Басни дедушки Крылова
материал (5 класс) на тему

Литературная игра, к 245-летнему юбилею И.А.Крылова, для 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_dedushki_krylova.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

БАСНИ

ДЕДУШКИ КРЫЛОВА

(Литературная игра

 к 245-летнему юбилею И.А.Крылова)

Зав.библиотекой

Тухватуллина ЭР

Басни дедушки Крылова

Подготовка:

В игре принимают участие 5-7 классы. Понадобятся: презентация,  портрет, графические рисунки к басням, импровизированный музей дедушки Крылова (  фигурки зверей), книжная выставка « Ларец мудрости народа».

Цитата: « Его басни переживут века…!»

К.Батюшков

Библиотекарь: Кто не слыхал его   живого слова?

                          Кто в жизни с ним не встретился своей?

                         Бессмертные творения Крылова

                         Мы с каждым годом любим все сильней!

                                                                ( М.Исаковский)

«Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети 19 века явилось басенное творчество И.А.Крылова- одного из крупнейших и самобытнейших писателей. Родился он в семье армейского офицера. Семья жила бедно. Грамоте он научился дома. Когда ему исполнилось 10 лет, умер отец, и семья лишилась последних средств существования. Ване в 11 лет пришлось идти работать. Работал канцеляристом в губернском суде, переписывал бумаги. Позже семья переехала в Петербург. Самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его творчество таит в себе огромное богатство, следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка»  (Н. Скатов)

В условиях современного общества все больше нарастает внимание к истокам нашей русской культуры- литературе прошлого века. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся классике.

Творчество И.А.Крылова  изучено, наверное, в полном объеме. Иван Андреевич начал свою литературную деятельность, как драматург. Басни впервые появились в печати, когда ему было 37 лет. О них много говорили. Удивляло многих, как они были подписаны: « Нави Волырк», т.е. надо было читать все наоборот. Что получилось? (Крылов Иван). А басни изобрел не Крылов, их писали и в глубокой древности. До нас дошли короткие смешные рассказы, в которых назывались- моралью. 2500 лет тому назад жил в Древней Греции раб-Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Он открыл язык иносказаний, басни были написаны им в прозе, персонажи- животные, которые говорят, думают и действуют как люди. В баснях высмеиваются пороки.

В России басня стала распространяться в 18 веке. Басни писали В.Тредиаковский, М. Ломоносов,  И.Дмитриев и др. В Индии  басни возникли в 3-4 веках до н.э. Эти древние истории , так их называли, до сих пор живут. Потому, что в них мудрость народа, суть которой распространяется и на прошлое и на будущее.

О Крылове  детям начинают рассказывать с самого раннего детства. Послушаем, что о нем говорили писатели.

1 ученик.  Чинов я пышных не искал

                  И счастье в том не полагал,

                 Чтоб в низком важничать народе

                  В прихожих ползать не ходил.

                  Мне чин один лишь лестен был,

                  Который я ношу в природе,-

                 Чин человека; в нем лишь быть

                 Я ставил должностью, забавой.

                Его достойно сохранить

                Считать одной неложной славой.

                                               И.А.Крылов

                                              «К другу моему»

2 ученик. « Его притчи- достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного сходства. Которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, но и даже сам горшок поворачивается, как живой, они показывали в себе еще и русскую природу. Словом всюду у него Русь и пахнет Русью».

                                                            Н.В.Гоголь.

                                                                     « В чем же, наконец, существо русской

                                                                            поэзии и в чем ее особенности»

1 ученик. «Басне особенно посчастливилось на святой Руси, басня многим обязана Дмитриеву. Потом писали басни А.С.Пушкин, в.Измайлов… Но истинным своим творчеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».

         Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский

                      «Басни Ивана Крылова»

2 ученик. А.С.Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: « веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Он восхищался тем, как Крылов мог в нескольких строчках показать характер: «Какой-то муравей был силы непомерной…И даже хаживал один на паука». Эти строки особенно нравились Пушкину.

1 ученик.  Есть дача за Невой.

