В царстве Берендея
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«В царстве Берендея»
(экологический праздник)
Цель:
- формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи:
- учить доброжелательному отношению ко всему живому на земле;
- расширять природоведческие знания учащихся;
- развивать познавательный интерес к изучению природы, экологическую культуру;
- содействовать формированию нравственно-гражданских черт личности через понимание красоты окружающей природы, необходимость её охраны человеком;
- закрепить правила поведения в лесу;
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к природному многообразию.
Действующие лица: Ведущая, Баба Яга, Царь Берендей, учащиеся.
СЛАЙД
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады вас приветствовать. Сегодня мы встретились с вами, чтобы провести экологический праздник «В царстве Берендея!». Мы очень надеемся, что после нашей встречи каждый из вас задумается о том, что лес, как никогда, остро нуждается в защите. Вам всем, конечно, хорошо понятен смысл слова «праздник» А что такое «экология», и кто такой Берендей, вы знаете?
(Ответы)
Правильно, экология – это наука, которая занимается охраной природы. А Берендей – это сказочный лесной царь. Он охраняет лес и заботится о своих подопечных: животных и растениях. Лес-это сказочный мир доброго царя Берендея. Он полон загадок и тайн. В лесу живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём ягод и грибов? Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают нас вдохнуть чистый и добрый лесной воздух, познакомиться с его обитателями.
Лес человеку – щедрый друг. Он даёт материал для застройки домов, для изготовления мебели. Деревья используют при изготовлении бумаги, из многих растений делают лекарства. Лес нас согревает, лечит, питает. А всегда ли человек платит за это добром? Ни для кого не секрет, что сегодня лес вокруг населенных пунктов представляет собой жалкое зрелище. Повсюду мусор, сваленные в кучу старые вещи, подпалины от костров, сломанные деревья. Чтобы лес долго жил, радовал нас своими дарами, надо его охранять и беречь.
Во время нашего праздника, ребята, мы узнаем, насколько вы любите природу, хорошо ли вам известны названия лесных растений, птиц и зверей, знаете ли вы правила поведения в лесу. Пройдет совсем немного времени, и деревья покроются зелеными листьями, на лугах и полянах зацветут душистые цветы. И всей этой красотой круглый год правит царь Берендей.
А теперь давайте закроем глаза и представим, что мы пришли в берендеевы владения - в летний лес.
(Фонограмма «Звуки леса»)
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь: мы свои!
Ученик:
Здравствуй, лес, чудесный лес,
Полон сказок и чудес
Что за пруд без лягушат,
Что за озеро без рыб?
Что за остров без цветов, без проворных муравьёв?
Ученик:
Что за дерево без птиц, без скворцов и без синиц?
Приходите к нам, лягушки, насекомые, зверушки.
Приходите погулять, песни петь и танцевать.
СЛАЙД
Баба Яга: (Выбегает). А Баба Яга - против! Ну, уж нет! Стойте, стойте! Не пускаю вас в лес!
Ведущий: Здравствуй, Баба Яга. Почему не пускаешь? Против чего ты?
Баба Яга: А против того, чтобы шатались всякие по нашим лесам. Знаю я таких! Вон, в прошлом году, не успел снег растаять, а набежали некоторые, туристами себя называли, костров нажгли, мусору накидали в нашем царстве, деревьев наломали! Мы с Лешим только диву давались. Безобразие! Берендей наш даже захворал от расстройства. Поэтому я против всяких праздников! Надо ваш праздник отменить! И в лес никого не пускать! И вообще, пока Берендей болеет, я буду главной в его царстве! Я вот тут даже Указ заготовила (достает Указ, читает)
«Я, мудрейшая из всех нечистых сил, повелеваю: отменить все праздники! Запретить приходить в лес всем людям! На трон посадить самую обаятельную и привлекательную – меня, Бабу Ягу!».
Ведущий: Постой, постой, Баба Яга. Во-первых, мы не будем с ребятами безобразничать в лесу, жечь костры и ломать деревья. А, во-вторых, ты не можешь сама себя объявлять владычицей лесов. Берендей скоро поправится, ведь ему известны все-все целебные растения, которые растут в нашем лесу.
Баба Яга: Ему-то известны, а вот ваши ребята наверняка про них и слыхом не слыхивали. Я вот сейчас загадаю вам загадки как раз про растения, которые можно назвать лесным лекарством. А если вы их отгадаете, то, так и быть, я подумаю, и, может быть, пущу вас в лес.
Баба Яга.: На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник) СЛАЙД
Ведущий: Сироп из плодов шиповника богат витамином С, поэтому его применяют при многих заболеваниях.
