Конкурс чтецов "Весенняя капель"
план-конспект занятия на тему
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. Очень важно в дошкольном возрасте учить с детьми стихи, потому что они влияют на ребёнка силой ритма, обоянием мелодики, привлекают в мир звуков, воспитывают художественный вкус. И важно не только заучить с ребенком стихотворение, но и дать возможность воплотить произведение художественной литературы в действенно звучащее слово.
Как правило, на праздниках, других мероприятиях выступают дети с хорошей дикцией, самостоятельные и активные. У ребенка с нарушениями речи меньше возможностей для публичного упражнения в чтении стихов.
Основываясь на требования ФГОС о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования и поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, одной из форм активизации речи детей мы выбрали конкурсы чтецов. В нашем саду они стали традиционными, проводятся ежегодно между детьми старшего дошкольного возраста.
На наш взгля, это та форма работы, которая даёт возможность каждому ребенку для самореализации, позволяет продемонстрировать свои умения в выразительном чтении, так как материал подбирается с учетом возарстных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Включеные в сценарий подвижные, речевые, музыкальные игры, физминутки, загадывание загадок и другие виды деятельности , позволяют конкурс превратить в праздник поэзии для детей, родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_chtetsov.docx | 202.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс чтецов « Весенняя капель»
Цель:
Расширить, уточнить и активизировать словарь, а также обобщить знания детей об окружающем в рамках лексической темы «Весна»;
Обогащать экспрессивную речь сложными словами, многозначными словами, словами в переносном смысле, однокоренными словами, словами - синонимами, красочными определениями;
Развивать умения выразительно читать стихи, развивать память, артистические способности;
Воспитывать любовь к своей Родине, природе родной земли, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: схематические изображения - солнышко, сосульки, почки, одуванчики, листочки, капли, лужи, ручейки, мухи, бабочки, жуки, птицы; записи мелодий (Чайковский «Времена года. Подснежник», Вивальди «Весна», Свиридов «Весна», Глинка «Жаворонок»), призы.
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Ход конкурса:
(звучит муз. Чайковского «Времена года. Март»)
1 вед.: Еще в полях чернеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут, и плещут и кричат:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
2 вед. : Начинаем конкурс чтецов «Весенняя капель». Наш конкурс будет оценивать жюри и отмечать, как наши конкурсанты умеют четко, выразительно и красиво читать стихи.
1 вед.: Сегодня наши чтецы, дети из старших, подготовительных групп, будут читать стихи о весне.
2 вед.: Март - первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да мороз иной раз ударит. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат маленькие ручейки. Это и есть самое начало весны.
(ребенок читает стихотворение Галины Новицкой «Март»)
Март
Пускай не сняты валенки, Чуть слышно пробивается
Пускай мороз ворчит. На солнышко трава
И всё-таки проталинки Весна еще стесняется
Чернеют, как грачи Войти в свои права
Куда - то иней прячется
В леса уходит снег
Сосулькам горько плачется:
Кончается их век!
Галина Новицкая
1 вед.: Поэт Алексей Алфёров написал стихотворение, которое тоже называется «Март».
(ребенок читает стихотворение)
Март
Отшумели все метели, Веселее и теплее
И морозы не трещат. Стали мартовские дни
С крыш закапали капели, В нашем садике в аллеях
И сосульки в ряд висят. Уж проталины видны
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
А.Алферов
2 вед.: Ребенок из старшей группы расскажет стихотворение Агнии Барто «Весна идет».
(ребенок читает стихотворение)
Весна идет
Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.
В полдень подморозило. Вновь зима пришла,
Затянуло озеро корочкой стекла.
Расколола я тонкое, звонкое стекло-
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие: Вот весна идёт!
- это я работаю, разбиваю лёд.
Агния Барто.
1 вед.: Вместе с ранней весной к нам приходит один из самых замечательных праздников - 8 марта. Все делают подарки мамам. Ребенок из старшей расскажет о своем подарке для мамы. Стихотворение Бориса Заходера « Мой подарок».
(ребенок читает стихотворение)
Мой подарок
Почему 8 Марта
В магазинах толчея?
Покупают все подарки,
Что же буду делать я?
Я не всё ещё умею,
Мне ещё так мало лет.
Но я вовсе не жалею,
Что в кармане нет монет!
Раз ни бабушке, ни маме
Мне подарка не купить,
Что-нибудь могу руками
Сделать, вырезать, слепить!
