Классный час "Не отрекаются любя..."
классный час (10 класс) по теме

Внеклассное мероприятие «Не отрекаются любя» способствовал расширению знаний обучающихся, полученных на уроках литературы. Литературно-музыкальная композиция продумана учителем, материал подобран так, что ребята углубляют свои знания о высоком чувстве любви.

На внеурочном занятии осуществляется связь времён: 19 века и сегодняшнего дня. Дети имеют возможности сравнить занятия, интересы молодых людей, их взгляды на любовь  того времени со своим, сегодняшним. Они проводят аналогию: во все времена ценились дружба, верность, любовь, преданность, готовность идти за любимым, разделить его трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_otrekayutsya_lyubya_kl.chas_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Не отрекаются любя»

Цели:

  1. Познакомить с историей возникновения праздника влюблённых, обратиться к истории Дня влюблённых на Руси.
  2. На конкретных примерах показать красоту любовного чувства, его силу.
  3. Учить понимать суть человеческих отношений: что положено в основу любви великих людей.

        Музыка Джо Дассена «История любви».

        Слайд №1

        Учитель: Какова история  возникновения праздника  «День влюблённых»?

Никто и никогда не сможет до конца объяснить, что же такое любовь. Это вечная загадка жизни… И может быть, поэтому каждое новое поколение стремится разгадать её.

На сегодняшнем занятии  мы с вами сделаем попытку разгадать, понять, что же такое любовь, что было основой великого чувства любви известных людей, как строили они свои любовные отношения. Почему же нас так волнует это прекрасное чувство?

1-ый ученик:  14 февраля во многих странах мира отмечается праздник - День святого Валентина или день всех влюбленных. Восходит он к языческим традициям народов Англии и Шотландии, чем-то напоминающих наши святочные гадания: накануне молодые люди вынимали из урны билетики с именами девушек, которые становились для них на предстоящий год «дамами сердца», что обязывало к отношениям, о которых мы можем судить по рыцарским романам. И поэтому до сих пор Валентинов День - праздник личный, романтический.

2-ой ученик:  Ходит немало легенд о происхождении этого Дня. Одна из них связана с именем христианского мученика Валентина, который совершил запрещенный римским императором обряд венчания. 14 февраля 270 года его приговорили к смертной казни. С тех пор он считается покровителем влюбленных.

1-ый ученик: Согласно другой легенде, христианский проповедник Валентин, исцеливший дочь тюремщика, дав ей зрение, был посажен в тюрьму за веру. Перед смертью дочь палача получила записку от обреченного с подписью «от Вашего Валентина». Точно неизвестно, какие отношения были между двумя молодыми людьми, что их связывало, и были ли они влюблены друг в друга. История об этом умалчивает, и нам остается лишь строить догадки.

2-ой ученик:  Интересно, что Валентин — абсолютно реальный персонаж, и, какова бы ни была предыстория его казни, он действительно погиб. Спустя почти десять веков он был канонизирован - Валентина причислили к лику святых. Сохранилось даже место захоронения его праха, и на этом месте была воздвигнута церковь. На Руси, в православном мире, Днем любви считается 8 июля (по новому стилю) - День памяти святых Петра и Февронии. Мудрость Февронии, преданность Петра помогли им преодолеть все преграды на пути их любви. Князь Муромский и его супруга жили долго, счастливо и умерли в один день.

1-ый ученик:  Но есть и другая, более реальная версия происхождения праздника. С 14 февраля птицы в Европе начинают спариваться и вить гнезда. И как бы там ни было, но вот уже несколько веков 14 февраля праздник широко отмечается, а влюбленные письменно подтверждают свои чувства.

 Музыка «История любви».  

Слайд №2, 3.

Автор (А) сидит и что-то пишет, бросает, рвет и снова пишет. Он встает, начинает нервно ходить.

А. Коль не любовь сей жар, какой недуг

Меня знобит? Коль он - любовь, то что же...

Любовь?? Добро ль? Но эти муки, Боже!

Так злой огонь? А сладость этих мук!

Друзья мои, со мною что-то происходит, в меня вселилась какая-то болезнь. За последние сутки я не могу написать и строчки. Быть может, я умираю? Ах, Боже, врача, врача.

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы  берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась любовь.

Музыка «История любви».  Легко кружась, появляется Любовь.

Любовь (Л.): Здравствуй, мой МИЛЫЙ ПОЭТ.

А. Кто ты? Я звал врача.

Л. Я твой врач и твоя болезнь. Я помогу тебе, не прогоняй меня.

А. Да кто же ты? Что тебе здесь надо?

Л. Я - твоя любовь!

Фоном звучит музыка А.Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

А. Любовь? Не знаю я никакой любви, лучше подай мне воды.

