Литературно-музыкальная композиция "Песни Победы"
материал на тему
Данный сценарий к 9 мая рассчитан для учащихся всей школы . Мероприятие прошло в виде фестиваля венной песни в рамках "Битвы хоров" между классами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_maya._lit_muz_komp_ozitsiyamicrosoft_word_5.docx | 78.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
ко Дню Победы
«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»
СЛАЙД 1
Цель:
- Воспитание патриотизма
- Выявление лучшего исполнителя (класса) военно-патриотической песни (конкурс ХОРов)
Задачи:
- Познакомить с фактами из истории созданий некоторых песен войны.
- Воспитывать чувство уважения к ветеранам, старшему поколению, героям войны, гордости за свой народ
- Развивать творческие способности, творческое воображение
- Воспитывать любовь и уважение к искусству
- Воспитывать чувства патриотизма
- Прививать ответственность, развивать чувство коллективизма
- Выявить победителя рисунка по теме
Предварительная подготовка: Оформление стенда в рекреации «Песни Победы»; Конкурс рисунков «Песни победы».
Оборудование: Компьютер с видеопроектором.
Подготовка презентации и музыкального материала
Работа с хорами классов (Битва хоров)
Оформление класса
Оформление композиции хоров
Работа с ведущими над поэтическим текстом
Музыкальный материал (аудио, видео):
Для музыкального оформления:
Метроном
Реквием. Д. Кабалевский, Реквием. В. Моцарт, Д. Шостакович. Симфония №7
День победы, Несокрушимая и легендарная
В Землянке – видеофрагмент
Для исполнения старшего звена:
Священная война – 8а класс
В лесу прифронтовом – 8 а класс
Мир без войны – 7 класс
Вальс победы – 6 класс
Катюша – 5 класс
Для исполнения младшего звена:
Солдатская романтика – 4 классы
Кадеты – 3 классы
9 мая – 2 классы
Буду военным – 1 класс
Главный праздник
Включается метроном и на фоне Реквиема Д. Кабалевского звучат слова:
СЛАЙД 2.
Ведущий 1. Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Памяти павших - будьте достойны! Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, — Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!
Ведущий 2. Покуда сердца стучат, помните!
Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили,
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!!!
(Р. Рождественский)
СЛАЙД 3. Музыкальный фон Реквием Моцарта
Ведущий 2. Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет!
Вам, герои нашей страны, живые и павшие,
известные и безымянные, посвящаются эти слова
(А. Твардовский)
????????????????????
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
???????????????????????
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
СЛАЙД 4 ,5
ХОР 2 классов исполняет песню «9 МАЯ»
СЛАЙД 6. Музыкальный фон Шостакович. Симфония №7
22 июня. 1941 год.
Кто не помнит этой даты?
Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.
Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень.
Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.
В тот день – 22 июня 1941 года по всем тарелкам радиорепродуктора прозвучало короткое страшное слова – война!
Звучит аудиозапись - о начале войны
СЛАЙД 7. В тот же день по радио зазвучали песни войны. Конечно, написаны они были раньше – про трех танкистов, про Орленка, но тогда эти старые, знакомые мелодии сразу обрели какую-то новую, очень суровую тональность.
Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования, результатом которых стал наш проект.
Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Для одних война – воспоминание, для других – история.
СЛАЙД 8
Но нет равнодушных людей, когда слышат «Главную песню Великой Отечественной войны», написанную поэтом Василием Лебедевым-Кумачем и композитором Александром Александровым.
Песня «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
(начинает встраиваться ХОР 8б класса)
СЛАЙД 9, 10,11
27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: в партизанских отрядах и в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов. По радио звучала «Священная война». Но и сегодня ее нельзя слушать без волнения. Она напоминает нам о небывалом мужестве советских людей.
ХОР 8 Б класса исполнит эту песню
(а все могут подпевать под слайды караоке)
СЛАЙД 10
С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: в партизанских отрядах и в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов по радио звучала «Священная война».
