"10-летию трагедии в Беслане посвящается..."
материал (10 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

Сценарий мероприятия для десятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tragediya_beslana.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №879

Сценарий классного часа

(10 класс)

«10-летию трагедии в Беслане посвящается…»

Подготовлен и проведен

учителями русского языка

и литературы

Погореловой Е. Н.,

Мордань Н.Ю.

Москва

2014 г.

Цель:

формирование у обучающихся толерантности, сострадания, общероссийской гражданской идентичности, нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии 

Задачи:

- содействовать формированию понимания сущности и принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства  людей, уважительных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности, экстремизму во всех его проявлениях;

- формировать позицию нравственного и правового отрицания терроризма как явления, как метода решения социальных проблем;

- способствовать воспитанию патриотизма, уважения к Отечеству;

- содействовать формированию у молодых людей осознания важности извлечения уроков истории для проектирования своей жизни и будущего своей страны – России.

Оборудование:

Место проведения: школьный Музей боевой славы 12-ой артиллерийской Краснознамённой орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии Прорыва резерва Верховного Главнокомандования

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

(Слайд 1) XX век ознаменовался кровавыми событиями. Первая мировая война и трагедия геноцида армян. Вторая мировая война, составной частью которой стала Великая Отечественная война, преступная нацистская политика, принесшая миллионы жертв, трагедия Холокоста. До сих пор до нас доходят отголоски этих ужасных событий, и думалось, что эти страшные события должны научить людей жить в мире, ценить его. Но, к великому сожалению, история повторяется.

Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты в разных городах России, взрывы в московском метро, захват заложников в Театральном центре на Дубровке, в Кизляре и в Беслане.

Ведущий 1 

(Слайд 2) Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб и кто выжил в те страшные сентябрьские дни, посвящаем мы наш классный час…

Ведущий 2

Промчалось лето синей птицей,
И мамы юной детворы,
Блеснув слезинкой на ресницах,
С детьми покинули дворы.

Они сегодня встали рано,
С волненьем трепетным в душе,
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.

Большая, пахнущая краской,
Сияя яркой белизной,
Она казалась детям сказкой,
Прекрасной, светлою страной!

Ведущий 3 

(Слайд 3) 1 сентября 2004 года в 9 часов утра дети 1-ой школы г.Беслана выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов.

Ведущий 4

          (Слайд 4) Ничто не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы. 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку. Угрожая автоматами, они согнали всех  в спортивный зал школы.

Из воспоминаний школьницы Сонеты Сабановой

(Слайд 5) «Первого сентября 2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы стали заложниками. Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших глазах, мы поняли, что с нами случилась беда».

Ведущий 1

(Слайд 6) В спортивном зале школы оказалось больше тысячи человек.  Чтобы не допустить штурма, террористы заставили детей встать на подоконник и  отказывались вести переговоры, угрожая взорвать захваченную школу.

Ведущий 2

(Слайд 7) Еще никто не знал, а кто знал, не говорил, что выстрелы в школе – это первые расстрелы. В кабинете русского языка и литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы убивали тех, кто не выполнял их требования. Непокорных в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того как людей расстреливали, их выбрасывали в окно.

Ведущий 3

Время в Беслане остановилось. Казалось, выхода нет. Любое неповиновение заложников тут же наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой благодарностью вспоминали своих любимых учителей, которые, не задумываясь о своих жизнях, спасали учеников.

Из воспоминаний детей

(Слайд 8) «Вместе со всеми пришел на школьную линейку Иван Константинович Каниди. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться их спасти. Нескольких ребятишек он смог закрыть  в одной из школьных комнат, откуда дети позже смогли бежать. В спортзале он всеми силами пытался облегчить участь детей, добиваясь, чтобы террористы дали им хоть немного воды. Он открыто заявлял боевикам, что они не мужчины, раз воюют с женщинами и детьми, за что был жестоко избит. А позднее, защищая детей, учитель был застрелен террористом».

Ведущий 4

(Слайд 9) Хроника событий. Трёх дней. Дней  без еды… без воды…

Ведущий 1

1 сентября, утро. Захват 1128 заложников.

Ведущий 2

1 сентября, день. Террористы потребовали от властей освобождения ранее задержанных боевиков и вывода российских войск из Чечни.

Ведущий 3

В ночь на 2 сентября состоялись переговоры доктора Рошаля с  террористами, которые   отказывались принять воду, еду и медикаменты для заложников.

Ведущий 4

2 сентября, день. Захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили 26 человек. Это были матери с детьми грудного возраста.

Ведущий 1

3сентября. 12:40. Оперативному штабу удалось договориться с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников.

Ведущий 2

В 12:55 к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых.

Ведущий 3

(Слайд 10) В 13:05 в здании школы раздались два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм.

Ведущий 4

(Слайд 11) В результате штурма потери понесли как штурмующие (погибло 12 спецназовцев), так и террористы. (Слайд 12) Единственный оставшийся в живых террорист позднее был приговорён к пожизненному заключению.

Ведущий 1

(Слайд 13) Но самое страшное, что в бесланской школе погибло более трёхсот человек, из них 186 -  дети.