Л. Я - твоя любовь.

А. Да не хочу я никакой любви.

Л. Милый поэт, я пришла к тебе потому, что ты в меня не веришь, хочешь, я расскажу тебе о любви? Об этом прекрасном чувстве.

А. Это прекрасное чувство? Ерунда! Голова кругом, сердце стучит, как бешеное, знобит.

Л. Я покажу тебе любовь. Оглянись вокруг. Все живое наполнено любовью. А ты - ерунда!

А. Ну ладно, показывай, может, и вправду польза какая будет. Может, в твоих рассказах я и найду для себя лекарство.

Женя читает стихотворение Ю.Визбора «Мне бы только знать".                

 Мне твердят мол, скоро ты любовь найдешь

 И узнаешь с первого же взгляда.

 Мне бы только знать, что где-то ты живешь,

 И, клянусь, мне большего не надо.

 Снова в синем небе журавли трубят,

Я брожу по краскам листопада.

 Мне б хотя бы мельком повидать тебя

 И, клянусь, мне большего не надо.

 Дай мне руку, слово для меня скажи.

 Ты - моя надежда и отрада.

 Мне б хотя бы раз прожить с тобой всю жизнь,

 И, клянусь, мне большего не надо.

И вдоволь будет странствий и скитаний

Страна любви - великая страна,

И с рыцарей своих - для испытаний -

Все строже будет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна...

Музыка. Полонез.

Л. Разве они не прекрасны?

А. То же мне, счастье умереть.

Л. Ведь они все равно вместе - пусть даже на небесах.

А. А в жизни можно быть любимым и счастливым одновременно?

Л. Посмотри на эту пару. Может быть, ты здесь найдешь ответ.

Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна.

Фотография Анненковых.

3-ий ученик: Она  - бедная французская продавщица в модном магазине - Полина Гебль, он - красавец кавалергард Иван Анненков. Такая между ними пропасть. Не раз в мечтах Ивана Александровича он вместе со своей Полюшкой открывал бал.

3ий ученик. Однажды вечером он пришел ко мне совершенно расстроенным. Он твердил мне про свою любовь, и я чувствовала тем женским инстинктом, что он говорил искренне. Наконец я поняла, что для меня уже невозможно счастья без него. Расстаться с ним уже невозможно. Расстаться с ним не достало духу.

4-ый ученик Иван Александрович и Полина не были обвенчаны, но это было их свадебное путешествие. Они не замечали ничего вокруг. Они видели только друг друга, жили только друг для друга.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал,

Потому что, если не любил -

Значит, и не жил, и не дышал!

Алина. А дальше было 14 декабря 1825 года. Сенатская площадь.

Петропавловская крепость, кандалы, Сибирь...

3-ий ученик. Я написала царю... «как милость прошу вашего разрешения разделить ссылку своего гражданского супруга. Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не смогу даже жить».

4-ый ученик. Церковь была темна, у окон теплилась лампада... К приезду невесты у церкви собралось много народу. И вдруг... Казалось, замерли, упали на землю, рассыпались, как схваченные морозом листья, все слова, все звуки, кроме одного, звона кандалов: под конвоем вели жениха и свидетелей. Молча расступились люди, отстали солдаты, на паперти церкви, у самого входа, с них сняли оковы.

3-ий ученик. Церемония продолжалась недолго, священник торопился, певчих не было. По окончании им надели оковы и отвели в острог.

 Но вспять безумцев не поворотить,

 Они уже согласны заплатить

 Любой ценой - и жизнью бы рискнули, -

 Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

 Волшебную, невидимую нить,

 Которую меж ними протянули.

4-ый ученик. Они прожили жизнь, полную печали  и  радости,  все делили  поровну. Иван Александрович на год пережил свою любимую - она умерла в 1876 г.

3-ий ученик.  Жизнь прошла, но любовь, верность прошли через века. Они живы и сейчас.

  1. Фотографии Полины  и Ивана Анненковых. Слайд №4, 5.

 

Света Ты рядом и все прекрасно:

  И дождь, холодный ветер.

           Спасибо тебе, мой ясный,

           За то, что есть на свете…

  Мы - рядом, а ведь могли бы

           Друг друга совсем не встретить...

           Единственный мой, спасибо

           За то, что ты есть на свете. (Ю.Друнина).

Ведущий. Любовь движет Солнце, и от него светла. Ею зажигаются звёзды, и растет трава. Она делает осень Болдинской, а весну – вечной.

Любовь играет судьбами людей и цивилизаций. Волею Любви крестьянка Марта превратилась в российскую императрицу. Да что там Екатерина!

