Вода - ты наш источник жизни
методическая разработка по теме

Рыбанчук Надежда Александровна

Сценарий , побуждающий интерес к проблеме охраны водных ресурсов, в ходе которого выявляются проблемы загрязнения воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-_ty_nash_istochnik_zhizni.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбанчук Надежда Александровна МБОУ СОШ № 56 ст.Варениковская

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ВОДА — ТЫ НАШ ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Автор: учитель географии

и кубановедения 1 категории

МБОУ СОШ № 56 Рыбанчук

Надежда Александровна

Станица Варениковская

2013 год

Цель:

1. Привить школьникам интерес к проблеме воды.

2. Рассказать о происхождении воды, ее необходимости, важности; о ее значении в жизни.

3. Выявить проблемы загрязнения воды.

4. Воспитать чувство любви к природе, желание охранять ее.

5. Установить основную заповедь человека в отношении к природе не навреди!

Оборудование:

Политическая карта мира со статистическими материалами нефтяных катастроф; карточки расхода воды на производства; костюмы к сказке; листовки — рекламы; эпиграф; газета.

План:

1. Рассказ о воде.

2. Расход воды на производстве.

3. Источники загрязнения вод.

4. Водоохранные меры (свод правил).

5. Сказка.

б. Загадки — потешки.

7. Гимн праздника «От улыбки».

1

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха,

Тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,

Ты сама жизнь.                                                Антуан де Сент – Экзюпери

На глобусе и карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и голубыми, и зелеными пятнами. Голубое — это вода: океаны, моря, озера, реки. Вода занимает 70 % поверхности земного шара. Наше тело на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови. Испаряясь с поверхности кожи. Вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления вредных веществ. Такое же значение вода имеет и для животных, а для рыб вода — это среда обитания. Без воды не могут жить растения.

Гидросфера

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана: - Откуда ты?

Вода в ответ: «Издалека, из океана!»

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

- Откуда ты? — спросил росу.

- Поверь — и я из океана! На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, и я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда океанская вода!                             А. Детрит

Вода находится в природе в трех состояниях: в жидком, в твердом, газообразном. Вода — самый распространенный минерал на нашей планете. Водная оболочка содержит 1,4 млрд. км3 воды, из них воды суши составляют 90 млн., км3 - Значение воды в природе огромно, ее заменить ничем невозможно. «Вода дороже золота», - утверждали бедуины, кочующие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою...

На планете Земля около 1 млрд. человек не имеют доступа к чистой воде. Около З млрд. человек .-. среди них большинство детей — умирают ежегодно от загрязненной воды. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) примерно 1,2 млрд. человек страдают от нехватки питьевой воды. Человек должен следить за чистотой водоемов. В воде, загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут животные и растения.

2

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла, негромкая...

Но мы любим, дети, ее — она ведь первою была

для нас и, значит лучшею на свете!

Сейчас в ней всякий хлам, и ржавь, и слизь

Зеленая, и хвощ болотный вылез...

Как будто люди целью задались

Убить ее — и своего добились.                                             С. Викулов

На питье и бытовые нужды человеку в городе требуется около 300 л воды в сутки.

На производство 1 кг сахара расходуется 100 тыс. л воды.

На производство 1 т стали, расходуется 150 тыс., воды.

На производство 1 т никеля расходуется 4000 м3 воды.

На производство 1 т синтетического каучука требуется 3600 м3 воды.

На производство 1 т капрона необходимо 500 тыс., л воды.

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.                                         И. А. Бунин

Большой вред водоемам приносит загрязнения нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, служащие им кормом, - насекомые, моллюски.

21 января 1993 г. сингапурский танкер в Андаманском море столкнулся с японским танкером. Вылилось 2 млн. т нефти.

5 января 1993 г. к северу от Шотландии на камни наскочил либерийский танкер с 83 тыс. т нефти.

3 июня 1993 г. английский танкер «Бритиш трен» столкнулся с панамским сухогрузом у Бельгии, вылилось 24 тыс. т нефти.

31 мая 1994 г. у берегов ОАЭ панамский танкер при столкновении ылил

16 тыс. т нефти.

25 июля 1995 г. либерийский танкер «Сиэмиресс» наскочил на камни, и 40 тыс. т нефти оказалось за бортом.

2 января 1997 г. в Японском море погибло судно «Находка» с 19 тыс. т нефти.

Океан седой гремит набатно

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивались пятна,

 На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках,

Мы давно освоили планету,

Широко шагаем в новый век.

На Земле уж белых пятен нет.

Черные сотрешь ли, человек?                                          А. Плотников

3

В среднем с одного судна с командой 46 человек, за 44 дня в море было выброшено 320 картонных и бумажных, а также 165 целлофановых пакетов; 370 пивных упаковок из пластмассы; З пластиковые и 5 металлические бочки; 19 пластмассовых мешков; 245 бутылок, 29 трубок люминесцентных ламп и 5176 консервных банок.

Нельзя загрязнять водоемы

Было море чистое, лучистое,

Но построили завод — и не стало чистых вод.

Набросали банки, склянки, даже бросили бревно.

