Литературно-музыкальная композиция
материал (11 класс) на тему
Праздничные мероприятия,посвященные Великой Победе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_sorokovyerokovye._k_70_letiyuvov.docx | 37.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Сороковые, роковые, военные …», посвященный 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.
И мы шагнули в ту
войну…
Звучит музыка. (Любая современная. Вмиг зал заполняется танцующими ребятами. В центре, на возвышении появился экстравагантный, весь из себя, с галстуком-бабочкой – ведущий) Перекрикивает музыку.
Ведущий: Дорогие друзья! Итак, после совсем небольшой паузы мы продолжаем нашу грандиозную дискотеку! Танцуйте! Танцуйте все, танцуй каждый! Танцуйте до упада! И как всегда, вместе с вами – ваш Никита Игнатович.
Все вновь затанцевали. На авансцену выходят два взрослых человека: дежурный учитель и учитель истории (Перекрикивая музыку).
Ирина Александровна: - Ужас! Я больше не выдержу!
Вера Юрьевна: - Ребятам нравится, значит им это нужно.
Ирина Александровна: - Мы так не делали. Я уже оглохла, ничего не соображаю. Пойду посижу в учительской (Решительно) Если, что случится,- сразу зовите! (Уходит).
Пауза. Музыка микшируется, но ребята, как бы это не замечают, продолжают танцевать в том же бешеном ритме.
Вера Юрьевна: - (Добродушно улыбаясь) Ну, да. Что только не было в наше время!? Я помню, как приводил в шок наших родителей модные в то время танцы – твист и рокен-н-ролл, башмаки на толстючей подошве и узкие в дудочку брюки у парней. Ну, а наши родители твердо были уверены, что это ужас и что это плохо. (опять посмеивается). А ещё хуже, когда у парня на голове не было фуражки, а у девушки на плечах платка!.. (Смеётся) Ужас.! (как бы про себя) Если что случится?.. Вот я сейчас в этом страшном грохоте современной музыке, откровенно говоря, думаю о другом. Готовлюсь к школьному вечеру. Он будет о войне, о победе нашего народа, о дедах – вот этих ребят. (Пауза). Я читаю письма солдат не пришедших с войны, стихи тех, кто воевал… А ведь и они были молоды и счастливы!.. Наверное, и о них говорили: «Ужас!» (Пауза. Как бы про себя) Если что случится… У меня трудная задача. Как увлечь ребят? Как помочь понять величие и трагедию того военного поколения. (Пауза. Вдруг громко, перекрикивая музыку). Ребята! Ребята, идите сюда… (Резко замолкает музыка. Удивлённо смотрят ребята. Подходят. Возгласы)
Девушка: - Вера Юрьевна, что такое?
Юноша: - Ещё же рано!
Юноша: - А чего музыку вырубили?
Вера Юрьевна: - Ребята, я прочту вам письмо…
Девушка: - (Ехидно) Про любовь? (смех)
Вера Юрьевна: - Да и про любовь тоже…
Девушка: -Вера Юрьевна, я чужие письма читать нельзя. (смех)
Вера Юрьевна: - Это можно…
Ведущий: - (Диск-жоккей в микрофон ) По многочисленным просьбам наших учителей и непринужденному приказу Веры Юрьевны – танцы отменяются. Начинается новое развлечение – про любовь! (смеётся) Любит – не любит, плюнет –поцелует. Играют все, и я, как всегда с вами, ваш любимый ведущий Никита Игнатович! (смех)
Юноша: - Никита, заглохни!
Девушка: -Вера Юрьевна, читайте.
Вера Юрьевна: - Разворачивает лист бумаги, читает письмо солдата. Это письмо не должно содержать каких-либо элементов войны, должно быть проникнуто скорее любовью к жизни, к своим близким. Ребята не должны сразу понять, что оно оттуда, из 41 года. Ребята слушают письмо сначала рассеяно, потом все больше и больше внимают.
«Ленок, милая привет! Вот написал первую строчку и остановился. Хотел разорвать письмо, но потом сказал себе: «Трус!» И пишу тебе дальше: «Я ведь тебя впервые назвал милая. А хотелось назвать и любимая. Ну, вот это уже сказано, и поэтому начну свое письмо заново.
