Литературно-музыкальная композиция "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"
методическая разработка по теме
Сценарий и презентация литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию Бородинской битвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1812g.zip | 2.79 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция,
посвященная 200-летию Бородинской битвы
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
(сценарий, презентация)
Цель: воспитание патриотизма.
Задачи:
- Формировать у учащихся знания об Отечественной войне 1812 года, о Бородинской битве,
- воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ,
- воспитывать историческую память школьников, уважение к истории и культуре своей страны.
2 слайд
1 ведущий: Бородино! Деревня в 120 км к западу от Москвы, мало кому известная до 26 августа 1812г., стала местом славы русского солдата, славы России.
2 ведущий: В этот день на Бородинском поле произошло самое главное сражение войны 1812г, войны справедливо названной Отечественной.
3 слайд
1 ведущий: Незадолго до нападения на Россию, император Франции Наполеон говорил: «Через 3 года буду господином всего света, остается Россия, но я раздавлю ее.»
2 ведущий: Прошло 3 года. Победоносные русские войска вошли в Париж, а сам Наполеон был низложен и отправлен пленником на далекий остров Святой Елены.
4 слайд
1 ведущий: Истекая кровью, армия Кутузова приняла на себя главный удар на Бородинском поле и нанесла смертельную рану полчищам завоевателей.
1 чтец: Мне о России надо говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносить,
Да так, чтоб захотелось повторить
Сильнее всех имен, сказать: «Россия!»
5 слайд
2 ведущий: Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце».
2 ведущий: Но даже, когда он взял Москву, триумфа не получилось.
1 чтец: Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
1 ведущий: Армия, сохраненная Кутузовым, но приказу «Отступать!» отошла в глубь страны, ибо, как считал великий полководец, с потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия.
2 ведущий: Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой захватнической войне.
6 слайд
2 чтец: Ранним утром 26 августа Наполеон нанес свой 1-й, казалось, сокрушительный удар. Силы были неравны. «В таких условиях немыслимо было удержать в продолжение 3-х часов армию от совершенного разгрома, - писал Лев Толстой. – А русские продержались не 3, а более 10 часов и положили 58 тыс. противника против 44-х своих, и тем обескровили основные силы французов, заставив их отойти на исходные позиции.»
7 слайд
1 чтец: «Французская армия разбилась о русскую», - так метко сказал участник битвы генерал Ермолов.
Ученик: Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
(1, 2, 3, 4, 5 строфы)
Уж постоим мы головою
За родину свою!
1 ведущий: Самым ожесточенным местом в битве были Багратионовы флеши и батарея Раевского.
8 слайд
Ученик: Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
2 ведущий: На Бородинском поле русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, до последнего ядра, бились штыками. « «Умрем, но не сдадимся!» - говорили герои Бородина.
9 слайд
2 чтец: Князь Петр Иванович Багратион был из рода грузинских князей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, он готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6 часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. Было отбито 7 атак, но князь Багратион получил смертельное ранение.
Ученик: Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности давали
Мы в Бородинский бой.
10 слайд
4 чтец: Офицеров 12-го года отличало особое чувство долга, чести и гордости, беззаветной храбрости. Именно это не позволило Андрею Болконскому (герою романа «Война и мир» Толстого) упасть на землю, когда рядом пролетел снаряд. Он взорвался, и князь Андрей получил смертельное ранение.( видео из фильма «Война и мир»)
11 слайд
5 чтец: Дочь офицера русской армии, Надежда Дурова, мечтала о военной славе. Переодевшись, она выдала себя за мужчину и поступила на военную службу. В 1812г. Надежда Дурова под именем поручика Александрова с 1-го дня войны находилась в строю, была участницей 8 сражений. В Бородинской битве «кавалерист-девица» получила ранение в ногу, но даже после этого не оставляла службы.
12 слайд
6 чтец: Николай Николаевич Раевский, отличившийся еще в польской кампании 1792 года, в критические моменты Бородинского сражения не раз поднимал солдат в атаку. Раненный в грудь картечью, со знаменем в руках, увлекая за собой сыновей, 10 и 14 лет, и призывая солдат, ринулся на врага. Он покрыл себя славой в Бородинской битве, защищая важный редут – узел русской обороны, названный в его честь «Батарея Раевского».
