уч. Может добрый домовёнок,
Может беленький котёнок,
Может серый волк с лисою,
Иль железный дровосек?
4 уч. За окошком снег кружится,
Белой скатертью ложиться.
Что под Рождество приснится
Не придумаешь вовек.
(ТАНЕЦ КУКОЛ И ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ – сводная младшая группа).
(Дети уходят и уводят Лавочника. Занавес закрывается.
На авансцену вновь выходят ведущие)
Действие VII
1 уч. Шелестит разноцветная елка,
Апельсины на ветках висят.
Мишурою покрыты иголки
А над залом лесной аромат.
2 уч. Чистым шелком снежинки ложатся,
Кружат в небе морозном, ночном.
Просто за руки будем держаться
Новогодний костер разведём.
1 уч. И как в детстве – раскроем объятья
Для друзей, для родных, для семьи
И поверим, что месяцы братья
Нам подарят подарки свои.
(ФИНАЛЬНЫЙ ОБЩИЙ ТАНЕЦ - 9-11кл. )
КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....
Автореферат "ФИЗИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКИ"
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития ли...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа "Основы танцевального обучения".
Рабочая программа "Основы танцевального обучения" на один учебный год для 6 класса кадесткого корпуса.Программа предназначена для преподавания основ хореографического искусства в режиме учебных ...
"Основы танцевального искусства"
Дополнительная общеразвивающая программа общекльтурной направленности....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...