Здравствуй, моя милая, моя любимая Леночка! Мы с тобой уже не видимся два месяца, а думаю я все о тебе. Мне, наши парни говорят, что я рассеянный, что летаю где-то в облаках. А я и в самом деле летаю в облаках. Прости, что тогда не сказал тебе все что думал: что я тебя люблю, что я чувствовал, что ты хочешь услышать от меня эти слова. Лена, когда мы встретимся вновь, я тебе это все скажу. А теперь торопят нас, почтальон заберет мое письмо и к тебе. Передавай привет нашим ребятам, как они. Забеги в школу – всем привет, кто там ещё остался. Как там на нашем Старом, Старом Арбате? Работает ещё зоомагазин и есть ли ещё в продаже твои любимые морские свинки.
Ну все, все. Я целую тебя.
Девушка: - Вера Юрьевна, это ваш выпускник?
Вера Юрьевна: - Нет, он старше меня.
Девушка: - Вера Юрьевна, это ваша первая любовь ?
Вера Юрьевна: - Нет.
Девушка: - Ой, как таинственно. Вера Юрьевна. Ну, кто это скажите! Как его зовут
Вера Юрьевна: - Это Николай Дроздов, солдат. А письмо это с фронта, из 41 года. После боя – он погиб. Это было его единственное письмо с войны.
Девушка - Вот это да! А я думала, что сейчас.
Вера Юрьевна: - Я тоже так думала. А сейчас я просто уверена, мы все: и я, и вы – ребята – очень похожи на них. Вот, пожалуйста. Это стихотворение написал Павел Коган. Он никогда не видел своих стихов, отпечатанных в книге. Он погиб в первые месяцы войны. Кто хочет прочитать? Ну, вот ты, (любое имя)!
Юноша: - Я? Вера Юрьевна, да вы что?! Я же спец по дискам, я же…
Вера Юрьевна: - И все же попробуй.
Юноша: - Давай, ________, сверкни талантом.
Юноша:- (Несколько вначале ломаясь, петушиным голосом, в микрофон, как бы выкрикивая очередную репризу. Но потом его «гонор» становится все тише и тише, появляются человеческие интонации).
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса…
(Кто-то взял гитару, кто-то ещё нараспев произносит слова этой песни. Но вот чей-то сильный, но пока еще детский голос взял на себя смелость и зазвучала песня).
Капитан, обветренный как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас.
На прощанье подымал бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
И в беде, и в ярости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза
В флибустьерском, в дальнем море
Бригантина подымает паруса…
(Пауза. Как-будто, случилось большое и великое. Наверное, это так. Появился настрой, атмосфера, ещё звучат аккорды или перебои гитары).
Вера Юрьевна: - Ты, знаешь, Света, у тебя получилось неплохо!.. Как вы думаете, ребята?
-(Возгласы одобрения)(________ уже не ломается, он просто стоит и о чем-то думает. Это совсем другой человек).
Девушка:- Вера Юрьевна , а можно я.
Юноша: - И я хочу, Вера Юрьевна!
Девушка: -Я тоже.
Вера Юрьевна: - Это правда? Вы действительно этого хотите?..
Все вместе: - Да, Конечно.
Вера Юрьевна: - (Помедлив, как бы изучая лица) Хорошо. Но сначала я расскажу вам историю, она произошла со мной совсем недавно. Я была в музее Российских вооруженных сил. В бесконечных залах стояли до боли знакомые экспонаты – от войны гражданской до победы 1945 года. И вдруг, я увидела съемочную группу из «Останкино». Телевизионщики куда-то стремительно шли за военным. Среди них был мой знакомый режиссер. Мы поздоровались и он сказал: «Хотите с нами. Мы в закрытые фонды». Я сразу же согласилась. И вот позади охрана, открыты опечатанные двери. И вот последняя. Вспыхнул яркий свет и мы все остановились как вкопанные: по обе стороны двери стояли две человеческие фигуры, как потом оказалось они были сделаны из воска. Это были солдаты. Один был одет в форму немецкого солдата, а другой в форму бойца Красной Армии.