Слайды 13, 14, 15
Ученик: Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.
16 слайд
4 чтец: На поле боя геройски погибли 2 брата из 5 братьев Тучковых. Александр Алексеевич (Тучков Четвертый) сражался на Багратионовых флешах. В момент, когда бой принял опасный характер и солдаты Револьского полка заколебались, Тучков схватил знамя 1-го батальона и бросился вперед. Картечь сразила его на месте.
5 чтец: Ах, на гравюре полустертом
В один великолепный миг
Я встретила Тучков Четвертый
Ваш нежный лик,
И Вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена.
И я, поцеловав гравюру
Не знала сна.
17 слайд
6 чтец: Жена Александра Тучкова, Маргарита Михайловна, всегда следовала за ним во всех войнах и походах. Но в этот раз проводила любимого Александра до Смоленска и вернулась в Москву. Больше они никогда не виделись. В сентябре 1812г. она узнала о его гибели.
В ноябре вместе с одним монахом она пыталась среди тел непогребенных воинов найти останки мужа. Чего ей это стоило – трудно вообразить! Поиски оказались напрасными. Ведь Тучков погиб от прямого попадания картечи. И тогда вдова решает поставить памятник на месте героической гибели русских воинов. Продав все свое имущество, в 1820г. она осуществляет это намерение.
18 слайд
1 ведущий: Единый порыв – отстоять Россию – объединил все слои общества. Мальчики тоже рвались на войну. Лицеисты, среди которых учился 13-летний Пушкин, высыпали на улицу, когда проходили мимо гвардейцы на войну:
Сыны Бородина! Я видел,
Как на брань летели ваши строи.
И думой я торжественной
За братьями летел, - писал Пушкин.
19 слайд
2 чтец: Никита Муравьев, высокий, стройный, с мягким лучистым взглядом, был воплощением благородства. В 1812г. против воли матери бежал из дому на войну. Пользуясь знанием французского языка, он хотел проникнуть в лагерь французов и убить Наполеона. По дороге «к французам» в одной деревне, мешая русские слова с французскими, он попросил кружку молока и заплатил за нее рубль. Таких денег крестьяне никогда не видели. Они были бдительны и, заподозрив в нем французского шпиона, связали. Потом дело разъяснилось, и его отпустили. За участие в Бородинской битве он был награжден золотым оружием, которое было вручено герою самим Кутузовым.
20 слайд
1 ведущий: В Петербурге в Эрмитаже есть галерея 1812ггда. В ней портреты героев Бородинской битвы.
2 ведущий: Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Раевский, Ермолов, Коновницын, Никита Муравьев, братья Тучковы и многие-многие другие, в т. ч. Денис Давыдов.
21 слайд
3 чтец: Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен.
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы!
И в ночь! Как домовой, тревожит вражий стан,
Но милым дарит он в куплетах розы.
Давыдов! Это – ты: поэт и партизан.
(Звучит романс «Не пробуждай» на слова Д.Давыдова)
1 ведущий: Денис Давыдов в 1812году был командиром 1-го Ахтырского гусарского полка. Отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков на конях налетал на тылы французов, на транспорты с оружием.
22 слайд
1 ведущий: Все генералы и солдаты наполеоновской армии испытывали чувство ужаса перед русскими, которые, потеряв половину войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения.
2 ведущий: Французское войско было подобно зверю, истекающему кровью от смертельной раны, нанесенной под Бородино.
23 слайд (видео из фильма «Война и мир»)
1 ведущий: Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы по старой Смоленской дороге, гибель французского нашествия.
2 ведущий: После Бородинской битвы была учреждена памятная медаль, которой награждались все участники битвы.
1 ведущий: В указе говорилось: «Воины! Славный год, в который поразили вы лютого врага, минул. Но не умолкнут громкие дела.»
24 слайд
5 чтец: Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу.
О, ринь меня на бой – ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь наш, Багратион великий!
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!
Но где вы? Слушаю: нет отзыва с полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"
Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...
Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"
Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...
Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...