В то тяжёлое время для людей с судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы познакомимся с некоторыми военными песнями- песнями нашей Победы! Песни играли значительную роль. Их невероятную способность влиять на сознание людей очень хорошо понимали власти, ведь нередко они сами заказывали композиции на определенные темы. Патриотичные песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
СЛАЙД 12-18
В ЗЕМЛЯНКЕ
«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано после одного очень трудного для поэта фронтового дня под Истрой. (27 ноября 1941 года)
Корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии после всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, поэт всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Так бы и остались эти стихи частью письма, — продолжает он свои воспоминания, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел.
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Все свободные от работы “в номер”, затаив дыхание, прослушали песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения…» На «премьере» песни в редакции «Фронтовой правды» Листов разлиновал обычный лист бумаги и записал мелодию на нем. 25 марта 1942г. в «Комсомольской правде» впервые была напечатана песня «В землянке» – слова и мелодическая строчка. Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в первые годы войны. Дело в том, что некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага” упадочническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо, т.е. портить песню, было уже поздно, она, как говорится, «пошла». А ведь известно: «из песни слов не выкинешь».
Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. Лидия Андреевна записала ее в августе 1942 года на грампластинку вместе с “Синим платочком”. Её обожал Юрий Никулин, исполнивший однажды песню со своими друзьями-однополчанами.
После войны, в 1946 году, Алексей Сурков получил Сталинскую премию первой степени, в том числе и за свои стихи "Бьётся в тесной печурке огонь…". А в мае 1999 года, в деревне Кашино Московской области, ребятами из клуба «ИСТОК» города Истры был установлен памятный знак, на открытии которого присутствовали ветераны 9-ой Гвардейской дивизии и дочь поэта — Наталья Алексеевна Суркова. В Истринском районе проводятся фестивали военной песни, а в городе Дедовске состоялся фестиваль песни и поэзии имени Алексея Суркова «И поёт мне в землянке гармонь».
СЛАЙД 18 (ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА « В ЗЕМЛЯНКЕ»)
СЛАЙД 19,20
КАТЮША
Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Популярность как БМ, так и песни была велика. «Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.
Песня появилась в 38 году. Время тогда было тревожное, все предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти. В 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан: не очень спокойно было и на западных наших границах. По этим причинам тема родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, создатели никак не могли пройти мимо нее даже в лирической песне.
Осенью 1938 года, как и обещал М. И. Блантер, состоялся первый концерт Государственного джаз-оркестра. На концерте была впервые исполнена "Катюша", которая сразу же понравилась всем. Отсюда и началось ее шествие по нашей стране.
Однако история "Катюши" на этом не кончается. Она, пожалуй, только начинается. И поэтому стоит кое-что рассказать о "Катюше" дополнительно.
Через год (а может быть, и раньше) "Катюша" перешагнула границы Советского Союза.
Во всяком случае, уже в сентябре 1939 года население Западной Украины и Западной Белоруссии, находившееся дотоле под властью польских панов, встречало нашу армию-освободительницу пением "Катюши".
В годы Великой Отечественной войны "Катюшу" пели бойцы армии Сопротивления во Франции и Италии.
Любопытно, что советские воины, сражавшиеся в партизанских отрядах Италии, в дни победы, когда их пожелал видеть папа римский, вошли в Ватикан с пением "Катюши".
Дошла "Катюша" и до Соединенных Штатов Америки. Побывав там вскоре после войны, украинский поэт Андрей Малышко писал в одном из своих стихотворений: Негры пели русскую "Катюшу",
Ту, что Исаковский написал.
В последние годы "Катюша" стала очень популярной в Японии. В Токио и сейчас есть кафе под названием "Катюша", в котором эта песня исполняется по крайней мере один раз в течение вечера.
"Катюша" известна и во многих других странах.
Весьма любопытна история рассказанная поэтом Ильёй Сельвинским, который участвовал в боях на Керченском полуострове: однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы прокрутили ее раз, потом поставили, второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу!.."
В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим.
У "Катюши" есть и несколько иное продолжение. Дело в том, что "катюшами" на фронте начали называть реактивные минометы – грозное для врагов оружие того времени. На эту тему также появились переделки "Катюши", вроде такой:
Вот к передней "Катя"
подходила.
