"В ночь на Ивана на Купало"
методическая разработка (5 класс) на тему

ШАТАЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Русский фольклор самобытен и интересен. Задача педагога помочь ребенку заинтересоваться своими традициями, своей историей. В этом помогает ребенку участие в купальских игрищах, которые мы проводим вместе с родителями летом. В празднике участвуют воспитанники 6- 10 лет, а подготавливают праздник воспитанники "ОбраЗа", подростки 11-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_noch_na_ivana_kupala.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

«В ночь на Ивана Купала»

Звучит фонограмма слов Зазывал:

Эй, друзья, не проходите,

На праздник  прадедов придите.

Этот праздник, праздник счастья.

Праздник радости, добра.

На лесной вас ждем поляне

Приходи к нам, детвора!

На лесную поляну приходят дети. Поляна оформлена в сказочном стиле. На деревьях сидят вырезанные их фанеры русалки, разные сказочные персонажи. В записи звучат русские народные фольклорные песни.

Появляются «хозяева представления»:

Хозяйка: Здравствуйте, гостюшки, дорогие!

Хозяин: Просим Вас присаживаться на поляне

Хозяйка: Ивана Купала праздник красоты, желанья.

Хозяин:  Праздник воды, огня и купания!

Хозяйка: Позвольте сказать вам в этот радостный час:

Хозяин: С Ивана Купала поздравляем всех вас!

Звучит фонограмма. С песнями на поляне появляются группа парней в руках у них украшенное, как девушка дерево – «Купало».

Парни:

  1. Добрый вечер! С купальским праздником вас, люди добрые!
  2. Услыхали мы, что музыка играет и завернули на полянку, знаем, что девушки нас здесь ждут.

Хозяйка: Вот и молодцы, что к нам зашли, а девчата и правда вас заждались.

Хозяин: А сейчас они ромашки на лугу собирают, а уж потом и на праздник к нам придут.

Пока нет девчат,  парни предлагают детворе поиграть.

Парни:

  1. На Ивана Купала солнце всегда стоит в зените.
  2. Это единственный день, когда ночь короче дня. В этот день православная церковь отмечает праздник святого Иоана Крестителя…
  3. …а наши языческие предки чествовали все живое: травы, цветы, деревья.
  4. Ну-ка, отгадайте, о чем идет речь:

ЗАГАДКИ:

  • Маленький мальчишка

В сером армячишке

           По двору шныряет-

            Крохи собирает,

            В полях ночует,

            И зерно ворует.

Воробей

  • Стучу – голова болит.

А не стучу – голодный.

Дятел

  • Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Волк

  • Без рук,

Без топоренка

Построена избенка

Гнездо

  • Сапожник – не сапожник,

Портной – не портной,

Во рту держит щетинку,

В руках – ножницы

Рак

Парни:

1. А девчата все не идут и не идут…

2.  (обращаясь к первому) Лентяй…, все бы ему петь и танцевать. Наша мужская доля такая, добытчиками быть. Веники пора делать!

3. А и, правда, засиделись мы, ну-ка, ребята, помогай. Самые лучшие веники, самые целебные это те, что плелись на Ивана Купала.

КОНКУРС ВЕНИКОВ

Дети из специально собранного для них материала сначала плетут веники.

Плетение веников превращается в конкурс двух команд, команды приговаривая свою часть скороговорки соревнуются в том, кто из них больше навяжет веников.

Заготавливая веники надо произносить скороговорку:

1 команда приговаривает:

Веники, веники,

Да веники помелики.

Да на печи валялися,

Да с печи сорвалися.

2 команда продолжает скороговорку:

Кум Гаврила, кум Гаврила…

Я Гавриле говорила:

«Веретена не точены,

В бане веники мочены»

Приговаривая скороговорку дети плетут веники.

Потом им предлагается подарить свой веник любимым людям с пожеланием добра и здоровья. Если веник тот хранить весь год, то эти пожелания исполнятся.

Парни: А давайте позовем наших девчат!

Все вместе громко зовут:

Июльская ночка маленькая,

Собирай девчат славненькая!

Будем  песни петь,

На костры смотреть.

Хороводы водить

С водяным дружбу водить.

Фонограмма русской песни. Появляются девчата. В руках у них украшенная ленточками и цветами верба, верх деревца украшен веночком. На фоне мелодии слышен разговор девчат:

  1. Наша Марена самой красивой будет, лучше чем Купала у парней…
  2. Кто знает… Парни богаты на разные выдумки.
  3. Не будем гадать. Потом увидим.
  4. Девочки, а у всех есть свечки?
  5. У всех! А у меня даже две.
  1. А у меня тоже одна про запас лежит…
  2. Зачем? Ведь сколько свечек, столько и венков надо сплести.
  3. Один для себя, второй для друга своего! Если они сплывутся вместе, значит, крепкой  дружба наша будет!
  4. Ой, девочки, а я слышала, что веночек может далеко уплыть, к какому берегу его прибьет, туда и замуж девушка пойдет…

Девчата смеются:

  1. Что же ты в столь раннем возрасте и уже замуж собралась?

4.(Смущается) Да нет, я просто примету,  для девушек – невест,  вспомнила!

Девушки весело подшучивают друг над другом

Девчата продолжают украшать марену. Звучит русская народная мелодия.

 В центр поляны выходят хозяйка и хозяин.

Хозяйка: Гостеньки дорогие, девочки и мальчики, девушки и юноши…

Хозяин: С праздником Вас, с Ивана Купало! Желаем вам хорошо веселиться, петь, танцевать и ни разу не нахмуриться!

Хозяйка: Пусть песня лиричная прекрасная и веселая летит над землею, веселит людей!

Хозяин: Пусть звенят хороводы, пусть счастье наполняет сердце народа!

Хозяйка: Друзья, подходите и вкруг вставайте! Нашу веселую игру начинайте!

Девушки в центр поляны ставят Марену. Приглашают всех присутствующих на поляне в хоровод:

Ой, на Купала - купалочка

Не выспится теперь Наталочка.

Погнала бычка дремаючи,

На кочках ножки сбиваючи.

Ой, гоп на Купала

Танцевала да упала;

А Иван, как тот пан,

Подослал мне жупан!

Ой, гоп, лежи тихо,

Чтоб прошло мимо лихо!

Не боюсь я беды

Убегу до воды!

«ИВАН ДА МАРЬЯ»

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбираются Иван и Марья. Им завязываются глаза. Иванушка должен поймать Марью, для этого он может окликать ее: "Марьюшка!" А Марья должна откликаться: "Я здесь, Иванушка!" Как только Иван поймал Марью, их место занимают другие дети. Игра начинается снова.

ИГРА "ОЙ-ЛЯ КАЛИНА"

Хозяйка: — Сейчас мы поиграем в игру "Ой-ля калина".

Я буду показывать движения и напевать слова, а вы должны повторять вместе со мной.

Слова такие:

Шпивай-мо (нараспев, протяжно)

(Ритмично хлопает по коленям.)

Ой (хлопает по коленям)

Ля (Хлопает в ладоши)

Калина (щелкает пальцами)

Ой (хлопает по коленям)

Ля (хлопает в ладоши)

Ку-ку (щелкает пальцами).

Повторять три раза, петь быстро, темп можно менять.

В ходе игры каждый раз увеличивается количество слов "ку-ку" от одного до пяти (не забывая щелкать пальцами), а потом уменьшать от пяти до нуля. Когда слово "ку-ку" не поется (на нуле), пальцами не щелкают, а делают просто паузу.

«ЗМЕЙКА»

Дети выстраиваются в колонну, каждый держит за пояс впереди стоящего. Последний человек в колонне — это хвост, а первый — голова. Задача головы — поймать хвост. При этом тело змеи не должно распадаться, то есть, руки нельзя расцеплять. Когда голова поймает хвост, можно выбрать новый хвост и новую голову.  

Хозяин:  На Ивана Купала девушки водят хороводы и поют песни…

Юноши и девушки делят детей на 10 команд, каждая команда учит свою строчку хороводной песни:

  1. Сегодня девочки Купала!
  2. А кто сделал, что пропало.
  3. Выйди, выйди молодица
  4. Выйди, выйди молодая!
  5. Ты вынеси сыра с маслом,
  6. Сыра с маслом на тарелке,
  7. Мы его дадим Купаленке
  8. Купаленка зеленая,
  9. Цветочки розовые,
  10. А мы молодые.

Парни и девушки ведут свои команды в общий хоровод и первые запевают хороводную песню, команды подхватывают. Репетируют 3-4 раза. Затем все вместе водят хоровод напевая песню.

«МАКИ - МАКИВОЧКИ»

Все игроки встают в круг, берутся за руки. На середину круга выходит хозяин. Игроки водят вокруг него хоровод и поют:

-Ой, на горе мак,

Под горою мак!

Маки-маки, макивочки,

Золотые головочки!

Спели эту песенку, остановились и спрашивают хозяина:

-Поспел ли мак?

Хозяин делает вид, что пашет землю, и отвечает:

-Не поспел. Только землю под мак пашу!

Хоровод снова идет с песенкой:

-Ой, на горе мак,

Под горою мак!

Маки-маки, макивочки,

Золотые головочки!

Спели эту песенку, остановились и спрашивают хозяина:

-Поспел ли мак?

Хозяин делает вид, сто сеет мак, и отвечает:

-Только сею!

Обошел вокруг него хоровод со своей песенкой, остановился и спрашивает:

-Всходит ли мак?

Хозяин говорит:

-Только что взошел – вот такой! – и показывает рукой, на сколько поднялся мак от земли.

Снова пошел хоровод, снова запел. Как спел, спрашивает хозяина:

-Растет ли мак?

Хозяин показывает рукой, какой высоты теперь мак, и отвечает:

_Растет!

После песенки хоровод спрашивает:
-Как растет мак?

Хозяин показывает рукой на сколько вырос мак, и говорит:

-Так растет мак!

В следующий раз его спрашивают:

-Зацвел ли мак?

Хозяин отвечает:

-Зацвел, -и, растопырив пальцы, показывает «цветок мака».

Потом хоровод спрашивает:

-Отцвел ли мак?

Хозяин показывает руками, как опадают лепестки мака, и отвечает:

-Отцвел!

После песенки новый вопрос:

-Поспевает ли мак?

-Поспевает!

Затем спрашивают:

-Поспел ли мак?

-Поспел.

Когда хозяин скажет: «Поспел», все снова запевают песенку:

-Ой, на горе мак,

Под горою мак!

Маки-маки, макивочки,

Золотые головочки!

Будем трясти мак!

Будем трясти так!

Хоровод при этих словах подступает к хозяину, все трясут его, но так, чтобы ему не было больно, и приговаривают:

-Вот так трясем мак!

Вот этак трясем мак!

Маки – макивочки,

Золотые головочки!

Хозяин старается выбежать из круга. Да куда там – его не выпускают, трясут и приговаривают:

-Вот так трясем мак!

Вот этак трясем мак!

Маки – макивочки,

Золотые головочки!

И до тех пор трясут мак и припевают, пока хозяин не вырвется и не убежит. Тогда и игре конец.

Хозяйка: Существует на Руси поверье, что если человек хочет понимать язык птиц, животных, растений, стать невидимым, то поможет ему в этом купальский цветок… Я назову вам названия цветов, а вы отгадайте, какой из них купальский:

А) чернобыльник

Б) петров крест

В) папоротник

Хозяин: Вы хотите стать счастливыми на всю жизнь? Если да, то вам надо всегда иметь при себе эту траву:

А) петров крест

Б) медвежье ушко

В) перелет трава

Хозяйка: Какая трава, если ей владеть и носить на теле, наводит страх на окружающих?

А) архимин

Б) плакун - трава

В) лютик

Юноша: Пьют в Иванокупальскую ночь напиток волшебный, он и организм весь очистит и здоровым любого человека сделает…

Девушка: Подходите дружки-подружки, угостите наших ребят напитком этим.

Юноши и девушки угощают детей напитком из мяты.

Ребят приглашают в круг, им показываются движения, исполняется хоровод

«Полюшка - Параня»

-Ой ты Полюшка – Параня, ты за что любишь Ивана?– дети идут по кругу, взявшись за руки, исполняют «дробушечку» (медленный топот ножками, ноги полусогнуты в колене)

- Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява! - руки разъединяются, правая рука взмахивает платочком над головой, левая кулачком на талии. Поворот вокруг себя «припаданием»

- Что головушка кудрява,- дети простым шагом (4 шага) идут в центр круга, руки раскрываются в стороны. Шаг начинаем с правой ноги.  На последний шаг - притоп  левой ногой.

- А бородушка кучерява – простым шагом (шаг назад с левой ноги) возвращаются на свои места, руки закрываются и кулачки ставятся на талию. На 4 –й шаг притоп правой ногой.

- Кудри вьются у лица. – дети идут по кругу, взявшись за руки, исполняют «дробушечку» (медленный топот ножками, ноги полусогнуты в колене)

- Люблю Ваню – молодца! - руки разъединяются, правая рука взмахивает платочком над головой, левая кулачком на талии. Поворот вокруг себя «припаданием», на последнее движение, земной поклон в центр круга.

Повторяется 3-4 раза.

Звучит фонограмма «Звуки природы» - «сильный ветер в лесу», на поляну выходят Русалка, Водяной, Черт и их свита.

Девчата:

1: Водяник, водяник

Дам тебе медянник.

2: Покажись из воды,

Хоть на пол бороды.

3:Ты дождя нам не давай,

И на праздник прибегай.

Водяной (поет):

Вот я царь- Водяной,

С преогромной бородой.

Жить на речке привык,

Знаю рыбий язык.

И на праздник до вас,

Я пришел в этот час.

Захватил нечисть с собой

Пусть узнает род людской.

Водяной и свита обливают всех водой из «брызгалок».

Водяной: Я царь – Водяной, и пришел к вам не плохое творить, а новое в жизнь вводить. Все старое  и плохое, что было у вас за год пусть от вас уходит, моей речной водицей смывается.  А новое счастливое пусть в вашу жизнь входит.   С праздником Вас дорогие друзья!

Речная «нечисть» предлагает всем ребятам умыться купальской водой.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ЛЕТАЛО — НЕЛЕТАЛО"

Водяной: Славили славяне в праздник купальский природу. Вспоминали о ней и с уважением и с юмором. А сейчас мы проверим вашу внимательность. Вытяните руки вперед. Когда я назову предмет или явление, которые относятся к природе, например, комар, вы все поднимаете руки вверх. А если я называю предмет, который не относится к природе, например, диван, вы опускаете руки вниз. Будьте внимательны, потому что я могу говорить  одно, а руками буду  делать неправильно, чтобы вас запутать. Итак, начали!

Водяной говорит любые предметы, которые относятся к природе, а сам сбивает ребят, неправильно поднимая и опуская руки.

Например: комар, диван, дождь, редиска, будка, собака, Карлсон...

Водяной: В ночь купальскую только одному ночному жителю лесов не по себе. Привык он по ночам в лесу охотится, а купальские гости всех мышей ему распугали. Отгадали о ком я говорю?

«ФИЛИН»

Из группы детей выбирают филина, который является водящим. Все остальные — мыши. Как только водяной объявляет о начале дня, филин засыпает, а мыши бегают. Затем водяной говорит: «Ночь!» Тогда мыши замирают, а филин смотрит, кто шевелится. Как только филин увидел, что кто-то пошевелился, выдавшая себя мышь становится филином, а он — мышью.

Русалки и ведьмы приглашают ребят в хоровод.

Русские хороводы:

«Ходит ветер у ворот»

Построение: общий круг, все держатся за руки.

1 часть

все, начиная с правой ноги, идут 8 простых шагов вправо по кругу. Одновременно с восьмым шагом поворачивают корпус влево и повторяют все тоже в другую сторону.

2 часть

все разъединив руки, левую руку переводят на пояс, а правую (согнутую в локте) поднимают над головой и, припадая на правую ногу, делают полный оборот на месте, через правое плечо. Затем меняют руки. Повторяют тоже движение в другую сторону.

3 часть

опустив руки, все с правой ноги идут 4 простых шага к центру круга, постепенно наклоняясь вперед, делают руками движение, как бы собирая в охапку скошенные цветы. После чего, постепенно выпрямляясь и «поднимая цветы» над головой, все делают 8 быстрых маленьких шагов назад от центра круга. На последних шагах разводят руки в стороны, как бы рассыпая цветы, и соединяют их в общем кругу, после чего танец танцуют сначала.

«Во саду ли, в огороде»

1 часть

Танцующие, держась за руки и чуть повернувшись вправо, идут переменным шагом по кругу. Тоже повторяют в обратную сторону.

2 часть

Повернувшись лицом к центру, делают 8 маленьких простых шагов, сужая круг. При этом они ставят ногу сразу на всю ступню, как бы «печатая» шаг и постепенно переводят соединенные руки вперед.

3 часть

Отходят переменным шагом , расширяя круг. Сделав 8 шагов, каждая пара становится лицом друг к другу. Хлопают в ладоши 4 раза. Разводят руки в стороны.

4 часть

Пары , взявшись за правые руки кружатся по ходу часовой стрелки, затем берутся левыми руками и кружатся против часовой стрелки.

4 раза хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.

Танец начинается сначала.

Черт:

На Ивана да на Купала загадывал народ желания и перепрыгивал через купальский костер. Перепрыгнет, сбудется желание, не перепрыгнет – не сбудется. Предлагаю вам счастья попытать, через наш купальский костер перепрыгнуть.

На полянке в форме пирамиды  сделан макет костра (красная подкладочная ткань местами подкрашенная желтыми, синими «языками пламени»). Внутри «пирамиды» мигающая подсветка. Дети перепрыгивают через «костер».  Те ребята, которые стоят рядом и ждут своей очереди кричат вслух:

Пылай красно,

Свети ясно,

Огонь наш!

Солнце ясное,

Тепло божье

Землю грей!

Затем Черт проводит аукцион для ребят. За правильные ответы дети получают призы.

Аукцион речной нечисти

Проводится со всеми детьми одновременно. Тематика аукционов может быть различна:

Вариант 1. «Аукцион речных жителей». Каждый участник называет любого жителя реки, озера, моря.

Вариант 2. «Аукцион фамилий». Например, кошачьих, лошадиных, водных, и т.д.

Вариант 3. «Аукцион пословиц». Например, кто больше назовет, продолжит ту или иную пословицу на тему природы.

Споемте, друзья!

Детей делят на команды. Каждой команде загадывается герой (дается его описание) какого-либо музыкального кинофильма, мультфильма, который исполняет в этом фильме песню. Команда (через определенное время) должна отгадать героя, фильм и исполнить эту песню. Например, такое задание: «Старушки - веселушки», в силу обстоятельств вынужденные жить в лесу, исполняют хором произведения устного народного творчества (мультфильм «Летучий корабль», Бабки-ежки,  частушки).

Русалка: Заканчивался праздник Ивана Купала пожеланиями люди добра друг другу, здоровья и благополучия. Богатого урожая. Давайте и мы пожелаем всем счастья.

 

«Торопись обрадовать»

Ленточка или т.п.  передается по кругу. По сигналу – остановка. Тот, у кого в руках ленточка, дожжен обрадовать своих соседей (сделать комплимент, подарить что-нибудь или т.п., но повторяться нельзя). По окончании черт «радует» оставшихся.

Упражнение лишний раз подстегивает ребят для выражения своих добрых чувств по отношению к другим, убеждает в том, что существует множество вариантов для проявления хороших отношений.

Русалки всех приглашают в хоровод. Парни вносят в центр хоровода идола «Купало». Все водят вокруг «Купало» хоровод и поют:

Купала на Ивана!

Купался Иван да в воду упал,

Купала на Ивана!

На Ивана Купала

Пошли девочки по ягодки-

Купала на Ивана!

На Ивана на Купала

Пришлось речку перейти и

Венок при этом плести-

Купала на Ивана!

Парень1: Подходи честной народ, разбирай Купала до ниточки…

Парень2: Разбирай Купала до иголочки…

Парень3: Кто веточки купальские в огороде своем закопает, богатый урожай в этом году вырастит!

Все присутствующие на поляне «разбирают» купало до кусочка, до почечки.

Девушка 1: Пойдемте девчата венки пускать, счастье свое искать!

Одна из девушек берет «Марену», девушки помогают обмотать корни Марены, подготавливают ее к спуску в воду. Девчата и все присутствующие с песней идут к воде.

Ой, Иван да ты Купала,

Ладу, Купала.

Искупаю я Ероху,

Ладу, Купала.

Искупаю я Ивоху

Ладу, Купала.

Искупаю я Федула

Ладу, Купала.

А Макарья ветром сдуло

Ладу, Купала.

Ой, Иван да ты Купала,

Ладу, Купала.

Искупаю я Филюшку,

Ладу, Купала.

Искупаю я Илюшу,

Ладу, Купала.

Искупаю я Паранью,

Ладу, Купала.

А Татьяну сведу в баню

Ладу, Купала.

Ой, Иван да ты Купала,

Ладу, Купала.

 Юноши и девушки с шумом и прибаутками пускают в воду «Марену» и топят ее, затем девушки пускают по воде свои веночки, в которые ставят зажженные свечки.

Водяной и его «нечисть» проводят состязания на воде. Детям предлагается исполнить «Танец русалок», «Перетягивание каната» в воде, «бег в ластах на длинные дистанции» (10 метров) и т.д. наиболее активные участники состязаний награждаются  «венками» от Водяного (венки плетутся из тины и заранее приготовленные лежат в воде.).

 

Список литературы:

  1. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М., 1993
  2. Пашнина В.М. Жили-были, хоровод водили. –Ярославль: Академия развития, 2005.
  3. Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки/Собрал и обработал М.Булатов._М.: Дет. лит., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ивана Купала

Ивана Купала, это старорусский праздник, который все любили за веселье, озорство. Раньше, в этот день люди одевали на головы венки и себе и домашним животным, чтобы никто не болел, и чтобы никого не с...

Внеклассное мероприятие "На Ивана, на Купала..."

Цели и задачи проекта:- изучить  историю, традиции  и обряды  народного праздника, расширить кругозор о русской культуре;-познакомить с культурным наследием наших предков; - ...

Внеклассное мероприятие "На Ивана, на Купала...", методическая разработка (8 класс)

В сказке "На Ивана, на Купала..." идет борьба Добра и Зла. Добро побеждает жадность и злобу. Сказка учит нас  видеть в людях доброту, сердечность и честность....

презентация "Праздник Ивана Купала"

Один из самых романтических, таинственных народных праздников - это, несомненно, Ивана Купала.Отмечать его начали еще в седой языческой древности....

Праздник Ивана Купала в летнем лагере школы.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и привитие любви к народному творчеству....

ХЭЛЛОУИН И ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА. СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ.

Holidays are an integral part of the national culture of people and their history. On the territory of each country there is a holiday that preserves its cultural heritage and customs, reflects the me...