мазинские посиделки
методическая разработка по теме
Работа предназначена для тех, кто интересуется краеведением, местными обычаями, традициями предков. Нашему селу - 300 лет, тпоэтому есть что передать потомкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazinskie_posidelki.doc | 38.5 КБ |
chitatelskaya_konferenciya_na_temu.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мазинские посиделки
Плетень, на нем – кувшин, под ним –лавочка.
1 девушка. Здравствуйте, хозяева, мир вам и мы к вам.
Хозяйка. Давно поджидаем, гдей-то вы, матушки, загулялись, уж думали, не явитесь.
2 девушка. А мы вот покуда пирогов напекли, семечек поджарили, да косы заплели, да сарафаны-юбки выкатали. Вот уж и вечер настал.
Хозяйка. Проходите, касатушки, у меня уж самовар давно вскипячён, вас дожидается. А чего мальцев с вами нетути?
3 девушка. Не споткнутся, прибегут, была бы роща, а соловьи найдутся!
Девушки рассаживаются, каждая занимается принесённой с собой работой: кто вышивает, кто вяжет на спицах, кто крючком.
Хозяйка. Чаво приумолкли, чай без мальцев и песня не поётся!
4 девушка. Галинка, запой, а мы подхватим, уж лучше тебя никто не затянет песню.
Дык, нашу, мазинскую, про любовь?.
Летели с поля две голубки.
Одна за одной они гнались.
Одна гуля села на ветку,
Другая села на цветок.
Одна гуля с цветка вспорхнула
Ко мне на белу грудь.
А я ,младешенька, вздохнула:
«Не мой ли милый друг?»
Не мой ли миленький дружочек,
Сережа-пастушок.
Сыграй, сыграй-ка ты, Сережа
В серебряный рожок.
Сыграй, сыграй-ка ты, Сережа
В серебряный рожок.
Утешь, утешь-ка ты, Сережа,
Сердечушко мое.
Хозяйка. Молодец, , голосистая пташечка!
За дверью смех, топот, стук в дверь, входят парни, к ним пристал "молоденький парнишечка" лет 10-ти, который сразу же забирается на полати.
Поют. Ой, девчонки дорогие,
Мы до вас чуть- чуть дошли.
Открывайте шире двери,
Ваши дролечки пришли.
Расступись, честно народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
1 парень. Здравствуйте, хозяева, а нас вы ждали?
Хозяйка. Ждали, ждали, все жданки съели.
2 парень. А коли, ждали, так и дождались.
Парни начинают подсаживаться к девкам. К одной парень сел, пытается обнять её, она его отталкивает и поёт:
Не садися, милый, рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне!
Парень обиженно отходит.
1 парень. А я вот загадочки знаю, кто их отгадает, тот молодец.
1 девушка. Загадай, загадай, это мы любим.
1 парень.
Первая..Загадаю загадину,
Вытащу из кадушки ягодину,
Полижу, полижу и опять положу.
Чаво это такое?(Помазок для смазки колёс)
Вторая.Ногам тревога,
По животу дорога,
А на коленях ярмарка.
(Ткацкий станок)
Хозяйка. Вы мою загадку отгадайте:
Был я на топчане,
Был я на базаре,
Молод был - людей кормил,
Стар стал - разваливаться стал,
Бросили на улицу,
И собаки мои косточки не грызут.
(Горшок)
1 девушка. А я вот такую знаю:
Висит, болтается,
Кто с огорода идёт,
Всяк за него хватается.
Ась? Чаво это?(Рукомойник)
1 парень. И чавой-то мы сидим, сапоги чешутся, плясать хотят.
Гармонист играет, парни и девушки начинают плясать, при этом как бы обращаются друг к другу.
Вот она и заиграла,
Мне по сердцу резнула
Я туда-сюда глазами-
Нет мово любезного.
Вот она и заиграла,
Двадцать пять на двадцать пять.
В измененную девчоночку
Влюбляются опять.
Вот она и заиграла,
Двадцать пять на двадцать семь.
Вот она и зашумела-
В саду белая сирень.
Я не вашего села,
Не вашего селения.
Не по-вашему пою,
Прошу извинения.
Извините,извините,
Если извиняется.
У коня ноги четыре,
И то спотыкается.
Бела кофта, черна юбка-
Разлюбимый мой наряд.
Потерпи, моё сердечко,
Чего люди говорят.
. Ты подруженька моя,
Носи, коротки юбочки.
Я любила - ты отбила,
Так люби облюбочки.
