Методическая разработка открытого мероприятия «От папируса до электронной книги» ( повесть о том, как книга создавалась)
методическая разработка по теме
Внеклассное мероприятие организованно для учащихся 5-11-х классов с использованием игровых технологий. Форма проведения мероприятия – театрализованное представление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa.doc_kniga.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
открытого мероприятия
«От папируса до электронной книги»
( повесть о том, как книга создавалась)
Цели мероприятия:
1.Содействовать развитию памяти, речи, коммуникативных функций.
2.Способствовать воспитанию любви к чтению, к книге, бережного отношения к ней, интереса к её истории, любознательности.
Оборудование:
1.Выставка книг об истории книги и книгопечатании: Немировского и Горбачевского Б. «С книгой через века и страны», Ильина М. «Чёрным по белому», Матье М. «День египетского мальчика», Петровского И. и Белова А. «Страна большого Хапи», Лапина А. и Белова А. «Глиняные книги»; учебники по технологии Лутцевой Е.А. «Ступеньки к мастерству», Конышевой Н.М. «Секреты мастерства».
Ход мероприятия:
1.Чтение стихотворений.
О, Книга!
Какое прекрасное слово!
Творенье людей это вечно и ново,
Нам сердце она и волнует, и лечит,
И с книгою жить нам теплее и легче.
Как знамя когда-то солдата
Вело штурмовать города,
Так Книга к вершинам Познанья
Ведёт и зовёт нас всегда!
Книжки листая страницы,
Почаще советуйся с ней,
Она тебе в жизни поможет
Найти самых верных друзей.
В библиотеке тишина
Совсем иная, чем повсюду,
Мне кажется, порой она
В себе утаивает чудо.
В ней слышен зов далёких стран,
В ней скрыты тайны океанов.
Вот, слышишь, - Немо – капитан
О чём-то спорят с Д,Артаньяном.
Послушный зову твоему,
Здесь Дон Кихот на помощь мчится.
Ответ на сотни «почему»
На книжных прячется страницах.
Дверь в чудеса открыта здесь
Для всех, любому человеку…
Книжек пёстрые страницы
Нас встречают с ранних лет
И несут нас, словно птицы,
Облетая целый свет.
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего!
В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе –
Любознательный читатель
Держит книгу на столе.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить
И работать, и учиться
И Отчизной дорожить.
Хочешь плыть по океанам?
Опускаться в глубину?
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом…
Все края тебе раскрыты
На страницах наших книг!
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня, в День славянской письменности и культуры, празднование которого установлено в честь изобретателей славянской азбуки болгарских просветителей Кирилла и Мефодия, мы собрались в замечательном месте – в нашей школе, где тоже есть библиотека. «Библиотека – похожа на рай, библиотека – это аптека для души»,- считали философы. Библиотека – это большой город, где вместо широких улиц –книжные стеллажи, вместо этажей – книжные полки, вместо домов – тома книг. И каждая книга – это интересный, захватывающий воображение рассказ о жизни литературного героя или события; каждая книга передаёт вам знания, накопленные другими поколениями людей. Задумайтесь: многие – многие поколения людей от каменного века до наших дней приложили свои усилия, создавая и совершенствуя книгу, поэтому к книге надо относиться, как к величайшему сокровищу: уважительно, бережно, трепетно.Как и у каждого человека, у книги - своя судьба, своя история. Сегодня мы попытаемся заглянуть в далёкое прошлое, рассказать вам об истории появления книг. Как создавалась, как выглядела первая книга? Была ли она напечатана в типографии или написана пером, сделана из бумаги или из какого-то другого материала? Существует ли вообще эта первая книга? И в какой библиотеке её можно найти? Говорят, жил на свете такой чудак, который разыскивал первую книгу по всем библиотекам мира. Целые дни просиживал он, перебирая горы пожелтевших книг. Книжная пыль густым слоем покрывала его сапоги и платье, но он так и не смог установить, какая же книга была самая-самая первая. Наше занятие сегодня проведут учёные - историки, и не просто историки, а археологи – исследователи древностей (в переводе с греческого архео – «древний», логос – «учение». Археологи и раскроют вам тайну появления книги.