Баба Яга: Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (Ландыш) СЛАЙД
Ведущий: Из ландыша готовят лекарство от болей в сердце. Это растение действует как успокоительное. Но не вздумайте, ребята, рвать красные ягоды этого цветка. Они очень ядовиты.
Баба Яга: Был рыжий Ванёк,
Кудрявый паренёк,
Стал седой, белобрысый,
Ветер дунул – глядь, а он лысый. (Одуванчик) СЛАЙД
Ведущий: Из одуванчика весной готовят витаминный салат, который возбуждает аппетит.
Баба Яга: Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички. (Ромашка) СЛАЙД
Ведущий: Отваром ромашки полощут горло при ангине. А если после мытья ополаскивать волосы отваром из ромашки, то они станут блестящими и шелковистыми.
Баба Яга: Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт он у плетня. (Крапива) СЛАЙД
Ведущий: Отваром крапивы моют голову для улучшения качества волос. Эта трава также хорошо останавливает кровь.
Баба Яга: Трава сродни петрушке
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
А также и аптекарю. (Тмин) СЛАЙД
Ведущий: Отвар тмина улучшает пищеварение. Кроме того, тмин — хорошее желчегонное, успокоительное и тонизирующее средство.
Баба Яга: Вышли в поле пастушки,
За спиной у них - мешки,
А мешочки-котомочки
На тугой тесёмочке. (Пастушья сумка) СЛАЙД
Ведущий: Из пастушьей сумки готовят настойки, которые останавливают внутренние кровотечения и снижают давление.
Баба Яга: Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И подметает чисто. (Полынь) СЛАЙД
Ведущий: Отвары и настойки полыни используют как желчегонное, противовоспалительное, пищеварительное средство.
Баба Яга: Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник) СЛАЙД
Ведущий: Плоды боярышника помогают при болезнях сердца и при повышенном давлении.
Баба Яга: Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От боли в горле помогают,
Кто же их не знает. (Календула) СЛАЙД
Ведущий: Отваром календулы полощут рот при заболеваниях горла и дёсен. Примочки с календулой помогают снять опухоль при ушибах.
Б.Я.: Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник) СЛАЙД
Ведущий: Подорожник лечит небольшие ранки и порезы. Его настой применяют при болезнях желудка.
Ведущий: Вот видишь, Баба Яга, знают наши ребята названия лекарственных растений, отгадали все твои загадки. А еще ребята наверняка знают, как нужно вести себя в лесу.
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Ученик:
Ты слышал, как трава растет,
Как распускаются цветы,
Как ветер по ночам поет,
Как при луне звенят листы,
Ты слышал, как в тиши лесной
Вдруг, просыпается заря
Ручей рождается весной
Вздыхает после гроз земля…
Ты слышал?
Слушай! Не спугни,
Ведь тает на губах роса.
И гаснут светлячков огни
И замирают голоса.
Теперь ты должна нас пустить в лес.
Баба Яга: Ох, и боязно мне. А вдруг ребята, как прошлогодние туристы, безобразничать начнут. Может, им неведомо, что в царстве Берендея – свои законы, которые надо не только уважать, но и выполнять? И, кроме того, у нас многое делать нельзя – того нельзя, этого нельзя.
Ведущий: Скажите, ребята, а что нельзя делать в лесу? Ответы:
- Нельзя разорять муравейники.
- Нельзя ловить насекомых.
- Нельзя рвать паутину и уничтожать пауков, потому что они полезны – ловят вредителей.
- Нельзя подходить близко к птичьим гнездам и брать на руки птенцов.
- Нельзя ловить диких животных и уносить их домой
- Нельзя убивать лягушек.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- Нельзя повреждать кору деревьев.
- Нельзя рвать с корнем ягодные кустики и повреждать их.
10. Нельзя рвать цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально. Лесные цветы долго не стоят в вазе, через несколько часов они обязательно завянут. Нектар цветов – пища для многих насекомых.
11. Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы. Они нужны лесу.
12. Нельзя шуметь в лесу, включать громко музыку.
13. Нельзя оставлять после себя мусор. Всё, что принес с собой, нужно унести.)
Правила друзей природы.
Ученик:
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Ученик:
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ученик:
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать.
Ученик:
Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать. Ученик: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить. Ученик:
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам – не враги.
Ученик:
Помоги лесным зверушкам, приготовь для них кормушки.
Ученик:
И тогда любой зверёк – будь то ласка иль хорёк, ёж лесной, речная рыба – скажет «Ты – мой друг! Спасибо!»
Ведущий: Вот видишь, Баба Яга, наши ребята знают, чего нельзя делать в лесу. Они абсолютно не похожи на тех горе-туристов, которых ты встречала в своем лесу.
Баба Яга: Теперь вижу. Но, все-таки, чтобы попасть в берендеев лес, этого мало. Нужно пройти испытание. Я вот сейчас буду называть ситуации, которые часто случаются при посещении природы. А ребята пусть объяснят, как правильно нужно поступить в этих случаях.
