Литературная гостинная "Воркута и воркутинцы"
классный час (9 класс) по теме
Сценарий мероприятия посвященный поэтам творившим в Заполярном городе Воркута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorkuta_i_vorkutintsy1._lit.gostinaya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная
«Воркута и воркутинцы».
Цель:
- Познакомить с поэтическим и музыкальным творчеством воркутинских авторов.
- Уметь уверенно держаться перед аудиторией, творчески работать с текстом.
Место проведения: столовая МОУ «СОШ № 23».
Дата проведения: 25.11.2006 год в 16-00.
Ход мероприятия:
Вокальный ансамбль песня «Город мой».
Ведущий 1: У каждого города есть какая-то своя история, свои особенности и свои традиции. Есть все это и у Воркуты, хотя ее возраст по нормальным меркам вовсе юный. История коротка – всего шесть десятилетий (у иных – тысячелетние строки!), ее особенности –тяжкий груз ГУЛАГа, ну а традиции… Во всяком случае, если говорить о традициях литературных, то мне они по душе…
Еще в начале 50-х годов в лагпункте шахты 9 / 10 существовал литкружок под беззаботным названием «Богема». Душою его был Николай Ильич Башлыков, поэт-самородок с десятиклассным образованием. Он был дневальным жилого барака, и там, в сушилке, они собирались, заваривали чаек покрепче, читали и обсуждали стихи, вели литературные беседы, читали лекции по эстетике, древнегреческой литературе и мифологии. Собирались скрытно, чтобы не схлопотать к лагерной судимости, «Довеска» в десяток лет за участие а « антисоветской тайной организации», в которую легко и с удовольствием превратили бы этот кружок, узнай о нем начальник.
По этой причине кружок был немногочислен. А еще потому, что это был специальный, каторжный лагерь - Речлаг, не от слов «речной лагерь», как многие думают, а от «режимный чрезвычайный», с особо суровым режимом специально для политзаключенных.
Ведущий 2: Но вот умер Сталин, расстреляли Берию, режим заметно смягчился, а затем и вовсе пришли ко многим свобода и реабилитация. В конце 55-го при газете «Заполярье» образовалось первое в истории Воркуты общегородское литературное объединение, в котором деятельное участие приняли и «богемцы». А через три года, в конце 58-го, Воркутинская городская типография выпустила небольшую книжку тиражом всего в 3 тыс. экземпляров, которая как бы подвела итог этому первому этапу воркутинской литературной жизни. Книжка называется «Под Полярной звездой» и сегодня является библиографической редкостью. Всего в книжке – 19 авторов, среди которых большая половина – бывшие зеки воркутинских лагерей, остальные – молодежь, комсомольцы, романтики, прибывшие на Север после армии, после институтов и техникумов.
Ведущий 3: Остановка две иль три минутки.
Вновь гудок – поезд на лету.
Еду я с друзьями третьи сутки
В незнакомый город Воркуту.
Может, я не то, что надо, делаю,
Может, верно, черт меня понес
В этот край, где все от снега белое
И в права давно вступил мороз?!
Паровоза слышится дыхание.
Остановка и – и конец пути.
Собрались мои однополчане
В заполярном городе сойти.
Здравствуй, край с невиданной судьбою!
Ветер. Снег. Холодной ночи мгла…
Ничего! Мы привезли с собою
Часть родного южного тепла!
Ведущий 4: Так писал комсомолец, горняк шахты № 1 «Капитальная», один из самых молодых членов Воркутинского литобъединения Александр Аргунов.
Вторая волна расцвета Воркутинского литобъединения пришлась на конец 60-х – начало 70-х годов. Пришло другое поколение, за которым теперь прочно закрепилось название «шестидесятники». В те годы вся страна переживала поэтический бум, стихи писались и, главное, читались, что называется взахлеб, при огромных тиражах поэтических сборников на прилавках они не лежали, раскупались мгновенно. Воркута не была исключением.
В 1974 году в Коми книжном издательстве выходит коллективный сборник «Сполохи».
Позже выходит третий сборник «Под полуденным солнцем». Это итог работы Воркутинского литобъединения за последние десять лет. Пришли новые люди, молодые и постарше, более одаренные и менее одаренные. Продолжали работать и те из «шестидесятников», кто не покинул Воркуту, и для кого литература была не случайным увлечением или способом выплеснуть сиюминутную эмоцию, а стала частью души на всю жизнь. Но их – единицы.