2. Путешествие в историю книги. (Рассказ археологов)
Археолог – 1: Долог был путь к современной книге… Что же люди использовали для письма в давние времена? Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа: камень, кость, дерево, металл, глину, кору деревьев, листья папируса, шелк, кожу, кукурузные стебли. Все это в свое время было страницами книг. В самой глубокой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных людей найдены на стенах пещер. И хотя это еще не письмо и не книги, они много рассказывают о культуре человека каменного века. Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались «лонтраны» и существовали в Индонезии. Племена американских индейцев жили в горных районах, растительность там была весьма скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже золотых пластинах. Заинтересовала бы вас такая золотая книга? Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях, а китайцы - на шёлке.
Археолог – 2:Более 5 тысяч лет книгам, найденным в древней Месопотамии. Там жили ассирийцы, нумерийцы и вавилоняне, которые делали свои книги из глины. На влажной глиняной плитке писцы трехгранной палочкой выдавливали знаки, похожие на клинья. Письменность эта называлась клинописью. После чего плитки обжигались.
В развалинах сгоревшего дворца Ниневии – столицы Ассирии - были найдены две комнаты с глиняными плитками – это была библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, жившего в 7-м веке до н. э., в которой насчитывались десятки тысяч табличек. Каждая плитка имела размер тетради. Одна книга состояла из десятков табличек. Царь Ашшурбанипал очень дорожил своим сокровищем, а потому хранил «книги» в деревянных ящиках в сухом помещении на втором этаже. Представьте, приходите вы в библиотеку, просите выдать книгу, а вам несколько силачей - библиотекарей выносят огромный ящик! Это, конечно, неудобно и тяжело, но зато всё, что сейчас написано в учебниках истории о Вавилоне и Ассирии, мы, ученые, узнали из глиняных книг, которые расшифровали и перевели. И поведали миру глиняные таблички не только о войнах царей Ассирии, о подвигах богатырей, но и о жизни простых людей. Часто, например, в табличках встречаются жалобы воспитанников школ, которые назывались «домами табличек»:
«В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?»
Я испугался, сердце моё бешено заколотилось,
Подойдя к учителю, я поклонился до земли.
Отец дома табличек выпросил мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня….
Судьба писца мне опостылела,
Судьбу писца я возненавидел…», - написал юный писец на табличке, и боль его души застыла в веках.
Археолог – 3: Большой была библиотека царя Ашшурбанипала, но самой крупной, которая славилась на весь древний мир, была Александрийская библиотека в Египте. В ней было собрано около 700 тыс. папирусных экземпляров. Давайте в своём воображении перенесёмся в Древний Египет! На берегах Нила рос папирус. Это растение египтяне считали священным, в переводе слово «папирус» означает «дар реки». Из него научились делать книги в форме свитков. Это длинный лист, свёрнутый в трубку. Как выглядит папирус, вы можете представить, посмотрев на папирус комнатный, только настоящий гораздо больше – до двух метров и выше. Из наших местных растений он напоминает болотную осоку. Египтяне разрезали ствол растения на длинные полосы, складывали их в определённом порядке, переплетая, как плетут корзины, затем помещали под пресс в нильскую воду на три дня. Через три дня полоски склеивались под действием сахара, который содержится в стебле папируса. Лист высушивали. Получался тонкий, хрупкий, светло-коричневый писчий материал и называли его по имени растения – папирусом.
Археолог – 4:Писцы писали на папирусе иероглифы кисточками, обмакивая их в черные и красные чернила. Листы папируса шириной в нашу тетрадь склеивали в ленту, а ленту свивали в трубочку, напоминающую кусок обоев. Длина такого свитка была от 6 до 150 метров. Каждый свиток хранился в кожаном футляре, к которому прикреплялись деревянные ярлыки с названием рукописи, в начале и в конце прибивались палочки, чтобы удобно было эти свитки скручивать. Книги-свитки греки позже назвали библос, а от этого слова произошло название библиотека – «собрание книг, написанных на свитках». Египетские писцы писали иероглифами. Это буквы, скорее похожие на рисунки с изображением зверей, птиц и людей.
На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Всё знакомое почти,
А попробуй–ка прочти!
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
Возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной,
Чтоб никто другой не мог
Разгадать секретных строк!
Иероглифом без риска
Я б писал тебе записку:
Рыба, взятая в кружок,
Цапля с клюшкой и конёк.