От Любви сильнее бьётся сердце, и мгновенно снижается риск сердечных заболеваний. Любовь не купишь ни за какие деньги. Из-за неё совершается огромное количество больших и маленьких безумств.

Любовь бывает разная. Бывает страстная, платоническая, неразделённая, первая и последняя, голубая и розовая. Бывает зла, её изображают слепой. Но она не слепа. Просто она – Любовь.

  1. Фото Тургенева и Полины Виардо.  Слайд № 6, 7, 8.

Антон. «Я ничего не видел на свете лучше вас… - писал Тургенев спустя несколько лет после знакомства с певицей Полиной Виардо. – Встретить вас на своём пути было величайшем счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут вместе со мною».

Алина.  Любовь к этой женщине Тургенев пронёс через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен своему чувству, многое принеся в жертву. Дом семьи Виардо стал вторым домом. Полина  была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным и обаятельным собеседником.

Антон.  «В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у вас… И мне радостно сказать вам…что встретить вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни…»

Алина. Рано или поздно к каждому приходит любовь. И свершается чудо. Влюблённые видят мир иначе: окружающие видят уголь, а влюблённые – алмаз; в глазах любимого видят небо и своё отражение; видят чудо из чудес. Для влюблённого человека нет равнодушного отношения ни к окружающему миру, ни к возлюбленной – всё привлекательно в ней.

Романс «Утро туманное». Исполняет Калашникова Л.В. (Лауреат областного конкурса исполнителей романсов)

Кирилл.

В нас любящие женщины порою

Находят добродетелей запас.

Мы в их глазах то боги, то герои,

А их сердца –

                        как пьедестал для нас.

Как будто мы

                        и вправду так красивы

И так мудры…Скорей

наоборот.

…О, как же надо

                        и любить, и жить,

Чтоб пьедесталы

                        не давали трещин.

Чтоб высоты

                        в сердце заслужить

И быть достойным

                        заблуждений женщин. (А. Дементьев).

Слово учителя. Тютчев – Крюденер.  Слайд №9 -10.

Портрет Амалии фон Лерхенфельд, потом появляются портреты Тютчева.

Саша. Прекрасной Амалией фон Лерхенфельд восхищались многие. Её красота волновала Пушкина, Гейне, Николая 1, Отношения Тютчева будут продолжаться полвека, но судьбы они свои так и не свяжут.

Отмечая 10-летие своей влюблённости в Амалию, Тютчев написал одно из знаменитых своих стихотворений:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай…

В 1870 году Амалия навестила тяжело больного поэта. И Тютчев откликнулся на её визит стихотворением:

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило:

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Чувство осталось неизменным:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Звучит романс «Я встретил вас…»

А. Хорошо, ты прекрасна, любовь. Ты счастье, ты дар, но как унять страх,   боль  за  любимую,   которую ношу в себе?

Л. Как больно, милая, как странно,

 Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, -

Как больно милая, как странно

 Раздваиваться под пилой,

 Не зарастет на сердце рана –

Прольется горькими слезами;

Не зарастет на сердце рана –

Прольемся пламенной смолой.

 Анжела.          - Пока жива - с тобой я буду –

Душа и кровь нераздвоимы, -

Пока жива - с тобой я буду -  

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду:

Не забывай меня, любимый,

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

Антон.  - Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Анжела.                  - За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба - я и ты.

Роман.    - Но если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного, -

Но если я безвестно кану

За звездный пояс,  млечный дым?

Анжела.  - Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Алина.      Трясясь в прокуренном вагоне,

 Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Надя.         Нечеловеческая сила

 В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

  Даша. С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!  

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них.

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь,

Когда уходите на миг!

А. Красиво, печально, но ведь у меня кровь бурлит, сердце бешено бьется, так и до инфаркта можно дойти, а это ты называешь любовью? Есть же где-нибудь это лекарство! Боже, я сойду с ума.

А. Как это восхитительно, красиво! Знаешь, а мне дышать стало значительно легче, да нет, у меня словно крылья выросли - так и взлетел бы над миром!  (Хватается за голову).

Любовь, подожди немного, я запишу кое-что и поговорю с тобой (пишет), говорит тихо: «Это надо же, написал».

Л. Интересно, что он пишет?

А. Любовь, слушай, это родилось только что.

 Оля. Все начинается с любви -

         И озаренье, и работа.

         Глаза цветов, глаза ребенка,

         Весна шепнет тебе: "Живи...»,

         И ты от шепота качнешься,

         И выпрямишься, и начнешься –

         Все начинается с любви.

А. Спасибо тебе, любовь, ты помогла мне,  открыла  глаза,  заставила посмотреть вокруг,

Слушай, это всегда так восхитительно - любить?

Л. Да, ну а теперь нам пора прощаться, до свидания, дорогой поэт.

