Литературно-музыкальная композиция "Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек"
методическая разработка (9 класс) на тему

Хробостова Елена Валерьевна

Данная работа относится к номинации "торжественное мероприятие". Она представляет собой литературно-музыкуальную композицию, подготовленную к районному конкурсу, посвящённому 70-летию победы в Великой Отечественной войне, может использоваться в концертных программах. На всероссийском конкурсе "Салют, Победа" эта работа была отмечена дипломом II степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spleti_mne_milaya.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

157451 Костромская область, Кологривский район, посёлок Красный Бор,

МОУ Илешевская средняя общеобразовательная школа, 8 (49443) 4-41-02.

                                   Всероссийский конкурс «Салют, Победа»

Номинация:

Методическая разработка.

Литературно-музыкальная композиция на тему:

                                                                       Работу выполнила:

Хробостова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

                                                                             МОУ Илешевская СОШ

                                                                       Домашний адрес:

157451 Костромская область,

Кологривский район,

                                                                                           п. Красный Бор,

ул. Южная, дом 4,

8(49443)44102

2014 год.

Пояснительная записка.

       Данная работа относится к номинации «торжественные мероприятия», её тема «Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек». Эта работа представляет собой литературно-музыкальную композицию, подготовленную к районному смотру-конкурсу, посвящённому 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Композиция может использоваться также в концертных программах, посвящённых празднованию Дня Победы.

    Основные цели и задачи работы:

- формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;

- формирование национального самосознания юных российских граждан;

- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;

- создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков с основными событиями ВОв и примерами боевого и трудового подвигов наших соотечественников;

- развитие творческих способностей учащихся;

- повышение интереса учащихся к военной литературе, изобразительному искусству.

       Композиция составлена на основе стихов и прозы костромских и ярославских поэтов: Е. Черепанова, И. Смирнова, Е. Старшинова и т.д.

       Весь материал композиции построен по принципу антитезы (резкого противопоставления), дабы учащиеся глубже почувствовали трагизм произошедшего,  встали на место своих сверстников из далёких 40-х.

Именно благодаря глубокому лиризму, обилию музыкальных вставок и выступающие, и зрители явственно представляют себе то время, пронимают необходимость помнить и чтить великие события и великих людей тех лет.

В композиции участвует 6 человек, 3три девушки и трое юношей, учащихся 9-11 классов.

      Всё представление идёт на фоне компьютерной презентации, составленной на местном материале (материал взят из школьного музея боевой и трудовой славы).

Звучит мелодия довоенного вальса, на сцену выбегают девушки с цветами, в летних сарафанах и юноши в рубахах-косоворотках.

                                      Девушка:  Весна!

Юноша: Мы лихо перепрыгиваем через лужи!

Д.: Вдыхаем всей грудью весенний воздух!

Ю.: Заново замечаем красоту родных мест!

Д.: Ждём лета, бежим, торопимся!

Ю.: И вдруг замираем среди круговорота суеты!

Д.: Уж подорожник к небу вытянул ладошки,

Весна в короне солнечной идёт,

Берёзы одеваются в серёжки,

Поляна в одуванчиках цветёт.

Ю.: Журчат прозрачные весенние ручьи,

В них зайчиками прыгают лучи.

И мне опять сегодня не до сна,

Идёт весна, красавица-весна!

Д.: Зазеленели травы на просторах

Моей бескрайней Матушки-Руси.

Черёмуха запенилась в узорах,

Взяв белый цвет у отошедших зим.

Д.: Сошли снега с оттаявших полей,

Со всех сторон я слышу журавлей.

И сердце снова рвётся в небеса –

Идёт весна, любовница-весна.

Д.: Вернулись птицы шумною ватагой,

Их песня снова в небо поплыла,

И, напоённая небесной синей влагой,

Земля затрепетала, ожила.

Ю.: Я эту жизнь люблю, люблю опять,

Я этот мир готов расцеловать.

Вновь оболочка для души тесна –

Идёт весна, любовница-весна!