Ведущий 5: А сейчас мы хотим предоставить слово выдающемуся поэту, родившемуся в Воркуте 1959 году. Окончил Сыктывкарский государственный университет. Его стихи публиковались в еженедельнике «Литературная Россия», журналах «Север», разных коллективных сборниках. Слово предоставляется Андрею Гельевичу Попову.
Вокальный ансамбль с песней «Заполярный город»
Ведущий 6: Следующий поэт живет с 1987 года в Воркуте. До 2000 года работал в УТВК высоковольтником - испытателем. Занимается практической психологией и психотерапией. Активно занимается туризмом – пеший, водный и лыжный туризм. Был во всех крупных городах России. Для себя по ночам, для души пишет стихи – это Юрий Александрович Болотов.
Ведущий: Ольга Васильевна Хмара родилась на Урале, в рабочей семье. В 1972 году приехала с родителями в Воркуту, где окончила среднюю школу и горный техникум по специальности «бухгалтерский учет». Регулярно печатается в газете «Заполярье».
Ведущий: Открываешь сборник стихов воркутинских поэтов, и великое волшебство поэзии помогает глубже понять, шахтерский труд, красоту нашей неласковой северной природы, лучше узнать о людях согревших сердцами своими и теплом рабочих рук ледяную тундру, сделавших ее уголок обжитым и уютным.
И мы хотим познакомить вас с творчеством еще нескольких воркутинских поэтов, которые не смогли присутствовать на нашем вечере:
Ведущий: Валерия Анатольевна Салтанова, родилась в Пятигорске. Окончила Воркутинское музыкальное училище, работает преподавателем музыки в Воркуте. Ее стихи публиковались в республиканских газетах и журналах.
Одно из ее стихотворений прочитает ученица 7 «А» класса Омельченко Юлия.
Пока живешь, ты ценишься работой,
И ценностью немалою притом.
Ты мажешь много: вылечить кого-то,
Поэму написать, построить дом.
И воспитать детей своих надменных,
И вырастить царь-птицу или сад…
Иди вперед. Но только непременно
Оглядывайся иногда назад.
Не вталкивай себя в пророчеств схему,
И все-таки в конце пути проверь,
Цветет ли сад, читают ли поэму,
Обжит ли дом и много ли потерь.
Ведущий: Тамара Серафимовна Ханина родилась в Нижнем Новгороде, где окончила среднюю школу. Побывала во многих уголках нашей страны – от Крыма до Сахалина. В Воркуте с 1379 года. Работает плановиком в объединении «Полярноуралгеология». Автор двух поэтических книг: «Дубки-озорники» и «Что синице снится». Регулярно печатается в газете «Заполярье».
Еремин Сергей 11 «А» класс – «Любите жизнь».
Любите жизнь.
И голос журавля.
И дождь грибной.
И шорох листьев в роще.
Нет ничего возвышенней и проще
Того, чем одарила нас земля.
Порою может многое решить
Миг между мыслью, слово и поступком…
Срубить березу? Оскорбить зарубкой?
Березе белой жить или не жить?
Цветок живой – и серый прах в золе…
Гнездо пичуги – горсть пустых скорлупок…
Оберегайте жизнь! Так и чист и хрупок
Ее покой на утренней заре.
Ведущий: Эдуард Анатольевич Даньщиков. В 1936 году (в этом году у него юбилей 70 лет). Шахтер. С 1349 года живет в Воркуте. Всю жизнь проработал на шахте Юнь - Яга, где прошел путь от проходчика до старшего механика по автоматизации. Сейчас на пенсии. Печатался в газете «Заполярье». Старейший член Воркутинского литобъединения.
В шахте сыро,
В шахте глухо,
И довлеет тишина.
Приложи-ка к стойке ухо –
Будет песня в ней слышна!
Взмах – и стонет тяжко лава,
Оголяя грудь свою.
Взмах – и веет чья-то слава,
Будто в праведном бою.
Взмах – кувалда ходит, пляшет,
Ритмом сердце веселя.
Взмах – то пахарь недра пашет,
Вспоминая зеленя.
Взмах – натужный звон металла,
Блеск зубов и ярость глаз.
Взмах – и качество кристалла
Ежечасно зреют в нас.
И колышет шахтный ветер
Пряди влажные волос.
Мне казалось в тусклом свете,
Будто я все время рос.
