Литературно-музыкальная композиция "Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек"
методическая разработка (9 класс) на тему
Данная работа относится к номинации "торжественное мероприятие". Она представляет собой литературно-музыкуальную композицию, подготовленную к районному конкурсу, посвящённому 70-летию победы в Великой Отечественной войне, может использоваться в концертных программах. На всероссийском конкурсе "Салют, Победа" эта работа была отмечена дипломом II степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spleti_mne_milaya.doc | 60 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
157451 Костромская область, Кологривский район, посёлок Красный Бор,
МОУ Илешевская средняя общеобразовательная школа, 8 (49443) 4-41-02.
Всероссийский конкурс «Салют, Победа»
Номинация:
Методическая разработка.
Литературно-музыкальная композиция на тему:
Работу выполнила:
Хробостова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Илешевская СОШ
Домашний адрес:
157451 Костромская область,
Кологривский район,
п. Красный Бор,
ул. Южная, дом 4,
8(49443)44102
2014 год.
Пояснительная записка.
Данная работа относится к номинации «торжественные мероприятия», её тема «Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек». Эта работа представляет собой литературно-музыкальную композицию, подготовленную к районному смотру-конкурсу, посвящённому 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Композиция может использоваться также в концертных программах, посвящённых празднованию Дня Победы.
Основные цели и задачи работы:
- формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
- формирование национального самосознания юных российских граждан;
- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков с основными событиями ВОв и примерами боевого и трудового подвигов наших соотечественников;
- развитие творческих способностей учащихся;
- повышение интереса учащихся к военной литературе, изобразительному искусству.
Композиция составлена на основе стихов и прозы костромских и ярославских поэтов: Е. Черепанова, И. Смирнова, Е. Старшинова и т.д.
Весь материал композиции построен по принципу антитезы (резкого противопоставления), дабы учащиеся глубже почувствовали трагизм произошедшего, встали на место своих сверстников из далёких 40-х.
Именно благодаря глубокому лиризму, обилию музыкальных вставок и выступающие, и зрители явственно представляют себе то время, пронимают необходимость помнить и чтить великие события и великих людей тех лет.
В композиции участвует 6 человек, 3три девушки и трое юношей, учащихся 9-11 классов.
Всё представление идёт на фоне компьютерной презентации, составленной на местном материале (материал взят из школьного музея боевой и трудовой славы).
Звучит мелодия довоенного вальса, на сцену выбегают девушки с цветами, в летних сарафанах и юноши в рубахах-косоворотках.
Девушка: Весна!
Юноша: Мы лихо перепрыгиваем через лужи!
Д.: Вдыхаем всей грудью весенний воздух!
Ю.: Заново замечаем красоту родных мест!
Д.: Ждём лета, бежим, торопимся!
Ю.: И вдруг замираем среди круговорота суеты!
Д.: Уж подорожник к небу вытянул ладошки,
Весна в короне солнечной идёт,
Берёзы одеваются в серёжки,
Поляна в одуванчиках цветёт.
Ю.: Журчат прозрачные весенние ручьи,
В них зайчиками прыгают лучи.
И мне опять сегодня не до сна,
Идёт весна, красавица-весна!
Д.: Зазеленели травы на просторах
Моей бескрайней Матушки-Руси.
Черёмуха запенилась в узорах,
Взяв белый цвет у отошедших зим.
Д.: Сошли снега с оттаявших полей,
Со всех сторон я слышу журавлей.
И сердце снова рвётся в небеса –
Идёт весна, любовница-весна.
Д.: Вернулись птицы шумною ватагой,
Их песня снова в небо поплыла,
И, напоённая небесной синей влагой,
Земля затрепетала, ожила.
Ю.: Я эту жизнь люблю, люблю опять,
Я этот мир готов расцеловать.
Вновь оболочка для души тесна –
Идёт весна, любовница-весна!
(звучат соловьиные трели, юноши и девушки кружатся, смеются. Это веселье прерывает тревожная музыка и вой разорвавшихся бомб. На сцену выходит женщина-война)
Женщина-война: Разорвалась земля от снаряда,
Вы не знали, что это – война!
А я шла уже с вами рядом
И глядела по сторонам.
Смерть везла на разбитой телеге
И месила кровавую грязь.
Далеко ещё было до снега,
Был июль, но морозило вас.
Вы же – дети, ещё пацанята,
Но вы в списке моём уже есть!
Смерть не смотрит на возраст солдата,
Не взирает на доблесть и честь!
(женщина-война уходит, на передний план выходят 2 пары)
Ю.: Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,
От пуль сготовь отвар из лепестков.
Тогда не стану без вести пропавшим,
Я прорасту пшеничным колоском!
Ю.: Я опущусь листвой в твои ладошки,
Лучом зари щеки твоей коснусь!
Звездою загляну в твои окошки,
И, что бы ни случилось, я вернусь!
Д.: Пусть пуля и стрелы отпрянут,
Пусть страхи в глаза не заглянут,
Пусть лёгкими будут бои,
Пусть смерть не затронет своих.
Д.: Живым пусть придёт милый мой,
Придёт невредимый домой.
А враг пусть получит сполна,
Пусть проклята будет война,
Пусть будет в бою легко,
А слово моё крепко!
(юноши уходят, девушки исполняют песню «Огонёк», 1 куплет.
На позиции девушка
Провожала бойца.
Тёмной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.
На сцену выходит юноша-чтец)
Чтец: Вокзал был тихим,
Маленьким и грустным.