Пусть конфетами, цветами
Поздравляют милых дам -
Я же бабушке и маме
Борис Заходер
2 вед.: Стихи пишут поэты. И как это у них замечательно получается - рифмовать слова? Сейчас мы с вами тоже немножко станем поэтами и поиграем в игру «Доскажи словечко».
.2 вед.: К нам пришла с цветами, в ярком,
Пёстром сарафане,
И румяна и красна,
А зовут её … (весна)
1 вед.: Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки
Не снегу … (проталинки)
2 вед .: В блеске солнечных лучей
По земле бежит … (ручей)
1 вед.: На реке и треск, и гром
это значит ледолом.
На реке лед идет.
Это значит … (ледоход)
2 вед.: Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
1 вед.: Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припёке, с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)
2 вед.: Мы живем в прекрасном, но суровом крае – Камчатском крае. Весна к нам идет очень долго, но ее приход встречают всегда, как большой праздник. Девочки из подготовительной группы расскажут стихотворение камчатского поэта Георгия Поротова о весеннем эвенском празднике Нуогынэк
(дети читают стихотворение)
Нуогынэк
Взмахнула старушка рукой,
Ударила в бубен тугой,
И девушки вышли вперед
Весенний водить хоровод:
«Соберемся подружки, на чистый лужок,
Будем песни играть, веселиться.
Нам с реки подпоёт голосистый чирок,
Быстрокрылая юркая птица:
Духе – духе, чусидии!
Звонкий ветер несёт на простор песни гор.
День приехал на огненном шаре!
Будем петь веселей! С травянистых озёр
Подпоют хохотуньи - гагары:
Баха – биха, хи-хи-хи!
Хорошо так весной! Все чарует, пленит!
Даже звери от радости пляшут.
А послушайте вы, как по лесу звенит
Голосок – перезвон малых пташек:
Киндидэйи, ки – ки – ки- ки –а!
Киндидэйи, ки – ки – ки- ки –а!
Георгий Поротов
1 вед.: Весна в лесу! Какое чудо! Наверное, ни одно время мы не ждем с таким нетерпением, как весну.
2 вед.: Просыпается природа после зимнего сна. Несмотря на то, что кое - где ещё лежит снег, мы можем увидеть, какие изменения произошли в лесу.
(ребенок читает стихотворение Татьяны Шорыгиной «В весеннем лесу».)
В весеннем лесу
У весны работы много На проталине цветочки
Помогают ей лучи: Золотые расцвели
Дружно гонят по дорогам Налились, набухли почки
Говорливые ручьи. Из гнезда летят шмели.
Топят снег, ломают льдинки У весны забот немало
Согревают всё вокруг. Но дела идут на лад
Из-под хвои и травинок Изумрудным поле стало
Выполз первый сонный жук. И сады в цвету стоят
Татьяна Шорыгина
1 вед.: Латышский поэт Кубилинскас написал стихотворение «Весна»
(ребенок рассказывает стихотворение)
Весна
Весна пришла по снежному, Барсучьи семьи к сроку
По влажному ковру, Из норок подняла,
Рассыпала подснежники, Березового соку
Посеяла траву Ребятам принесла.
В берлогу заглянула: Теперь весна – красавица
- А ну, вставай, медведь! – Зовет со всех концов
На веточки дохнула – Гусей, стрижей и аистов,
Пора зазеленеть! Кукушек и скворцов.
К. Кубилинскас
2 вед.: Ребенок расскажет стихотворение Галины Новицкой «Вскрываются почки».
(ребенок читает стихотворение)
Вскрываются почки
Вскрываются почки, как реки! И вот поднялась лежебока,
Ночь в лунном сиянье светла. Взглянула с улыбкой вокруг
Тяжелые сонные веки И сразу жужжаньем, как соком.
Весна наконец подняла! Оживший наполнился луг
Заждались прекрасную соню И пробует каждая почка
Давно и луга, и леса. Зелёным своим языком
Не зря её громом будили Парную апрельскую ночку,
Разгневанные небеса! Залитую всю молоком.
Галина Новицкая
1 вед.: Расскажет стихотворение Сергея Дрожжина «Весной»
(ребенок читает стихотворение)
Весной
У весны работы много, Топят снег, ломают льдинки,
Помогают ей лучи, Согревают все вокруг
Дружно гонят по дорогам Из-под хвои и травинки
Говорливые ручьи. Выполз первый сонный жук.