Ну, что впечатляет? – спросил наш сопровождающий. Там дальше – хранилище стрелкового оружия. Там - война…,добавил он как-то тихо. Он толкнул дверь рукой и она очень легко открылась. Внутри горел ровный, какой-то неживой свет. Огромная комната была вся занята оружием.
Ну, что? – сказал военный – шагнём… и кто-то добавил: «В войну…».
Юноша: - Вера Юрьевна, а вам не было страшно?
Вера Юрьевна: - Было. И не только мне. А разве тем, кто знал войну не по музейным стендам – не было страшно? А? Ну, что? Шагнём и мы…
Девушка:- В войну!?
Вера Юрьевна: - Скорее, в память.
Юноша: - Шагнём.
(Изменился свет. Два луча прожектора, скрестившись очертили границу прошлого и настоящего. Работают только эти два прожектора. Ребята делают шаг к учителю истории, и сразу заработало радио. Голос Левитана.)
Вера Юрьевна: - Слышите, вот так была объявлена война. А потом… А потом!
(Кадры первых дней войны)
Участник: - Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Участник:
Война ворвалась в дом,
Как иногда окно
Само собой раскроется со стуком,
Наполнит дом дыханьем и испугом,
Согнет гардин тугое полотно.
Как ливень на запыленном стекле
Порой чертит подобье светлых молний,
Так дух войны сухой тревогой полнит
Последний день почти что детских лет.
Участник:
Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок…
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная в реках!..
…Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим!
Участник:
Я маму не целовал давно.
Маленьким был – целовал, душил,
С улицы жаловаться спешил,
Потом торопливо мужать решил.
Думал : «Мужество! Вот оно!»
Думал: «Мужество – вот это вот
Прийти домой и сказать:
- Пока! Я на войну!..-
Улыбнуться слегка
И повернуться спиной к слезам,
К зовам маминым,-
На вокзал!..»
( Все это идет на интермедии. Слушают объявление войны, резкие звуки гитары на текст «22 июня». Кто-то из парней отходит от общей массы, берет чемодан. Сборы. И далее, конечно же на каждый стих должна быть интермедия)
Участник:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы,
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
Пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Участник:
О, Россия! Россия! Могучая Родина,
Беспредельно огромная, как небосвод
Даже солнце, пока полпути им не пройдено,
Тебя сразу лучом своим не обоймет.
Поезда в многодневном пути задыхаются,
Пробежав от закатной черты на восход.
Птицы с неба не раз отдыхать опускаются,
Совершая над ширью свой перелёт.
Участник:
Если вдруг сказали мне:
«Для жизни.
По душе ты место выбирай»,-
Я б ответил:
«Я стремлюсь в отчизне:
Лишь она –
Для сердца лучший край!»
Скажут:
«Счастлив будешь,
Но на годы
Родину придавит кабала».
Я скажу:
«Не надо мне свободы,
Лишь бы вольной Родина была».
Тот, ко честь до смерти сберегает,
Кто глядит бестрепетно вперёд,
Мусором тот золото считает-
Родину свою не продает!
Участник:
Под ливнем стали
Перекрестным
Упал боец на пулемет.
Он в звездный миг
Под небом звездным
Открыл для взвода путь вперёд
И так всегда .
В любом движенье
Есть тот,
Кто жертвует собой.
И, на него держа равненье,
Выходят люди в наступленье
Победно завершая бой.
Участник:
«Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв и умирает друг
И значит – смерть проходит мимо.
Участник:
«Война велика, бесконечны поля,
Дороги, как старые песни, длины,
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчицею ветер войны.»
Участник:
«Держась как за личное счастье,
За каждую пять земли,-
Мы под Москвою встали насмерть,
В грунт промерзлый вросли.
Идёт тема войны. Защита Крюково. Письма, воспоминания, документы
Заиграла гармонь, кто-то несмело перебирает трехрядку. Интермедия
Участник:
Что – ты, Вася, приуныл,
Голову повесил.
Ясны очи замутил,
Хмуришься, невесел?
С прибауткой – шуткой в бой
Хаживал, дружочек,
Что случилось вдруг с тобой,
Вася - Василёчек?
