"900 блокадных дней"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Дата проведения: __27 января 2014 год_____
Время и место проведения: ГБОУ СОШ№893.
«ПУСТЬ НЕ СОХНЕТ ПАМЯТИ РЕКА…»
(Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Участники: Алексеева Нина Федоровна ( председатель совета блокадников жительница блокадного Ленинграда)
Гнатюк Юрий Михайлович подполковник в отставке участник ВОВ;
Савичев Валерий Герасимовмч (председатель совета ветеранов).
Педагог дополнительного образования: Савченко Л.Ю.
2014 год.
«900 Блокадных Дней»
Сценарий, посвященный снятию блокады Ленинграда.
1 - Фонограмма «Ленинградцы» 44 сек.
(слад №1-2)
Ведущий (Л.Ю.): Прошло уже много лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину.
2 – Фонограмма (выстрелы ,бомбежка)
(слайд №3)
1-ый: На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мертвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли.
2-ой: Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодежь оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
(слайд №4-8)
Ведущий: Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. Фашистские войска понесли большие потери и перешли к обороне. И тогда Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года.
Л.Ю. - «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».
(слайд №9)
Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорной город. Началась блокада.
(слайд №10)
3-ий: Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.
(слайд №11-12)
4-ый: Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал у станка –
Как падает солдат в сраженье
(слайд №13)
5-ый: А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
(слайд №14)
Ведущий: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
(слайд№15-19)
Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки. «Дневник Тани Савичевой»)
(слайд №20-33)
6-ый: Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить
(слайд №24)
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим
(слайд №28)
Есть передышка – мы передохнем,
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнем
(слайд №31-33)
За милый мир, за все, что было в нем,
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш, испытанный огнем,
За право называться ЛЕНИНГРАДЦЕМ!
3 - ФОНОГРАММА «В военном тревожном…»
(слайд №34-35)
Ведущий (Л.Ю.): В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.
(слайд№36-37)
7-ый: Девочка руки протянула, уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не проронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон…
(слайд №38)
Ведущий: Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…» Город не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
(слайд №39)
Л.Ю. ---Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
(слайд №40)
Ведущий: 900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.
Л.Ю. - 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
(слайд №42)
8-ой: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
(слайд№43)
Ведущий: Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
(слайд№44)
9-ый: О, да, иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины,
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
(слайд№45)
10-ый: И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
(слайд№46)
11-ый: Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны?
Он спасет 16000 ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
(слайд№47)
12-ый: Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб,
Пригонит к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Ведущий (Л.Ю.): Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
(слайд №48)
Ведущий: Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.
(слайд №52)
Л.Ю. --- 22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.
13-ый: Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,-
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»
4 - ФОНОГРАММА «Медаль за оборону Ленинграда».
(слайд №53-54)
Ведущий: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей.
Л.Ю.------ Радио объявило:
5 - ФОНОГРАММА Левитан (25 секунд)
«Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
(слайд№55)
14-ый: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
(слайд№56)
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
(слайд№57-59)
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Презентация №2.
(слайд №1-3)
Ведущий: Прошло 70 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.
(слайд №4)
Л.Ю---- Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.
(слайд№5-6)
15 ый: Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет…
(слайд№7-8)
16-ый: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором,
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
(слайд№9)
17-ый: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
6 - ФОНОГРАММА «Метроном»
(минута молчания)
7 - ФОНОГРАММА «Зажгите свечи».
8 – 3 -ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(слайд №10)
18-ый: Опять война, опять блокада,-
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».
(слайд№11)
И может показаться правы и убедительны слова,
Но даже, если это правда, такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!
8 - ФОНОГРАММА «Ленинградцы» (видео)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "900 блокадных дней"
Внеклассное мероприятие для старших классов, посвящённое 70-летию снятия блокады Ленинграда....
Листки Блокадного календаря (900 героических дней)
Сценарий на тему: Листки Блокадного календаря (900 героических дней)...
"900 блокадных дней"
Классный час, посвященный 75-й годовщине со дня освобождения блокадного Ленинграда. В разработке занятия рассказывается о судьбе города в военное время, используются реальные исторические данные. Ход ...
Викторина "900 блокадных дней"
Презентация к уроку посвящённому блокаде Ленинграда....
Методическая разработка "900 Блокадных Дней"
Сценарий, посвященный снятию блокады Ленинграда....
Самоанализ классного часа "900 блокадных дней"
Самоанализ классного часа "900 блокадных дней" (классный час также есть в публикациях) В самоанализе указаны цель,задачи мероприятия, межпредметные и метапредметные связи, оборудование....
Сценарий интеллектуальной игры «900 Блокадных дней», посвященной памятной дате «День снятия Блокады г. Ленинграда (27 января 1944г.)»
Сценарий интеллектуальной игры «900 Блокадных дней», посвященной памятной дате «День снятия Блокады г. Ленинграда (27 января 1944г.)»...