На проталинке цветочки У весны забот немало,
Золотые расцвели, Но дела идут на лад;
Налились, набухли почки, Изумрудным поле стало,
Из гнезда летят шмели. И сады в цвету стоят.
С. Дрожжин
1 вед.: Весна - очень красивое время года. В это время пробуждается природа. Весну можно сравнить с волшебницей. А какими словами еще можно назвать весну?
(дети подбирают метафоры к слову «весна»)
1 вед.: Какие красивые слова вы нашли, чтобы описать это удивительное время года! Мария Пожарова в стихотворении «Лес проснулся» тоже сравнивает весну с царевной.
(ребенок читает стихотворение)
Лес проснулся
Славит лес Весну-царевну Лесовик под дубом пляшет,
Звонко льется смех напевный Свежей веткой буйно машет.
В глубине зеленой, Вьются Водяницы,
Над волной студеной. Резвые сестрицы.
В волосах речные травы, Дед Космач, седой, мохнатый
Грудь как пена, взор лукавый,- Сел верхом на пень горбатый,
Любо им весною А Яга-старуха
Тешиться игрою! Что-то свищет глухо.
Всеми радость овладела И колдует в тине зыбкой:
В пышном блеске ночи белой «Зачаруй, Весна, улыбкой
Роет Царь Болотный Все тропы лесные
Корень приворотный. И сердца людские!»
М.Пожарова
2 вед.: Ребенок расскажет стихотворение Татьяны Шорыгиной «В весеннем лесу».
(ребенок читает стихотворение)
В весеннем лесу
Льдинки звонкие разбились Золотятся нежно ивы
И поплыли по реке. Посветлели их стволы
И сережки распушились На сосне блестят красиво
На осине и ольхе капли Крупные смолы
Набухают дружно почки
Скоро снег растает весь
И зеленые листочки
Молодой украсят лес
Татьяна Шорыгина
2 вед.: А теперь давайте поиграем в весеннюю игру «Заботливое солнышко». Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за движениями логопеда и выполняйте их так же как она.
Утро Утром солнышко восходит высоко | Поднимаем руки вверх с раскрытыми ладонями, направленными от себя и разводим пальцы в стороны. |
Вечером заходит глубоко | Опускаем руки вниз, чуть наклоняемся. |
Днем гуляет по небу оно | Поднимаем руки вверх, делаем из ладоней двух рук круг, поводим его слева направо |
Согревает всех, лучи, раскинув широко | Руки поднимаем вверх и разводим в стороны, пальцы разводим широко |
Гладит ласково листочки и цветы | Поглаживаем попеременно одной рукой другую |
Людям золотит и щеки и носы | Поглаживаем щеки и нос |
День прошёл, и с неба на покой солнца шар садиться за горой | Руки ставим перед собой, вверху из пальцев рук делаем круг и опускаем его вниз. |
1 вед.: Как много света весной. Природа просыпается. Все радуются солнечным лучам - и растения, и птицы и животные, и люди. Лиза Сафронова из старшей группы «Б» прочитает стихотворение Татьяны Ефимовой «Веснушки»
(ребенок читает стихотворение)
Веснушки
У моей подружки на щеках веснушки
Ярко выступают раннею весной.
А она смеётся: «Это, знаешь, солнце,
Так оно играет каждый год со мной»
Татьяна Ефимова
2 вед.: Ксения Клушина из подготовительной группы «Б» прочитает стихотворение Галины Новицкой «Подснежник».
(ребенок читает стихотворение)
Подснежник
В лесу, где березки стеснились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку,
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда,
Что это весна?»
Галина Новицкая
1 вед.: Прошла зима, пришла весна. Она полноправной хозяйкой проходит по земле и наводит свой - весенний порядок.
2 вед. : Стихотворение «Узелки» Владимира Орлова расскажет Руслана Храмцова из подготовительной «Б» группы.
(ребенок читает стихотворение)
Узелки
После зимней глубокой дремоты И весна в изумрудном платочке
Дел немало на шаре земном. Ходит, бродит в лесах и в садах
Перед праздником столько работы! И на память себе узелочки
Нужно помнить весне обо всем. Оставляет на голых ветвях.
Днем и ночью ей нужно трудиться- Нужно солнце почистить до блеска.
Перекрасить леса и поля. На ветру потускнело оно.
Нужно к маю земле нарядиться Нужно зимнюю снять занавеску, Чтобы стала красивой Земля. И промыть голубое окно
Проводить холода за ворота
Не спеша отворить ручейки …
А закончится эта работа -
И развяжутся все узелки.
