Рождественские колядки
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
001 КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
2-й Ведущий. Дай, Бог, тому,
Кто в нашем дому,
Добрым хозяюшкам,
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И живьем, и бытием,
И здоровьицем.
002 на выход
1-й ведущий: Здравствуйте, добры молодцы! И вы, красны девицы, здравствуйте!
2-й ведущий: Мы рады принимать вас в этом уютном зале. А собрались мы с вами о Рождестве поговорить, да о обычаях рождественских вспомнит.
1-й ведущий: А вы знаете, что первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. На Рождество гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски. Перечислить все обычаи и обряды практически невозможно. Каждый из праздничных дней был расписан по минутам.
2-й ведущий. И готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост
1-й ведущий. В канун Рождества пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды. А как только звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы.
2-й ведущий. А зачем нужна эта солома?
1-й ведущий. Так это же символ того, что Иисус родился в хлеву, среди барашек, овечек прямо на соломе.
2-й ведущий. До полуночи за столом обычно употребляли постное, а уж после — скоромное, начинался великий Мясоед.
1-й ведущий. А какие блюда должны были быть на рождественском столе, мы сейчас и узнаем.
2-й ведущий. Объявляется первый конкурс. Сейчас каждый класс получит листок и ручку. Ваша задача за 2 минуты написать на этом листе все блюда, которые, по вашему мнению, украшали рождественский стол. Как только задание будет выполнено, листы передаются жюри и на экране будет показан правильный ответ.
1-й ведущий. Ой, а жюри то мы с тобой не представили!
002 на представление жюри
2-й ведущий. Точно. Итак, сегодня на нашем вечере присутствует доброе, но справедливое жюри:
1.
2.
3.
1-й ведущий. Ну что ж, жюри представлено. Пора начинать конкурс.
2-й ведущий. Приготовились… время пошло!
1-й ведущий. И не забудьте подписать ваши листы.
003 Проводится конкурс
1-й ведущий. Итак, все сдали свои листы? А теперь внимание – правильный ответ. По традиции на рождественский стол должно быть поставлено 12 блюд – в память о 12 апостолах Христа (кутья, горох, капустник, борщ, голубцы, рыба, варенки, блины, каша, пирожки, узвар, пампушки)
2-й ведущий: Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, чтобы весь год были обновы. А с 8 января начинаются Святки, которые длятся 12 дней до Крещения. Считалось, что в дни святок исполнялись самые заветные желания. В это время проводились святочные гуляния, святочные колядования, щедрования и гадания. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний
1-й ведущий. В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…
004 на выход зазывал
1-й зазывала: Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой — Зимой.
(Читает указ).
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.
2-й зазывала: Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
1-й зазывала: Зима-матушка пришла,
Отворяйте ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!
2-й зазывала: Выходите к нам с колядками, угощать будем пирогами сладкими!
Каждый класс обыгрывает заранее подготовленную колядку.
2-й ведущий: А не загаднуть ли вам?
1-й зазывала: Загаднуть, загаднуть!
1-й ведущий: Вырос лес, белый весь.
Пешком в него не войти.
На коне не въехать.
Дети: Морозный узор.
2-й ведущий: Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять ни велит.
Дети: Мороз.
2-й зазывала: Мать толста, дочь красна.
Сын под небеса уходит и не приходит.
Дети: Печь, огонь, дым.
1-й Ведущий: Туда – сюда снует.
Что в зубы возьмет.
На две части разжует.
Дети: Пила.
1-й зазывала: Частый, зубастый. Вцепился в чуб вихрастый.
Дети: Гребень
2-й ведущий: У тетушки Фелицы. Есть четыре сестрицы:
Из них – то две – то хвалятся: “Мы делать горазды!”
А другие две хвалятся: “Мы ходит горазды”
Дети: Руки и ноги.
2-й ведущий: Молодцы, много отгадали
2-й зазывала:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2-й ведущий: Объявляется конкурс частушек! Кто больше знает, тот и побеждает!
Ведущие спускаются в зал.
Каждый класс по очереди исполняет одну частушку. Та команда, которая не смогла вспомнить и пропеть очередную частушку, выбывает из конкурса.
005 минусовка частушек
1-й ведущий: Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Что пригорюнился, дружок?
1-й зазывала. Как же, братец, не грустить?
Петухом хочу я быть.
2-й зазывала. Петухом? Вот так да!
Это горе, не беда!
Бой устроим мы всегда.
Эй, ребята, дайте круг!
Пусть летят здесь перья, пух!
2-й ведущий: от каждого класса приглашается по 1 игроку.
Проводится игра «Петушиный бой».
Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги. Можно предложить детям сыграть в игру, очень похожую на «Петушиный бой», но с другим названием.
006 на конкурс фоном
1-й зазывала: А сейчас мы предлагаем вам игру —
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
2-й зазывала: давайте-ка по пять человек от класса на сцену, посмотрим кто кого перетянет
007 фоном на конкурс Перетягивание каната.
1-й ведущий: А у нас последний конкурс – танцевальный. От каждого класса приглашается по 1 игроку.
2-й ведущий: Ваша задача плясать под музыку. А жюри вас оценит. Кто лучше пляшет, тот и выиграет
008 на конкурс танцев фоном
1-й ведущий: Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы,
2-й ведущий: Счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
1-й зазывала: Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал,
Иди, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять.
2-й зазывала: Счастье будит вам горой!
Урожая – воз большой!
Уродилась у вас пшеничка.
И горох и чечевичка!
Кому песни споем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется!
В грамзаписи звучит колокольный звон. Дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогоднее мероприятие "Рождественские колядки"
Развлекательная игра...
Презентация творческого проекта "Рождественские колядки"
Данный проект может быть полезен преподавателям дошкольных, школьных образовательных учрехдений для организации внеклассной работы. В нашей школе мы реализуем этот проект ежегодно, и с каждым годом он...
Творческий проект (Рождественские колядки)
Данный документ включает в себя подробное описание творческого проекта "Рождественские колядки" (приложение к презентации)....
Открытое занятие "Рождественские колядки"
Занятие для детей 7 - 12 лет....
Сценарий мероприятия "Рождественские колядки"
Театральная постановка для учеников младших классов. Мероприятие проводится накануне Нового года,...
Игровая программа "Рождественские колядки".
Целью мероприятия является сохранение национального культурного наследия, народных русских традиций и обычаев, стимуляция творчества и инициативы ребенка. При подобной организации досуга обучающ...
Рождественские колядки.
Приобщение учащихся к утраченным традициям русских православных праздников, путем знакомства с особенностями праздника Рождества,Формирование интереса и воспитания, уважения к русским народным традици...