Фольклор. Сценарий обрядового действия Закликание весны. Празднования Сороки.
материал по теме
Фольклор.
Сценарий обрядового действия Закликание весны, птиц.
Празднования Сороки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soroki_scenariy_glavnyy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
празднования СОРОКИ, СОРОК МУЧЕНИКОВ (22 марта).
Обрядовое действие Закликание весны, птиц
Автор: Костина Олеся Витальевна
педагог-организатор
Действующие лица в русских народных костюмах:
мать, дочь, 1,2 мальчик, 1,2 девочка, 1,2 девушка, 1,2 парень
Оформление: солнце, изгородь, плетень, дом, деревца, холм
Реквизит: печеные жаворонки, пирог (хлеб), рушник, сумка, 2 скворечника, молоток, гвозди, 40 щепок,
Трек №
Свет: с синего фона (ночь) плавно добавляется красный (ранний рассвет)
Выбегает из дома в исподней (ночной) рубахе босиком 1 ребенок (имитируя ) холод топчется и начинает выбрасывать щепки в процессе кричит:
1 мал: Эй, ……………… где тебя носит?!
Пора зимние путы с матушки- Земли срывать, … а то я «дубу даю»
Выбегает 2 мальчик со словами
2 мал.: Погодь,… бегу…. (выбегает, начинают бросать щепки, спрашивает у первого)
Точно, 40 наломал?
1 мал..: Сорок……сорок, ….. как раз по числу Святых мучеников
2 мал.: (дрожит) Холодно-то как……
1 мал..: Ежели в Сороки морозный день – знать впереди еще 40 морозов.
2 мал.: Посрывали оковы, побёгли мамке-то скажем…
с криком «Мааааам» убегают, заскочили в дом
в этот момент мать выходит на улицу, со словами
Мать: Молодцы, ребятушки, добро дело сделали!
Землицу от зимы освобождаете, весну приближаете!
Мать: направляется к возвышенности – холму ,,,,,,,,,,, Уж Солнце встает
Пора попросить благословения у матушки Земли да у весны-красны.
Дочь: (догоняя мать) А где моя сума?
Мать: У меня,…. догоняй
Придя, вытаскивают из сумки хлеб и рушник, расстилают его на земле (или держат в руках) все со словами
Дочка: Сорок мучеников святых от язычников римлян смерть приняли…
Сороками жаворонками прилетят, да весну принесут….
Свет: Выход солнца
Они встают, небольшая пауза, клонясь на восток в землю, затем произносят слова
Мать: Благослови, Мати,
Ой, лада Мати,
Весну закликати,
Зиму провожати!
Дочка: Вот тебе, матушка-весна!
Вот тебе, матушка-весна, ржаного хлебца.
Все оставляют, возвращаются домой к околице.
В это время с разных сторон сцены выходят группы ребят: 2 девочки (в руках печеные жаворонки), 2 девушки (держат куколок), 2 парня (каждый держит скворечники). Девочки вприпрыжку подбегают к мальчикам, которые стоят около своего дома, хвастают своими жаворонками:
1 дев.: Посмотри, какой …. С хохолком (нюхает)…. А душистый……
2 дев.: Смотри, как крылышки выпечены, … каждое перышко видно….
1 дев.: А ваши птички…Где? Нету…? Мамка не дала?
2 дев.: Да ну их, побежали Жаворонков … да весну закликать….
Мальчики Хором: Маааам (бегут к матери, та стоит с подносом,
раздает жаворонков
Мать: Разбирай!!! ….. Всю ночку пекла…. Всем хватит!
Парень 1: Ну-ка ребятня, …..ступайте кликать весну!
Дети хором: Ура!!!!
Дети накалывают на палки жаворонков и разбегаются в разные стороны по сцене и в зр.зал, высоко держа жаворонков оставляют их на разного рода возвышенностях (копнах, ветках, крыше, холмах и пр. ) затем возвращаются
Парень 2: А нам пора гостей встречать!
Парни отправляются к деревьям, мать им вслед
Мать: Право дело делаете!
На сорок мучеников сорок птиц прилетает.
Парни «вешают» скворечники на деревья приговаривая
Парень 1: Красавица, весна!
Птичий домик у нашего окна
Парень 2: Скоро в домике будет веселье.
У крылатых жильцов – новоселье!
Девушка 1: Увидел скворца – весна у крыльца.
Девушка 2: На Сороки сорока кладет в гнездо сорок палочек.
Выбегает дочь
Дочь: Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.
Парни, повесив скворечники подходят к девушкам
Парень 1: Грач на проталину, скворец – на прогалину.