(звучат соловьиные трели, юноши и девушки кружатся, смеются. Это веселье прерывает  тревожная музыка и вой разорвавшихся бомб. На сцену выходит женщина-война)

Женщина-война: Разорвалась земля от снаряда,

Вы не знали, что это – война!

А я шла уже с вами рядом

И глядела по сторонам.

Смерть везла на разбитой телеге

И месила кровавую грязь.

Далеко ещё было до снега,

Был июль, но морозило вас.

Вы же – дети, ещё пацанята,

Но вы в списке моём уже есть!

Смерть не смотрит на возраст солдата,

Не взирает на доблесть и честь!

(женщина-война уходит, на передний план выходят 2 пары)

Ю.: Сплети мне, милая, кольчугу из ромашек,

От пуль сготовь отвар из лепестков.

Тогда не стану без вести пропавшим,

Я прорасту пшеничным колоском!

Ю.: Я опущусь листвой в твои ладошки,

Лучом зари щеки твоей коснусь!

Звездою загляну в твои окошки,

И, что бы ни случилось, я вернусь!

                                            Д.:  Пусть пуля и стрелы отпрянут,

Пусть страхи в глаза не заглянут,

Пусть лёгкими будут бои,

Пусть смерть не затронет своих.

Д.: Живым пусть придёт милый мой,

Придёт невредимый домой.

А враг пусть получит сполна,

Пусть проклята будет война,

Пусть будет в бою легко,

А слово моё крепко!

(юноши уходят, девушки  исполняют  песню «Огонёк», 1 куплет.

На позиции девушка

Провожала бойца.

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Всё горел огонёк.

На сцену выходит юноша-чтец)

Чтец: Вокзал был тихим,

Маленьким и грустным.

Жевали с хрустом лошади овёс.

Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колёс.

И к полустанку выплыли теплушки.

Берёзы у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка,

Наполненная болью и тоской…

Д.:  Милый едет на войну,

Надел рубашку белую.

Я всё время буду ждать,

Изменушки не сделаю.

Чтец: И лопнуло мгновенно напряженье,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим,

И с дрожью взвился женский голос:

- Женя!

А как же мы… Себя побереги! –

А он пошёл, уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землякам.

А женщина осталась небольшая,-

С неё печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит

И всё платка не может отыскать…

И сквозь посёлок, словно через сердце,

Ушёл состав в пылающий закат.

(тёмный фон, девушки со свечами)

1 чт.: Я знал, что значит почтальон хромой,

Которого все ждали и …боялись!

1Д.: А вдруг таким придёт и мой?!

2 Д.: А вдруг совсем…

1 чт.: На улицах шептались…

Взвивался над селом истошный крик.

И слово тяжкое:

1 Д: Убили!!!

1 чт.: Я помню «первым» и ещё «зарыт»,

И кажется ещё, «в сырой могиле».

Шёл почтальон, как ворон без крыла.

Скрипел его костыль от хаты к хате.

Так каждый день… Осталось полсела

Из тех, кто ждут, когда их горе хватит…

2 чт.: Нечеловеческая сила, в одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила земное сбросила с земли.

И никого не защитила вдали обещанная встреча,

И никого не защитила рука, зовущая вдали.

(звучит песня «Мы эхо», 1 куплет.

Покроется небо пылинками звёзд.

И выгнутся ветки упруго.

Тебя я услышу за тысячи вёрст.

Мы – эхо, мы – эхо, мы – долгое эхо друг друга.

 Выходят юноши в солдатских гимнастёрках и пилотках. Девушки делают два шага назад.)

Ю 1.: Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови.

Донесётся, как песня, с ветром

До окопов голос любви.

Я сквозь грохот тебя услышу,

Сновиденье за явь приму,

Хлынь дождём на старую крышу,

Ночью ставни открой в дому.

Ю 2.: Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови.

Донесётся, как песня, с ветром

До окопов голос любви.

Я сквозь грохот тебя услышу,

Сновиденье за явь приму,

Хлынь дождём на старую крышу,

Ночью ставни открой в дому.

