Методическая разработка ко Дню инвалидов, путешествие "Дорогой добрых дел".
методическая разработка на тему
Данная разработка проводилась к декаде инвалидов, подойдёт не только для коррекционных школ, но и для общеобразовательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_dekade_invalidov.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие – « Дорогой добрых дел» для 4 класса.
Цель: Привитие понятий «доброта, милосердие, благотворительность».
Задачи:
- Сформировать в сознании детей такие понятия, как «доброта, милосердие, благотворительность»;
- выявить правильные понятия о «добре» и «зле»;
- Расширить знания о доброте и её роли в жизни каждого человека;
- пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте.
-Воспитать уважение к сверстникам, к старшим.
Оформление, оборудование и реквизит:
- предметы семена, иглы, метла, свечка;
-музыкальное сопровождение;
-рисунок дерева без листьев и листочки с добрыми словами.
- конфеты (добрые и злые), карточки со словами добрых и злых слов.
Ход мероприятия
Воспитатель. Ребята, сегодня наш школьный автобус «Дружба» отправляется в путешествие. Наш маршрут пройдёт дорогой добрых дел. Проверьте все ли на месте?
Дети: Все!
- Воспит. В таком случае пора отправляться!
(звучит песня «Дорогою добра»).
Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о
том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу, к своей Земле, к своей Родине. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта?
(Дети сидят в полукруге, берут в руки игрушку и отвечают).
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - все положительное, хорошее, полезное.
- Воспит. Ребята, как вы думаете, где живет доброта?
(Отвечают по одному, беря игрушку в руки.)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Воспитатель: Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям мир, радость, тепло, или от него веет холодом, злобой.
- Звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь».)
- А вот и первая остановка, она называется «Волшебный цветок добра».
Воспитатель: Прошу всех выйти из автобуса.
(гости тоже могут поучаствовать в нашем тренинге). На фоне музыки.
Воспитатель: Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать.
В моих руках ларец. В нем находится волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя.
Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии — оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.
Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.
Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение
Ребята, а теперь откройте глаза.
И с добрым отличным настроением отправимся дальше.
(унылое дерево)
- Воспит. Ребята, обратите внимание вот на это дерево, какое оно одинокое, унылое. Помогите дереву стать красивым. Что может оживить его? Конечно же, листочки, но не простые.
А какая часть дерева питает его? (корень).
Воспитатель: Какой корень у слова «доброта»? (добр)
Воспитатель: Назовите однокоренные слова с этим корнем и прикрепите « добрый» листочек к ветке дерева.
(добрые, добрячок, подобрел, имя Добрыня, добродушный, добропорядочный, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добронравный, словосочетания добрый день, вечер, ночь, доброго здоровья…)
Воспитатель: Посмотрите, какое великолепное дерево у нас получилось.
(Дерево без листьев нарисовано на листе бумаги. Дети берут листочки со словами ,называют их и приклеивают на ветки дерева.)
- (звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь».)
Воспитатель: А вот и вторая остановка нашего маршрута «Улыбка доброты» Выходите из автобуса.
Воспитатель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. Последний должен снова передать улыбку мне.
(Гости тоже могут присоединиться к нам).
На фоне песни В.Шаинского «Улыбка» проводится игра.
Ребята, Каждый из вас сделал доброе дело, подарил улыбку своему соседу, от которой на душе у каждого стало светло и легко.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Внимание! Занять всем свои места, наш автобус «Дружба» отправляется.
(звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь»)
Воспитатель:А у нас 3-я остановка и она называется
«Добрые народные сказки»
Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил. Назовите их.
(Ответы детей: Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница и другие.)
А, что если повелителем волшебных предметов окажется злой человек? Представьте себе, что вы стали обладателем таких предметов.
Ведущий показывает детям предметы: семена, иглы, свечку, метлу;
придумайте добрые дела, которые можно совершить с помощью этих предметов.
Затем, один или два человека рассказывают о том, для чего применят эти вещи.
- (звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь»)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, 4 остановка «Kопилка добрых поступков»
А сейчас вы должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили, затем вслух похвалить себя за это: «Я - молодец»
Воспитатель: У нас в группе есть «тетрадь добрых дел» и вы записываете туда добрые дела. А теперь вы можете дописывать такие слова : «Я сделал это здорово. Молодец!» Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
- Помни! «Кто добр поистине, тот добро в молчании творит".
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете значение таких слов, как «доброжелатель», «благотворительность»?
(доброжелатель - человек, желающий добра)
( Благотворительность - оказание материальной помощи бедным).
Ребята, а кому можно и нужно оказывать благотворительную помощь? (дети снова выходят на середину и говорят).
(Детскому саду, дому престарелых, одиноким старым людям, больным, ветеранам).
А кто может быть благотворителем?
(Один человек, класс и т.д.)
А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо?
(Ответы детей.)
