Литературно-музыкальная композиция "Битва на Волге"
методическая разработка по теме
Сценарий и презентация к литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Сталинградской битвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitsiya_stalingrad.zip | 1.85 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы
«Битва на Волге» (сценарий, презентация)
Цель: воспитание патриотизма.
Задачи:
- Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о Сталинградской битве,
- Воспитывать гражданственность, чувство гордости за свою страну, за свой народ,
- воспитывать историческую память школьников, уважение к старшему поколению, к истории своей страны.
Участники: учащиеся 9-11 классов.
Видеозапись «Сталинград»
Чтец 1: (слайд 2)
Кинохроника 43 года…
В кинозале грохочет, ревёт непогода,
Заметает окопы на дымной равнине,
И в снегах серебрится отсвеченный иней.
Предрассветная Волга. Обугленный берег.
С пулемётами люди бегут. Переправа…
В этих кадрах пристрастных, мгновенных
Только правда, суровая правда!
Кто они — летописцы тех подвигов ратных,
Здесь стоявшие насмерть у Волги?
Они подлинно знали, что их кинокадры
Документами станут эпохи.
Чтец 2: (слайды 3, 4)
68 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. В нашей истории есть события, золотом горящие на скрижалях ее ратной славы. И одно из них — Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.
Чтец 3: (слайд 5)
К началу решительного наступления немецкое командование заметно усилило 6-ю армию Паулюса.
Чтец 4: (слайд 6)
Гитлер требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон, «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»
Чтец 5: (слайд 7)
Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».
Ученик: (слайд 8)
Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня 23 августа 1942 года. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, осело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.
Ученица: (слайд 9)
Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди.
Ученик: (слайд 10)
Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы — всё это остановилось.
Ученица: (слайд 11)
Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.
Ученик: (слайд 12)
…Здесь битва небывалая идёт.
На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще
И изрыгает бешенство огня.
И на ветру пронзительно скрежещет
Снарядом раздроблённая броня.
…Зелёные и синие ракеты
Густую ночь, как одеяло, рвут,
И танки, опрокинутые где-то,
Как раненые мамонты ревут.
С когтистыми распятиями свастик,
Они ползут сквозь брустверы и рвы.
На башнях, неуклюжих и горбастых,
Сплошная грязь, пучки сырой травы.
…А сколько их сюда нагнали, жадных
До нашей русской, золотой земли,
А сколько их гниёт в траншеях смрадных,
И слягут те, кто нынче не легли.
…Пусть вихрь сильней. И дождь наотмашь хлещет,
И над землёю сладковатый чад.
Над трупами, раздутыми зловеще,
Медлительные коршуны кричат.
Мы выживем. Хотя б во имя долга.
Мы вырвемся к широкой синеве.
Мы вдаль войдём, как в Каспий входит Волга,
Отстаивая Волгу на Неве.
Ученица: (слайд 13)
Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город.
Ученик:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России —
И всю ее прикрыл собой!
Ученица:
В городе давно уже нет безопасных мест, но люди уже привыкли к отсутствию безопасности. Осаждающие стараются сделать из этого города ад. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных фашистами на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном песке.
Ученица: (слайд 14)
Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров — город сжигает их своим гордым огнем. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. И все же растерзанный бомбами город вышел на бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских трупов падают к его ногам, но город стоит, город сражается.
(Девушка — «немка» сидит за столом и читает письмо немецкого солдата..)
Девушка-немка (читает): (слайд 15)
«Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»
Ученица: (слайд 16)
В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое — в крови и в раскалённом каменном тумане среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его воля к победе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей. И с каждым днём среди развалин старого мирного города рос новый город — город войны.
Девушка-немка (читает письмо): (слайд 17)
«В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград — немецкий город и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять. Что немцы приходят и никогда не уходят… Так сказал фюрер».
Ученик: (слайд 18)
В городе на Волге
Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге —
Глаза навеки закрывать.
Волгоград — Сталинград, рядовой и комбат здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят. Журавли пролетят, и курлыканье, как отпеванье(слайд 19).
