Проведение праздника "Здравствуй Масленица"
материал (5 класс) по теме
Представляю материал по проведению праздника " Масленица" . Дано полное описание праздника с проведением компьютерной презентации, мастер-класса по изготовлению кукол из ниток, оформление дворов, угощение гостей блинами собственного изготовления, проведением игр с детьми, конкурсов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_prazdnika_maslenitsa.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник «Здравствуй Масленица»
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Цели и задачи занятия
- Конспект занятия
- Список используемой литературы
Пояснительная записка
Данная разработка предназначена для учащихся творческих коллективов
декоративно-прикладного направления системы дополнительного образования детей.
Описание занятия-праздника «Масленица!» сделано с таким расчетов, чтобы создать у детей игровой настрой, помогающий раскрыть способности ребят, научить их совместным действиям, проявлять выдержку, находить нестандартные решения. Поэтому, подбирая игры, задания, темы для беседы за праздничным столом, взрослые должны ориентироваться на способности ребят и их интересы. Надо уже при подготовке к празднику заложить в его проведение не одно лишь шумное праздничное веселье, но и определенную часть ненавязчивой полезной познавательности. Дети естественно включаются в праздничную атмосферу и с удовольствием участвуют в конкурсах, играх.. Весь праздник должен проходить быстро, весело, динамично.
Занятие проводится в виде праздника, предусмотренного в разделе «Экскурсии в музеи, посещение выставки по ДПИ, проведение праздников» общеобразовательной программы
«Чудеса из бисера». Направленность программы - художественно-эстетическая. Образовательная программа «Чудеса из бисера» рассчитана на 2 года обучения для детей возраста 10-13 лет.
Цель программы: Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка через занятия по бисерному рукоделию.
Цель занятия:
Познакомить учащихся со значением и смыслом праздника «Масленица».
Задачи:
Обучающие:
- Создать у учащихся игровой настрой, помогающий раскрыть художественные способности ребят.
- Научить их совместным действиям, проявлять выдержку, находить нестандартные решения.
- Научить выполнять куклы – мартинки из ниток.
- Научить исправлять, допущенные недочеты при изготовлении куклы – мартинки из ниток.
Развивающие:
- Развить внимание, воображение.
- Развить мелкую моторику рук
- Развить творческий потенциал и фантазию.
- Способствовать развитию познавательной, творческой и мыслительной активности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать
- самостоятельно и в группе.
- Воспитать упорство в достижении цели, терпение, аккуратность, усидчивость.
- Воспитать доброжелательность, чувство товарищества.
Наглядный материал и методические пособия
• Методическая подборка учителя «О проведении праздника Масленица».
• Инструкционная карта по изготовлению куклы - мартинки из ниток.
• Готовые куклы - мартинки.
• Подготовленная учителем компьютерная презентация «Здравствуй, Масленица!»
Оборудование и материалы.
• Инструкционная карта по изготовлению куклы;
• Шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона, крючок для вязания, ленточка;
• Компьютер;
• Экран и проектор для показа презентации.
Подготовительная работа до проведения занятия:
1. Встреча и знакомство с учащимися и их родителями.
2. Распределение учащихся по творческим командам (оформители, участники художественной самодеятельности и т.д.).
2. Разработка сценария праздника «Масленица!».
3. Подбор материала и заданий в библиотеке.
4. Подготовка оформления и реквизита дворов.
5. Подготовка праздничных игр.
6. Изготовление костюмов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Учащиеся занимают свои места. Обсуждение темы занятия.
Основной момент.
План праздника:
1. Компьютерная презентация «Здравствуй, Масленица!»
2. Мастер-класс по изготовлению куклы - мартинки из ниток.
3. Проведение праздника «Масленица!».
- Компьютерная презентация «Здравствуй, Масленица!»
- Мастер-класс по изготовлению куклы - мартинки из ниток.
Цель мастер - класса: представление алгоритма работы по изготовлению куклы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей куклы Мартинички.
- Научить учащихся технике изготовления куклы из ниток.
- Способствовать развитию воображения учащихся при оформлении кукол.
Основные этапы мастер- класс
1. Вводная часть
Небольшой рассказ: Немного о кукле мартинке.
Название Мартинки уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею закликали весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. А рядом ребятишки пели веснянки и играли с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.
В веснянках обстоятельно перечислялись блага, которые ждут от наступающего
весеннего тепла и лета: главным было ожидание здоровья.
Ой, вы жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье,
Первое - коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Их вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Мартинки - это соединенные пояском две куколки, скрученные из ниток - белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет - олицетворяют ярую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев. Кроме этого они имели и ритуальное значение. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров: куколку- девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно, и цвета ниток стали намного разнообразнее. Мартинки дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде.
2. Практическая работа. Изготовление куклы по инструкционной карте.
Для изготовления куклы нам понадобятся: нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона, крючок для вязания, ленточка.