Подвозя снаряды за собой,
И такую песню заводила,
Что фашисты подымали вой
В канун 1944 года ко мне в Москву приехали посланцы генерала А. И. Нестеренко, командовавшего крупной воинской гвардейской частью, вооруженной "катюшами" и попросили поэта, поскольку новое оружие Красной Армии названо по имени песни "Катюша", то, мол, хорошо было бы, если бы тот написал новую песню, уже о другой "катюше". Поэт выполнил просьбу генерала. Уже в начале января была готова "Песня про "катюшу". Начиналась она так:
И на море, и на суше,
По дорогам фронтовым
Ходит русская "катюша",
Ходит шагом боевым.
Подчистую немцев косит.
Подчистую гадов бьет,
И фамилии не спросит,
И поплакать не дает…
Музыку новой "Катюши" написал В. Г. Захаров. И очень скоро новая "Катюша", исполняемая хором имени Пятницкого, зазвучала сначала в Москве, а потом и по всей стране, а также на фронтах еще продолжающейся войны.
ХОР 5 а класса исполняет песню «КАТЮША»
В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ
Исполняет ХОР 8а класса
Да, Музыка – универсальный и своеобразный язык человечества. Она способна на многое. Может менять настроение, помочь расслабиться или наоборот приободриться. Она способна толкать человека на поступки и подвиги
Музыка и война.… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию; с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны именно песня стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности. Они и теперь, по прошествии 70 лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
Сегодня все песни, подготовленные всеми классами – именно такие песни .
И мы продолжаем наш праздник военно-патриотической песни выступлением хора самых маленьких
ХОР 1 класса с ПЕСНЕЙ «Буду военным»
Ребёнок из 3 класса читает стихотворение и в это время встраивается хор 3 класса на песню «Кадеты»
У нас военные в семье:
Мой прадед, дед и папа.
Бывали деды на войне,
Пойду и я в солдаты.
Хор 3 класса с ПЕСНЕЙ «Кадеты»
Ребёнок из 7 класса читает стихотворение и в это время встраивается хор 7 класса на песню «Мир без войны»
Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
"Мир всем народам на свете. Нам не нужна Война!"
Хор 7 класса с ПЕСНЕЙ «Мир без войны»
Хор 9 класса с ПЕСНЕЙ «Балада о солдате»
Ребёнок из 6 класса читает стихотворение и в это время встраивается хор 6 класса на песню «Вальс победы»
Победа! – красивое слово!
Подарок для нас и для Вас.
Победа! – и слышится снова
Военного времени вальс.
Хор 6 класса с ПЕСНЕЙ «Вальс победы»
Ребёнок из 4 класса читает стихотворение и в это время встраивается хор 4 класса на песню «Солдатская романтика»
Когда мне больно, я не плачу,
Когда мне грустно - я смеюсь,
И верю, что наступит время,
Когда из армии вернусь..
ХОР 4 класса с ПЕСНЕЙ «Солдатская романтика»
(затем подстраиваются ребята вокального кружка)
Я рисую людей, Я рисую траву,
Я рисую все то, Что вокруг наяву.
Я рисую дома и сады на луне.
Я рисую все то, что увижу во сне.
Не хочу рисовать я разрывы от бомб.
Пусть не плачет никто на рисунке моем.
Мы в обиду планету свою не дадим.
«Да!»- цветущим садам
«Нет!»- войне говорим
ОБЩИЙ ХОР МЛАДШЕГО ЗВЕНА «НАМ этот мир завещано беречь»
(и пока выстраивается хор – ребёнок с красками и палитрой на подготовленном холсте рисует и рассказывает:
И сразу без объявления песни «Главный праздник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»
Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...
Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
Литературно-музыкальная композиция "День Победы" (с приглашением ветеранов ВОв и ветеранов-блокадников)...
Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов. Можно проводить как на параллель, так для общешкольного показа. В сценарии использовались документы, письма с фронта из школьного музея "Боевой сла...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в ВОв "Вечный огонь памяти"
Эта разработка поможет любому классному руководителю провести классный час, посвященный памяти погибших воинов в годы ВОв....