Басни дедушки Крылова
материал (5 класс) на тему
Литературная игра, к 245-летнему юбилею И.А.Крылова, для 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni_dedushki_krylova.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
БАСНИ
ДЕДУШКИ КРЫЛОВА
(Литературная игра
к 245-летнему юбилею И.А.Крылова)
Зав.библиотекой
Тухватуллина ЭР
Басни дедушки Крылова
Подготовка:
В игре принимают участие 5-7 классы. Понадобятся: презентация, портрет, графические рисунки к басням, импровизированный музей дедушки Крылова ( фигурки зверей), книжная выставка « Ларец мудрости народа».
Цитата: « Его басни переживут века…!»
К.Батюшков
Библиотекарь: Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!
( М.Исаковский)
«Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети 19 века явилось басенное творчество И.А.Крылова- одного из крупнейших и самобытнейших писателей. Родился он в семье армейского офицера. Семья жила бедно. Грамоте он научился дома. Когда ему исполнилось 10 лет, умер отец, и семья лишилась последних средств существования. Ване в 11 лет пришлось идти работать. Работал канцеляристом в губернском суде, переписывал бумаги. Позже семья переехала в Петербург. Самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его творчество таит в себе огромное богатство, следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка» (Н. Скатов)
В условиях современного общества все больше нарастает внимание к истокам нашей русской культуры- литературе прошлого века. Именно поэтому мы вновь и вновь обращаемся классике.
Творчество И.А.Крылова изучено, наверное, в полном объеме. Иван Андреевич начал свою литературную деятельность, как драматург. Басни впервые появились в печати, когда ему было 37 лет. О них много говорили. Удивляло многих, как они были подписаны: « Нави Волырк», т.е. надо было читать все наоборот. Что получилось? (Крылов Иван). А басни изобрел не Крылов, их писали и в глубокой древности. До нас дошли короткие смешные рассказы, в которых назывались- моралью. 2500 лет тому назад жил в Древней Греции раб-Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Он открыл язык иносказаний, басни были написаны им в прозе, персонажи- животные, которые говорят, думают и действуют как люди. В баснях высмеиваются пороки.
В России басня стала распространяться в 18 веке. Басни писали В.Тредиаковский, М. Ломоносов, И.Дмитриев и др. В Индии басни возникли в 3-4 веках до н.э. Эти древние истории , так их называли, до сих пор живут. Потому, что в них мудрость народа, суть которой распространяется и на прошлое и на будущее.
О Крылове детям начинают рассказывать с самого раннего детства. Послушаем, что о нем говорили писатели.
1 ученик. Чинов я пышных не искал
И счастье в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе,-
Чин человека; в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой.
Его достойно сохранить
Считать одной неложной славой.
И.А.Крылов
«К другу моему»
2 ученик. « Его притчи- достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски: в их проделках между собою слышны проделки и обряды производств внутри России. Кроме верного звериного сходства. Которое у него до того сильно, что не только лисица, медведь, но и даже сам горшок поворачивается, как живой, они показывали в себе еще и русскую природу. Словом всюду у него Русь и пахнет Русью».
Н.В.Гоголь.
« В чем же, наконец, существо русской
поэзии и в чем ее особенности»
1 ученик. «Басне особенно посчастливилось на святой Руси, басня многим обязана Дмитриеву. Потом писали басни А.С.Пушкин, в.Измайлов… Но истинным своим творчеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и великий баснописец».
Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский
«Басни Ивана Крылова»
2 ученик. А.С.Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: « веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Он восхищался тем, как Крылов мог в нескольких строчках показать характер: «Какой-то муравей был силы непомерной…И даже хаживал один на паука». Эти строки особенно нравились Пушкину.
1 ученик. Есть дача за Невой.
Верст двадцать от столицы,
У Выборгской столицы,
Близ Парголы крутой-
Поэт, лентяй, счастливец
И тонкий философ,
Мечтает там Крылов
Под тению березы
О басенных зверях
И рвет парнасски розы
В приютских лесах.
К.Н.Батюшков
Послание к А.И.Тургеневу
2 ученик. Где нужно, он навесть умеет
Свое волшебное стекло,
И в зеркале его яснеет
Суровой истины чело.
Весь мир в руках у чародея,
Все твари дань ему несут,
По дудке нашего Орфея
Все звери пляшут и поют.
П.А. Вяземский
Отрывок из стихотворения к юбилею И.А.Крылова
(Ученики читают басни Крылова «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица»)
Библиотекарь. Начинаем нашу игру с «Музея дедушки Крылова».
Надо назвать басни, в которых живут эти звери.
На столе расставлены фигурки зверей и птиц.
Назовите басни Крылова о:
- лисе ( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);
- волке ( «Волк и ягненок», «Лев и волк», «Волк и пастух», «Волк и овцы»);
- медведе ( «Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);
- обезьяне ( «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);
- людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).
К кому обращены эти слова?
( Ведущий читает фразы из басен И.А.Крылова. Задача- назвать персонаж, к которому обращены данные слова.)
-«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…»
( к Муравью. «Стрекоза и Муравей»)
- « И полно, куманек! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей!»
(к Коту. «Щука и Кот»)
- « Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище!
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав уменье?»
(к Соловью. «Осел и Соловей»)
- « Стой , братцы, стой!- кричит Мартышка.- Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…»
(к Ослу, Козлу, косолапому Мишке. « Квартет»)
- «Соседка, перестань срамиться,-
Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?!»