Учащиеся не только осваивают секреты традиционного ремесла: как изготовить куклу своими руками, но и узнают о роли и значении кукол в жизни русского народа. Учатся работать с пряжей, узнают о видах пряжи, тем самым, вовлекаясь в процесс обучения вязанию. Им нравится, что куклу мартинку можно изготовить всего за несколько минут. Они проявляют свою фантазию и творческие способности при оформлении куклы. Все это раскрывает у детей художественные способности, помогает развитию творческого потенциала, развивает фантазию.
Можно выполнить куклу – мартинку из других материалов: бумажных салфеток, тесьмы.
3.Заключительная часть. Подведение итогов, совместное обсуждение.
Итог занятия:
- Что Вы запомнили из рассказа о кукле - мартинки?
- Из каких материалов можно выполнить куклу?
- Из каких деталей она состоит?
3. Проведение праздника «Масленица!».
Класс празднично украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты. Обязательно - изделия русских промыслов, самовар. Главное украшение класса – обрядовая кукла «Масленица», а также дворы, празднично украшенные самими учащимися. Простор для фантазии в деле украшения дворов для учащихся велик – лишь бы празднично и каждый двор радовал глаз.
Ведущий:
Внимание! Внимание! Дорогие девочки и мальчики, уважаемые взрослые. Сегодня у нас проводится праздник «Масленица!».
Наша Масленица пришла,
Щедрая Масленица,
Будем в игры играть,
Блинами объедаться,
Сердечно радоваться.
Праздник начинается встречей Масленицы – чучела из соломы и тряпок на палке. Героиню праздника показывают всему классу.
Воспитанники идут свободной группой - это ряженные, приходящие в дом с колядками «славить» (колядка, или колядная песня, - это торжественная песня – величание в честь хозяев дома). У каждого в руках свистульки, трещотка, бубен, румба, стиральная доска, ложки и т.д. Пританцовывают и играют на музыкальных «инструментах».
Ведущий ходит с детьми. Родители могут вместе с ребятами отправиться колядовать. Для этого надо подпевать ребятам самые простые колядки, распевно их произносить, приговаривать и напевать. Дом, в который приходили с поздравлением, воображали богатым и полным достатка. Это не реальное богатство, не то, чем владели в доме, а то которое сулили. Обычай обязывал угощать певцов. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру. Колядовщики - певцы (чаще всего дети) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
Двор 1. «В гостях у богатого и доброго мужика».
Учащиеся подходят к первому двору говорят полуречитативом:
(начало)
Вот ходили мы,
Вот искали мы,
По проулочкам,
По закоулочкам.
Вот Потаповых двор.
Дети кланяются хозяевам и говорят:
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
или хлеба ломтину,
или денег полтину,
или курочку с хохлом
Петушка с гребешком!...
или сена клок,
или вилы в бок.
Это угроза: мало собрать сена в грядущем году, но и по неосторожности пострадать в летних работах.
Ведущий загадывает ребятам загадки, а ребята отгадывают:
Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце).
Никто его не видит, а всякий его слышит, без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо).
Прилетела пава, села на славу, распустила перья для всякого зелья. (Весна)
Без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз)
Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
В году у дедушки четыре имени. (Весна, лето, осень, зима)
Шкура лежит, а сама до воды бежит. (Тающий снег)
Две Палашки бегут в лесок, загнув носок. (Лыжи)
За каждый правильный ответ – жетон (кружок цветной бумаги – «широкая масленица»). Поощряются загадки, загаданные кем-то из гостей. Кто больше набирает жетонов – тому вручается приз! Колядующие непременно получают что-то съестное: сладости, орехи, печенье.
Двор 2. Учащиеся подходят ко второму двору говорят:
«Иванов двор» (далее говорком):
Вот ходили мы,
Вот искали мы,
По проулочкам
По закоулочкам.
Вот Иванов двор
У Ивана на дворе
Да три терема стоят.
Дети кланяются хозяевам и говорят:
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
Большого здоровья!
С новым урожаем!
С вкусными блинами!
Ведущий:
Кто больше знает пословиц и поговорок (побеждает тот, кто назовет последнюю).
Не житье-бытье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Блин - не клин, брюхо не расколет.
Блин не поле, пузо не продавит.
И готово, да бестолково.
Работа да руки – надежные в людях поруки.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Терпение и труд все перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Смелость города берет.
Кто рано встает, тому бог подает.
Что посеешь, то и пожнешь.
Мал золотник, да дорог и др.
За каждый правильный ответ – жетон (кружок цветной бумаги в виде «солнышка»). Поощряются пословицы и поговорки, загаданные кем-то из гостей. Кто больше набирает жетонов – тому вручается приз! Колядующие непременно получают что-то съестное: сладости, печенье.
На Масленицу устраивали разные игры.
Игры
Праздник «Масленица» - веселый праздник проводов зимы. Хорошо бы выйти на улицу, полепить снежных баб, а так как у нас праздник проводится в классе - учащиеся вместе с родителями и педагом начинают играть в игры, где все могут проявить свою фантазию, выдумку, а взрослые вспомнить свое детство, порадовать ими и увлечь ребят.
