"Фестиваль искусств"
методическая разработка (5 класс) на тему

ШАТАЛОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Праздник, который воспитанники "ОбраЗа" проели в каникулярное время для младших воспитанников центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_iskusstv.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Название мероприятия: «Фестиваль искусств»

Форма проведения: развлекательно-познавательная программа

Место проведения: актовый зал

Участники: воспитанники младшего и среднего школьного возраста

Цель: Создать условия для реализации творческого потенциала воспитанников

Задачи:

  1. Воспитывать нравственные качества детей и подростков: умение объединяться для решения общих задач, чувство дружбы и коллективизма
  2. Развивать интерес к национальной культуре своей страны
  3. Заинтересовать детей  и подростков совместной деятельностью, разнообразить досуг.

Оформление: на заднем плане сцены надпись крупными буквами «Фестиваль искусств», под надписью большой чистый ватман; на переднем плане (верхняя оборка кулис) надпись «Приветствуем участников Фестиваля искусств»; в зале оформлена выставка детских рисунков «Страна моя, Россия!»

Ход мероприятия:

Звучат фанфары. На сцену выходит ведущий.

Ведущий:

Парад искусств сегодня ждет

Присутствующих в зале.

Такого разноцветья чувств

Еще вы не видали!

Пусть муза посетит здесь всех,

Сегодня всех вас ждет успех!

Ребята, кто из вас знает: «Что такое искусство?»

Дети: литература, хореография, изобразительное искусство, музыку и т.д..

Ведущий: Музыка (искусство звука), архитектура (искусство строить и украшать здания), .литература (искусство слова), искусство изобразительное и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство…Понятие искусство очень обширно.

Всем известно слово «художник»?

Дети: Да!

Ведущий: Я произнесла это слово и, что вы представили?

Дети: Человека с кистью и красками создающего картину.

Ведущий: В действительности же значение слова «художник» гораздо шире – так называют всех, кто творит искусство: поэтов и писателей, музыкантов, актеров кино и театра, режиссеров; есть художники-фотографы, художники камнерезы.

А когда появилось искусство? (дети пытаются ответить на вопрос)

Много-много тысяч лет назад. Люди еще не знали земледелия, не умели делать глиняную посуду и выплавлять металлы, но уже умели рисовать - учеными были найдены рисунки, авторы которых жили 30 тысяч лет назад!

Какие произведения искусства известны вам?

Дети рассказывают об  известных им произведениях искусства.

Ведущий: А еще можно вспомнить семь чудес света или поэмы Гомера. Из средневековья к нам пришло творчество Микеланджело, Рафаэля и Андрея Рублева, а 19 век-время рождения киноискусства…

Любой счастливой мысли появленье

И дерзость строк, пришедших не спроста

Все возникало с чувства удивленья,

Все начиналось с чистого листа.

Стремление постичь предметов свойства,

Найти им надлежавшие места -

Все предварялось жаром беспокойства,

Все начиналось с чистого листа.

Тропа зимы и разнотравье лета,

Земная и иная красота,

«Война и мир», «Ромео и Джульетта»,-

Все начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста-

Да что искусство - мира сотворенье-

Все начиналось с чистого листа!

С этими прекрасными строками стихотворения Михаила Матусовского давайте войдем в мир искусства!

Ребята, вы готовы открыть наш Фестиваль?

Дети: Да!

Ведущий: В зале есть знатоки музыки?

Дети: Да!

Ведущий: Есть мастера хореографии?

Дети: Да!

Ведущий: Неужели и в изобразительном искусстве разбираетесь?

Дети: Да!

Ведущий: Проверим?

Дети: Да!

Ведущий: Сейчас для вас будут звучать различные музыкальные фрагменты, а вы назовите, как называются эти направление в музыке.

Музыкальная заставка. Дети отвечают хором.

Дети: Хип-хоп, брейк- данс, рок-н-ролл, джаз, классическая музыка и т.д.

Ведущий: 

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

О каком виде искусства сейчас пойдет речь?

Дети: Об изобразительном.

Дети отгадывают загадки о направлениях в живописи: пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.

Ведущий: Вы любите танцевать? Тогда все вместе танцуем. (танцует вместе с детьми)…

Музыкальная подборка современных мелодий: восточные танцы, клубные танцы, русская барыня.