                  Верст двадцать от столицы,

                У Выборгской столицы,

                Близ Парголы крутой-

                Поэт, лентяй, счастливец

                И тонкий философ,

                Мечтает там Крылов

                Под тению березы

                О басенных зверях

                И рвет парнасски розы

                В приютских лесах.

                                  К.Н.Батюшков

                               Послание к А.И.Тургеневу

2 ученик. Где нужно, он навесть умеет

                Свое волшебное стекло,

                И в зеркале его яснеет

                Суровой истины чело.

                Весь мир в руках у чародея,

                Все твари дань ему несут,

                По дудке нашего Орфея

                Все звери пляшут и поют.

                                            П.А. Вяземский

                                             Отрывок из стихотворения к юбилею И.А.Крылова

(Ученики читают басни Крылова «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица»)

      Библиотекарь. Начинаем нашу игру с «Музея дедушки Крылова».

Надо назвать басни, в которых живут эти звери.

На столе расставлены фигурки зверей и птиц.

Назовите басни Крылова о:

- лисе ( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

- волке ( «Волк и ягненок», «Лев и волк», «Волк и пастух», «Волк и овцы»);

- медведе ( «Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

- обезьяне ( «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);

- людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

К кому обращены эти слова?

( Ведущий читает фразы из басен И.А.Крылова. Задача- назвать персонаж, к которому обращены данные слова.)

-«Не оставь меня, кум милый!

  Дай ты мне собраться с силой…»

( к Муравью. «Стрекоза и Муравей»)

- « И полно, куманек! Вот невидаль: мышей!

Мы лавливали и ершей!»

(к Коту. «Щука и Кот»)

- « Послушай-ка, дружище!

   Ты, сказывают, петь великий мастерище!

   Хотел бы очень я

  Сам посудить, твое услышав уменье?»

(к Соловью. «Осел и Соловей»)

- « Стой , братцы, стой!- кричит Мартышка.- Погодите!

    Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…»

(к Ослу, Козлу, косолапому Мишке. « Квартет»)

- «Соседка, перестань срамиться,-

     Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?!»

( к Моське, «Слон и Моська»)

- « Соседушка, я сыт по горло».

( к Демьяну «Демьянова уха»)

     За правильный ответ игрок получает жетон.

« Угадай персонаж»

( Кто из героев басен сказал такие слова?)

- «Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глаза!»

                  ( Лисица, « Ворона и лисица»)

- «Все про очки мне  лишь налгали;

    А проку на волос нет в них»

                  ( Мартышка, «Мартышка и очки»)

-« Друзья! К чему весь шум?

  Я, ваш старинный сват и кум..»

                  ( Волк, «Волк на псарне»)

-« Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?»

                  ( Лисица, «Лисица и Сурок»)

- «Кумушка, мне странно это:

   Да работала ль ты в лето?»

                  ( Муравей, «Стрекоза и муравей»)

  За правильный ответ игрок получает жетон.

«Вспомним слово»

( Надо вспомнить пропущенные слово в названии басни)

- « Лягушка и ….» (Вол)

- «… и очки» (Мартышка)

- «Волк и …»(Ягненок), или ( Кукушка), или  (Волчонок),  или (Лисица)

- « Крестьянин и …» (Работник) или (Змея), или (Лисица), или (Разбойник)

- « Кот и …» (Повар)

- « Свинья под …»(дубом)

- «… голубя» (два)

- « Воспитание …» (льва)

За правильный ответ игрок получает жетон.

« Из какой это басни?»

(Вспомнить названия басен)

-« К кому-то принесли от мастера ларец ...» («Ларчик»)

- « Шли два приятеля вечернею порой

     И дельный разговор вели между собой» («Прохожие и собаки»)

- « Зубастой щуке в мысль пришло

     За кошечье приняться ремесло» («Щука и кот»)

- « Кошка … попалась в когти льву …» («Мышь и крыса»)

- « Голодная кума Лиса залезла в сад …» («Лиса и виноград»)

За правильный ответ игрок получает жетон.