В.Орлов
1 вед.: Все стихи, заявленные в конкурсе прочитаны. Просим жюри приступить к обсуждению выступлений. А мы с вами, ребята попробуем отгадать загадки.
2 вед.: Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
(весной)
1 вед.: Пришли теплые деньки, зазвенели ручейки.
Подснежник расцветает. Когда это бывает
(весной)
2 вед.: Кто там с крыши надо мною нависает в холода?
У кого это с весною с носа капает вода?
(сосулька)
1 вед.: Жил я посреди двора, где играет детвора,
Но от солнечных лучей превратился я в ручей.
(снеговик)
2 вед.: Первым вылез из темницы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький
(подснежник)
1 вед.: Едва возвратиться этот певец
В свой на шесте деревянный дворец,
Как все понимают - весна наступает,
И долгой зиме скоро будет конец
(скворец)
(Проводится игра «Мы картинки вам покажем».
Проговаривание стихотворения с опорой на картинки.
Логопед читает стихотворение и выставляет перед детьми картинки предметов, упоминаемых в тексте. Дети озвучивают картинки)
2 вед.: Давайте мы с вами попробуем стать поэтами. Я буду показывать картинку, а вы громко и чётко называть то, что на ней нарисовано. И вы увидите, что мы тоже можем сочинять стихи.
Солнышко | |
Сосульки | |
Почки | |
Одуванчики | |
Листочки | |
Капли | |
Лужи | |
Ручейки | |
Мухи. Бабочки. Жуки | |
Птицы С юга прилетают! |
Логопед: Ну, когда это бывает?
Дети: Весной.
2 вед.: Давайте поиграем в игру «Утренние заморозки». Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за движениями Л.В. и выполняйте так же как она.
Тепло весеннее пришло. | Поглаживаем ладонями себя по груди. |
Все ожило и расцвело | Из пальцев рук делаем воображаемый бутон цветка |
Но только утром рано | Потягиваемся и зеваем |
Морозить что - то стало | Обхватываем туловище руками |
Покрыта инеем трава | Совершаем движения вниз ладонями рук |
Седою она стала | Поглаживаем себя по голове |
Внутри как прежде зелена | Прикрываем ладонью указательный палец правой руки |
Но от зимы устала | Опускаем плечи и руки, немного наклоняемся |
Вот солнце жаркое взошло | Руки поднимаем вверх и разводит |
И травке стало вновь тепло | Руки выставляем вперед, ладони направляем вверх, голову поднимаем вверх. |
(Дидактическое упражнение «Назови действие, которое происходит весной»)
1 вед.: Я буду начинать предложение, а вы его закончите, назвав действие:
Сосульки под солнцем… (тают)
На деревьях почки … (набухают)
Весной птицы гнёзда … (вьют)
Весной медведь от спячки… (пробуждается)
Весной птицы птенцов … (выводят)
Весной лед на реке … (ломается, тает)
На проталинах первые цветы … (расцветают)
Весной насекомые после зимы … (оживают)
Веской на полях люди рожь … (сеют)
Из -под земли первая травка … (побивается)
2 вед.: О каком времени года читали стихи наши конкурсанты?
(ответы детей)
1 вед. : назовите весенние месяцы.
(ответы детей)
2 вед.: Назовите весенние приметы?
(ответы детей)
- вед.: вот и подошел к концу наш конкурс чтецов. Слово предоставляется Жюри.
(звучит весенняя музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенняя капель
Конкурсная программа к 8 марта в 6 классе. Презентаци + конспект....
Весенняя капель - праздник для детей и родителей
«Весенняя капель»Игра-соревнование, посвященнаяМеждународному женскому дню 8 Марта...
"Весенняя капель"-внеклассное мероприятие
фольклерный праздник...
Сценарий Апрельская капель
проведение праздника...
Поэтический конкурс "Весенняя капель"
II место во Всероссийском дистанционном поэтическом конкурсе конкурсе "Весенняя капель"...
Сценарий внеклассного мероприятия: Конкурс чтецов "Весенняя капель" (для учащихся 7-8 классов )
quot;Весенняя капель" - это сценарий внеклассного мероприятия для детей с ограниченными возможностями по слуху....
Диплом призера муниципального творческого конкурса "Весенняя капель"
Диплом призера муниципального творческого конкурса "Весенняя капель"...