- Например, ребята поставят в лесу палатки. Их нужно обустроить, чтобы было хорошо. Мальчики наверняка пойдут в лес за лапником. Правильно ли они сделают? (Ответ: Те, кто собирается в поход с ночлегом, должны иметь надувные матрацы и спальные мешки, чтобы не причинять урон лесу).
- А вдруг ребята пойдут гулять в лес со щенком, и потеряют его. Наверняка они будут кричать, звать его, но он может так и не найтись. Как поступить в этой ситуации? (Ответ: Щенка нужно найти обязательно, иначе он может стать бродячей собакой. В лесу такие животные уничтожают все подряд, принося большой вред природе. Весной и в начале лета, когда у многих зверей и птиц появятся малыши, собак в лес не берут вообще, т.к. они могут разорять гнезда, нападать на мелких птиц и зверюшек).
После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. «Брось ее в костер», – предложил кто-то. Это правильно? (Ответ: Пищу никогда не сжигают, не делают ее непригодной для еды. Если рядом есть водоем, подкормите рыб тем, что осталось. Хотя корма для всех достаточно, однако то, что вы оставили, наверняка кто-то из животных съест).
Ведущая: Ну что, Баба Яга, убедили мы тебя, что знаем законы берендеева царства? Можешь теперь не волноваться, не испортят природу наши ребята.
Баба Яга: Может, природу и не испортят, но вот отличить, где съедобные грибы или ягоды, а где несъедобные - ядовитые, наверняка не смогут. А то был у нас такой случай – наелись отдыхающие ядовитых ягод, а мне потом пришлось по приказу Берендея долго-долго лечить их от отравления всякими снадобьями. Еле-еле живы остались.
Ведущая: А мы сейчас узнаем, известны ли ребятам съедобные и несъедобные ягоды. Перед вами, ребята, названия ягод. Вам необходимо разместить их в 2 столбика. В первом будут – съедобные, во втором – несъедобные.
(Подготовить карточки с названиями ядовитых и съедобных растений. Ведущая по очереди называет ягоду, а Баба Яга прикрепляет карточку в нужный столбик)
Вот видишь, Баба Яга, ребята знают съедобные и ядовитые ягоды и не навредят своему здоровью, не будут есть, что попало, не отравятся в лесу.
Баба Яга: Самые главные растения в лесу – это деревья. А уж их-то названия ребята точно не знают. А раз так, не пущу я вас в лес.
Ведущая: Постой-постой, Баба Яга. Как это не знают ребята названий деревьев? А ты проверь их, и тогда узнаешь, что наши ребята не хуже жителей берендеева царства разбираются в лесных деревьях.
Баба Яга: А вот я сейчас покажу изображения частей лесных деревьев, а ребята пусть догадаются, от какого они растения.
(Показать изображения ветвей, листьев деревьев)
1 – Ива;2 – Сосна;3 – Липа;4 – Черемуха;5 – Тополь;6 – Рябина;7 – Ольха;8 – Клен;9 – Дуб;10 -Береза.)
Да, действительно, знают ваши ребята все деревья берендеева царства. Но ведь лес – это не только цветы, ягоды и деревья. А вот знают ли они о тех, кто два раза родится, а один раз умирает?
Ведущая: Ребята, о ком это Баба Яга? (О птицах) Конечно, Баба Яга, ребята не только знают растения, но и знакомы с птицами наших лесов. А знаешь ли ты, Баба Яга, 1 апреля отмечается Международный День птиц?
Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая за пернатыми, люди расширяют свои познания о природе. Именно наблюдения за птицей натолкнули древних испытателей на мысли о воздухоплавании. До сих пор не разгадана одна из главных загадок птиц – их ежегодные перелеты за тысячи километров от родины.
Ведущий: А сейчас послушаем загадки, а вы попробуете их отгадать.
- Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона – это … (Ворона) СЛАЙД
- У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком,
По ночам всегда летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова) СЛАЙД
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый.
«Клё-клё-клё!» - поет со свистом. (Клест) СЛАЙД
- Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь) СЛАЙД
- Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица) СЛАЙД
Учащиеся 1 класса исполняют песню «Лесной марш»
Ведущий: Ну что, Баба Яга, закончились твои испытания? Когда же ты пустишь нас в лес?
Баба Яга: Ну, даже не знаю… А, вспомнила! Я же про зверей и насекомых у ребят еще не спросила! Вот если они и про этих обитателей леса все знают, тогда уж деваться мне некуда, пущу я вас в лес!