При исполнении русского танца дети танцуют неумело, без интереса. Многие перестают танцевать.

Ведущий: Молодцы! Но я вижу некоторые затруднения. Ребята, какой танец вам было тяжело танцевать.

Дети: Народный.

Ведущий: Попробуем спеть?

Музыкальные фрагменты известных песен из репертуара «Фабрики звезд», - дети уверенно исполняют песни. Затем фрагмент рус. песни «Яблочко» - многие дети перестают петь.

Ведущий пробует с детьми спеть другие народные песни, эффект тот же.

Ведущий: (огорченно) Я не понимаю, все так хорошо начиналось, а Фестиваль у нас не получается. На фестивале должны быть представлены и те виды искусства, которые так хорошо были известны нашим мамам и бабушкам, папам и дедушкам. А мы их стали забывать… Что же делать? Закрыть Фестиваль,  не открывая? (задумывается, затем улыбается, для себя он нашел ответ)

Ребята, мы боимся трудностей?

Дети: Нет!

Ведущий: Давайте, позовем на наш Фестиваль тех, кто хорошо знает все об искусстве прошлого.

(радуется) Я знаю, кого позвать! (делится своими мыслями)

В древнеримской мифологии существует миф о 9 дочерях Зевса - музах покровительницах поэзии, искусства и наук. Может быть, позвать одну из муз?      

Дети: Да!

Ведущий: И древнегреческая муза познакомит нас с русским искусством. Искусством наших бабушек и дедушек. Я правильно вас поняла?

Дети: Нет! Она же греческая муза!

Ведущий:  Да! Греческую музу не стоит приглашать! Неужели, у наших прапрабабушек и прапрадедушек не было муз, которые покровительствовали русским художникам, поэтам, артистам?

Звонок мобильного телефона.

Раздается голос сыщика Колобка.

Голос Колобка: Здравствуйте, ребята! Поздравляю с открытием Фестиваля искусств!

Ведущий: Спасибо, Колобок. Но открыть Фестиваль мы так и не смогли! Чтобы открыть его, нам нужно пригласить Музу искусств русских. А кто она, как её зовут, где её искать, мы не знаем…

Голос Колобка: Не переживайте! Я как раз распутываю одно сложненькое дело связанное с древними видами искусств и рядом со мной находится именно тот человек, который вам нужен.

Ведущий: Колобок, а вы могли бы пригласить этого человека на наш Фестиваль?

Голос Колобка: Нет проблем, приглашу… О! О! О! О! Она приятно удивлена, но сказала, что у них, сказочных героев, нет понятия времени и она не знает, когда же ей появиться на Фестивале.

Ведущий:  Колобок, пожалуйста, скажи нам, кто она?

Голос Колобка: Как,  вы не догадались? Русский народ в своих сказках называл искусницу, мастерицу в любых видах деятельности человека… Ребята, Какая сказочная героиня называется «Искусницей»?

Ведущий: Ребята, кто же это? Кого в сказках зовут «Искусницей»

Дети: Марья Искусница.

Ведущий: Колобок, как нам позвать Марью искусницу к нам на фестиваль?

Голос Колобка:  Я «и от дедушки ушел, и от бабушки ушел…» неужели вы думали, что я растеряюсь в этой ситуации, я уже все продумал. Сказочные герои  не знают такого понятия, как время. Но они прекрасно слышат.  Позовите её, она ждет!

Ведущий,  предлагает детям встать в круг, в хоровод, ведь в древние, языческие времена люди преклонялись перед солнцем, покровителем всего живого, и любой хоровод считался образом солнца.

Дети танцуют хоровод: мелодия «Во поле березка стояла», повторяют слова хоровода за ведущим.

Мы идем, танцуем по кругу

Радуемся старому  другу.

Приходи к нам Марья скорее,

В сказке станет жизнь веселее! (повторяется 3-4 раза)

В зале раздается шелест листьев, звонкий голос птиц.

 Появляется Марья Искусница

Марья Искусница: Здравствуйте, дорогие ребята! Как приятно, снова слышать хороводную песню, видеть людей танцующими в хороводе.. Спасибо вам, я будто попала в старые добрые времена.

Ведущий: Марья Искусница, нам очень, нужна ваша помощь. У нас сегодня в зале - хоровод, ой (поправляет сам себя) Фестиваль искусств.