« Мораль»

(Вспомнить названия басен, в которых была такая мороль)

- « Вперед чужой беде

    Не смейся, голубок!» (« Чиж и голубь»)

- « Уж сколько раз твердили миру,

     Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

     И в сердце льстец всегда отыщет уголок»  («Ворона и лисица»)

- « Когда в товарищах согласья нет,

     На лад их дело не пойдет,

     И выйдет из него не дело, только мука» (« Лебедь, Щука и Рак»)

- « Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

     А сапоги тачать пирожник:

    И дело не  пойдет на лад» («Щука и кот»)

- « Случается нередко нам

     И труд и мудрость видеть там,

     Где стоит только догадаться

     За дело просто взяться» («Ларчик»)

- « А вору дай хоть миллион-

     Он воровать не перестанет» («Крестьянин и лисица»)

- « Услужливый дурак опаснее врага» («Пустынник и медведь»)

- « Мы мастера учит других» («Совет мышей»)

За правильный ответ игрок получает жетон.

« Надо подумать!»

(Заглавия басен, которые стали крылатыми выражениями, задача- объяснить в каком случае можно их применить)

«Демьянова уха»,

«Мартышка и очки»,

«Тришкин кафтан»,

«Волк на псарне».

За правильный ответ игрок получает жетон.

« Крылатая фраза»

(Назвать фразы из басен Крылова, которые стали пословицами, поговорками)

- « Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

- «Как белка в колесе» («Белка»)

- « Не плюй в колодец пригодится, воды испить» («Лев и мышь»)

- «Каков пастух у стада» («Волк и волчонок»)

- «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок»)

- «Слона-то я и не приметил» («Слон и Моська»)

За правильный ответ игрок получает жетон.

«Пять вопросов - пять ответов»

( Надо подобрать ответ, который соответствует вопросу)

«Кумушка, мне странно это

Да работала ль ты в лето?»

                ( «Стрекоза и муравей»)

«До того ль, голубчик было? В мягких муравах у нас – песни, резвость всякий

Час, так что голову вскружило».

«Соседка. Перестань срамиться… - тебе ль с Слоном возиться?!»

              («Слон и Моська»)

«Не радуйся. Мой свет.. и не надейся попустому»

«Приятель, дорогой, здорово! Где ты был?»

              («Любопытный»)      

« Вот то-то мне и духу придает. Что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки»

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?

- Ведь кошка. Говорят, попалась в когти льву?»  («Мышь и крыса»)

« В кунсткамере. Мой друг, часа там три ходил ...»

«ну, что ж, Хавронья. Там ты видела такого?» («Свинья)

« Я не приметила богатства никакого»

 За правильный ответ игрок получает жетон.

« Первая и последняя»

( Игроки получают карточки. На которых написаны первые или последние строчки из басен И.А.Крылова. Угадать названия басен. )

- Да только воз и ныне там …(«Лебедь, Рак и Щука»)

- Уж сколько раз твердили миру … («Ворона и Лисица»)

- Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

- Из дальних странствий возвратясь …(«Лжец»)

За правильный ответ игрок получает жетон.

Та команда, которая больше всех набрала жетонов, выигрывает.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.А.Крылов. Басни. Стихотворения. Элиста, Калмыцкое кн-ое изд-во, 1979.-200с.
  2. Ж-л « Школьная библиотека»-№7,-2003.
  3. Ж-л «Читаем, учимся, играем»-№12,-2003.
  4. И.А.Крылов. Басни. -Изд-во «Советская Россия» Москва-1972.-128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"

ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....

Урок внеклассного чтения "Басни дедушки Крылова" 7 кл

в помощь педагогам коррекционных школ...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

Басни дедушки Крылова.

Презентация к уроку литературы по теме басни И.А.Крылова....

Басни "дедушки" Крылова

Цель: выявить специфические особенности басен И.А.Крылова  Задачи: 1) развитие навыка анализа художественного произведения;2) осознание роли и значения слова как главного средства создания х...

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова" для учащихся 5-х классов

Литературная викторина содержит занимательный материал по басням И.А. Крылова.Игра проводится в форме соревнований.Расчитана на учащихся 5--6-х классов....