Парень 2: Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
все заводят хоровод, по очереди произнося четверостишие, а дети, сказав свои слова,
Девушка 1: Приди к нам весна,
Со радостью,
Со великой к нам
Со милостью!
Парень 1: Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Девушка 2: Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
Парень 2: С грушами, со яблоками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой
1 мал.: «Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
1 дев.: Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Приносите нам Весну Красну,
Красну солнышку,
Теплу гнездышку!
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
2 мал.: Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.
Чу-виль-виль
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
2 дев.: Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала.
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
Дочь: ……… Идет матушка-Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел, белый снег сошел!
Солнышко, выгляни! Красное, высвети!
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Мать: Ребята!? Кто будет первым в этом году бросать зерна в оттаявшую землю на поля нашего совхоза?
Парни и мальчики хором (или по очереди): Я буду!
Дочь держит поднос в руках, на котором лежат печеные жаворонки, мать обращается к парням:
Мать: А жавороночек скажет, кто это будет!!!!!
Парни и мальчики берут жаворонков, разламывают их и едят, одному попадается с зернышком зернышко.
Мать: Быть тебе первым засевальщиком!
Дочь: А головушки жаворонков не съедайте…. оставляйте, я пойду их коровам-то отдам, … чай и им благополучие будет с весною
Парни ей отдают головы жаворонков и уходит за кулисы
Мальчики- сыновья отдают матери голову жаворонка со словами
1 мал.: На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был.!!
1 мал.: Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был.
Девушка 1: И мы пойдем весну гукать,
Девушка 2: да гадать
Дочь: да весняночек матсерить
Девушки и девочки уходят к холму гадать, садятся и причитают
Девушка 2: Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у! —
Девушка 1: Весна красная,Долгожданная
Дев. 1: Где же ты долго Так бродила? — У-у-у!
Дев 2 : Приди, весна, с милостью! У-у-у!
В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству, щепка — гроб.
Что за славный денек!
Собирайся, народ, в хоровод!
Станем кругом ходить
Да весну веселить.
Хоровод заведем.
Дружно все запоем Песню любо пропоем.
Дети ведут хоровод, поют русскую народную песню «Как по травкам по муравкам». Во время исполнения хоровода все двигаются хороводными орнаментальными построениями: «круг», «змейка», «капуста», «ручеек», «плетень».
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, с радостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило!
Ручейки на улице
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают,
И летят, и летят.
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке.
Ой, солнышко-батюшка,
Угоди, годи!
Уроди, уроди!
Ведущий.
Пришла весна! Пришла к нам
С радостью, с радостью,
С превеликой к нам милостью
На урожай богатый
Да на хлеб насущный!
И помните, что один весенний день
Год кормит!
Весну красную мы встретили,
Да как праздник к нам пришел, не заметили.
Под веселый перепляс
Распрощаемся сейчас.
Действие: На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. прославляли весну:
И, наконец, при всеобщем ликовании сжигали чучело Мары — олицетворение смерти и зимы.
Дети (поочередно).
Веселитеся, подружки,
К нам весна скоро придет,
Весна придет,
Солнце взойдет.
Сгонит снежки
С гор белой мороз,
Разольются быстры речки,
Все мелкие, да ручейки.
Расцветут в поле цветочки,
Все ракитовы кусточки.
А на этих на кусточках
Мелки пташечки поют.
Промежу этих кусточков
Мы по травушке пойдем.
Мелким пташкам, канарейкам
Женщина всем Ребятам вручает куколки -веснянки
1 ведущий:
До свидания, гости дорогие!
По обычаям российским
От души поклон вам низкий!
примет.
На Сороки день с ночью меряются.
Сорок сороков птиц на Сороки прилетают.
На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.
Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.
Если на крышах еще лежит снег, то и до начала апреля будет снег.
А если прилетели птицы, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства.
Действие:
С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен....
"Встреча Весны-красны" (обряд закликания весны)
Урок знакомит учеников с народным обрядом закликания весны, весенними приметами, песнями веснянками....
Сценарий праздника с элементами обрядовых действий "Раз в крещенский вечерок девочки гадали..."
Сценарий праздника с элементами обрядовых действий "Раз в крещенский вечерок девушки гадали..."...
Календарно-обрядовые праздники зимние святки и закликание весны (бинарный урок)
Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля "Любысток" явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форм...
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни...
Технологиоческая карта по литературе. Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.
Устное народное творчество - это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая культура постепенно уходит из нашей жизни: уже нигде не увид...
Конспект урока по литературе в 6 классе "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни"
Урок по лтературе в 6 классе о значении обрядового фольклора в жизни человека. Учащиеся знакомятся с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов....