Басни "дедушки" Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель: выявить специфические особенности басен И.А.Крылова
Задачи:
1) развитие навыка анализа художественного произведения;
2) осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного образа.
3) создание условия для формирования интереса к басенному творчеству Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni_dedushki_krylova.rar | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: « Басни «дедушки» Крылова» .
(СЛАЙД №1)
Цель: выявить специфические особенности басен И.А.Крылова
Задачи:
1) развитие навыка анализа художественного произведения;
2) осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного образа.
3) создание условия для формирования интереса к басенному творчеству Крылова;
Оборудование: мультимедийная презентация с использованием интерактивной доски, басни Крылова И.А.
Его басни переживут века
К.Н.Батюшков
Ход урока
Учитель: о ком слова К.Н.Батюшкова? Почему у Батюшкова была уверенность в том, что басни И.А.Крылова переживут века? СЛАЙД №2
Учитель: великого русского баснописца И.А.Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. Образ дедушки Крылова возникает в детском воображении. Он неожиданно появляется где – то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. В ту пору мы даже не задумываемся над тем, кто он – писатель ли, драматург, баснописец…сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями.
- Что такое басня? Перечислите её жанровые особенности? СЛАЙД №3
- Вы назвали характерной чертой басни мораль. Что это такое?
Работа с интерактивной доской. Узнайте басню по морали. Объясните её смысл. СЛАЙД №4 - 11
1)Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все научные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
2)Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона! («Слон и Моська»)
3)У сильного всегда бессильный виноват («Волк Ягнёнок»)
4)Невежа судит точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и жемчужное яйцо»)
Учитель: дома вы должны были прочитать басню «Стрекоза и Муравей». Ученик читает наизусть.
Беседа: СЛАЙД №12
- Объясните смысл басни?
- Давайте подумаем, что такое страшное совершила Стрекоза?
- Ну пела, плясала, но ведь не делала зла. А Муравей – трудолюбивый, честный, справедливый, рассудительный – положительный герой, но оказался по отношению к Стрекозе жестоким. За легкомыслие, недальновидение «попрыгунью» он наказывает неизбежной смертью. Почему?
- Против чего направлена басня? Что главное в жизни?
Учитель: басни Крылова были хорошо известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими ослами, воронами, волками показал человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над человеческой глупостью, он осмеивал и осуждал пороки.
- Как называется такой приём? (аллегория) Приведите примеры.
Учитель: Прочитайте выразительно басню «Ворона и лисица». Покажите аллегорию в басне.
Сравните иллюстрации к басне разных художников. Какой рисунок вам понравился больше и почему? СЛАЙД №13
Учитель: на доске рисунок. Подскажите, к какой басне он? Правильно, «Квартет» СЛАЙД №14
- Что обозначает это слово? Часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых 2 скрипки, альт и виолончель.
Выразительное чтение басни.
Беседа:
- Из кого состоит этот квартет? Выбор этих героев не случаен. Чтобы долго не останавливаться на присущей каждому персонажу характеристике, автор знакомит с действующими лицами, которые одним своим названием могут рассказать читателю о самом главном в его характере. Поэтому каждый из участников квартета по – своему знаменит.
- Мартышка. Назовите черты характера, свойственные её. Как Крылов называет её? В разговорной речи русские люди иногда употребляют выражение «мартышкин труд», что означает труд бесполезный.
- Осёл. Также далёк от музыки. Длинные уши и знаменитый ослиный голос – уже достаточная музыкальная характеристика.
- Козёл.
- Медведь. Не выдался тоже талантом. Какое устойчивое выражение вы знаете о его таланте? (медведь на ухо наступил). Что это значит? Как его называет Крылов?
- Как развиваются события басни?
Учитель: герои нашли ноты и соответствующие инструменты: бас, альт, две скрипки. Не без умысла подобраны инструменты – все они смычковые, для камерного оркестра и уж совсем не подходят для неуклюжих лап. СЛАЙД №15
- Что главное для них?
- Какая фраза подчёркивает самонадеянность героев? (пленять своим искусством свет)
- Что происходит дальше?
- Что за мысль осенила тугодумного Осла?
- Кто мог рассудить бесконечные споры?
- В чём мораль басни?
Учитель: как вы думаете, Иван Андреевич был хорошим музыкантом? СЛАЙД №16
Действительно, Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.
Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А.П.Бородина. О чём рассказывает слушателям музыка квартета?
- Какое выражение из басни «Квартет» стало крылатым? В каких случаях мы используем это выражение?
- Приведите примеры крылатых выражений? (А Васька слушает да ест; как белка в колесе, ворона каркнула во всё воронье горло; Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку; когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт и другие.
Работа с интерактивной доской. «Отгадай героя басни». СЛАЙД №17
Учитель: ещё в Древнем Риме поклонники таланта какого – то поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появился новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по – латыни означало «одеяло из цветных лоскутов». Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой. СЛАЙД № 18
Давайте прочитаем центон, предложенный вам, и отгадаем: из каких произведений Крылова взяты эти строки?
Мартышка, в Зеркале, увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой,
И говорит ему: «Послушай – ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище!
Спой, светик, не стыдись!
Не даром говорится,
Что дело мастера боится».
Медведь взревел – и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козлёнком,
То не путём мяукал он котёнком.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
Ответ: «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец», «Волк и Журавль».
Подведение итогов уроков.
Домашнее задание: «Проба пера». Напишите басню, используя в качестве морали народные пословицы «Чтобы съесть, надо в воду лезть», «На языке – мёд, а на сердце – лёд» СЛАЙД №26