"Неукротимый город"
методическая разработка по теме

Василевская Ольга Александровна

Сценарий праздника, посвященного полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neukrotimyy_gorod.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

                   Государственная бюджетная специальная  

  /коррекционная/ школа  (VII вида) № 5  Центрального района

                        г. Санкт – Петербурга.

 

           Сценарий литературного вечера,

                посвящённого 68 годовщине

        полного освобождения Ленинграда

                 от фашистской блокады.

                      «Неукротимый город».                                                          

      Разработка учителя

     русского языка и литературы

    Василевской Ольги Александровны.

                             

                                  2012 год.

                                 «НЕУКРОТИМЫЙ ГОРОД».

                        Сценарий литературно-музыкальной композиции,

              посвященной 68 годовщине полного освобождения Ленинграда

              от фашистской блокады.

                                       О. А. Василевская,

                    руководитель методического объединения

               учителей-словесников  ГБСКОУ школы

                             (VII вида) №5

                                                                 Центрального района  Санкт – Петербурга.

Звучит фонограмма «Город детства».

 Выходят юноши и девушки, нарядные, с воздушными шарами, цветами. На заднем плане вид города Ленинграда: набережная Невы, Петропавловская крепость.

Из группы гуляющих по сцене (по набережной) на передний план выходят юноша и девушка.

Юноша. 

Приезжай в мой город, приезжай!

Он тебя, как маленького, встретит,

Выкатит расцвеченный трамвай,

По Неве прокатит на рассвете.

Девушка.

Он поднимет радужно мосты,

И замрет, спокойный, величавый.

Юноша.

Он преподнесет тебе цветы

Где-нибудь за Нарвскою заставой.

Девушка.

Ты по новым улицам пройдешь -

Улицы широкие, прямые.

Улицы шумны, как молодежь,

Потому что тоже молодые.

Юноша.

Ты посмотришь вечером в Неву,

В этот час весеннего отлива,

И Нева покажет наяву,

Как ты удивительно красива...

Девушка.

Не дари мне писем, не дари.

Приезжай - тебе покажет всякий,

Как влюбленным светит до зари

Мой светлоголовый Исаакий.

Юноша.

Мне хвалили город парижан.

Что кому, а мне - мой город дорог!

Приезжай в мой город, приезжай,

Потому что это добрый город.

Ведущий 1. 

Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов.

Звук самолёта. Видеофильм «Блокада Ленинграда» (отрывок)

Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым  предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!

Ведущий 2.

         Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши и девушки, что появившиеся так рано над городом истребители взлетели по тревоге.

Сцену пересекают лучи прожектора.  

Звучит фонограмма сообщения о начале войны Левитана.

ЧТЕЦ:

На границе родимой земли

Вихревые сирены завыли,

Встали мертвые рядом с живыми

И, обнявшись, в бессмертье ушли.

ЧТЕЦ:

Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Юноша.                                                                          

Пламя ударило в небо -

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь...» -

Родина.

Девушка.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

я или Родина.  

 

Звуки сирены. Молодёжь подходит к репродуктору на стене.

Ведущий 1. 

23 июня, понедельник. День этот рождался под завывание сирен. В 1 час 45 минут в уже выключившихся репродукторах раздалась скороговорка диктора: «Внимание! Внимание! Воздушная тревога!»

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».

Юноша.

                                                                   

Стоял народ и слушал сводку

Советского Информбюро.

Кружился рупор над слободкой,

Роняя черное перо.

Звенело - сталью или жестью...

Но люди шли, и шли, и шли…

Девушка.

Как будто тут иные вести,

Чем дома, услыхать могли,

Как будто тут, при всем народе,

Плечом к плечу, к спине спина -

Любая весть терпимей вроде,

Да и война не так страшна.

Фоном звучит фонограмма фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича.

Ведущий 2. 

Фашистские войска остервенело рвались к Ленинграду. Первый воздушный налет на город был совершен 18 июля 1941 года.

Ведущий 1.

8 сентября фашисты захватили Шлиссельбург, а 11 сентября подошли к Пулковским высотам. Гитлеровцы были уверены, что скоро будут в Ленинграде. Генералы и высшие офицеры уже получили пригласительные билеты на банкет в ресторан гостиницы «Астория» по случаю взятия города.

Были назначены даже сроки торжественного парада на Дворцовой площади.

ЧТЕЦ:

Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот.

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Он шёл с бессмертным возгласом в груди:

- Умрём, но Ленинград не отдадим!

ЧТЕЦ:

И вот за это долгими ночами

Пытал нас враг железом и огнём.

- Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали,

Забьёшься в землю, упадёшь ничком…

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди – камни Ленинграда.

ЧТЕЦ:

Над Ленинградом – смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Ведущий 1. 

В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. При налётах вражеской авиации вместе с взрослыми на чердаках и крышах дежурили дети. Они тушили зажигательные бомбы, пожары.

Ведущий 2.

Фашистские войска понесли большие потери и перешли к обороне. И тогда Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

Ведущий 1. 

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

 Фоном звучит фонограмма фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича

Ведущий 2: 

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Ведущий 1. 

В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать  250г. хлеба, а неработающие по 125г. хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ведущий 2.

Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом.

«Песня о хлебе» (1 куплет) в г/записи.

На сцену выходят ученики. Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.

1-й ученик. В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси Соевой муки 12%    (передает хлеб).

2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).

3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)

4-й ученик. Отрубей - 2% (передает хлеб)

5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)

6-й ученик. Ржаной муки - 71%.