Ребята, обратите внимание, как мы сами, не замечая этого, сделали немало добрых дел, но помните, что благотворительность — это безвозмездная постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению.
- (лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь»)
- Полоса препятствий
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся дальше. И въезжаем на полосу препятствий, к сожалению даже на дороге добрых дел такие встречаются.
Посмотрим, сможем ли мы её преодолеть?
(появляется контролёр в тёмных очках)
Контролёр - Добрый день уважаемые пассажиры, приготовьте свои…
Кто-то из детей… Билеты?
Контролёр - Прошу меня не путать, и так приготовьте свою смекалку
Вот вам вредные советы из книги Григория Остера. Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Советы:
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
(ответы детей)
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
-Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
(ответы детей)
Если что-нибудь случилось,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Можете продолжать путешествие.
- (звучит лейтмотив остановки «Если с другом вышел в путь»)
- 5 Остановка - «Добрые слова»
Воспитатель:Ребята, а какие слова могут обидеть?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. А чего на земле больше: добра или зла? На одну сторону стола будем класть «злые слова» (на столах карточки со словами. Дети читают их и кладут по - очереди конфеты в тёмных обёртках).
( грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость).
Воспитатель: Чтобы победить «зло», надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомним добрые слова и по капельке положим их на чашу весов с «добром». (Читают слова и кладут шоколадные конфеты в ярких обёртках на другую чашку весов.)
(вежливый, добрый, щедрый, весёлый, радость, мир, честность, сердечность, уважение, сочувствие, спасибо, пожалуйста, здравствуйте)
Воспитатель: Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра.
Воспитатель: Давайте говорить добрые слова и сделаем так, что плохих слов вообще не было.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела - делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Воспитатель: Ребята, проезжая дорогой доброты, посмотрите в окно, на окружающую нас реальность, иногда она бывает очень печальной.
Стихотворение «Цветы прощения»
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек.
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
И в глазах — лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестоко брошенный рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип зловонный грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
А мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
И пошёл пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
- Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы, подобно девочке-снежинке,
- Бросьте в них прощения цветы.
(ответная реакция детей, подумать)
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что кроме разнообразных цветов, которые вы знаете, есть и цветы прощения, дарите их людям!
Наше путешествие дорогой добрых дел – завершается.
Во время пути:
- Мы одарили друг друга улыбкой доброты, и от этого на душе всем стало светло и ясно.
- Теперь мы знаем, что если какая-то злая сила захочет управлять нами, то мы её сможем повернуть на добрые дела
- У нас есть тетрадь добрых дел, ведь нет лучшей награды для человека как осознание сделанного добра.
- Мы научились избегать ловушки, расставленные недобрыми людьми.
- Мы теперь будем говорить только добрые, хорошие слова, ведь они согревают душу человека.
- Мы теперь знаем, что такое цветы прощения и кому их надо дарить.
- И закончить наше путешествие мы хотим заповедью, которую постараемся соблюдать:
Дети читают:
- Скажут: «Меньше тебя нет никого!» —
Ты не гневись!
- Скажут: «Больше тебя нет никого!» —
Ты не гордись!
- Будь стоек, как камни,
Молчащие и в бурю, и в снегопад,
- Будь добр, как деревья,
Тень приносящие,
Всем, кто прохладе рад.
- Учись, как потоки упорные
Себе прокладывают путь,
- Чтоб ни стряслось, как снега горные,
Чистым и светлым будь.
Воспитатель: За окном холодная зима, но тепло в нашем школьном автобусе под названием «Дружба». Потому что его салон согревает тепло наших сердец.
- И мне, ребята, как вашему штурману, вашему проводнику по дороге добрых дел в заключении хочется сказать:
«Не скупитесь друзья
На улыбку, на шутку, на доброе слово,
Щедры и открыты, будьте всегда.
Дарите прощенья цветы.
Ведь в них тоже нуждаются люди.
Не стесняйтесь душевной своей красоты.
Щедрее и милосерднее давайте же будем.
От того, что глаза чьи-то
Станут теплее, доверчивее, чище,
От вас не убудет.
Может, в мире как раз
Не хватает вашей, друзья, доброты».
Звучит песня «Дорогою добра». Дети дарят гостям конфеты доброты и смайлики с улыбкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путь к доброму здоровью"
Мероприятие предназначено для младших школьников с ОВЗ по формированию здорового образа жизни...
Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)
Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...
Методическая разработка занятия в гпд "Копилка добрых дел"
Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста....
Методическая разработка занятия в гпд "Копилка добрых дел"
Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста....
Методическая разработка занятия на тему "Лучики добра"
Занятие рассчитано на обучающихся 1-4-классов....
Методическая разработка занятия "А.Барто. Вовка - Добрая душа."
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка праздника "День инвалида"
№ декабря мы вспоминаем тех, кому нужна поддержка и опора, внимание и забота или просто хорошее настроение....