Литературно-музыкальная композиция
материал (11 класс) на тему

Праздничные мероприятия,посвященные Великой Победе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_sorokovyerokovye._k_70_letiyuvov.docx37.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий  литературно-музыкальной композиции «Сороковые, роковые, военные …», посвященный 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.

И мы шагнули в ту

войну…

   Звучит музыка. (Любая современная. Вмиг зал заполняется танцующими ребятами. В центре, на возвышении появился экстравагантный, весь из себя, с галстуком-бабочкой – ведущий) Перекрикивает музыку.

   Ведущий: Дорогие друзья! Итак, после совсем небольшой паузы мы продолжаем нашу грандиозную дискотеку! Танцуйте! Танцуйте все, танцуй каждый! Танцуйте до упада! И как всегда, вместе с вами – ваш Никита Игнатович.

   Все вновь затанцевали. На авансцену выходят два взрослых человека: дежурный учитель и учитель истории (Перекрикивая музыку).

   Ирина Александровна: - Ужас! Я больше не выдержу!

   Вера Юрьевна: - Ребятам нравится, значит им это нужно.

   Ирина Александровна:  - Мы так не делали. Я уже оглохла, ничего не соображаю. Пойду посижу в учительской (Решительно) Если, что случится,- сразу зовите! (Уходит).

   Пауза. Музыка микшируется, но ребята, как бы это не замечают, продолжают танцевать в том же бешеном ритме.

   Вера Юрьевна: - (Добродушно улыбаясь) Ну, да. Что только не было в наше время!? Я помню, как приводил в шок наших родителей модные в то время танцы – твист и рокен-н-ролл, башмаки на толстючей подошве и узкие в дудочку брюки у парней. Ну, а наши родители твердо были уверены, что это ужас и что это плохо. (опять посмеивается). А ещё хуже, когда у парня на голове не было фуражки, а у девушки на плечах платка!.. (Смеётся) Ужас.! (как бы про себя) Если что случится?.. Вот я сейчас в этом страшном грохоте современной музыке, откровенно говоря, думаю о другом. Готовлюсь к школьному вечеру. Он будет о войне, о победе нашего народа, о дедах – вот этих ребят. (Пауза). Я читаю письма солдат не пришедших с войны, стихи тех, кто воевал… А ведь и они были молоды и счастливы!.. Наверное, и о них говорили: «Ужас!» (Пауза. Как бы про себя) Если что случится… У меня трудная задача. Как увлечь ребят? Как помочь понять величие и трагедию того военного поколения. (Пауза. Вдруг громко, перекрикивая музыку).  Ребята! Ребята, идите сюда… (Резко замолкает музыка. Удивлённо смотрят ребята. Подходят. Возгласы)

   Девушка: - Вера Юрьевна, что такое?

   Юноша: - Ещё же рано!

   Юноша: - А чего музыку вырубили?

   Вера Юрьевна: - Ребята, я прочту вам письмо…

   Девушка: - (Ехидно) Про любовь? (смех)

   Вера Юрьевна: - Да и про любовь тоже…

   Девушка: -Вера Юрьевна, я чужие письма читать нельзя. (смех)

   Вера Юрьевна: - Это можно…

   Ведущий: -  (Диск-жоккей в микрофон ) По многочисленным просьбам наших учителей и непринужденному приказу Веры Юрьевны – танцы отменяются. Начинается новое развлечение – про любовь! (смеётся) Любит – не любит, плюнет –поцелует. Играют все, и я, как всегда с вами, ваш любимый ведущий Никита Игнатович! (смех)

   Юноша: - Никита, заглохни!

   Девушка: -Вера Юрьевна, читайте.

    Вера Юрьевна: - Разворачивает лист бумаги, читает письмо солдата. Это письмо не должно содержать каких-либо элементов войны, должно быть проникнуто скорее любовью к жизни, к своим близким. Ребята не должны сразу понять, что оно оттуда, из 41 года. Ребята слушают письмо сначала рассеяно, потом все больше и больше внимают.

   «Ленок, милая привет! Вот написал первую строчку и остановился. Хотел разорвать письмо, но потом сказал себе: «Трус!» И пишу тебе дальше: «Я ведь тебя впервые назвал милая. А хотелось назвать и любимая. Ну, вот это уже сказано, и поэтому начну свое письмо заново.