Участник:
Бить врага – вопрос другой-
С шуткой веселее,
Нет письма от дорогой-
Думушки темнее.
Письмеца недель пяток
Почта не приносит,
Понимаешь ли браток,
Сердце ласки просит…
Не к лицу бойцу кручина,
Место горю не давай.
Если даже есть причина – Никогда не унывай.
Участник:
«Ой, гармонь, моя гармонь,
Что ты нос повесила?
Брызни песню, как огонь,
Воевать – так весело.
Забирай пятизарядку,
Выходи охотиться-
Щёлкай фрицев по порядку,
Сколько сердцу хочется.
Минометчик нашей части
Вытворяет чудеса:
Как ударит – фриц на части,
Словно спицы колеса.
Мы из гитлеровских слуг
Приготовим месево.
Запевай же песню друг,
Воевать – так – весело!
Участник: (интермедия, общий танец)
Эй, бойцы-богатыри
Бьются за свободу.
Фронтовые сухари
Выдали к походу.
Много мы прошли дорог
С лютыми боями,
Много выпили, дружок,
Чаю с сухарями.
Эй, ржаные пряники,
Сердцу дорогие,
Сухари-сухарики,
Сухари сухие.
Участник: (прерывая общее веселье)
Мечтатель, фантазёр, лентяй – завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящих пропеллерами сабель.
Я раньше думал : Лейтенант
Звучит 2налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
Черна от пота –
Вверх
Скользит по пахоте пехота.
Участник:
«Пот – не кровь,
Не жалейте пота! –
Проповедовал старшина.-
Такая у нас работа :
Война».
Лицо застилает потом.
Дорога домой длина.
Взрыгается в грунт пехота,
Ворочает глину рота
Четвертую ночь без сна.
Такая у нас работа -
Война.
Гимнастурки мокры от глины.
Мы копаем траншеи опять.
Нам до Гитлера, до Берлина
Очень нужно их докопать.
Участник:
Ходу, ходу, братцы,
Смело на врагов!
Перед нами город
В тысячу домов. Эх!
Надо его взять.
Родине отдать
Перед нами город В тысячу домов.
Участник:
Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Ещё косится автомат
На окон черные провалы,
Ещё «цивильные» дрожат
И не выходят из подвалов.
И ,тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
Участник:
И была тишина,
Мы могли
На руках ее взвесить.
И такая была тишина,
Что мы слышали явно:
Снова жадные корни
Весеннюю влагу сосут.
Было слышно,
Как птичья любовь
Между ветками дышит.
И звенело молчанье
И билось,
Как щука в траве.
И была тишина,
И глаза узнавали глаза –
Человек человека
Окликал на великом
Земном языке.
Участник:
Мир, как окно, для воздуха распахнут,
Он нами пройден, пройден до конца.
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца.
И, как бы не давили память годы,
Нас не забудут потому во век,
Что, всей планете делая погоду,
Мы в плоть одели слово «Человек…»!
Участник:
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны
День и ночь поезда из везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота ещё солены
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.
Участник:
Говори о звездной ночи,
О берёзах, об осинах,-
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России
Лишь бы только за беседой
Отдохнул я от чужбины.
Говори мне о соседях,
Говори мне о рябине.
Говори о звездной ночи,
О рязанском небе синем, -
Говори о чем захочешь,
Лишь бы только о России.
(И переборы русской тальяночки, ушли, вступила гитара, «дворовая», простая, незатейливая).
Участник:
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Маховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной
В окне на Маховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино,
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
Пылает свод бездонный
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой
(И стояли все они, и молчали все они. И тишина стояла, такая как полагается, вспоминая тех, кто не пришел с войны.)
Минута молчания.
Вдруг на сцену вбегает учительница
- Вера Юрьевна! Что!? Что случилось? Что, убило кого? Драка. (молчание). Да что же вы молчите. Господи, ну не пугайте вы меня (и плачет) Скажите же!!..
В.Ю.: Ничего, ничего…
Просто мы возвратились с войны
Звучит известная мелодия песни «День Победы!»
Общий поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной Дню космонавтики....
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...