Ну а ты бы понял сразу
Зашифрованную фразу,
Пообедал бы скорей
И пошёл играть в хоккей! (Олег Тарутин)
Археолог – 5:: Нужно сказать, что в Древнем Египте очень ценились грамотные люди, профессия писца считалась престижной и обеспечивала безбедное существование. Богатые египтяне старались обучать своих детей грамоте. Уже тогда люди поучали своих детей: «…Обрати же твоё сердце к книгам… Смотри, нет ничего выше книг!» А вот что говорит египетский текст конца второго тысячелетия до н.э.: «Человек угасает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли, но писания заставляют вспоминать его устами тех, кто передаёт это в уста других. Книга нужнее построенного дома, Лучше гробниц на Западе, Лучше роскошного дворца, Лучше памятника в храме». Александрийскую библиотеку в Египте, как самую крупную библиотеку Древнего Мира, по праву считают одним из чудес света, а папирус нередко называют дедушкой бумаги.
Археолог – 6: Но царь Пергамского царства Евмен II решил создать библиотеку, превосходящую Александрийскую. Когда об этом узнали египетские цари, они запретили вывозить папирус в Пергамское царство. Но пергамцы очень хотели писать и читать, и тогда они нашли для книг другой материал - пергамент, и не хуже, а лучше папируса. Выделывался он из шкур телят и ягнят. В мастерских шкуры отбеливали, чистили скребками и полировали пемзой. Получался белый, тонкий и очень прочный материал. Рукописи, написанные на пергаменте, также поначалу сворачивали в длинный свиток, затем стали резать на куски – листы, которые сшивали и делали деревянный переплёт. Получалась книга, которая по внешнему виду напоминала современную книгу. И всё бы было прекрасно, но уж очень выходило дорого, ведь для изготовления одной большой книги требовалось целое стадо телят и ягнят, уходило полгода, пока выделывали и обрабатывали кожу, сшивали и переписывали разноцветными чернилами. Но зато эти книги были прочнее папирусных. Старинные книги из пергамента до сих пор хранятся в музеях мира и библиотеках Европы. Есть они и в России – в Государственной публичной библиотеке Санкт – Петербурга.
Археолог – 7: Впоследствии пергамент перекочевал в другие страны, в том числе и в Древнюю Русь. Несколько пергаментных книг, созданных уже в Киевской Руси, дошли и до наших дней. Одной из них является «Остромирово Евангелие». Но, кроме пергамента, на Руси писали на коре обыкновенной березы – бересте. При раскопках в Великом Новгороде мы, археологи, обнаружили потемневшую бересту с письменными знаками. Это была берестяная грамота. Одна из них хранится в Академии Наук РФ. Итак, папирус применялся для письма в Египте, глиняные дощечки в Месопотамии, пальмовые листья в Индии, пергамент и береста – на Руси. А первая в мире газета, кстати, вышла в Древнем Риме ещё две тысячи лет назад. В людных местах вывешивали гладкие доски, покрытые воском, - на них и писали свои последние новости тысячелетней давности! Например, такие: «Сенат сообщает гражданам великого Рима, что с этого дня в термах (то есть банях) нашего города открываются общественные библиотеки».При банях книги выдавали. Затем в тот отдалённый век, чтобы не брался человек за книгу грязными руками! (Но это к слову, чтобы напомнить правила содержания учебников некоторым своим товарищам). А всё – таки, когда же стали применять для письма бумагу?
Археолог – 8: Изобретение бумаги считается величайшим открытием человечества. Произошло это в Древнем Китае около двух тысяч лет назад. До изобретения бумаги в Китае, где издревле было почтительное отношение к наукам и образованию, писали на бамбуковых дощечках или покрытых лаком полосках шёлкового войлока. Их делали из обрезков шёлка. Обрезки собирали, растирали между камнями, разбивали молотками и смачивали. В результате получался тончайший войлок. На нём и писали кистью. Но обрезков было мало, а книги, написанные на бамбуковых дощечках неудобны и тяжелы. И китайцы додумались заменить шёлковые обрезки бамбуком, который в изобилии там произрастал. Китаец по имени Цай-Лунь вместе со своими учениками искал способ изготовления такого материала: взял старую ветошь, кусочки коры бамбука, сухую траву. Поместил всё это в большой чан, добавил немного воды и варил на огне несколько часов подряд. Затем полученную массу слил через сито прямоугольной формы. Жидкость стекла, а оставшаяся масса высохла и превратилась в лист писчего материала. Это и была бумага! Технологию изготовления долго держали в секрете. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Около семи столетий сохраняли китайцы тайну. Лишь только в 13-м веке стали делать бумагу в Европе. Но и с изобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой выводил писец, строчку за строчкой. Древнерусские писцы особенно тщательно выводили и раскрашивали красными чернилами первую букву. Отсюда и пошло выражение «писать с красной строки». Затем книгу «одевали» в переплет, украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями. Крышки переплета замыкались застежками, некоторые даже запирались на замок. Это были подлинные произведения искусства. Стоили книги очень дорого. В библиотеках, чтобы книги не украли, их приковывали цепями к столам. И хотя по внешнему виду книги напоминали шкатулки, все же они были близки к современным. Одно плохо: очень уж медленно, иногда целый год, делался один экземпляр книги.