   Здравствуй, моя милая, моя любимая Леночка! Мы с тобой уже не видимся два месяца, а думаю я все о тебе. Мне, наши парни говорят, что я рассеянный, что летаю где-то в облаках. А я и в самом деле летаю в облаках. Прости, что тогда не сказал тебе все что думал: что я тебя люблю, что я чувствовал, что ты хочешь услышать от меня эти слова. Лена, когда мы встретимся вновь, я тебе это все скажу. А теперь торопят нас, почтальон заберет мое письмо и к тебе. Передавай привет нашим ребятам, как они. Забеги в школу – всем привет, кто там ещё остался. Как там на нашем Старом, Старом Арбате? Работает ещё зоомагазин и есть ли ещё в продаже твои любимые морские свинки.

   Ну все, все. Я целую тебя.

   Девушка: - Вера Юрьевна, это ваш выпускник?

   Вера Юрьевна: - Нет, он старше меня.

   Девушка: - Вера Юрьевна, это ваша первая любовь ?

   Вера Юрьевна:  - Нет.

  Девушка: - Ой, как таинственно. Вера Юрьевна. Ну, кто это скажите! Как его зовут

  Вера Юрьевна: - Это Николай Дроздов, солдат. А письмо это с фронта, из 41 года. После боя – он погиб. Это было его единственное письмо с войны.

   Девушка - Вот это да! А я думала, что сейчас.

   Вера Юрьевна: - Я тоже так думала. А сейчас я просто уверена, мы все: и я, и вы – ребята – очень похожи на них. Вот, пожалуйста. Это стихотворение написал Павел Коган. Он никогда не видел своих стихов, отпечатанных в книге. Он погиб в первые месяцы войны. Кто хочет прочитать? Ну, вот ты, (любое имя)!

   Юноша: - Я? Вера Юрьевна, да вы что?! Я же спец по дискам, я же…

   Вера Юрьевна: - И все же попробуй.

   Юноша: - Давай, ________, сверкни талантом.

   Юноша:-  (Несколько вначале ломаясь, петушиным голосом, в микрофон, как бы выкрикивая очередную репризу. Но потом его «гонор» становится все тише и тише, появляются человеческие интонации).

 Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза…

В флибустьерском дальнем море

Бригантина поднимает паруса…

   (Кто-то взял гитару, кто-то ещё нараспев произносит слова этой песни. Но вот чей-то сильный, но пока еще детский голос взял на себя смелость и зазвучала песня).

Капитан, обветренный как скалы,

Вышел в море, не дождавшись нас.

На прощанье подымал бокалы

Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,

За презревших грошевый уют.

Вьется по ветру веселый Роджер,

Люди Флинта песенку поют.

И в беде, и в ярости, и в горе

Только чуточку прищурь глаза

В флибустьерском, в дальнем море

Бригантина подымает паруса…

  (Пауза. Как-будто,  случилось большое и великое. Наверное, это так. Появился настрой, атмосфера, ещё звучат аккорды или перебои гитары).

   Вера Юрьевна: - Ты, знаешь, Света, у тебя получилось неплохо!.. Как вы думаете, ребята?

  -(Возгласы одобрения)(________ уже не ломается, он просто стоит и о чем-то думает. Это совсем другой человек).

   Девушка:- Вера Юрьевна , а можно я.

   Юноша: - И я хочу, Вера Юрьевна!

   Девушка: -Я тоже.

   Вера Юрьевна: - Это правда? Вы действительно этого хотите?..

   Все вместе: - Да, Конечно.

   Вера Юрьевна: - (Помедлив, как бы изучая лица) Хорошо. Но сначала я расскажу вам историю, она произошла со мной совсем недавно. Я была в музее Российских вооруженных сил. В бесконечных залах стояли до боли знакомые экспонаты – от войны гражданской до победы 1945 года. И вдруг, я увидела съемочную группу из «Останкино». Телевизионщики куда-то стремительно шли за военным. Среди них был мой знакомый режиссер. Мы поздоровались и он сказал: «Хотите с нами. Мы в закрытые фонды». Я сразу же согласилась.  И вот позади охрана, открыты опечатанные двери. И вот последняя. Вспыхнул яркий свет и мы все остановились как вкопанные: по обе стороны двери стояли две человеческие фигуры, как потом оказалось они были сделаны из воска. Это были солдаты. Один был одет в форму немецкого солдата, а другой в форму бойца Красной Армии.

   Ну, что впечатляет? – спросил наш сопровождающий. Там дальше – хранилище стрелкового оружия. Там - война…,добавил он как-то тихо. Он толкнул дверь рукой и она очень легко открылась. Внутри горел ровный, какой-то неживой свет. Огромная комната была вся занята оружием.

   Ну, что? – сказал военный – шагнём… и кто-то добавил: «В войну…».

   Юноша: - Вера Юрьевна, а вам не было страшно?

   Вера Юрьевна: - Было. И не только мне. А разве тем, кто знал войну не по музейным стендам – не было страшно? А? Ну, что? Шагнём и мы…

   Девушка:- В войну!?

   Вера Юрьевна: - Скорее, в память.

   Юноша: - Шагнём.

   (Изменился свет. Два луча прожектора, скрестившись очертили границу прошлого и настоящего. Работают только эти два прожектора. Ребята делают шаг к учителю истории, и сразу заработало радио. Голос Левитана.)

   Вера Юрьевна: - Слышите, вот так была объявлена война. А потом… А потом!

   (Кадры первых дней войны)

   Участник: - Двадцать второго июня,

     Ровно в четыре часа,

      Киев бомбили,

     Нам объявили,

     Что началася война.

   Участник: 

 Война ворвалась в дом,

Как иногда окно

Само собой раскроется со стуком,

Наполнит дом дыханьем и испугом,

Согнет гардин тугое полотно.

Как ливень на запыленном стекле

Порой чертит подобье светлых молний,

Так дух войны сухой тревогой полнит

Последний день почти что детских лет.

Участник:

Новый чемодан длиной в полметра,

Кружка, ложка, ножик, котелок…

Я заранее припас все это,

Чтоб явиться по повестке в срок.

Как я ждал ее! И наконец-то

Вот она, желанная в реках!..

…Пролетело, отшумело детство

В школах, в пионерских лагерях.

Молодость за все родное биться

Повела ребят в огонь и дым,

И спешу я присоединиться

К возмужавшим сверстникам моим!

   Участник:

Я маму не целовал давно.

Маленьким был – целовал, душил,

С улицы жаловаться спешил,

Потом торопливо мужать решил.

Думал : «Мужество! Вот оно!»

Думал: «Мужество – вот это вот

Прийти домой и сказать:

- Пока! Я на войну!..-

Улыбнуться слегка

И повернуться спиной к слезам,

К зовам маминым,-

На вокзал!..»

   ( Все это идет на интермедии. Слушают объявление войны, резкие звуки гитары на текст «22 июня». Кто-то из парней отходит от общей массы, берет чемодан. Сборы. И далее, конечно же на каждый стих должна быть интермедия)

Участник:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы,

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

Я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

Пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

    Участник:

О, Россия! Россия! Могучая Родина,

Беспредельно огромная, как небосвод

Даже солнце, пока полпути им не пройдено,

Тебя сразу лучом своим не обоймет.

Поезда в многодневном пути задыхаются,

Пробежав от закатной черты на восход.

Птицы с неба не раз отдыхать опускаются,

Совершая над ширью свой перелёт.

    Участник:

Если  вдруг сказали мне:

«Для жизни.

 По душе ты место выбирай»,-

Я б ответил:

«Я стремлюсь в отчизне:

Лишь она –

Для сердца лучший край!»

Скажут:

«Счастлив будешь,

Но на годы

Родину придавит кабала».

Я скажу:

«Не надо мне свободы,

Лишь бы вольной Родина была».

Тот, ко честь до смерти сберегает,

Кто глядит бестрепетно вперёд,

Мусором тот золото считает-

Родину свою не продает!

 Участник:

Под ливнем стали

Перекрестным

Упал боец на пулемет.

Он в звездный миг

Под небом звездным

Открыл для взвода путь вперёд

И так всегда .

В любом движенье

Есть тот,

Кто жертвует собой.

И, на него держа равненье,

Выходят люди в наступленье

Победно завершая бой.

 Участник: 

«Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв и умирает друг

И значит – смерть проходит мимо.

    Участник: 

«Война велика, бесконечны поля,

Дороги, как старые песни, длины,

И ходит беда, и тоскует земля,

И воет волчицею ветер войны.»

 Участник: 

«Держась как за личное счастье,

За каждую пять земли,-

Мы под Москвою встали насмерть,

В грунт промерзлый вросли.

Идёт тема войны. Защита Крюково. Письма, воспоминания, документы

Заиграла гармонь, кто-то несмело перебирает трехрядку. Интермедия

   Участник:

Что – ты, Вася, приуныл,

Голову повесил.

Ясны очи замутил,

Хмуришься, невесел?

С прибауткой – шуткой в бой

Хаживал, дружочек,

Что случилось вдруг с тобой,

Вася - Василёчек?

   Участник:

Бить врага – вопрос другой-

С шуткой веселее,

Нет письма от дорогой-

Думушки темнее.