И от этого завода

Стало все грязным — грязно.                                      Н. Черкасова

Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов. В России первые указы об охране вод были изданы Петром 1. За засорение вод реки Невы и других рек Петербурга грозила ссылка на каторжные работы.

Река

Река, из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла, едва текла.

Пора разливов миновала.

Река ничем не выдавала,

Что целый мир в глубинах вод она несет.

Свое пружинистое тело,

Оно белела и алела,

И отражала небеса.                                                              В. Павлинов

- Ребята, а какие источники загрязнения водоемов знаете вы? (нефть, промышленные предприятия, сельскохозяйственные отходы, бытовые стоки, тепловые и радиоактивные загрязнения, судоходство, лесосплав, туристы).

- Что надо делать, чтобы реки и моря оставались чистыми?

- давайте сейчас посмотрим сказку, приготовленную учащимися клуба «Поиск».

Сказка о рыбаке и рыбке

(По мотивам сказки А. С. Пушкина)

Действующие лица: рыбак, рыбка, старуха, автор.

Автор: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла пряжу.

Раз закинул он в море невод

Пришел невод с одною тиною морскою,

А еще с ржавыми банками,

Битыми бутылками, пластиковыми пакетами

И прочим мусором.

Он в другой раз закинул невод

Пришел невод с рваным башмаком и резиною

В третий раз он закинул невод, -

4

Пришел невод с одною рыбкою,

С непростой рыбкою - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человеческим.

Рыбка: «Только не отпускай меня старче, в море.

Лучше кинь меня в аквариум с чистой водою —

дорогой за это отдам откуп:

Откуплюсь, чем только, пожелаешь»

Не хочу быть рыбкой «нефтяною»,

А хочу быть рыбкой — золотою,

Автор: Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Говорит он ей ласковое слово:

Старик; «Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Лишь спросить тебя я хотел бы;

Отчего в твоем море стало много тины?

Отчего в море не стало рыбы?»

Автор: Отвечает золотая рыбка:

Рыбка: Что ж, печалиться есть причины.

Много нефти выливается из танкеров,

И утечки ее из мест добычи.

Много рек «грязных» впадает в море

С отходами предприятий и сельских хозяйств.

И туристы загрязняют реки

Мусором после отдыха на природе.

С кораблей грязь выбрасывается в море.

Вот и гибнет рыба в водоемах,

Болеют морские животные и птицы.

Если будут уничтожены они,

На планете вы останетесь одни».

- Спасибо, вам, ребята. Вот такая грустная сказка у нас получилась. А ведь если оглянуться вокруг, то уж получится не такая уж и сказка, а горькая действительность.

Бросают в речку грязь и мусор,

Не любят реченьку свою.

Ах, если б слышали вы, люди,

Как стонет речка поутру!

А возле леса, на опушке

Грибы уже и не растут.

Завалено страшнейшей кучей,

И все везут, везут, везут.

Поселок свой, родной все любят.

Но вот что очень уж занятно:

Ведь любят, а природу губят.

Вот это очень неприятно.

5

Загадки:

Все обходят это место;

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи.

Нет опоры для ноги.

(Болото)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет.

И о камни разбиваясь,

Песнею встает.

(Водопад)

Вас затронул вопрос загрязнения воды? давайте вместе составим правила поведения людей у реки и будем о них помнить всегда и рассказывать о них нашим знакомым.

- Молодцы! Хорошо поработали. А теперь мы вам приготовили загадки - потешки.

Ходят без ног,

Рукава без рук,

Уста без речи.

(Родник)

Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

 (Река)

Что слаще на свете?

(Вода)  

Меня частенько, просят, ждут,

А появлюсь

И прятаться начнут.

(Дождь)

Зимой спит,

А летом журчит.

(Ручей)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

Под каким деревом сидит заяц во время дождя?

(Под мокрым)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Волны)

6

Что вверх корнем растет?

 (Сосулька)

Очень добродушная,

И мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

даже камень источу!

(Вода)

Пушистая вата

Плывет куда — то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

А без воды — «и ни туды и не сюды»!

- А теперь давайте споём «С голубого ручейка...»

Спасибо.

Приложения:

1 судно из 46 человек за 44 дня:

- 320 картонных и бумажных пакетов;

- 165 целлофановых пакетов;

- 370 пластиковых упаковок;

- 3 пластиковые и 2 металлические бочки;

- 19 пластиковых мешков;

- 245 бутылок и 5176 консервных банок;

- 29 трубок люминесцентных ламп.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода-источник жизни.

Я -царица,я водица.Я на свете всех важней!...

Вода- источник жизни на земле (презентация)

Цели :   рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к во...

КВН Вода-источник жизни

Значение воды, охрана воды, содержание воды в живых организмах, в растениях, умение детей творчески мыслить...

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

"Вода-источник жизни"

На этом уроке рассматриваются значение воды для жизни на Земле и  роль воды в природе.  Какие загрязнения воды создают угрозу для человечества....

Конспект урока на тему: "Вода источник жизни. Как сберечь воду."

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду.»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления...

Разработка интегрированного урока английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду»

Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду»   Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель:  создание целостного представления ...