Мы в сказку добрую зовем
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_v_skazku_dobruyu_zovem.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Мы в сказку добрую зовем»
Действующие лица:
Лена (маленькая девочка),
Мама девочки Лены,
Кот ученый,
Русалка,
Бурый волк,
Старик,
Старуха,
Золотая рыбка,
Королевич Елисей,
Балда,
Бес,
Бесенок,
Князь Гвидон,
Царица,
Царевна Лебедь,
Белочка,
Витязи,
Парни и девицы,
Рыбки, медузы и другие обитатели морских глубин.
Оформление:
На авансцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа.
Занавес опущен. Выходит Леночка с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную(импровизация).
Ученик: В мире много сказок –
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Ученик: В сказке может все случится,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи»
С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.
Лена:
Мамочка! Ты все свои дела закончила?
Мама:
Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.
Лена:
Ну, мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать...
Мама:
Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка, напомни, какие сказки Пушкина мы читали.
Лена:
О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и о работнике его Балде... (задумывается). А еще, а еще...
Мама:
Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. "Белка песенки поет..."
Лена:
"Да орешки все грызет!" Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!
Мама:
Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Александра Сергеевича, которая называется "Руслан и Людмила", а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: "У лукоморья дуб зеленый..."
Лена:
Мама, а что такое "лукоморье"?
Мама:
Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвятил ему чудесные стихи... Вот послушай:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А вот еще:
Прощай же, море!
Не забуду Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Лена:
А "Сказка о рыбаке и рыбке" тоже про море. Я помню, как она начинается:
Жил Старик со своею старухой
У самого синего моря...
Лена:
Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.
Мама:
У лукоморья дуб зеленый
(звучит музыка);
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны...
Раздается телефонный звонок.
Мама:
Интересно, кто так поздно может нам звонить? Леночка, посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.
Мама выходит из комнаты. Девочка перелистывает книгу. Звучит "Колыбельная" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. Лена засыпает. Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой. Лена открывает глаза.
Кот ученый:
Мур-р-р-р! Здравствуй, Лена!
Лена:
Здравствуй, а ты кто
Кот:
Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.
Лена:
А где же твоя цепь золотая?
Кот:
Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Русалку посторожить мою цепь. Скажи-ка мне лучше, Лена, хочешь ли ты побывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которых придумал Александр Сергеевич Пушкин?
Лена:
Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться.
Кот:
Что ты! Мы мигом - туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.
Открывается занавес. Звучит музыка. Рыбки, крабы, медузы медленно и плавно двигаются в соответствии с музыкальным образом. Кот и Лена подходят к дубу и садятся. Их приветствуют Бурый волк и Русалка. У моря стоит Старик, чешет затылок, потом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.
Старик(растерянно):
Я сегодня поймал было рыбку.
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Кот:
Вот пошел он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
(Музыка. Море волнуется.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила...
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Кот:
Ей с поклоном Старик отвечает...
Старик (с поклоном):
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает Старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Старик уходит. Рыбки уплывают.
Кот:
Что скажешь, Леночка? Узнала героев этой сказки?
Лена:
Конечно, это же Старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая Рыбка.
Кот:
Умница! А теперь смотри и слушай. Кто-то приближается к синему морю. Похоже, что он кого-то ищет...
Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей.
Елисей:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее.
Ветер:
Постой...
Кот:
Отвечает ветер буйный...
Ветер:
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.
Елисей медленно опустив голову, уходит. Леночка плачет, трет глаза.
Кот:
О чем ты плачешь, Леночка?
Лена:
Царевну жалко. У-у-у!
Кот:
Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и преданность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет, и закончится сказка свадебным пиром.
Лена(улыбается):
Я вспомнила, какой веселый конец у этой сказки:
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Кот:
Тсс-с! Смотри: поп Балду к чертям за оброком прислал.
Звучит "Трепак" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского. К морю выходит Балда с веревкой на плече. Начинает крутить веревку. Из моря вылезает Бес.
Бес:
Зачем ты, Балда, к нам веревкой в море залез?
Балда:
Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить.
Кот:
Беса старого взяла тут унылость.
Бес:
Скажи, за что такая немилость?
Балда:
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха.
Бес:
Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука.
Балда(про себя):
Этого провести не штука!
Из моря появляется Бесенок.
Бесенок:
Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и возмет себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок.
Балда:
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата.
Балда и бесенок уходят за кулисы в разные стороны.
Лена:
Я знаю, Балда пошел в лесок зайцев ловить, чтобы бесенка перехитрить. Он двух зайчишек поймает...
Кот:
Тише, тише, смотри:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Звучит вступление ко 2-му действию оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова. По морю "плывет" бочка, в ней - царица и князь Гвидон.
Гвидон:
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Кот:
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько...
Из бочки выходят царица и Гвидон.