А что искусством наши предки считали, мы не знаем. А нам очень хочется знать обо всем, мы много знаем о современной музыке, танцах, литературе. Хочется, как можно больше узнать, откуда все это появилось. Помоги, подскажи?

Марья Искусница: (Улыбается) Но вы уже много узнали: вспомнили, почему люди танцевали в кругу, откуда появился танец хоровод. И оговорились вы не зря, вы назвали фестиваль, парад искусств – хороводом. Но ведь его можно так назвать. Ведь в старину, люди вставали в хоровод не только солнце приветствовать, но и себя показать, свою стать, то, как они обуты, одеты. Ну-ка, ребята, покажите, какие у вас каблучки.

  • Дети поворачивают ножку каблуком вверх.
  • А теперь, покажите модные носочки вашей обуви.
  • Дети переворачивают ножку с каблука на пятку.
  • А теперь девочки, покажите ручкой, какое у вас нарядное платьице. Покружитесь. Пусть на него все обратят внимание.
  • Мальчики, а вы присядьте, покажите из какой крепкой, красивой  и качественной ткани сшиты ваши брюки.
  • Молодцы! А теперь все, что вы мне показали, повторите: Прошлись гордо по кругу! Показали носок, каблук. Девочки взмах рукой, покружились. Мальчики присели несколько раз. Посмотрите, вот мы и в пляс пошли. Давайте попробуем все повторить под музыку.
  • Звучит мелодия рус. нар. песни «Барыня». Дети танцуют под музыку.

Ведущий: Ай, да ребята. Объявляю конкурс на лучшее придуманное вами танцевальное движение.

Конкурс «Мы танцуем»

Детям раздаются: листочки клена, цветочки, ушки зайчика. Дети получившие листочки клена – одна творческая группа; цветы- вторая творческая группа; ушки зайчика – третья творческая группа. Им даются задания: 1-придумать танец листиков висящих на дереве, 2- танец цветов в поле, 3- танец веселых зверей.

Дети, с помощью ребят постарше, пытаются  придумать движение.

Музыкальная заставка. Дети показывают свое творчество.

Марья Искусница: Вот видите, вы только начали вспоминать, откуда ваши предки брали новые движения для своих танцев, а уже добились больших успехов. Вы довольны своими успехами? И настроение у вас хорошее? А если я попрошу это настроение нарисовать красками, вы какие цвета у радуги возьмете?

Ведущий: О! Это очень трудно! Ребята, а какие цвета радуги вы знаете?

Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Ведущий: А каким цветом можно нарисовать хорошее праздничное настроение?

Дети: Красным, желтым, оранжевым!

Ведущий: А если мы мечтать начнем? Мечту, вы какой краской нарисуете?

Дети: Голубой, фиолетовой, розовой

Проводит конкурс «Настроение»

Вызываются два ребенка. Им даются краски. Каждому, дается свое задание: нарисовать спокойствие; нарисовать тревогу.

Пока дети рисуют, остальные ребята разгадывают загадки:

Ведущий: Вы любите разгадывать загадки?

Дети: Да!

Ведущий: Тогда внимательно слушайте и отгадывайте:

1. Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход!

 Карандаш

2.  Рисовал кота и кошку-

красота!

А она прошлась немножко-

Нет кота!

                               Ластик

  1. Чей хвостик на бумаге

След оставляет?

                            Кисточка

  1. Нам известно без подсказки,

Где ожить умеют краски

Где бегут они, летят

Где листвою шелестят

                              Картина

6. Есть у меня шкатулка волшебная она

В ней спрятано солнце, и небо, и луна.

Захочу, достану из неё сейчас,

Горы, лес и речку.

Море и баркас!

Коробка с акварельными красками

А теперь все вместе, а теперь все хором скажем скороговорки об этом виде творчества: «Крышу крашу красной гуашью», «Панкрат и Кондрат раскрашивают квадрат». Молодцы!

После загадок дети отгадывают, какое настроение нарисовали их друзья.

Ведущий: Представляете, я прочитала в книге, что речь у человека появилась не сразу. Известный ученый Дарвин считал, что человек произошел от обезьяны. А если он не мог говорить, если речь у него появилась в процессе развития, то мне не понятно, как же он общался с подобными себе?

Марья Искусница: Ребята? Покажем, как мог человек разговаривать без языка?

Я вам буду подсказывать, что делать, а вы попробуйте выполнить все задания быстро и четко.

Конкурс «Пантомима»

Ходили древние люди по лесу, солнышком любовались. (дети ходят, смотрят вверх на солнце) Вдруг подул сильный холодный ветер, а у них не было тогда теплой одежды. Холодно им стало.(дети обнимают себя за плечи руками). Глядят, а под горой пещера.(Дети ищут взглядом пещеру) Спрятались они в пещере. (Дети собрались в группу) Стало теплее, веселее. (дети заулыбались)У входа в пещеру, сильный ветер все еще свирепствовал.(дети показывают, что им холодно) И тогда все люди спрятались в углу пещеры,(сбились в кучку) а когда прижались друг к другу, поняли, что вместе им намного теплей. Переждали они непогоду и разошлись.

А теперь, кто из вас покажет, как древние люди рассказали эту историю своим соплеменникам?

Предположительно, дети показывают жестами и мимикой: идут, замерзают, находят пещеру, прячутся, вместе им тепло, настроение у них хорошее.

  • Сейчас, ребята, вы показали настоящую пантомиму, рассказ без слов.

Много, за всю историю человечества, произошло событий.  Многие из них вы можете представить, если оглянетесь вокруг и подумаете, как могли справляться с разными ситуациями наши прапрадедушки. И, кто знает, может быть, благодаря вашей наблюдательности, появятся новые песни, танцы, новые виды изобразительного искусства. Вам все по плечу, смотрите, пробуйте, дерзайте!

А я прощаюсь с вами! Мне очень приятно было побывать на вашем фестивале. До свидания!

Дети прощаются с Марьей искусницей

Ведущий: (задумчиво) Совет Марьи Искусницы интересный. (оживленно) А давайте, попробуем создать совершенно новую картину, на сцене висит большой лист ватмана, он совершенно чистый. У нас есть ножницы, цветная бумага и двусторонний скотч. Пусть каждый из вас вырежет из бумаги фигурку, которая расскажет нашим мамам и папам о том, что мы с вами сегодня узнали на нашем параде искусств. Свои фигурки мы приклеим к ватману и назовем нашу картину «У нас на Фестивале!»

Дети вырезают фигуры и наклеивают их на ватман.

Ведущий: Вот и состоялся наш Фестиваль. Мы не успели познакомиться со всеми видами искусства. Но это даже и хорошо. У вас есть прекрасная возможность узнать о них самостоятельно. Узнать и рассказать об этом своим друзьям. А на память о Фестивале у нас, останется это замечательное произведение искусства. А у вас, умение мечтать, наблюдать и фестивальные сувениры.

Дети получают небольшие сувениры.

Поставьте их на видное место и, взглянув на них, вспомните совет Марьи Искусницы: «Вам все по плечу, смотрите, пробуйте, дерзайте!»

До свидания, ребята! До новых встреч!

Список литературы:

  1. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981
  2. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Культура / Авт.-сост. Н.В.Чудакова; Под общ. Ред. О.Г.Хинн.- М.: АСТ,1996.
  3. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Религии.-М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН “ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВА”.

КВН “ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВА”.Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8-х классовЦель: - создание благоприятной атмосферы для творческой деятельности и эстетического восприятия разных видов искусств.Задачи...

*** Лунная ночь *** Стихотворение в рамках Весеннего фестиваля искусств.

*** Лунная ночь *** Ночь, тишина, блеск луны,Только свет озаряет до днаТихие воды Днепра.Берег пустой – кругом темнота,Холодный глазок ЛуныСмотрит на мир и радует насЯрким взором соей красоты.Лун...

"Фестиваль искусств"

Опыт показывает, что именно 7-8 классы дают самый высокий прирост "трудных" детей.      Если для младших детей, главным является учеба, то для подростков ...

"Фестиваль искусств" (КВН)

внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов...

Внеклассная работа. Фестиваль искусств на английском языке.

Кахдый год школы нашего района готовят и показывают номера художествееной самодеятельности в рамках традиционного фестиваля. В этой публикации хотелось бы поделиться накопленным опытом....

Презентация для Фестиваля искусств. Польша

Презентация к Фестивалю искусств...