Виртуальная экскурсия «О, Русь моя! »
материал на тему
Данное мероприятие направлено на изучение русского народного танца. Главной его особенностью является то, что участники знакомятся не только с движениями, характерными для русского танца, но и узнают о возникновении танца на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rus_moya.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальная экскурсия «О, Русь моя! »
(конспект мероприятия студии танца «Успех»)
Методический комментарий
Данное мероприятие направлено на изучение русского народного танца. Главной его особенностью является то, что члены объединения знакомятся не только с движениями, характерными для русского танца, но и узнают о возникновении танца на Руси.
Оборудование и материалы для мероприятия: костюмы скоморохов, маски животных, деревянные ложки, музыкальный центр, DVD-плеер, диски.
Музыкальный материал (на дисках): А. Жилин. «Экосезы», №1 и №2, Ан. Александров. « Дуда », А. Гречанинов. « На гармонике », «Деревенский наигрыш »- русский танец, отрывок из оперы « Царская невеста » Н. Римский-Корсаков, Дарондо «Танец».
Время реализации мероприятия: 60минут
Цель: формирование познавательного интереса к творчеству талантливых и героических предков, раскрытие художественно – творческих, музыкально – двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности.
Задачи
Образовательные:
- познакомить с возникновением танца на Руси;
- изучить основные приёмы движений русского народного танца;
- изучить танец «Московская кадриль».
Развивающие:
- раскрыть потенциальные возможности членов объединения;
- совершенствовать двигательную моторику;
- развивать музыкальные способности.
Ход мероприятия
1.Погружение в тему.
Ведущий 1: Наше мероприятие мы посвящаем изучению русского народного танца. Каждый народ, имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать для вас такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера. Многие движения русского народного танца лежат и в основе современных танцев, таких как Брейк-данс и Хип-хоп. Знания основ русского народного танца помогут нам и в освоении движений современных танцевальных направлений.
На фоне музыкального отрывка из оперы «Царская невеста»
Соломатина Елена Владимировна читает стихотворение С. Есенина.
На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец.
В тёмной роще, по поляне,
Плачет смехом бубенец.
Затуманились лощины,
Серебром покрылся мох.
Через прясла и овины
Кажет месяц белый рог.
По дороге лихо, бойко,
Развевая пенный пот,
Скачет бешеная тройка
На посёлок в хоровод.
Смотрят девушки лукаво
На красавца сквозь плетень.
Парень бравый, кучерявый
Ломит шапку набекрень.
Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят.
Позолоченные бляхи
С бубенцами говорят.
Ведущий 2: «Моя родина – Россия». У каждого россиянина, кто слышит эти слова, возникает перед глазами тот уголок земли, где он родился: речка, нежившая его в своих волнах; берёзы, убаюкивающие шелестом своей струящейся листвы, безбрежное золотое поле, с пылающим на горизонте закатом; родительский дом с приветливо зовущими окнами. Сегодня мы познакомимся с творчеством наших прародителей, людьми, которые открыли для нас необыкновенный мир русского танца, для этого нам нужно отправиться в древнюю Русь.
На фоне музыки Ан. Александрова «Дуда» появляются скоморохи
Скоморох выстукивает ритм музыки деревянными ложками, а его друг танцует, лихо, подбоченившись, выделывая ногами дробь. Музыкант подбадривает плясуна: «Пляши брат – детинка, надулась моя волынка. Разгибай только свои ножки: видишь, пищат трубы, яко кошки. Возымей ту ухватку, хвати, брат вприсядку».
Ведущий 2: Древнейшая русская летопись упоминает о скоморохах, участниках княжеской потехи. Скоморошье искусство было чрезвычайно разнообразно. Они играли на музыкальных инструментах, пели, плясали, исполняли драматизированные сценки и акробатические номера. До середины 12 века скоморохи являлись единственными представителями театрального искусства в России. На одной из внутренних стен Софийского собора в Киеве, относящемся к 11 веку, на фреске изображены сцены охоты в исполнении скоморохов, ряженных в звериные маски. Танец исполняется медленно и серьёзно, как богослужение, но постепенно переходит на характер развлекательной игры.
2. Изучение танца «Бычок». Работа в парах.
(Все встают в круг, в центре которого скоморохи в масках животных. Круг неторопливо двигается по линии танца, а скоморохи, танцуя,присматривают себе пару, выбрав понравившегося, приглашают на танец. Исполнив весёлый, импровизационный танец скоморохи передают маску своей паре и встают в общий круг, всё повторяется сначала, но с новыми скоморохами).
3.Изучение танца «Московская кадриль»
Ведущий 1: Скоморохи часто одевались в шутовские одежды, костюмы, маски.
Скоморохи исполняют танец «Коза и медведь»
(Коза приплясывает, щёлкая деревянными ложками: медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются, и медведь шляпу вздел, да в дудку играл, а коза слева в сарафане синем с рожками и колокольчиками скачет и вприсядку пляшет)
Ведущий 2: Иногда мужчины рядились женщинами, и наоборот, разыгрывая озорные мимические и танцевальные сценки. Вот и мы с вами сейчас разделимся на две группы. Группа №1наденет платочки и сочинит небольшой этюд «Девичий перепляс», а группа №2наденет мужские косоворотки и сочинит свой этюд на тему «Лучший парень на деревне».