Рев комбайна, гул моторов,
Транспортера ровный вой –
Тут, конечно, не до споров,
Каждый парень – в «доску» свой…
Ведущий: Шли годы, город взметнул свои многоэтажные кварталы на территории бывших лагерей, бесчисленных кладбищ. Глядя на сегодняшнюю Воркуту, трудно, почти невозможно представить Воркуту вчерашнюю, но думаю, и будем верить, что такое не повториться в нашей многострадальной России. Им, живым и мертвым посвящено стихотворение ученика 10 «А» класса Пинаева Евгения:
В печальном далеком краю
Стоит запорошенный город.
Там ветры летят с Хальмер-Ю,
Морозы хватают за ворот.
Наш город построен бедой
От самого сердца – вокзала.
Там чью-то судьбу под собой
Хранит почти каждая шпала.
В сугробы огонь закопав,
Дома возводили из праха.
А рельсы вели в лесосплав,
Как в землю застывшая плаха.
Дай, тундра, ну дай мне ответ,
Где кровью твой снег заштрихован?
И где похоронен мой дед,
Растерзанный псами за слово?
Льды, вьюги, болота и наст…
Но горечь дед верой заменит –
И тундра его не предаст,
И город ему не изменит.
Ведущий:
Воркута моя родная,
Воркута – ты город мой!
Ты красивая такая,
Ты всегда, всегда со мной!
Расцвела ты возле тундры,
Словно тысяча огней.
Не боишься ты полярных
Долгих, темных, злых ночей.
Ты всегда, всегда прекрасна,
Расцветаешь с каждым днем.
Не бываешь ты ужасна,
Даже если – снег с дождем.
Ты рассердишься метелью,
Подобреешь ты теплом,
Улыбнешься малым детям,
Покидаешь в них снежком.
Никогда не постареешь,
Ты, веселый город мой,
Ярким пламенем зардеешь,
Пригласив гостей порой.
Воркута, ты – молодая!
Тебе шесть десятков лет.
Ты живи еще, родная,
Много, много, много лет.
Ведущий: И мы хотим дать слово Огарковой Маргарите ученицы 10 «Б» класса.
Обниму я свой город,
Душою его понимая.
В этих тундры просторах
Раздольно свободной мечте.
Хоть на юге весна,
Здесь зима все пути заметает.
Но не холодно вовсе,
А счастливо мне в Воркуте.
Я живу в этом городе
Запорошенном, горькой и славном.
Его трудной судьбы
Никому не желаю вовек.
Ты упрям, беспокоен,
Овеян шахтерскою славой,
Я любуюсь тобой,
Замечательный мой оберег.
Ведущий:
Пусть город наш для всех счастливым будет,
Пусть каждый встретит здесь и радость, и мечту.
Пусть город наш даст всем на свете людям
Здоровье, мир, веселье, красоту!
Вокальный ансамбль «Родилась заря».
Участники литературной гостиной:
Вокальный ансамбль:
1. Руководитель Анисимова Т.А.
2. Илларионова Алина 7 «Б»
3. Данюшева Катя 7 «Б»
4. Идрисова Катя 7 «А»
5. Чумак Катя 11 «Б»
6. Пашинская Юля 10 «Б»
7. Фондис Алина 10 «Б»
8. 6 «Г»
9. 6 «Г»
10. 5
Чтецы:
11. Омельченко Юля 7 «А»
12. Еремин Сергей 11 «А»
13. Огаркова Рита 10 «Б»
14. Пинаев Женя 10 «А»
Ведущие:
15. Постников Рома
16. Есина Лиза 11 «Б»
17. Хохлов Егор
Гости:
18. Кульчицкая Маша
19. Полушина Анна
20. Макаров Василий 10 «А»
21. Алтухова Александра 10 «А»
22. Горин Руслан 7 «А»
23. Сочнева Катя 7»Б»
24. Скрынникова Марина 7 «В»
25. Оленник Карина 9 «А»
28. Пашинская Юля 10 «Б»
29. Степанов Костя 10 «А»
30. Толстюк Анна 6 «Г»
31. Герт М.Б.
32. Халиулин В.Р.
33. Попова И.А.
34. Постиникова И.Ф.
35. Комарева Л.А.
36. Хисматуллина А.М.
37. Попов А. Г.
38. Болотов Ю.
39. Хмара О.В,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...
Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"
Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"
Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...
Буклет школьной конференции "Чтобы помнили...", посвященной воинам-воркутинцам, погибшим в Афганистане и Чечне.
Буклет школьной конференции "Чтобы помнили...", посвященной воинам-воркутинцам, погибшим в Афганистане и Чечне....