Археолог - 9: Поскольку спрос на книги все возрастал, люди думали над тем, как научиться делать их быстрее. Тексты стали вырезать на досках, а потом с них получали оттиски. Но с такого оттиска можно напечатать только одну книгу. Удачнее всех придумал немец Иоанн Гуттенберг в 1456 году. Он стал делать отдельные буквы, отливая их из металла. А в 1563 г., во времена Ивана Грозного, была отпечатана первая книга на Руси. Сделали это замечательные русские мастера – первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Иван Федоров набирал весь текст, строку за строкой. Металлические строки укладывал в рамы, черной краской смазывал текст, затем на него накладывал чистый лист бумаги и помещал под пресс. Таким образом, была отпечатана первая церковная книга «Апостол». За свою жизнь Иван Федоров выпустил всего несколько книг, среди них Грамматика русской азбуки, первый русский учебник.
Археолог - 10: Со времен изобретения способов книгопечатания прошли столетия. Конечно современные типографии, оборудованные новейшими машинами, не сравнить со средневековым печатанием, но принцип книгопечатания остался прежним. И сейчас происходят те же процессы, что и тогда: набор печатной формы, печатание, брошюровка, только разница в том, что все это делают умные машины. Оглядываясь на путь, пройденный книгой, мы убеждаемся в том, что в создании книги принимали участие многие поколения людей, но среди многих тысяч неизвестных, затерявшихся в веках, есть такие великие люди, отмеченные «печатью божьей», имена которых навсегда задержались в памяти человеческой, потому как неизмеримо велик вклад их в развитие человеческой мысли. К числу таких людей относятся основоположники книгопечатания, создатели первой типографии в России Иван Фёдоров и его сподвижник Пётр Мстиславец и, конечно, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, которые создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на славянский язык.
Вот как это было.
Ученики показывают сценическую композицию:
Давайте перенесёмся в тот далёкий девятый век и посмотрим, как трудились братья. Первого брата мы знаем под монашеским именем Кирилл. Но в то время, куда мы сейчас попадём, он был хорошо известен как Константин Философ. Так звал его и брат Мефодий.
Итак, мы с вами в монашеской хижине Мефодия. Вчера к нему приехал Константин.
Мефодий: Константин, не успел ты приехать из Византии, а уже весь в трудах. Отдохни, стряхни дорожную пыль.
Константин: Некогда, некогда, брат мой. Вот, читай.
Мефодий: (читает) «Аз, буки, веди, глаголь, добро». Смотрю на придуманные тобой знаки и глазам не верю. Тебе удалось создать новый алфавит?
Константин: Мефодий, мы же договорились с тобой говорить только по-славянски. Не алфавит, а аз-бу-ку.
Мефодий: Ах, да. Ну, конечно, азбуку. Постой, постой, греческое слово АЛФАВИТ состоит из двух букв «альфа» и «вита». Так?
Константин: Так.
Мефодий: А твоя азбука из «аз» и «буки». Я только сейчас поннял: это одно и то же слово. А как по-разному звучит! Алфа-вит и аз-бука.
Константин: Ты ухватил самую суть, брат мой. Те звуки, которые встречаются и в греческом языке, и в языках славянских, я обозначил теми же буквицами. А для звуков, которых нет ни в греческом, ни в латыни…
Мефодий: Ты придумал новые знаки. Латинское «Vita» звучит по-славянски «Жизнь». Вот он этот знак. На жука похож. А не с него ли срисовал, брат, а? (Смеётся)
Константин: Да полно тебе шутить. Может быть, мне этот знак труднее других дался.
Мефодий: А почему бы не пошутить? Ты со своими книгами да учёными диспутами больно серьёзен стал, Философ. Между прочим, я на двенадцать лет старше тебя, и мне больше пристало ворчать и хмуриться. А я чувствую себя юным.
Константин: Юным. (Задумчиво) Юность. Какое прекрасное слово! А звук какой замечательный! Ю-у-у. Найдёшь ты его в греческом языке? То-то. Посмотри, какую я для него буквицу придумал.
