Аничков дворец
материал на тему
это пьеса о блокадном Ленинграде. история дворца пионеров. история о том, как люди спасали друг друга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anichkov_dvorets.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Во. Большаков
«Аничков дворец»
Действующие лица:
Автор
Татьяна Павловна
Марина Сергеевна
Девочка
Дети
чтец
(на сцене небольшая эстрада. На ней пюпитры, ноты. Музыкальные инструменты. На площадке сидят дети, они укутаны в теплые одежды. Свет приглушен, вой ветра. Это дворец Пионеров. Год 1942. Постепенно на фонограмме появляются звуки города. Города наших дней. Веселые голоса. Гудки автомобилей. Свет с детей снимается, высвечивается Автор, чтец, Татьяна Павловна и Марина Сергеевна )
экскурсовод
...фигуры~аллегории Торговли и Промышленности скульптора
Адомсона,. Согласовав их с характером скульптурного ансамбля
Росси. На втором этаже здания
находится Академический театр комедии,
основанный в 1929 году.
Чугунной решеткой отделен от площади
ансамбль Аничкова дворца.
Задуманный в формах барокко
( С 1741 года его строили архитекторы
Земцов, Дмитриев и Растрелли.)
Дворец к 1817 году
утратил первоначальный облик
из-за многочисленных перестроек.
. Главный фасад его обращен к
Фонтанке, где в 1805 году соорудили
здание торговых рядов, позднее перестроенное.
Сейчас весь этот комплекс принадлежит Дворцу пионеров
До конца 18- го века граница города проходила по Фонтанке.
На Аничковом мосту (голос постепенно затихает)
Автор
Вот и всё об Аничковом Дворце...
Архитектурном памятнике города на Неве.
1942 год. Холод, голод, блокада,
смерть. Жизнь. Жизнь?!
Дворец пионеров…
Вы бывали когда- нибудь в Ленинграде? Нет, не поправляйте меня. Я знаю. Петербург, но я говорю о Ленинграде;
У памяти свои имена, свои образы, чувства, свой запах. У беспамятства нет ничего. Беспамятство - это пycтoтa, территория равнодушия. Предательства…
чтец
По мертвому городу идет мальчик.
экскурсовод
Жители Санкт-Петербурга чтят и уважают беспримерный подвиг Ленинградцев. В городе достаточно памятных мест, где гости северной столицы могут узнать о тех страшных днях блокадного города. Сейчас мы с Вами находимся на Невском проспекте. Гордости нашего города. Историческом проспекте. Практически на каждом шагу Вы обнаружите памятный знак о том или ином периоде жизни нашего города. Глядя на сегодняшний проспект, трудно поверить, что с 8го сентября 1941года по 18 января 1944 город был сжат блокадным кольцом…
чтец
Куда он идет? Он не знает. Чувство голода, как окостеневший стон стоит в каждой клетке его тела и гонит его вперед и вперед по таким тихим и безлюдным улицам. Режущая тишина. Но она хранит в себе готовность каждую минуту взорваться коротким артобстрелом. И затем снова надвинется гнетущая все заполняющая тишина. О чем думает маленький мальчик, идущий по мертвому городу, какие мысли стоят в открытых зрачках его глаз...?
Автор
записано много рассказов,
из которых видно, как люди выжили,
хотя по всем объективным законам
должны были умереть.
у каждого был свой спаситель...
у каждого свой…
Татьяна Павловна
Мы оставались в живых потому, что
Нас держало на ногах чувство любви,
долга и преданности: ребенку,
дорогому человеку, родному городу.
Спасались спасая.
Марина Сергеевна
И даже умирая, на своём последнем
пути, кого-то поднимали: вырывая из лап смерти
... спасались спасая.
Татьяна Павловна
У каждого был свой спаситель.
Они появлялись из тьмы промерзших улиц
Они входили в квартиры.
Они вытаскивали из под обломков.
. . . Они не могли накормить. Они сами голодали.
Но они говорили, какие-то слова.
Они поднимали, подставляли плечо,
протягивали руку...
чтец
Или он вспомнил сейчас зловещий отблеск горящих Бадаевских складов, и мама, уже бледная и похудевшая, но все - равно полная из-за большого количества намотанной на нее одежды, принесла откуда-то целую сумку земли, смешанной с плавленым сахаром. Мама, бабушка и он. сидели возле ржаво-коричнево Й буржуйки, и на ней тазик, u в тазике булькает коричневая масса, и запах ее щекочет ноздри предстоящем наслаждением. Он сидит в той же беличьей шубке, уже изрядно облезшей, и. в валенках, и все - равно ему . хотелось бы залезть в топку печки, где горят, превращаясь в нестойкое тепло платяной шкаф, книги и детская кроватка, и запах жженки навсегда связался с запахом блокады, как вкус столярного клея, который приносила мама в полупрозрачных коричневых плитках, превратился, во вкус блокады
Марина Сергеевна
Они всегда появлялись в ту самую
последнюю минуту, когда, прислонившись к стене,
человек сползал вниз. Когда присев
на ступеньку подъезда, человек уже не
находил сил подняться. То была
особая пограничная минута между
жизнью и смертью.