- Скажите-ка мне, дети, какой зверек может спрыгнуть с высоты 50-тиэтажного дома и не разбиться? (Белка-летяга)
- Какое насекомое - майский жук, гусеница или муравей - может так о себе сказать: «Я работаю в артели у корней лохматой ели, по буграм тащу бревно, больше плотника оно». (Муравей)
- Какие животные живут в земле, питаются насекомыми-вредителями. Проделывая ходы в почве, повреждают корни растений? (Кроты)
- Какие лесные животные совершают забеги в сады и поедают кору фруктовых деревьев? (Зайцы)
- Назовите самого крупного животного наших лесов. (Лось)
- Какое животное – белка, дятел или бурундук - делает запасы на зиму и прячет их под лесные подстилки, а также укрепляет на развилках ветвей? (Белка)
- Это животное обитает в тихих лесных речках с высокими берегами. Питается ветками ивы, осины и березы. (Бобер)
- Каждое лето в положенный срок из воды улетает рыбий обед. Что это за обед? (Комары)
- А все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, только самки. Самцы питаются нектаром)
- Какой обитатель лесных водоемов никогда не пьет? (Лягушка)
- У кого из животных уши на ногах? (Кузнечик)
Ведущий: Молодцы, ребята, с честью выдержали все испытания!
Учащиеся 3 класса исполняют песню «Неприятность эту» из м/ф «Приключения кота Леопольд»
(Выходит Берендей)
Берендей: Здравствуйте, дорогие ребята! Слышал-слышал, что в гости ко мне собираются настоящие друзья леса. Это сорока ко мне прилетала и настрекотала эту новость. А еще она сказала, что вы знаете и любите природу, что умеете правильно вести себя в лесу. Я только рад таким гостям. Ведь чем больше будет людей, которые бережно относятся к птицам и зверям, деревьям и травам, тем краше будет наша земля.
А я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Лесные обитатели». Я буду бросать вам мяч, и при этом говорить, например, «Птица!». Вам же нужно как можно быстрее сказать название какой-либо птицы и вернуть мяч мне. Но я могу говорить и «дерево», или «зверь», или «насекомое». Если вы за 1 секунду не даете ответа, то и жетона не зарабатываете. (Кидать мяч всем детям подряд)
Ведущая: Лес – это не только наше богатство. Его значение для нас, людей, очень велико. Он является кузницей чистого воздуха, надежным защитником полей от засухи, а рек и озер – от высыхания, он – непреодолимая стена для зимних вьюг. На его бесконечных просторах растет несметное количество лекарственных и съедобных растений, грибов. Ну что, Царь Берендей и Баба Яга, разрешите нашим ребятам приходить к вам в гости?
Берендей: Я скажу так:
Чтобы весело было и радостно всем,
Запомните речь Берендея-царя,
Её разнесите за горы-моря.
Мы с дальних времен оставляли для вас
И лес, и моря,
Рек чистых алмаз,
Птиц и зверей,
И огонь, и поля,
Неужто все это мы делали зря?
Ужель будем стекла бросать в берега?
Деревья ломать и похабить луга?
Устраивать свалки вдоль наших дорог,
Смеяться, коль в петлю попался зверек?
Горящие спички бросать на траву
И думать о том, что «и так проживу»?
Неужто так будет? Дайте ответ: «Да» или «Нет»?
Дети хором: Нет!
Берендей: Раньше природу уважали: не портили лесов, не убивали зря птиц и зверей, не засоряли реки и озера… Ребята, давайте жить дружно! Вы согласны?
Дети хором: Да!
Берендей: Ну, в таком случае, вы – всегда желанные гости в моем царстве.
Учащиеся исполняют песню «От улыбки»
Ученик: Любите родную природу:
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ученик: На ней родились мы с тобою,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Ученик: Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
Ученик: Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник творческих разработок "Зеленое царство Берендея", посвященных Международному году лесов
Сборник сценариев воспитательных мероприятий о лесе "Зеленое царство Берендея" эколого-биологической направленности предназначен для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Сборник ...
Конспект занятия "Путешествие в страну Берендея", сценарий праздника "Масленица"
Конспект занятия: «Путешествие в страну Берендея». Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах Руси, народных праздниках и традициях; совершенс...
"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)
На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....
Интегрированный урок по литературе и русскому языку. Презентация "Путешествие в царство Берендея"
Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе "Путешествие в царство Берендея".(Рассказы М.М.Пришвина о природе и животных). На примере произведений Пришвина показана простота,точност...
Праздник перелётных птиц "В царстве Берендея"
Весенний музыкально- фольклорный праздник , посвящённый встрече весны, прилёту птиц....
"Лесное царство Берендея"
Общешкольное мероприятие, посвященнон празднованию 8 Марта....
"В царстве Берендея"
Действующие лица и костюмы:· Ведущий (может быть учитель биологии, или учащиеся старших классов).·...