Письмеца недель пяток

Почта не приносит,

Понимаешь ли браток,

Сердце ласки просит…

Не к лицу бойцу кручина,

Место горю не давай.

Если даже есть причина – Никогда не унывай.

   Участник:

 «Ой, гармонь, моя гармонь,

Что ты нос повесила?

Брызни песню, как огонь,

Воевать – так весело.

Забирай пятизарядку,

Выходи охотиться-

Щёлкай фрицев по порядку,

Сколько сердцу хочется.

Минометчик нашей части

Вытворяет чудеса:

Как ударит – фриц на части,

Словно спицы колеса.

Мы из гитлеровских слуг

Приготовим месево.

Запевай же песню друг,

Воевать – так – весело!

   Участник: (интермедия, общий танец)

Эй, бойцы-богатыри

Бьются за свободу.

Фронтовые сухари

Выдали к походу.

Много мы прошли дорог

С лютыми боями,

Много выпили, дружок,

Чаю с сухарями.

Эй, ржаные пряники,

Сердцу дорогие,

Сухари-сухарики,

Сухари сухие.

   Участник: (прерывая общее веселье)

Мечтатель, фантазёр, лентяй – завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящих пропеллерами сабель.

Я раньше думал : Лейтенант

Звучит 2налейте нам»,

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда –

             Черна от пота –

                                         Вверх

Скользит по пахоте пехота.

 Участник: 

«Пот – не кровь,

Не жалейте пота! –

Проповедовал старшина.-

Такая у нас работа :

Война».

Лицо застилает потом.

Дорога домой длина.

Взрыгается в грунт пехота,

Ворочает глину рота

Четвертую ночь без сна.

Такая у нас работа -

Война.

Гимнастурки мокры от глины.

Мы копаем траншеи опять.

Нам до Гитлера, до Берлина

Очень нужно их докопать.

   Участник:

Ходу, ходу, братцы,

Смело на врагов!

Перед нами город

В тысячу домов. Эх!

Надо его взять.

Родине отдать

Перед нами город В тысячу домов.

    Участник: 

Еще невнятна тишина,

Еще в патронниках патроны,

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись, к батальону.

Ещё косится автомат

На окон черные провалы,

Ещё «цивильные» дрожат

И не выходят из подвалов.

И ,тишиною потрясен,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

   Участник:

И была тишина,

Мы могли

На руках ее взвесить.

И такая была тишина,

Что мы слышали явно:

Снова жадные корни

Весеннюю влагу сосут.

Было слышно,

Как птичья любовь

Между ветками дышит.

И звенело молчанье

И билось,

Как щука в траве.

И была тишина,

И глаза узнавали глаза –

Человек человека

Окликал на великом

Земном языке.

   Участник:

 Мир, как окно, для воздуха распахнут,

Он нами пройден, пройден до конца.

И хорошо, что руки наши пахнут

Угрюмой песней верного свинца.

И, как бы не давили память годы,

Нас не забудут потому во век,

Что, всей планете делая погоду,

Мы в плоть одели слово «Человек…»!

   Участник:

Возвращались солдаты с войны

По железным дорогам страны

День и ночь поезда из везли.

Гимнастерки их были в пыли

И от пота ещё солены

В эти дни бесконечной весны.

Возвращались солдаты с войны.

   Участник:

 Говори о звездной ночи,

О берёзах, об осинах,-

Говори о чем захочешь,

Лишь бы только о России

Лишь бы только за беседой

Отдохнул я от чужбины.

Говори мне о соседях,

Говори мне о рябине.

Говори о звездной ночи,

О рязанском небе синем, -

Говори о чем захочешь,

Лишь бы только о России.

(И переборы русской тальяночки, ушли, вступила гитара, «дворовая», простая, незатейливая).

   Участник:

 В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Серёжка с Малой Бронной

И Витька с Маховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной

В окне на Маховой.

Друзьям не встать. В округе

Без них идет кино,

Девчонки, их подруги,

Все замужем давно.

Пылает свод бездонный

И ночь шумит листвой

Над тихой Малой Бронной,

Над тихой Моховой

(И стояли все они, и молчали все они. И тишина стояла, такая как полагается, вспоминая тех, кто не пришел с войны.)

Минута молчания.

Вдруг на сцену вбегает учительница

- Вера Юрьевна! Что!? Что случилось? Что, убило кого? Драка. (молчание). Да что же вы молчите. Господи, ну не пугайте вы меня (и плачет) Скажите же!!..

В.Ю.: Ничего, ничего…

Просто мы возвратились с войны

Звучит известная мелодия песни «День Победы!»

Общий поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...