Жевали с хрустом лошади овёс.
Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колёс.
И к полустанку выплыли теплушки.
Берёзы у перрона встали в строй.
И запоздало охнула частушка,
Наполненная болью и тоской…
Д.: Милый едет на войну,
Надел рубашку белую.
Я всё время буду ждать,
Изменушки не сделаю.
Чтец: И лопнуло мгновенно напряженье,
Хлестнуло в сердце жарким и тугим,
И с дрожью взвился женский голос:
- Женя!
А как же мы… Себя побереги! –
А он пошёл, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам.
А женщина осталась небольшая,-
С неё печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит
И всё платка не может отыскать…
И сквозь посёлок, словно через сердце,
Ушёл состав в пылающий закат.
(тёмный фон, девушки со свечами)
1 чт.: Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и …боялись!
1Д.: А вдруг таким придёт и мой?!
2 Д.: А вдруг совсем…
1 чт.: На улицах шептались…
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
1 Д: Убили!!!
1 чт.: Я помню «первым» и ещё «зарыт»,
И кажется ещё, «в сырой могиле».
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день… Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит…
2 чт.: Нечеловеческая сила, в одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила земное сбросила с земли.
И никого не защитила вдали обещанная встреча,
И никого не защитила рука, зовущая вдали.
(звучит песня «Мы эхо», 1 куплет.
Покроется небо пылинками звёзд.
И выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячи вёрст.
Мы – эхо, мы – эхо, мы – долгое эхо друг друга.
Выходят юноши в солдатских гимнастёрках и пилотках. Девушки делают два шага назад.)
Ю 1.: Назови меня именем светлым,
Чистым именем назови.
Донесётся, как песня, с ветром
До окопов голос любви.
Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденье за явь приму,
Хлынь дождём на старую крышу,
Ночью ставни открой в дому.
Ю 2.: Назови меня именем светлым,
Чистым именем назови.
Донесётся, как песня, с ветром
До окопов голос любви.
Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденье за явь приму,
Хлынь дождём на старую крышу,
Ночью ставни открой в дому.
(Юноши исполняют 1 куплет песни «Тёмная ночь».
Тёмная ночь. Только пули свистят по степи.
Только ветер гудит в поводах, тускло звёзды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная чёрная степь пролегла между нами.
С последними аккордами песни девушки встают в одну линию с юношами.)
1 чт.: Он не писал с передовой,
Она – совсем подросток –
Звалась соломенной вдовой,
Потом вдовою просто.
Под скрип сапог, под стук колёс
Война её водила,
И было как-то не до слёз,
Не до раздумий было.
2 чт.: Лежит в шкатулке медальон
Убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
Где он служил когда-то.
Но так устроено уже.
Не сохнет лист весенний,
Не верят вдовы в смерть мужей
И ждут их возвращений.
(звучит 1 куплет песни «Мой милый»)
Ещё до смерти вышла нам разлука,
И всё же о тебе я вижу сны.
Ну, как бы мы прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны,
Мой милый, если б не было войны.
1чт.: Встала пшеница спелая,
Тихо плывёт рассвет.
Всё, что могли, вы сделали,
Ребята, которых нет!
2 чт.: Плакать устали матери.
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно
Ребята, которых нет!
3 чт.: Будто склоняясь над судьбами!
Будто шагая вслед!
Нам они стали судьбами –
Ребята, которых нет!
(исполняется 1-й куплет песни из к/ф «Офицеры»)
От героев былых времён
Не осталось порой имён,
Тех, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
1 чт.: Мы победим. Мои –слова,
Моя – над миром синева,
Мои – деревья и кусты,
Мои – сомненья и мечты.
2.чт.: Пусть на дыбы встаёт земля,
Вопит, и злобствует, и гонит –
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю, мачты корабля.
3 чт.: Я буду жить, как я хочу:
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту.
4 чт.: В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В морях дорогой пробегу.
Все вместе: Я – человек, я – всё могу.
(в конце звучит песня «Даль великая»)
- Даль великая, даль бескрайняя
За околицей и в судьбе.
Я тебе, земля, низко кланяюсь,
В пояс кланяюсь тебе.
Припев:
Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой, и броня.
Память общая, и песня общая
У земли моей и у меня. (2 раза)
- Я качал тебя на своих руках
То кляня судьбу, то моля.
Друг без друга нам
Не прожить никак,
Будем дальше жить, земля.
Припев:
Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой, и броня.
Счастье общее, и горе общее
У земли моей и у меня.(2 раза)
- В свой последний час я вздохну, скорбя,
И на жизнь свою оглянусь.
Малым зернышком упаду в тебя,
Спелым колосом вернусь.
Припев:
Мой родимый край, место отчее,
Ты и праздник мой, и броня.
Солнце общее, и сердце общее
У земли моей и у меня. (2раза)
Литература:
- Е. Черепанов «Военный билет», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль, 1987 год.
- И. Смирнов «От своего времени», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль, 1980год.
- Стихи поэтов-участников Великой Отечественной войны «Вслед за памятью», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль,
1981 год.
- Е.Старшинов «Музы на Мезе», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль, 1971 год.
- Материалы школьного краеведческого музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)
Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"
Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...
Литературно-музыкальная композиция "Нет дерева сердцу милее"
Литературно- музыкальная композиция посвящена самому красивому , родному, милому, поэтичному дереву -берёзе, символу красоты русской природы....