(Звучит песня «Журавли».)
Ученик: (слайд 20)
Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить его, доконать медленной пыткой. Они поднимали в воздух тысячи тонн бомб и бросали их на улицы и площади, где ещё недавно девушки продавали цветы, на бульвары и парки, где садовники берегли молодые деревья, на базары, где раньше шумно торговались хозяйки, на школы, больницы, жилые дома. Немцы опять перешли в наступление, но город восстал из пепла, чёрный, обугленный, он жил, он сражался.
Девушка-немка ( читает письмо): (слайд 21)
«Дорогая Клара! Сегодня получил твое письмо. Ты надеешься, что до Рождества мы вернемся в Германию, и все уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Сталинград — это ад! Каждый день мы атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад… Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…»
Ученица: (слайд 22)
Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
— Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
— Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:
Не прерываясь, он гремел,
Хлестал в сердца и лица,
И долг солдатский повелел
Приказу подчиниться.
Над громом пушек вился он
В дыму — над батареей:
— Огонь! — Огонь! — Огонь! — Огонь!
Пылая, голос реял…
За грозным валом, в свой черед,
Подобна урагану,
Рванулась гвардия вперед
К Мамаеву кургану.
И на вершине лишь, скорбя,
Смогли увидеть люди,
Зачем он вызвал на себя
Огонь своих орудий!…
Закрыл дорогу он врагу,
Став огневою целью.
Все трупы, трупы на снегу-
Зеленые шинели…
И, вверх подняв
Свой мертвый взгляд,
В победу полный веры,
Среди врагов лежал комбат,
Один — в шинели серой.
Ученик: (слайды 23, 24)
И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года: «Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».
Ученик: (слайд 25)
…И наступила тишина. В дыму,
Бросая в снег скорее автоматы,
Выходят из руин по одному
И группами фашистские солдаты.
Заученно кричат они: «Капут!»
И кверху руки поднимают разом,
И длинной вереницею бредут,
Проходят мимо неуклюжим шагом.
А ветер улюлюкает, свистит
И шелестит лохмотьями мундиров,
И с ветром вверх тормашками летит
Бредовый миф о покоренье мира…
Ученица:
Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После битвы на Волге началось массовое изгнание оккупантов из Советской страны.
(Все участники выходят по одному со свечами. Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина..», слайды 26, 27, 28, 29)
Ученица: Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья! Поклон земле, суровой и прекрасной, что вечно будет людям дорога! Здесь виден новый город — светлый, ясный, степная ширь и Волги берега. Став на земле суровой и прекрасной, копнешь песок, а он не желтый весь, Не золотистый он, а темно-красный, как кровь героев, пролитая здесь.
(Минута молчании, слайд 30.)
Ученик: (слайд 31)
Второе февраля — Победа в Сталинградской битве!
Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…
И как в немом и черно-белом, старом фильме
Печален шаг потомков… Сердце… и Душа…
Здесь не чеканят шаг. Здесь все открыто…
Идут и ветераны, Деды и Отцы…
И преклоняются к фамилиям убитых
За жизнь, что после… Матери…Сыны…
Звенят медали… Алые гвоздики —
На мрамор памяти от всех живых!
И русское, извечное «Простите…»
На склоне… в Храме Всех Святых…
Минута длится… в слезы верить…
И жизнь как Покаяние — длинна!
А подвиг ваш…конечно, не измерить…
Все потому, что Родина… Одна!
(Звучит песня «Ты же выжил, солдат»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Литературно-музыкальная композиция "Я в бой иду за русские березы, за Сталинград, за Волгу, за семью..."
Внеклассное мероприятие, посвещенное 70-летию победы русских войск над фашистами под Сталинградом....
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
Литературно - музыкальная композиция "Ой, под над Волгой..."
Литературно - музыкальная композиция "ОЙ, по над Волгой", посвящённая Герою Советского Союза В.И. Лаврову, основанная на краеведческом материале....
Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"
Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...