День подснежника
методическая разработка по теме

Самсонова Надежда Валентиновна

Интеллектуально- познавательная игра для начальной школы. С целью воспитания экологической культуры и любви к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_podsnezhnika.docx235.45 КБ

Предварительный просмотр:

День Подснежника

Интеллектуально – познавательная игра

Цель:

  • осветить вопрос о необходимости сохранения первоцветов в природе, об угрозе исчезновения редких растений;
  • формировать экологическое мировоззрение,

            экологическое сознание;

  • воспитание экологической культуры и любви к природе.

Подготовка:

  • Провести конкурс рисунков  и поделок «Первоцветы».
  • Подготовить мини – открытки формата А4  с заголовком:

19 апреля – День подснежника

Стихотворение о нём и картинка-

                       развесить их на двери каждого кабинета.

  1. Выпустить газету о подснежниках с рубриками:
  •  «Подснежник и его родня».
  • Виды подснежников (иллюстрации с названиями).
  • Легенда о подснежнике.
  • Стихи о подснежнике.
  • Загадки о нём и первоцветах( Весенние загадки)
  • Викторина…

  1. Интеллектуально – познавательная игра
  • От каждого класса команда (6 человек) и название.
  • «Кричалка» от класса по данной теме.
  • Учителя первых классов садятся экспертами в другие классы

  1. Обязательная форма – белый верх одежды.

Ход мероприятия:

(До начала праздника идёт слайд – шоу с фотографиями подснежников и звучит музыка П.И. «Подснежник»)

Ведущий: Дороги ребята! Уважаемые взрослые! Очень рады видеть вас на нашей игре. Просим команды занять свои места.

Проведём перекличку: 1-й «А», 1-й «Б» ….

(каждая команда говорит  своё название и Кричалку»)

 И мы начинаем…

                      В нашем календаре 19 апреля – является Днём  

                      Подснежника. Нам показалось, что это событие

                      незаслуженно проходит незаметно для всех, и мы

                      решили исправить эту ошибку.  А недавно мы

                      получили звуковое письмо. Послушайте:  кто его

                     написал?

СЛАЙД №1

 ПИСЬМО ПОДСНЕЖНИКОВ

( Идёт слайд – шоу и голоса за кадром читают «Письмо подснежников»)

Цветем мы в вешней роще

Который год подряд...

Вам пишет эти строчки

Подснежников отряд.

Ребята! Мы таимся -

Понятен наш испуг?

Ребята! Мы боимся

Холодных цепких рук.

Ведь могут - что уж проще! -

Сломать, сорвать и даже

Нас увезти из рощи

На рынок, на продажу.

Напрасны птичьи крики

Над теплою землей.

В печальной "Красной Книге"

Мы nуть окончим свой.

Земля в зеленом цвете

Прекрасна и добра.

Цветы спасайте, дети:

Пора, пора, пора!

Ведущий: Теперь догадались, почему этот праздник просто

                       необходим  и не только в школе, и в нашей стране?  Апрельские газеты и   интернет пестрят снимками людей, которые рвут подснежники огромными сумками, коробками, камазами… А ведь эти цветы занесены в Красную Книгу. Многие виды подснежников находятся на грани исчезновения. Покупая цветы у браконьеров,  мы даём своё молчаливое согласие на их истребление.              

А  знаете ли вы, как он выглядит? Я думаю, многие  из вас очень удивятся, когда  их увидят.

1 этап

Первоцветы

      Презентация «Первоцветы»

СЛАЙД №2 – 21

Ведущий: Внимательно ли вы смотрели? Узнаете ли вы первоцветы в загадках?

Загадки о первых весенних цветах:

  • На зелёной крупной ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

                                                (Одуванчик)

  • Первоцвет весенний.

Желтенький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

                                              (Мать- и мачеха)

  • Из – под снега расцветает

Раньше всех весну встречает.

                                               (Подснежник)

  • Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

                                                          (Подснежник)

  • Первым вышел из земли на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

                                                                   (Подснежник)

  • Из – под снега вылез друг

И весной  запахло вдруг.