Одинокого последнего дыхания в груди…
Спасались спасая...
чтец
Или ему представилась сейчас длинная никелированная кровать на которой лежит мама и бабушка. Ему страшно, Он плачет и зовет маму и бабушку, но никто не отзывается, и он не понимает, почему даже бабушка ему не отвечает, но догадывается, что с ней произошло что-то ужасное и навсегда:
(вновь свет на детей. Марина Сергеевна раздает детям ноты, идет подготовка к концерту)
Татьяна Павловна
господи, что творится, все так волнуются
Марина Сергеевна
-это хорошо, Татьяна Павловна. Ребят покормили?
Татьяна Павловна
Да, Марина Сергеевна. Вы уверены, что ребята смогут.
Марина Сергеевна
Конечно. И вы должны быть уверены.
Только так победим.
Татьяна Павловна
Но, Сережа... он еще так слаб...
сегодня он сказал, что...
(свет с детей убирается. Высвечивается Автор)
Автор
Не помню точно, кому пришла в голову эта
фантастическая по тем, временам идея.
Возродить в мертвом гopoдe дворец пионеров.
Собрать оставшихся в живых ребят
и возродить…не знаю.
Но эта мечта родилась. Из промозглых квартир вышли преподаватели.
Вышли - это слишком сильное слово.
Они не могли идти, но шли.
Татьяна Павловна
Что они сказали?
Марина Сергеевна
Сказали? Сказали - правильная идея, товарищи.
Ах, какая она верная эта идея,
молодцы. Действуйте, сказали
Поможем всецело...
Татьяна Павловна
Вы им сказали, что нам нужен именно Аничков дворец?
Марина Сергеевна
Разумеется, сказала. А они ответили, что
Мы с ума сошли. Там госпиталь…
.раненые солдаты. Из них большая половина
нетранспортабельна. Вы думаете, о чем вы говорите?
Любое другое здание.
Татьяна Павловна
Но нам не нужно любое здание
-Нет! Дети должны вернуться в свой дом. Дом пионеров…
Автор
Это немыслимо.… И так, повторялось в каждом кабинете.
Эксурсовод
…Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. Впрочем, когда мы пройдем с Вами чуть дальше… терпение ,господа, это недалеко…Вы увидите табличку на которой указывалось, что эта сторона улицы, наиболее опасна при артобстрелах. Это, как бы памятный символ того времени…
Автор
в иных кабинетах с нами просто не говорили.
В других обещали подумать и придти просили через месяц.
А у ребят не было этого месяца. У них были часы, у тех, кто слабее- минуты
чтец
. А, теперь мальчик идет по мертвому блокадному Ленинграду, и он не знает, куда идет, что может его ожидать, лишь страх одиночества и голод гонит его вперед и вперед, u он - идет, еле переставляя опухшие от голода ноги, и каждый шаг может оказаться его последним шагом, и число тех, кто уже сделал этот последний шаг увеличится на одну маленькую единицу
Автор
И мы шли с этажа на этаж
из кабинета в кабинет. От чиновника к чиновнику.
Каждая ступень отдавалась болью и отнимала
последние силы. Но шли. Как одержимые,
изнемогая и падая. Но шли
Марина Сергеевна
Разрешили госпиталь. Переводят,
Татьяна Павловна
Не может быть...
Марина Сергеевна
Не может! Но это так…собирайте ребят
Автор
Это оказалось самым трудным
Приходить к своим ребятам и не узнавать их
Поднимать, вести, а зачастую везти на саночках,
этих некогда живых, непоседливых
веселых наших ребят, у которых живыми
остались только глаза, серьезные и
бесконечно печальные. Глаза блокадных детей.
Поднимали. И вели за собой.
Аничков дворец. В первые дни там
стояла необыкновенная тишина.
Страшная тишина…
(свет на детей.)
Татьяна Павловна
Готовьтесь! Через два часа концерт...
девочка
А что мне надеть? Красивое или теплое?
Татьяна Павловна
-теплое, солнышко мое. Красивое ты наденешь после войны.
девочка
-когда?