А наши дорогие скоморохи оценят вашу творческую работу и лучшим подарят на память «волшебные колокольчики», если вам когда-нибудь станет грустно, позвоните и они вам помогут.
Звучат «Экосезы» №1 и № 2 А. Жилин
4. Самостоятельная работа по группам
Ведущий 1: Танцовщиц, состоявших в скоморошьих труппах, называли плясицами. Обычно они были жёнами скоморохов, и в труппы, скитавшихся по Руси, входили сплошь и рядом целые семьи. Об этом свидетельствует пословица: «Скоморошья жена всегда весела», а также старинная песня, где поётся:
Сватался за вдовушку с Москвы скоморох
Сказывая житьё – бытьё: волынка да гудок
Думаю – подумаю, пойду за него
Сыта ль, не сыта – всегда весела,
Пьяна ль, не пьяна ль – всегда во пиру.
Чья су такова? – Скоморохова жена.
Просмотр на DVD-плеере танца «Скоморохи» в исполнении народного ансамбля танца Игоря Моисеева
Ведущий 2: Скоморохи были замечательными мастерами своего дела. Недаром говориться в пословице: «Не учи плясать, я и сам скоморох». Основу скоморошьей пляски составляли присядки, дроби и другие движения русской пляски. Полюбили скоморохов и при дворе московских царей. Так, в «Потешной палате» царя Михаила Романовича состоял канатный плясун Иван Ладыгин. В 1629 году он обучал танцам пятерых своих учеников и получал за это государево жалование. Иван Ладыгин – первый известный учитель танцев в истории России. А сейчас я хочу предложить вам выступить в роли учителя танцев.
Самостоятельная работа членов объединения
(Игра-танец. Все встают в круг и под музыку передают платочек, на ком остановится мелодия и является учителем танцев, который встает в центр круга и показывает знакомые русские народные движения, а все остальные повторяют за новым учителем. Игра – танец повторяется несколько раз.)
Ведущий 1: Скоморохи выступали по праздникам на городских площадях, на сельских улицах, в поле среди народа. Часто в их песнях звучало недовольство народа и насмешки над боярами и попами. Оттого скоморохи становились народными героями. И за это с середины 17 века они были причислены к дурному сословию людей. Их стали повсюду изгонять. Скоморохи исчезли, но их искусство живёт, и будет жить вечно.
Танец «Пчёлочка златая»
(Исполняет танцевальная группа любительского объединения «Успех»)
На фоне колокольного звона звучат слова ведущего
Ведущий 2: О, Русь моя! Сложны твои пути. Но у великого народа может быть только великое будущее, вдохновлённое и счастливое. Народ наш духовно растёт, строит настоящее, помнит и любит своё прошлое, мечтает о будущем. Будь во веки крепка и прекрасна о, Русская земля!
5. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Участники мероприятия высказывают свое мнение, подводят общий итог.
- Что на мероприятие было главным?
- Что вас заинтересовало?
- Что нового вы открыли для себя?
- Какие задания оказались наиболее интересными? Почему?
Методическая литература
- В. Пасютская «Волшебный мир танца» Москва. «Просвещение» 1985г.
- С. Руднева, Э Фиш «Музыкальное движение» Москва. «Просвещение» 1972г.
- Т.В. Пуртнова, А.Н. Беликова, О. В. Кветная «Учите детей танцевать» Москва. «Владос» 2004г.
Свиридова Н.П. Материалы на областной смотр-конкурс любительских объединений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия
Внеклассное мероприятие Тема: «Путешествие по независимому Казахстану» (виртуальная экскурсия) в 5 классе Учитель истории ОСШ № 32 г. КарагандыЦель мероприятия: воспитание гражданственности, толеран...
Виртуальная экскурсия в г.Ковров
Презентация + викторина....
Виртуальная экскурсия "Scouting in the World"
Представенный материал можно использовать как в урочное, так и внеурочное время, так как он знакомит детей с историей международного движения скаутов в стране изучаемого языка и России....
Виртуальная экскурсия в "ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ"
Открытый урок в 11 классе по разделу "Атомная физика" - "Чернобыль - 24 года спустя"....
Урок - виртуальная экскурсия "Строение и функции эукариотической клетки"
Урок рождается непросто:Порой – с наивного вопроса,Порой со странного ответаОн долго зреет в тайне где – то… В январе 2008/2009 года учитель биологии высшей категории Танченко Татьяна Серге...
урок- экскурсия "Виртуальная экскурсия по Германии"
урок- экскурсия в 9 классе...
Виртуальная экскурсия тематической экскурсии "Самара Космическая"
Виртуальная экскурсия "Самара Космическая" посвященная Дню Космонавтики.Обучающие школы приготовили экспонаты своими руками, а также были представленны творческие проекты и исследовательские...
Комментарии
Возникновении танца на Руси.
Данное мероприятие направлено на изучение русского народного танца. Главной его особенностью является то, что члены объединения знакомятся не только с движениями, характерными для русского танца, но и узнают о возникновении танца на Руси.