( к Моське, «Слон и Моська»)
- « Соседушка, я сыт по горло».
( к Демьяну «Демьянова уха»)
За правильный ответ игрок получает жетон.
« Угадай персонаж»
( Кто из героев басен сказал такие слова?)
- «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глаза!»
( Лисица, « Ворона и лисица»)
- «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них»
( Мартышка, «Мартышка и очки»)
-« Друзья! К чему весь шум?
Я, ваш старинный сват и кум..»
( Волк, «Волк на псарне»)
-« Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?»
( Лисица, «Лисица и Сурок»)
- «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
( Муравей, «Стрекоза и муравей»)
За правильный ответ игрок получает жетон.
«Вспомним слово»
( Надо вспомнить пропущенные слово в названии басни)
- « Лягушка и ….» (Вол)
- «… и очки» (Мартышка)
- «Волк и …»(Ягненок), или ( Кукушка), или (Волчонок), или (Лисица)
- « Крестьянин и …» (Работник) или (Змея), или (Лисица), или (Разбойник)
- « Кот и …» (Повар)
- « Свинья под …»(дубом)
- «… голубя» (два)
- « Воспитание …» (льва)
За правильный ответ игрок получает жетон.
« Из какой это басни?»
(Вспомнить названия басен)
-« К кому-то принесли от мастера ларец ...» («Ларчик»)
- « Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой» («Прохожие и собаки»)
- « Зубастой щуке в мысль пришло
За кошечье приняться ремесло» («Щука и кот»)
- « Кошка … попалась в когти льву …» («Мышь и крыса»)
- « Голодная кума Лиса залезла в сад …» («Лиса и виноград»)
За правильный ответ игрок получает жетон.
« Мораль»
(Вспомнить названия басен, в которых была такая мороль)
- « Вперед чужой беде
Не смейся, голубок!» (« Чиж и голубь»)
- « Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и лисица»)
- « Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука» (« Лебедь, Щука и Рак»)
- « Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад» («Щука и кот»)
- « Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться» («Ларчик»)
- « А вору дай хоть миллион-
Он воровать не перестанет» («Крестьянин и лисица»)
- « Услужливый дурак опаснее врага» («Пустынник и медведь»)
- « Мы мастера учит других» («Совет мышей»)
За правильный ответ игрок получает жетон.
« Надо подумать!»
(Заглавия басен, которые стали крылатыми выражениями, задача- объяснить в каком случае можно их применить)
«Демьянова уха»,
«Мартышка и очки»,
«Тришкин кафтан»,
«Волк на псарне».
За правильный ответ игрок получает жетон.
« Крылатая фраза»
(Назвать фразы из басен Крылова, которые стали пословицами, поговорками)
- « Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
- «Как белка в колесе» («Белка»)
- « Не плюй в колодец пригодится, воды испить» («Лев и мышь»)
- «Каков пастух у стада» («Волк и волчонок»)
- «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок»)
- «Слона-то я и не приметил» («Слон и Моська»)
За правильный ответ игрок получает жетон.
«Пять вопросов - пять ответов»
( Надо подобрать ответ, который соответствует вопросу)
«Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето?» ( «Стрекоза и муравей») | «До того ль, голубчик было? В мягких муравах у нас – песни, резвость всякий Час, так что голову вскружило». |
«Соседка. Перестань срамиться… - тебе ль с Слоном возиться?!» («Слон и Моська») | «Не радуйся. Мой свет.. и не надейся попустому» |
«Приятель, дорогой, здорово! Где ты был?» («Любопытный») | « Вот то-то мне и духу придает. Что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки» |
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Ведь кошка. Говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и крыса») | « В кунсткамере. Мой друг, часа там три ходил ...» |
«ну, что ж, Хавронья. Там ты видела такого?» («Свинья) | « Я не приметила богатства никакого» |
За правильный ответ игрок получает жетон.
« Первая и последняя»
( Игроки получают карточки. На которых написаны первые или последние строчки из басен И.А.Крылова. Угадать названия басен. )
- Да только воз и ныне там …(«Лебедь, Рак и Щука»)
- Уж сколько раз твердили миру … («Ворона и Лисица»)
- Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
- Из дальних странствий возвратясь …(«Лжец»)
За правильный ответ игрок получает жетон.
Та команда, которая больше всех набрала жетонов, выигрывает.
ЛИТЕРАТУРА
- И.А.Крылов. Басни. Стихотворения. Элиста, Калмыцкое кн-ое изд-во, 1979.-200с.
- Ж-л « Школьная библиотека»-№7,-2003.
- Ж-л «Читаем, учимся, играем»-№12,-2003.
- И.А.Крылов. Басни. -Изд-во «Советская Россия» Москва-1972.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"
ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....
Урок внеклассного чтения "Басни дедушки Крылова" 7 кл
в помощь педагогам коррекционных школ...
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...
Басни дедушки Крылова.
Презентация к уроку литературы по теме басни И.А.Крылова....
Басни "дедушки" Крылова
Цель: выявить специфические особенности басен И.А.Крылова Задачи: 1) развитие навыка анализа художественного произведения;2) осознание роли и значения слова как главного средства создания х...
Литературная викторина "Басни дедушки Крылова" для учащихся 5-х классов
Литературная викторина содержит занимательный материал по басням И.А. Крылова.Игра проводится в форме соревнований.Расчитана на учащихся 5--6-х классов....