Мефодий: Да у тебя все новые буквицы как на подбор: ладные, стройные. А, главное, их легко писать.
Константин: Правда? Твои слова развеселили моё сердце. Если бы ты знал, сколько пришлось потатить смл, чтобы новые знаки писались легко…
Мефодий: …И были под стать прежним буквам.
Константин: Да ты на лету ловишь мои мысли.
Мефодий: Не только мысли. Я за один день поймал вот сюда (указывает на лоб) все буквы твоей азбуки.
Константин: Неужели? А ну-ка, я сейчас проверю. Какая это буква?
Мефодий: Зз. Зело.
Константин: Так, хорошо. А эта?
Мефодий: Буки, конечно.
Константин: Ну, а теперь самая сложная!
Мефодий: Теперь ты шутишь, Константин. Жук этот твой – «Живёте». Бэ, Жэ, Зэ. Будем жить знаниями.
Константин: Будем жить, брат. А главное, передавать эти знания всем славянским народам. Но азбука – это только фундамент. Нам ещё надо построить целое здание грамматики. Так что некогда мне отряхивать дорожную пыль, Мефодий. Пора приниматься за работу. Надо спешить, надо спешить, слова улетают, написанное остаётся. (Склоняется над рукописью).
Мефодий: Прежде, чем стать монахом, я был воином. Каллиграфии специально обучен не был. Но за братом, как мог, поспевал. За три недели мы с братом перевели одну книгу, потом ещё и ещё…Я не понимал, отчего брат так торопится. Понял только шесть лет спустя, когда его не стало. Он словно чувствовал, что ему суждено рано покинуть этот мир. Наше с братом дело продолжили ученики.
Археолог – 11: 20 и 21 век – век новых видов носителей информации: это электронные носители, Интернет.
Наряду с привычными книгами люди всё чаще пользуются электронными и аудиокнигами.
К электронным носителям относят: CD-ROM, DVD-ROM, (флеш-память и т. п.), дискеты.
В настоящее время электронные носители активно вытесняют бумажные. Конечно, они имеют значительное преимущество перед бумажными (газеты, журналы) по объёму, по способу хранения и предоставления информации (оперативной).
Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»
Плывут, в полумраке светясь,
Так вот они – наши истоки,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я - есмь!» - заявила Вселенной,
«Я - есмь!» - заявила векам.
Иван Бунин «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Как знамя когда-то солдата
Вело штурмовать города,
Так Книга к вершинам Познанья
Ведёт и зовёт нас всегда!
Книжки листая страницы,
Почаще советуйся с ней,
Она тебе в жизни поможет
Найти самых верных друзей.
В библиотеке тишина
Совсем иная, чем повсюду,
Мне кажется, порой она
В себе утаивает чудо.
В ней слышен зов далёких стран,
В ней скрыты тайны океанов.
Вот, слышишь, - Немо – капитан
О чём-то спорят с Д,Артаньяном.
Послушный зову твоему,
Здесь Дон Кихот на помощь мчится.
Ответ на сотни «почему»
На книжных прячется страницах.
Дверь в чудеса открыта здесь
Для всех, любому человеку…
Книжек пёстрые страницы
Нас встречают с ранних лет
И несут нас, словно птицы,
Облетая целый свет.
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего!
В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе –
Любознательный читатель
Держит книгу на столе.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться
И Отчизной дорожить.
Хочешь плыть по океанам?
Опускаться в глубину?
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом…
Все края тебе раскрыты
На страницах наших книг!
Разработала старшая вожатая: Белоконева Л.А.
Согласовано с зам. директора по УВР: Турчаниновой Н.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности
Данная методическая разработка поможет провести мероприятие, классный час "День Семьи, Любви и Верности". В ней представлен не только сценарий мероприятия, но и сделана подборка слайдов, стихотворений...
Презентация к методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности"
Презентация к Методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности" содержит текстовый материал, который сопровождает презентации....
Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица"
Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица" содержит сценарий мероприятия, обоснованы цели и задачи, указано оборудование. Сценарий основан на традициях празднования Масленицы, будет пол...
Методическая разработка открытого мероприятия «От папируса до электронной книги» ( повесть о том, как книга создавалась)
Интересная разработка...
Методическая разработка открытого бинарного урока "И.Э.Бабель. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов "Конармия".
Методическая разработка бинарного урока по литературе и истории....