Царица:
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Гвидон:
...Добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Князь Гвидон делает лук и идет вдоль моря. Уходит за кулисы. Появляется Лебедь, за ней гонится коршун.(Звучит музыка из балета "Лебединое озеро" П. И. Чайковского тема Одетты из 2-го действия. Борьба Лебедя и коршуна решена в плане танцевально-пластической импровизации).
Вновь появляется Гвидон и стреляет из лука в коршуна.
Лебедь:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море:
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду.
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
Лебедь улетает за кулисы. Гвидон отправляется спать.
Лена:
Это самая прекрасная сказка на свете! Сказка о царе Салтане.
Кот:
А что тебе больше всего в ней нравится?
Лена:
Ну, конечно, чудеса всякие: витязи морские, белочка певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь.
Кот:
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет...
Под елку выскакивает белочка, выходят парни и девушки, водят хоровод и исполняют хор из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова. Звучит тема "33 богатыря"
("Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане").
Кот:
...море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Из моря выходят витязи, навстречу им из-за кулис - князь Гвидон.
Дядька:
Лебедь нас к тебе послала.
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
1-й витязь:
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.
2-й витязь:
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Дядька:
Тяжек воздух нам земли.
Снова звучит музыка из оперы "Сказка о царе Салтане" ("Три чуда"), витязи уходят.
Лена:
Какие красивые, храбрые! А где же царевна Лебедь?
Кот:
Смотри, вот и она по волнам плывет.
Звучит вновь тема Одетты из "Лебединого озера". К берегу выходит Гвидон.
Лебедь:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Гвидон:
Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.
Лебедь:
А кого же на примете
Ты имеешь?
Гвидон:
Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь:
Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.
Гвидон:
О, готов душою страстной
За царевною прекрасной
Я пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь:
...Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта - я.
Звучит тема "Царевна Лебедь" ("Три чуда"). На берег выходит царевна. Раздается колокольный звон. На сцене появляются царица, парни и девушки. Занавес опускается. Кот ведет Лену по авансцене, сажает в кресло. Уходит. С другой стороны появляется Мама.
Мама:
Девочка моя, да ты совсем спишь. Давай, я отнесу тебя в кровать.
Лена:
Мамочка, ты даже представить себе не можешь, где я была!
Мама:
Очень интересно. Где же это?
Лена:
У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.
Мама:
Каким еще котом?
Лена:
Ну тем самым, который и днем и ночью все ходит по цепи кругом.
Мама:
Да? Пойдем спать, Леночка. Уже очень поздно. Ох уж эти детские фантазии!
Ученик: Мир пушкинских сказок к себе нас манит,
Они так влекут, как волшебный магнит,
И дарят опять свою радость и грусть,
Хоть мы уже знаем все-все наизусть.
И стоит лишь книжку едва приоткрыть,
То в бочке с Гвидоном пускаешься плыть,
То рыбку желанья зовёшь исполнять,
То беса с Балдою идёшь побеждать,
И служит тебе петушок золотой,
И ветер вступает в беседу с тобой,
И Лебедь приветливо машет крылом:
«Добро побеждает, воюя со злом!»
Вед.: Кто не знает сказок Пушкина! Трудно даже вспомнить, когда вы слышали их впервые. Ещё бы! Ведь тогда вы были совсем маленькие, и кто-то из взрослых читал вам эти сказки вслух, ведь сами читать вы ещё не умели. Но полюбившиеся строчки запомнились на всю жизнь: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Жил-был поп, толоконный лоб», «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи…»
Ученик: Волшебный мир пушкинских сказок навсегда становится близким и родным. Совсем забыв о том, что сказкам этим почти двести лет, мы вновь и вновь переживаем за скромную добрую царевну, которую изводит злая царица – мачеха, смеёмся над доверчивым бесёнком, обманутым ловким Балдой, беспокоимся за плывущего по морю в бочке князя Гвидона, радуемся, когда торжествует добро, а зло наказано по заслугам.
Ученик: Но вот удивительно: никто не считает Пушкина сказочником. Любой скажет: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. И с этим не поспоришь, ведь сказки – только маленькая частичка того, что создал Пушкин. К тому же, появились на свет они почти случайно.
Ученик: Пушкин родился в дворянской семье. И, как всех дворянских детей, маленького Сашу воспитывала няня. Звали её Арина Родионовна. Она пела малышу песни, рассказывала сказки. И, наверное, делала это так замечательно, что Александр Сергеевич полюбил русские народные песни и сказки на всю жизнь.
Вед.: Александр Сергеевич вырос и стал замечательным поэтом, сочинил много стихов. Но не все стихи поэта пришлись по вкусу властям. За вольнолюбивые стихи, призывающие к свободе, молодого Пушкина по приказу царя наказали – отправили в ссылку, сначала в Одессу, а потом в село Михайловское Псковской губернии, в имение родителей поэта.
Два с лишним года прожил Пушкин в глухом селении. Выезжать оттуда ему было запрещено. И всё это время вместе с ним в Михайловском была только старушка – няня. Долгими зимними вечерами под завывание бурь и шум снежных вихрей Арина Родионовна, пытаясь отвлечь любимого Сашеньку от тоски да грустных мыслей, как в детстве, пела ему русские песни да рассказывала сказки. А Пушкин принялся записывать их со слов няни, а потом взялся перекладывать в стихи.