А. Куда ты?

Л. К таким, каким ты раньше был, - не верившим в любовь.

А. А как же я?

Л. Я буду приходить к тебе, но быть здесь постоянно я не могу, я нужна всем.

Наташа. А знаешь, все еще будет,

                 Южный ветер еще подует,

И весну еще наколдует,

                 И память перелистает.

И встретиться нас заставит,

И встретиться нас заставит,

И еще меня на рассвете

Губы твои разбудят.

Счастье - что оно?

Та же птица..

Упустишь и не поймаешь.      

                 А в клетке ему томиться

Тоже ведь не годится,

Трудно с ним, понимаешь?

Понимаешь, все еще будет!

В сто концов убегают рельсы,

Самолеты уходят в рейсы,

Корабли снимаются с якоря...    

Если б помнили это люди,

Чаще думали бы о чуде,

Реже бы люди плакали,

Я его не запру безжалостно,

Крылья не покалечу.

Улетаешь - лети, пожалуйста,

Знаешь, как отпразднуем встречу!

Артём.             Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя.

Не потому, что я ее любил,

А потому, что мне темно с другими.

                 И если вдруг на сердце тяжело

Лишь в ней одной ищу ответа.

Не потому, что от нее светло,

А потому что с ней не надо света.

 (На экране показываются портреты  красивых женщин современных и прошлых времен).

  1. Портрет Лопухиной кисти Боровиковского.Слайд № 11

Даша.  Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет,

                                что молча выражали

Страданье – тень любви,

                                и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела.

И будет этот взгляд

                                и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.     (Я.Полонский)

Портрет Струйской кисти П.Рокотова. Слайд №12

Аня.             Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна её души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

Учитель.   Притча о монахе.

За монахом гонятся два тигра. Он оказался на краю скалы. Прыгнуть вниз – разобьётся. Заметил лиану и стал спускаться вниз. Видит, что тигры не растерялись: один остался наверху, а второй уже ждёт внизу. И неожиданно монах увидел прекрасную земляничку, до которой можно дотянуться было рукой. И он сорвал  и съел самую вкусную ягоду в своей жизни! Конец притчи.

Многие не удовлетворены притчей, потому что здесь не сказано, спасся ли монах. А разве это важно? Суть притчи в другом. Здесь сказано о мудрости людей, умеющих делать себе праздник. Монах оставил завещание: «Не отдавайте тиграм всё внимание! В жизни всегда есть место землянике! Никогда не лишайте себя радости жизни!»

А мы будем живы, пока будет жива ЛЮБОВЬ!

Далее идут кадры на фоне музыки со словами детей об их понимании любви.

  1. Изменилось ли ваше представление о любви после прослушанного?
  2. Что является главным, самым важным в любви?
  3. Тренинг. Все встают в круг. Начиная со слов: «Знаешь, ты…», «Мне в тебе нравится…», дети должны сказать рядом стоящему соседу слова признания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Потребность любить"

Любовь - это самое важное слово в языке. Оно же является наиболее непонятным. Как светские, так и религиозные мыслители пришли к выводу, что любовь играет главную роль в жизни. Нам говорят, что ...

Классный час "Учимся любить себя"

Цель классного часа: побуждение школьников к осмыслению своих возможно­стей, качеств и места среди людей....

«Не отрекаются любя» Час поэзии по творчеству Вероники Тушновой (1915-1995)

Цель:1. Расширить кругозор учащихся2. Развить эстетический вкус старшеклассников3. Формирование любви к поэзии, воспевающей и выражающей человеческие чувства, нравственную чистоту, интереса к творчест...

Классный час "У любой войны есть свои герои"

Сценарий классного часа ко Дню героев России, для 8 класса, с презентацией....

Классный часна тему «Здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни-залог успеха! В нашем объединении ему уделяется большое внимание! Так для обучающихся был разработан и проведен классный час на тему: "Здоровый образ жизни"....

Презентация классного часа "Деньги любят счет"

Игра-квест "Деньги любят счет"...

Классный час "Кто любит труд, того люди чтут

Классный час, направленный на профориентацию...


 

Комментарии

Внеклассное мероприятие «Не отрекаются любя» способствовал расширению знаний обучающихся, полученных на уроках литературы. Литературно-музыкальная композиция продумана учителем, материал подобран так, что ребята углубляют свои знания о высоком чувстве любви.
На внеурочном занятии осуществляется связь времён: 19 века и сегодняшнего дня. Дети имеют возможности сравнить занятия, интересы молодых людей, их взгляды на любовь того времени со своим, сегодняшним. Они проводят аналогию: во все времена ценились дружба, верность, любовь, преданность, готовность идти за любимым, разделить его трудности.