                                               (Подснежник)

Ведущий: Как мы убедились, у нас в России подснежниками называют любые ранне-весенние (первоцветы) цветы: трепетные медуницы и вереница, галантус  и анемона, сон – трава и крокусы, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска...  Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками, снегурками… Они могут быть голубыми, желтыми, белыми…  Всего насчитывают около 20 видов подснежников. Но среди них есть особенный цветок, который и стал символом этого праздника:

2 этап

Подснежник

Презентация «Подснежник» в вопросах

СЛАЙД №22– 31

  1. Праздник какого подснежника отмечают  в этот день?
  • Голубого
  • Жёлтого
  • Белого
  1. Научное название этого цветка?
  • Галантус
  • Галантный
  • Галактион

Название цветка произошло от слов "гала" - молоко и "антус" -  цветок,«молочный цветок» или цветок белого цвета(галантус).

"Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снежинка, у  немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира.

  1. В какой стране  в этот день (19 апреля) особенно трепетно обходятся с цветами: подпушивают их и пересаживают в праздничные горшки?
  • Во Франции
  • В Англии
  • В России

Англичане отмечают его не так давно, около 20 лет.

  1. Какой месяц считается месяцем цветения подснежников?
  • Март
  • Апрель
  • Май

  1. По легенде, покидая рай  Ева что-то уронила на Землю и на этом месте выросли подснежники. Что уронила Ева?
  • Ожерелье
  • Кольцо
  • Слёзы

Учитывая этот факт, подснежники не только первые весенние цветы, но и вообще первые цветы на Земле.

  1. Почему подснежники спешат?
  • Торопятся к празднику
  • Созрела корневая система
  • Бояться жары

Оказывается, что корешки, корневища и луковица этого растения начинают   расти осенью и растут всю зиму. Достаточно первых солнечных лучей, чтобы цветы распустились.

  1.  В какой сказке эти цветы искали в декабре? (12 месяцев)

  1. Рассмотрите картинки . Под каким номером вы узнали «галантус»?

1                   2

3                      4

  1. Какой композитор очень любил эти цветы и посвятил им своё произведение ?
  • Моцарт
  • Чайковский (вы сейчас его слышите)
  • Вивальди

Ведущий: пока жюри считает баллы, предлагаем посмотреть вам  маленький спектакль. Очень хочется знать ваше мнение: правильно ли поступил герой в этой истории?

3 этап

Экологическая тревога

Красная книга

Сценка «Подснежник»

Сказка-инсценировка ко Дню подснежника 19 апреля

Действующие лица:

Подснежник.

Солнышко.

Тучки.

Ветер.

Воробей.

Мальчик.

На лесной полянке растет Подснежник. Пригревает солнышко – гладит Подснежник то с одной, то с другой стороны. Подснежник просыпается, потягивается.

Солнышко. Просыпайся, весна наступила!

Подснежник. А кто я?

Солнышко. Ты – Подснежник.

Подснежник. А зачем я?

Солнышко. А вот это ты должен понять сам. Вот я – Солнышко, дарю всем свет и тепло. Все радуются.

Подснежник. Но я не умею светить и дарить тепло. Значит, я никому не нужен?

Тучки закрывают Солнышко.

Подснежник. Ой, а где же Солнышко?

Тучки. Мы его закрыли.

Подснежник. А кто вы?

Тучки. Мы – Тучки.

Подснежник. А для чего вы нужны?

Тучки. Мы всех поим, поливаем, помогаем расти. Хочешь дружить с нами?

Подснежник. Но я не умею поливать и растить.

Летит Ветер, Тучки улетают. Подснежник раскачивается, закрывается от ветра.

Подснежник. Зачем ты так дуешь?

Ветер. Я – Ветер. Я гоняю тучи, чтобы они напоили всю землю. Я очень нужный. Хочешь, полетели со мной.

Подснежник (пробует дуть, как Ветер). У меня не получается дуть.

Ветер. Ну, тогда пока, мне некогда!

Ветер улетает, прилетает Воробей. Весело чирикает, летает по полянке. Замечает Подснежник.

Воробей. Чик-чирик, чик-чирик! Привет, Подснежник! Чего грустишь?

Подснежник. Я не знаю, для чего я нужен.

Воробей. Может, ты умеешь летать и чирикать, как я? От этого всем становится весело! Чик-чирик, чик-чирик!

Подснежник (пробует летать, но у него ничего не получается). Нет, я не умею.

Воробей. Ну, тогда прощай, я спешу!

Подснежник (расстроенно). Ничего я не умею! Ни светить, ни поливать, ни даже чирикать. (Садится на корточки, грустит.)