Ведущий 1. 

Начался голод. Вскоре его жертвы исчислялись уже тысячами. Только за первую блокадную зиму в Ленинграде  голод  унес  252 тыс. человек.

ЧТЕЦ:

Враг силой не мог нас осилить,                  

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

В полон ленинградцев забрать.

Такого вовеки не будет,

На невском святом берегу.

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

ЧТЕЦ:

Да мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

И он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Фоном звучит фонограмма фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича

Ведущий 2.

Да, страшнее всего было зимой 1942 года. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, возненавидят этот город, перестанут работать и, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ведущий 1. 

Недаром, Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Фюрер благодарил своих солдат за создание невиданной в истории человечества блокады.

Ведущий 2.

        А рабочие Кировского завода писали: «Да скорее смерть испугается нас, чем мы смерти». И работали без отдыха дни и ночи, и выпускали танки, знаменитые танки Т-34.

Ведущий1.

 И все же никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.

Видеофильм «Блокада Ленинграда» (отрывок).

Ведущий2.

 С 21 ноября 1941 года по льду Ладожского озера начала действовать Дорога жизни. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 тонн грузов.

Чтец:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Песня о Ладоге (1 куплет) в исполнении хора.

Метроном.

Ведущий 1. 

На маленькой улочке, что около Елисеевского магазина, стоит гранитный серый дом – Дом радио. Отсюда, из этого дома, ленинградцы узнавали о том, что делается на фронтах страны, и только по радио страна узнавала о том, что делается в Ленинграде.  Нигде не значило радио так много, как в нашем городе во время войны.

Чтец:

А люди слушали стихи,
Как никогда - с глубокой верой,
В квартирах, черных, как пещеры,
У репродукторов глухих.

Ведущий 2.

        «Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна! У микрофона Ольга Берггольц!»  

Фонограмма стихотворения «Второе письмо на Каму» в исполнении О. Берггольц.

Ведущий 1.

Особая страница летописи войны, блокады – дети.

Фоном звучит г/з Л.В.Бетховен. «Лунная соната». 

Девочка:

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.

Зимовать остался Мендельсон.

Как надежда музыка бессмертна.

Стали стрелки. Город окружён.

До своих – большие километры.

Хлеб, как пряник, съеден по пути.

Раскладушка в ледяном подвале.

… Но, как прежде, ровно с девяти

Девочка играет на рояле.

  Ведущий 2.

Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки.

        Измождённые и голодные дети блокадного Ленинграда наряду с взрослыми стояли у станков на заводах, тушили зажигалки на крышах  домов, помогали в госпиталях и учились. Учились несмотря ни на что. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят.

Ведущий 1.

        Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

        А сколько  их 13-16 –летних разведчиков и партизан защищали Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами. Это про них потом напишут:

«Нам в сорок третьем выдали медали,

И только в сорок пятом паспорта».

Чтецы:

Вам, мальчики и девочки блокады,

Кому уже давно за 60,

Судьбы уроков повторять не надо,

Они в сердцах и памяти горят.

Мы их узнали в детстве на плакатах

«Умрём, но Ленинград не отдадим!»

Вы погружали в лёд огонь булата,

На смену приходя отцам своим.

Вам, что служили матери-отчизне

Под бомбами со старшими в ряду,

Цветок поставлен на «Дороге Жизни»

И памятник в Таврическом саду.

Песня «Мальчишки Ленинграда» в исполнении хора.

Ведущий 1.

 После разгрома фашистских войск на Волге 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12-15 километров.

Ведущий 2.

        И вот в ночь с 18 на 19 января 1943 года блокада прорвана. Ленинградцы давно ждали этого дня, они всегда верили, что он будет. Сообщение о прорыве блокады слышала вся большая Земля с гордостью, с восторгом, со счастливыми слезами.

Чтецы.

Друг, товарищ, там за Ленинградом

Ты мой голос слышал за кольцом.

Дай мне руку! Прорвана блокада!

Сердце к сердцу! Посмотри в лицо!

Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,

На полотнах полковых знамён.

На века убийцам нет прощенья!

Прорвана блокада! Мы идём!

Мы сегодня снова наступаем,

Никогда не повернём назад!

Мой малыш, сынишка, спит, не зная,

Как сегодня счастлив Ленинград!

Г/з.  Гевиксман «Берёзовые сны»

Ведущий 1.

        Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.

Чтец.

… И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

Ведущий 2: Прошло 68 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

 Ведущий 1: Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Чтец.

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Но вспомним зиму. Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений,

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.

Фоном  Моцарт "Реквием" месса №19 Lacrimosa

Слайды презентации 37-54 (фотографии с экскурсии по Дороге Жизни и экскурсии в музее п. Осиновец), видеофильм «Ленинградский вальс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока мужества "Неукротимый город"

Это мероприятие посвящено блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Материал содержит  сценарий устного журнала и презентацию. Мероприятие рассчитано на широкую аудиторию....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Д. Давыдову "Неукротимый партизан"

Литературно-музыкальная композиция содержит презентацию сценарий гостиной, посвященной жизни и творчеству Дениса Давыдова...

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город

Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...

Неукротимым духом своим он побеждал зло.

Презентация рассказывает о жизни и творчестве итальянского композитора и скрипача-виртуоза 18-19 веков Никколо Паганини....

Новороссийск - город-порт, город-труженник, город-герой

Конспект классного часа, приуроченного к празднованию дня города и  дня освобождения города от фашистских захватчиков...