. Брошу розу под берёзу,
Буду чаем поливать,
Посмотри, моя забава,
Как с другой буду гулять.
. Не смотрите на меня,
Глазки поломаете.
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!
. Я калоши не ношу -
Берегу их к лету.
Вам, по совести сказать:
У меня, их нету.
. Меня маменька жалеет,
Отец пуще бережёт.
Каждый вечер у калитки
Меня с палкой стережёт.
С лавки прыгает Минька, вбегает в круг пляшущих и поёт частушку
Хорошо траву косить,
Которая зелёная,
Хорошо девку любить,
Которая весёлая!
Старший из парней хватает его и усаживает вновь на лавку.
Рано тебе в наш круг, молоко мамкино на губах не обсохло!
Даёт ему щелбан, Минька чешет лоб, все смеются.
У меня милашка есть,
Срам по улице провесть:
Лошади пугаются,
Кучера ругаются.
Расцветают два цветочка
И на солнце греются.
На твою любовь, Ванюша,
Не могу надеяться.
Ой, ее - гора крутая,
Ой, ее - гориночка.
Моё сердце утешает
Дроля-ягодиночка.
Вышивала сарафанчик,
Уколола пальчики.
Не ходите вы за мною,
Озорные мальчики.
Солнце к лесу наклонилось,
Стало чуточку темней.
Я-то знаю, с кем гуляю,
Не указывайте мне!
Все ребята кудреваты,
Носят кудри на пробор.
Я милому намекаю
На серьёзный разговор.
Из-под моста выплывают
Рыбочка за рыбочкой.
Дяде Коле за игру
Матанечку с улыбочкой.
До чего ж ребята наши
Стали моде подражать.
Наденут белуе рубахи,
А шеи грязные видать.
Уж как ваши-то ребята
Простоквашей давятся,
Целоваться не умеют,
Сватать собираются.
Девки пудрятся, белятся,
А белила нипочём.
Одна рыжая девчонка
Натиралась кирпичом!
Мы частушки вам пропели
И садимся в решето,
До свидания, уезжаем
За частушками ещё!
Бросаются на лавку.
Ух. устала, спасу нет. Нешто поиграем?
Во что?(игра)
Как за речкой, да за Мазкой-2 р
Да за Мазкой, кума, да за Мазкой.
Там девчонки гребли сено-2р
Гребли сено, кума, гребли сено.
Они гребли,припотели-2р
Припотели, кума, припотели.
Искупаться захотели-2р
Захотели, кума, захотели.
Рубашонки поснимали-2р
Поскидали, кума, поскидали.
Сами в речку поскакали -2р
Поскакали,кума,поскакали.
Тут подкрался вор-Игнашка-2р
Вор – Игнашка, кума, вор – Игнашка.
Украл девичьи рубашки-2р
Рубашонки, кума, рубашонки.
Одна девка не сдалася-2р
Не сдалася,кума, не сдалася.
За Игнашкой погналася -2р
Погналася, кума, погналася.
Ты, Игнашка, вор – Игнашка-2р
Ты, Игнашка, кума, вор – Игнашка.
Отдай девичьи рубашки-2р
Рубашонки, кума, рубашонки.
Предварительный просмотр:
Читательская конференция на тему:
«Мужеством написанные строки».
(68-летию Победы посвящается)
Цели: 1.Почтить память погибших на войне писателей, поэтов, земляков;
2.Расширить представления о литературе ВОв.
3.Познакомиться с «лейтенантской прозой».
4.Познакомить учащихся с местными поэтами, пишущими о войне.
5 Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: запись песен «Священная война», «День Победы», звук метронома.
Картины Пластова, Андреева о ВОв
Стихи о войне.
Отзыв о книге Кондратьева «Сотников»
Сообщения «Народность поэмы «Василий Теркин», «Лейтенантская проза»
Оформление зала: буквами набрана запись «Мужеством написанные строки».
Выставка книг о войне
Репродукции картин А.П. Пластова «Фашист пролетел» и др. о войне.
Сценарий конференции.
Ведущий 1. (на фоне песни «День Победы») Прошло 68 лет с тех пор, как отгремели последние залпы ВОв, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература разных жанров – это «голос героической души народа».
Поэзия оказалась самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою родину.
Уже на 3 день войны был написан Лебедевым-Кумачом текст песни «Священная война», ставшей символом единства народа в борьбе с фашистами.(Звучит отрывок).
Ведущий 2. Остро чувствовали эту ответственность писатели. 941 из них ушли на фронт, 417 – не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, но и рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях
Военным корреспондентом прошел по дорогам войны и автор поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовский. О народном характере этой поэмы размышляла К.Ирина.
(Выступление ученицы 11 класса К.И.).
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.
В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война. (Читает подготовленный ученик).
Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное пол сраженья.
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это - боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
Ведущий 1 Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Ольга Берггольц в голодном блокадном Ленинграде страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник».
(Читает подготовленный ученик).
Был день как день,
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга, и
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
Я тоже ленинградская вдова.
Но то, кто не жил с нами, - не поверит,
Что в сотни раз почетней и трудней
В блокаде, в окруженье палачей
Не превратится в оборотня, в зверя…
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды,
дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». Оно звучит как заклинание, как молитва. (Читается стих. К.Симонова «Жди меня»).
Ведущий 2. О Великой Отечественной войне написано очень много книг. В нашей библиотеке открыта выставка «Солдаты России», малая часть которой здесь представлена .
Одно из самых достойных мест в этой выставке отдано «лейтенантской прозе» и, в частности, книге В.Кондратьева «Сашка». С этой книгой нас познакомит Ирина Д., ученица 10 класса.
Это был взгляд литературного критика. А вот какой отклик нашла эта книга в душе читателя. (Отзыв о книге Кондратьева «Сашка» в исполнении автора Ирины Л., ученицы 11 класса).
Не ослабевает интерес к этой теме – теме Великой Отечественной войны и 60 лет спустя. Ведь нет ни одной семьи в стране, которая бы не проводила своих близких на фронт и не получала бы похоронку. Память о павших навсегда с нами. Почтим их память минутой молчания.
( под мерный стук метронома минута молчания)
Ну а тем, кто с нами, - почет и уважение. У нас в гостях участница войны Н.С.Кондрашова, которая на фронте была медсестрой, как и героиня из повести «Сашка» - Зиночка. У нас есть сегодня возможность задать вопросы на интересующие нас темы.
- Нина Степановна, у многих авторов есть такие эпизоды в книгах, например, у Б.Васильева, где герои не расстаются со своими любимыми произведениями, читают во время затишья. Скажите, а в действительности на войне вы видели, чтобы кто – нибудь из бойцов читали книги, сочиняли стихи?(ответы на вопросы).
Ведущий 1 Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Человек, отказавшийся от прошлого, лишен будущего.Вот почему об этом забывать нельзя, вот почему о той войне пишут и будут писать. У нас сегодня еще один гость, наш земляк (родился в нашей Мазе, а сейчас живет в пос. Октябрьском), поэт Владимир Софронов. Пожалуйста, расскажите немного о себе и своем творчестве.
Ведущий 1.Украшением к\ф «Московская сага», снятом по одноименной книге В.Аксенова, стала песня в исполнении Кр.Орбакайте «Тучи в голубом».Сегодня она звучит для наших гостей.
В заключение нашей читательской конференции мы обратимся к выставке, где представлены книги о войне, имеющиеся в нашей библиотеке, среди них и новинки.
( Знакомство с новинками о ВОв проводит библиотекарь. Она же подводит итоги конкурса «Самый читающий класс» и «Самый читающий ученик».)
Ведущий 2. (Звучит песня «День Победы»). На этой оптимистической ноте мы и завершаем нашу читательскую конференцию, посвященную 60 – летию Победы. Читайте книги – источник знаний! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Посиделки по английски" для учащихся 6-8 классов с пониженной мотивацией к изучению предмета в
Разработка внеклассного мероприятия составлена для учащихся 7-8 классов для проведения методической недели, творческого вечера, занятия предметного кружка, факультатива по английскому языку. Материал...
Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
Цели и задачи мероприятия: познакомить с историей и традициями русского народа; научить понимать обряды, обычаи; эстетическое воспитание....
Внеклассное мероприятие "Рождественские посиделки"
Это мероприятие помогает детям сначала познакомится с рождественскими обычаями, а потом и самим стать участником рождественских колядок....
Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»
Ведущий 1: Добрый вечер, ребята! Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....
Кубанские посиделки
Урок знакомит с традициями и бытом русского народа. Традиционно долгими вечерами собирались люди на посиделки, пели песни, занимались различными видами рукоделия. Очень интересный, занимательный и п...
Разработка "Рождественские посиделки"
Мероприятие в рамках проекта "Народная культура в образовании"...
Сценарий "Осенние посиделки"
Внеклассное мероприятие, посвященное осени...