Ведущий:
А ну, колядовщики! Выходи! Не стесняйся!
В силе да в ловкости посостязайся!
Учащиеся играют в следующие игры. Игры уместны весенние:
1. Масленичные бои. Петухи 2. Двое ребят встают на скамейку друг против друга. Им дают в руки подушки. Побеждает тот, кто собьет противника. Победитель получает приз.
2. Игра «Перетягивание каната». Ведущий вытаскивает канат, свитый из тонких веревок или лент. На полу или на земле проводится черта. Все делятся на 2 равные команды, встают на одинаковое расстояние от черты и стараются перетянуть канат на свою сторону, чтобы команда соперников вся заступила за черту. Побеждает та команда, которая смогла перетянуть на свою сторону всех соперников.
3. Игра «Ручеек».
В игре участвуют как мальчики, так и девочки. Играющие встают парами друг за другом. Среди этих пар есть третий лишний – водящий. Водящий, наклоняясь, проходит по всей цепочке до начала ряда, выбирает девочку или мальчика себе в пару. Но в цепочке случается сбой, так как водящий разбивает пару и вдвоем они переходят в начало ряда, где встают впереди предыдущей пары, а кто остается, становится водящим. Игра повторяется.
4. Игра «Дударь»
Ребята встают в круг. Посередине сидит на корточках Дударь. Учащиеся водят вокруг него хоровод со словами:
Дударь – дударь – дударище,
Старый, старый - старичище.
Его во колоду, его во сырую.
Дударь, дударь, что болит?
Дударь отзывается: «Голова!»
Ребята кладут руки на головы друг другу и с теми же словами продолжают движение по кругу. Дударь может назвать другую часть тела, но на третий раз Дударь должен сказать:
«Ничего не болит». Ребята разбегаются, а Дударь их ловит. Кого поймает, тот и Дударь.
После того как учащиеся вместе с родителями набегались, напрыгались, наигрались, ведущий приглашает за праздничный стол. Из угощения – обязательны блины.
Для вас готово угощенье,
Всем на удивленье!
На блины всех приглашаем,
Сладким чаем угощаем!
В приготовлении блюд, их оформлении, украшении самое активное участие принимают девочки и мальчики, а также их родители. За столом предлагается устроить
- викторину, а примут в нем участие все ребята:
Что встречает Масленица? (Весну).
А что провожает? (Зиму).
Что является символом Масленицы? (Блины).
Сколько дней продолжалась Масленица? (Семь)
Как назывался первый день масленичной недели? (Встреча)
В какой день недели ходили к теще на блины? (В среду, на лакомку.)
А в какой день недели устраивали кулачные бои, взятие снежной крепости, перетягивание каната? (В четверг, он назывался разгул, четверг широкий.)
Как назывался предпоследний день недели? (Золовкины посиделки.)
Какой день недели носил название «заигрыша»? (Вторник).
2. конкурс на лучший самый большой (маленький), самый фигурный, самый… блин, а вкусовые качества блина подскажут нам после его опробования.
Дети берут чучело Масленицы, обходят класс и уносят его, а ребята кричат:
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай, Масленица!
Завершить Масленицу обязательно прощальным ритуалом. Со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, затем целуются. Один из родителей – мама или папа, использовав свои актерские таланты: переодевшись и загримировавшись в клоуна, появляются перед учащимися с прибаутками, шутками, скороговорками и подарками. Вознаграждением им будет искренняя радость ребят, веселый праздник в классе они запомнят надолго.
Подведены итоги работы и обсуждены творческие планы на будущее.
Литература:
- Сценарии «Праздники в школе»- Витебск: «Педагог», 1993г.
- Л.Е. Лавренова «Детские Праздники в школе и дома»- СПб.:«Паритет», 2002г.
- Журнал – «Вместе с детьми», игрушки-самоделки, Куклы из ниток. Т.Лаврик г.Краснояр
- Празднование масленицы, масленица, масленница
Масленица — праздник, который отмечали еще наши предки-славяне. Непременными атрибутами веселий являлись румяные блины.
mirsovetov.ru›Праздники›pancake-week.html
У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».
prazdniktebe.ucoz.ru›publ…prazdnikov…maslenica…3…1
- Яндекс.Картинки: найдено 78 тыс. картинок images.yandex.ru›праздник масленица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"
В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...
Рекомендуемые игры на свежем воздухе во время проведения праздника "Масленица"
В этой разделе описаны подвижные игры на свежем воздухе для детей...
Конспект проведения праздника "Широкая Масленица"
Драгоценный клад оставили нам наши предки. Не забыть бы его, не растратить бы красоту народных праздников....
Положение и сценарий проведения праздника "Масленица"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднику "Масленица"...
положение о проведении открытого внеклассного мероприятия "Широкая Масленица"
спортивное мероприятие, посвященное празднику Масленица...
Проведение праздника "Масленицы"
Потеха для учащихся 5- 11 классов. Проведение -улица. Праздник включает в себя участие ребят в различных станциях,где они выполняют разнообразные задания. Задания 5-8 классов несколько оличаются от за...