На полянке появляется мальчик, который горько плачет. Подснежник подходит к нему, гладит по головке, жалеет.

Подснежник. Что с тобой, тебя кто-то обидел?

Мальчик (продолжая всхлипывать). Нет.

Подснежник. Почему же ты плачешь?

Мальчик. Скоро у мамы день рождения, а я так и не придумал, что подарить маме. Мне так хотелось сделать ей сюрприз.

Подснежник. Не плачь, я что-нибудь придумаю. (Ходит по сцене, думает. Нерешительно:)

– А что если... А что если ты подаришь меня?

Мальчик (удивленно). Тебя?

Подснежник. Ну да, меня. Ведь я же цветок, хоть и маленький.

Мальчик (радостно). Вот здорово! Как же я сразу не догадался! Моя мама так любит цветы! Я нарисую тебя и подарю маме! Спасибо тебе, ты мне так помог!

Подснежник. Я?

Мальчик. Ну, конечно!

Подснежник. Значит, я тоже могу быть чем-то полезным?

Мальчик. Конечно, можешь. Каждый делает  то, что умеет, – кто-то поит, кто-то греет, кто-то радует нас своей красотой, как ты.

На сцену выходят все участники инсценировки, становятся возле Подснежника, берутся за руки. По очереди читают строки стихотворения.

Ничего, что не вышел ты ростом, –

Каждый может полезным стать.

И малыш будет выглядеть взрослым,

Если станет другим помогать.

1-й: Нарисуй портрет цветка:

Подснежника, ромашки,

Незабудки, василька,

Да, хотя бы кашки!

Но не тронь его,

Не рви-

Сядь тихонько рядом,

Этот миг останови

Терпеливым взглядом!

2-й: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

СЛАЙД №32 – 33

Ведущий:  Какое верное решение нашёл малыш в этой ситуации?

                                                                                     -Нельзя рвать цветы!

Человек – единственный зоологический вид  на планете, который пытается нарушить законы экологии и уничтожает  собственную среду обитания. Страшно представить, чем это может кончиться.

Мы очень надеемся, ребята, что после нашей встречи, у вас появиться желание защищать эти цветы, тем более, что сегодня существуют виды, которые можно вырастить дома в горшке. К Новому году у вас на подоконнике зацветёт это чудо и запахнет весной!

      А соблазн сорвать цветок в подарок маме – можно решить так, как решил его наш герой: нарисовать, слепить, вырезать цветок…

Я предлагаю нашу акцию в защиту подснежников продолжить выставкой рисунков и поделок под названием «Первоцветы».

Вы увидите, что эти подарки будут не хуже живых цветов, а спасённые подснежники будут вам очень благодарны, и, может быть,  в следующем году мы получим другое письмо.

(Награждение команд)

Белый цвет подснежника и нежность-

Этих слов в душе не разделю.

В слабых лепестках таится вечность

И любовь, что в сердце я храню.

Пусть живут ,с весною расцветая,

Вестники свободы и любви,

В них любовь огромная большая.

В них приказ: ЖИВИ! БОРИСЬ! ТВОРИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Цветы в легендах и преданиях "Подснежник, тюльпан"

Цель занятия:Дать представление о разнообразии и красотецветов нашей Родины.Рассказать о цветах в народном творчестве.Научить проявлять фантазию при создании цветка. Закрепить навыки работы с бумагой....

Урок «Подснежник»

Урок "Подснежник" - выполнение поделки из бумаги - создание картины "Подснежники"...

Экологическая акция "День подснежника" (для учащихся 5-11 классов)

Экологическая акция проводится 19 апреля,согласно экологическому календарю  - День подснежника.Цель: формирование у учащихся ценностного представления о первоцветах ЕАОЗадачи:Привлечь внимание де...

День подснежника.

Мероприятие направленное на расширение кругозора воспитанниц и на воспитание у них уважительного, бережного отношения к "хрупкому" и прекрасному растительному миру....

Презентация "Всемирный день подснежника"

Пезентация "Всемирный день подснежника"...

Общешкольное мероприятие "Всемирный день подснежников.

Общешкольное мероприятие "Всемирный день подснежников"....

Занятие: “День подснежника”

Цель:     Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.  Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником.  Развивать мышление, наблюдате...