Татьяна Павловна
-когда мы будем участвовать в огромном концерте,
посвященном Дню Победы....Когда будет салют,
и все будут плакать и смеяться.
девочка
-и Сережа будет солировать?
Татьяна Павловна
-конечно. Он споет самые прекрасные песни. Самые веселые...
девочка
он так хорошо поет.
Татьяна Павловна
он будет счастлив –
Марина Сергеевна
Татьяна Павловна ...Сережа.
(Свет с детей снимается. Высвечивается чтец)
чтец
Серые стены, Серый пол. Серый мрачный воздух. И десятки детей - дистрофиков. Они ползают по полу среди множества разбросанных ярких - но все - равно серых игрушек. Как будто мир сняли на черно-серую ленту. И посредине большой конь-качалка. Но на него, ни у кого нет сил залезть. Картина множества детей, но она беззвучна, множество детей и не звука в памяти
Татьяна Павловна
Когда дом наполнен детьми, которые молчат…
И когда через неделю -послушайте, послушайте... там .,наверху...подрались мальчики...господи, счастье-то, Какое.…Нет! Вам не понять этого. И дай вам бог никоrда. Этого не понять, какое это было счастье.…Тогда ребята неспособные от голода ни говорить, не шевелиться... господи, какое это счастье…
Чтец
Загадка победы. У тех, что перли на страну в жаркий июнь сорок первого, не , было и не могло быть ненависти - легкие победы и пропаганда распалили в них злобу - дикую, животную, волчью - но это не то. Это не ненависть. И злоба бессильна против ненависти. Десятикратно, тысячекратно усиленная танками, самолетами, шнапсом и полевыми борделями - Бессильна. Те, что шли и перли уже не были людьми, и поэтому им было недоступно чувство ненависти - человеческой ненависти. Лишь животное чувство злобы. И ненависть окружила город броней, о которую разбилась вся звериная злоба осаждавшего врага,
Девочка
Сереженька…Сереженька.
(Дети встают со своих мест. Они толпятся вокруг Татьяны Павловны и Марины Сергеевны)
Концерта не будет?
Татьяна Павловна
Концерт? Будет. Обязательно будет. И мы посвятим его Сереженьке.
И всем маленьким героям Ленинграда. Живым и погибшим.
Марина Сергеевна
Будет концерт. Обязательно будет. Откройте все окна. И пусть слышать все.
Пусть знают все, что мы живы. Что город не сдался.
И пусть те звери, что встали у ворот Ленинграда знают, кто остановил их.
Маленькие дети. Настоящие Ленинградцы. Пусть знают гады, что их остановил Сереженька. По местам. Мы начинаем.
( Затемнение. Затем ярко вспыхивает свет. На сцене в концертных костюмах.
Стоят ребята. Звучит красивая музыка.)
(Занавес)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Дворец князей Лейхтенбергских в имении "Сергиевка" вблизи Петергофа".
Фильм знакомит школьников с образцом эклектики - дворцом князей Лейхтенбергских. Здесь же рассказ о владельцах, архитекторе - А...
Учебный фильм "Константиновский дворец в Стрельне"
Учебный фильм, снятый мной во время экскурсии в Константиновский дворец, может служить пособием по Истории и культуре Санкт-Петербурга. Кроме этого, мо...
Учебный фильм "Фермерский дворец императора Александра II в парке "Александрия"".
http://www.dailymotion.com/video/xjluy3_yyyyyyyyyy-yyyyyy-yyyyyyyyyy-ii-y-yyyyy-yyyyyyyyyyy_travelЯ предлагаю Вашему вниманию снятый мной учебный фильм. Дворец открылся после реставрации только в этом...
Таврический дворец
Работа поможет ученикам на уроках истории как в 5 так и в 6 классе, где изучают идворцы России, а так же проходят историю Санкт-Петербурга - изучают Таврический дворец...
Зимний Дворец
Данный материал может стать прекрасным дополнением к уроку по истории и кльтыру санкт-Петербурга по теме "Зимний дворец. Старицы истории"...
Меншиковский дворец
Данный материал станет прекрасным дополнение к уроку истории и культура Санкт-Петербурга в 6 или 7 классе по теме "Меншиковский Дворец"...
Çĕре –Анне, ĕçĕ – Аттемĕр тейĕр» Ухсай Яккăвĕн «Атте-анне» поэмине пĕтĕмĕшле тишкермелли урок
Урок тĕсĕлирика хайлавне вуласа тишкермелли урок - хутăш урок.Урок тĕллевĕсем:Сапăрлăх тĕллевĕ:ачасене паллă поэтăмăр пултарулăхĕпе кăсăкланма мухтанма, ăна тĕслĕх вырăнне хумаллине вĕрент...