(Юноши исполняют 1 куплет песни «Тёмная ночь».

Тёмная ночь. Только пули свистят по степи.

Только ветер гудит в поводах, тускло звёзды мерцают.

В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.

Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная чёрная степь пролегла между нами.

  С последними аккордами песни девушки встают в одну линию с юношами.)

1 чт.: Он не писал с передовой,

Она – совсем подросток –

Звалась соломенной вдовой,

Потом вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колёс

Война её водила,

И было как-то не до слёз,

Не до раздумий было.

2 чт.: Лежит в шкатулке медальон

 Убитого солдата.

Давно в гражданке батальон,

Где он служил когда-то.

Но так устроено уже.

Не сохнет лист весенний,

Не верят  вдовы в смерть мужей

И ждут их возвращений.

(звучит 1 куплет песни «Мой милый»)

Ещё до смерти вышла нам разлука,

И  всё же о тебе я вижу сны.

Ну, как бы мы прожили друг без друга,

Мой милый, если б не было войны,

Мой милый, если б не было войны.

1чт.: Встала пшеница спелая,

Тихо плывёт рассвет.

Всё, что могли, вы сделали,

Ребята, которых нет!

2 чт.: Плакать устали матери.

Но через толщу  лет

Смотрят на нас внимательно

Ребята, которых нет!

3 чт.: Будто склоняясь над судьбами!

Будто шагая вслед!

Нам они стали судьбами –

Ребята, которых нет!

(исполняется 1-й куплет песни из к/ф «Офицеры»)

От героев былых времён

Не осталось порой имён,

Тех, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй, травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых,

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

1 чт.: Мы победим. Мои –слова,

Моя – над миром синева,

Мои – деревья и кусты,

Мои – сомненья и мечты.

2.чт.: Пусть на дыбы встаёт земля,

Вопит, и злобствует, и гонит –

Меня к своим ногам не склонит,

Как в бурю, мачты корабля.

3 чт.: Я буду жить, как я хочу:

Свободной птицею взлечу,

Глазам открою высоту,

В ногах травою прорасту.

4 чт.: В пустынях разольюсь водой,

В морях затрепещу звездой,

В морях дорогой пробегу.

Все вместе: Я – человек, я – всё могу.

(в конце звучит песня «Даль великая»)

  1. Даль великая, даль бескрайняя

                                          За околицей и в судьбе.

Я тебе, земля, низко кланяюсь,

В пояс кланяюсь тебе.

Припев:

Мой родимый край, место отчее,

Ты и праздник мой, и броня.

Память общая, и песня общая

У земли моей и у меня. (2 раза)

  1. Я качал тебя на своих руках

То кляня судьбу, то моля.

Друг без друга нам

Не прожить никак,

Будем дальше жить, земля.

Припев:

Мой родимый край, место отчее,

Ты и праздник мой, и броня.

Счастье общее, и горе общее

У земли моей и у меня.(2 раза)

  1. В свой последний час я вздохну, скорбя,

И на жизнь свою оглянусь.

Малым зернышком упаду в тебя,

Спелым колосом вернусь.

Припев:

Мой родимый край, место отчее,

Ты и праздник мой, и броня.

Солнце общее, и сердце общее

У земли моей и у меня. (2раза)

Литература:

  1. Е. Черепанов «Военный билет», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль, 1987 год.
  2. И. Смирнов «От своего времени», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль, 1980год.
  3. Стихи поэтов-участников Великой Отечественной войны «Вслед за памятью», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль,

    1981 год.

  1. Е.Старшинов «Музы на Мезе», Верхнее-волжское книжное издательство, Ярославль, 1971 год.
  2. Материалы школьного краеведческого музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой.    Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...

Литературно-музыкальная композиция "Нет дерева сердцу милее"

Литературно- музыкальная композиция посвящена  самому  красивому , родному, милому, поэтичному дереву -берёзе, символу  красоты русской природы....