Так появились эти прекрасные сказки. Пушкин открыл для литературы новую поэзию, поэзию сказочных чудес.
В своих сказках Пушкин простыми понятными словами рассказывает о жизни людей со всеми её радостными, страшными, удивительными и смешными событиями. Он воспевает необыкновенную русскую душу, её благородство, восхищается мужественной борьбой за счастье, мир и справедливость.
Давайте еще раз побываем в сказке, а некоторые станут его героями. Для этого нужно сказать волшебные слова. Итак: СНИП, СНАП, СНУРИ, ПУРРЕ, БАЗИЛЮРЕ!
Из зала приглашаются желающие из зрителей стать персонажами сказок.
Поп: Моя сказка первая. «Жил был поп!». Ой! А дальше я забыл!
Вед.: Подскажите, пожалуйста, ребята!
Хор: «Толоконный лоб»
Вед.: Правильно! В какую же сказку мы с вами попали?
Хор: В «Сказку о попе и о работнике его Балде».
Вед.: Верно.
Ученик: «Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп: «Нужен мне работник,
Повар, конюх и …» и кто-то еще?
Вед.: Подскажите, кто еще нужен попу?
Хор: Плотник!
Вед.: Верно! Пусть пока поп поищет себе работника «не слишком дорогого». А мы, не теряя времени, едем дальше.
Вперед выбегает старик
Старик: «Жил старик со своею…» (хватается за голову). Ох! Вспомнить страшно…
Вед.: Ребята, подскажите старику пушкинский текст.
Хор: «Со своею старухой!»
Ученик: «Они жили в ветхой землянке ровно…»
Хор: «Тридцать лет и три года»
Ученик: В какую сказку мы с вами попали?
Хор: Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вед.: И что же делал старик все тридцать три года?
Хор: «Старик ловил неводом рыбу».
Вед.: А старуха?
Хор: «Пряла свою пряжу».
Вед.: «Раз он в море закинул невод…»
Старик закидывает невод
Хор: «Пришел невод с одною тиной»
Старик вытаскивает и вновь закидывает невод
Вед.: «Он в другой раз закинул невод…»
Хор: «Пришел невод с травой морскою».
Вед.: «В третий раз закинул он невод…»
Хор: «Пришел невод с одною рыбой»
Старик: «С непростою рыбкой-золотою!»
Вед.: Вот так повезло старику.
Старик: А я вот попрошу волшебную рыбку избавить меня от старухи…
Вед.: Ни в коем случае! Тогда это совсем другой старик. Срочно отправляемся в путешествие за новой сказкой.
Старуха: Дурачина ты простофиля! (набрасывается на старика с кулаками) Не сумел ребятам рассказать нашу сказку! (прогоняет старика со сцены)
Вед.: Что же это выходит? Поп еще не получил щелчка, а уже забыл слова, наверное, от страха. Старик, наоборот, осмелел… Знаете, что я придумала? Лучше сама возьмусь за рассказ, а вы мне поможете, договорились?
Хор: Да!
Вед.: «Три девицы под окном…»
Хор: «Пряли поздно вечерком».
Повариха: «Кабы я была царица…»
Хор: «Говорит одна девица…»
Повариха: «То на весь крещенный мир…»
Хор: «Приготовила б я пир»
Вперед выбегает Ткачиха
Ткачиха: «Кабы я была царица…»
Вед.: «Говорит ее сестрица…»
Ткачиха: «То на весь бы мир одна
Наткала я полотна
Вперед выступает Царица
Ученик: «Кабы я была царица»
Вед.: Третья молвила сестрица
Царица: «Я б для батюшки-царя родила богатыря»,
Вед.: Размечталась… А царь то?
«Во все времена разговора он стоял позадь забора»
И все слышал. Скажите, речь которой из девиц больше понравилась царю?
Первой, второй, или третьей»
Хор: Третьей.
Вед.: И не просто понравилась. Как у Пушкина сказано?
Хор: Полюбилася.
Вед.: Да, «речь последней по всему полюбилася ему». Импровизация небольших отрывок из сказок у нас с вами получилась. Всем вам посчастливилось стать участниками сказок.
Ученик: Наш юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Песня «Маленькая страна»
Вед.: Спасибо всем за участие. Вижу, что сказки Пушкина вы читали и надеюсь, что продолжите их читать не только себе, но и своим близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вас в сказку добрую зовем
Праздник детской книги для 3-4 класса...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Борьба добрых и злых сил (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе....
Урок чтения во 2 классе. Тема урока. Японская сказка «Добрый крестьянин».
Задачи.Образовательные:- познакомить обучающихся с новой сказкой «Добрый крестьянин»;- познакомить обучающихся с понятием «Японская сказка»;- формировать умение осознанного чте...