Из воспоминаний выжившей девочки

(Слайд 14) «Вечером второго сентября я ненадолго заснула. А проснувшись, увидела вокруг себя незнакомых детей… Какой-то мальчик, сидевший рядом со мной, рассказывал историю. И все слушали его как заколдованные.

Он рассказал, что видел ангелов. Несколько дней назад вышел на балкон и увидел, как они медленно летят по сиреневому небу. Ангелы были в белых платьях, с розовыми и золотистыми шлейфами, они смеялись и играли на дудочках.

«Когда на земле умирает ребенок, Бог забирает его к себе, дает ему крылья и превращает в ангела», - так сказал этот мальчик. Когда он говорил, стояла такая тишина, что я слышала стук своего сердца. Мне вдруг показалось, что умирать совсем не страшно…

И когда кто-то сказал, что ангелов не бывает, все на него зашикали. Мы, конечно, уже думали о смерти: заканчивался второй день, мы уже перестали есть и пить, и трудно было дышать… Да, мы думали о смерти… И мальчик тоже думал. Поэтому он и стал рассказывать нам про ангелов. Мне показалось, что так он готовил нас к смерти, давал нам привыкнуть к этой мысли, успокаивал и не давал отчаяться…»

Ведущий 2

(Слайд 15) Беслан стал «Городом ангелов». Родители погибших 10 лет назад детей фактически живут на кладбище. Из 266 могил 186 - детские. Есть еще одна - братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось опознать.

Ведущий 3

(Слайд 16) На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: «Город ангелов». Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду. А надгробий здесь  столько, что красные мраморные плиты почти уходят за горизонт. У каждой могилы - бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.

Ведущий 4

(Слайд 17) Дата смерти у всех одна - 3 сентября 2004 года.

Учитель 

(Слайд 18) Посмотрите на эту свечу… Её пламя так трепетно и беззащитно. Но оно поможет нам не забыть о тех, кто должен был жить, но погиб.

- Какие чувства вы испытываете сейчас, вспомнив жертв бесланской трагедии?  (Зажжённая свеча передаётся из рук в руки.)

(Слайд 19) - Почему же и сегодня рвутся снаряды и гибнут не только солдаты и офицеры, но и мирное население?

- Возможно ли противостоять экстремистам?

- Случайно ли наша сегодняшняя встреча проходит в Музее боевой славы?

На фоне фотографий звучит песня о трагедии в Беслане

Ведущий 1

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания. (Все присутствующие встают и чтят память погибших)

Ведущий 2

Мне не забыть тех страшных дней:

Потоком кровь с телеэкрана,

Меж пуль свистящих и огней

Мельканье лиц детей Беслана

Ведущий 3

Без слов – одна лишь боль,

Убитых горем матерей рыданье.

О, Господи, скажи, доколь

Назначил людям ты страданья!

Ведущий 4

От рук бездушных палачей

Детей загубленных, безгрешных

Теперь заменит свет свечей,

Но не излечит безутешных.

Ведущий 1

Не раздается детский смех,

Один лишь плач и боли стон

Останется нам, как на грех –

На память погребальный звон.

Учитель

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. К сожалению, и в наши дни продолжают гибнуть ни в чём не повинные люди и плачут дети. И от каждого из нас зависит, будет ли небо над нашей головой голубым или чёрным от пороха рвущихся снарядов. Поэтому давайте не будем забывать о страшных событиях истории, только тогда мы сможем противостоять злу в различных его проявлениях.

В сценарии использован материал

  1. http://beslan-hram.ru/index.php/photo/2004
  2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19914/
  3. http://www.pravdabeslana.ru/zapiska.htm 
  4. Классный час «Трагедия Беслана». Михалёва З.Г., Чалых И.Н. (сайт фестиваля «Первое сентября»)

Песня «Школа-Беслан». Автор: Динислам Дудов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Трагедия в Беслане"

Беслан...Это слово вспоминает каждый,  кто помнит терракт произошедший 1 сентября 2004 года в школе №1 города Беслана......

Классный час, посвященный памяти трагедии в Беслане - 2014 г.

Слова ведущих сопровождаются презентацией, в конце презентации гиперссылка на видеоклип.Видео Беслан 1 сентября 2004 г. захват школы, 7 лет спустя!Адрес: http://www.youtube.com/watch?v=6VSzO09XPRAДлит...

«Когда чужая боль становится своей» (посвящен 10-летию трагедии в Беслане)

Цель мероприятия:-  формирование  у  учащихся  представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.Задачи:-  рассказать  о  трагических событиях в Бе...

Мы помним..., посвященный трагедии в Беслане

Классный час  Тема: "Мы помним...", посвященный трагедии в Беслане.Цели: формирование у обучающихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм»,...

Радиолинейка, посвященная 10-летию трагедии в Беслане

Радиолинейка,  посвященная 10-летию трагедии в Беслане (03.09.2014)...

Творческая работа "Трагедии в Беслане посвящается"

3 сентября 2014 года в 6 "б" классе прошёл классный час на тему «Беслан: боль и гнев». События тех страшных дней никого не оставили равнодушным. Ребята нарисовали плакаты и оформ...

Внеклассное мероприятие, Посвященное трагедии в Беслане Классный час: «Беслан – город потерянных ангелов».

Цель:-Формирование у учащихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в ...