общешкольное мероприятие "Капустные вечёрки"
план-конспект урока по теме

Дуркина Ирина Яковлевна

 

Даное мероприятие направлено на приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, подростков, организация семейного досуга как средства достижения преемственности поколений через возрождение народных праздников и обрядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapustnye_vechyorki.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий общешкольного мероприятия «Капустные вечёрки»

Провела: Ирина Яковлевна Дуркина, учитель природоведения, биологии

Цель мероприятия:  приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, подростков, организация семейного досуга как средства достижения преемственности поколений через возрождение народных праздников и обрядов.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями бытования осенних календарных праздников (Капустные вечёрки).
  2. Разучить музыкально – этнографический материал: песни, игры, частушки, хороводы, пословицы, поговорки, загадки.
  3. Создать условия для пробуждения интереса к народной культуре и развития творческих способностей детей и подростков.
  4. Способствовать формированию уважительного отношения к народным традициям, истории родного края.

Музыкальное сопровождение: В целях соблюдения традиционных условий бытования праздника используется народная музыка..

Реквизит:

Стол

Лавки

Корыто для рубки капусты

Сечки

Деревянная бочка или её макет

Таз

Камень

Самовар

Капустные пироги

Народные костюмы

Сарафаны

Фартуки

Платки

Рубахи

Лапти, сапоги

В центре сцены стоит стол, макет бочки для закваски капусты, большое корыто для рубки капусты. По обе стороны стола стоят скамейки для творческих коллективов, отдельная скамейка для гостей. На столе букеты из осенних цветов, капустные пироги, самовар с чаем.

Ход мероприятия.

Муз. оформление звучит  музыка «Камаринская».

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей и праздник  - не праздник.

 - Ох, и много праздников на Руси раньше было! Многие из них пришли из глубокой старины. Самые весёлые и щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из таких праздников отмечался 8 октября и назывался Сергей – капустник.

   В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечёрки» - помочь нарубить капусты на зиму. Капустянские вечера  длились две недели. Отказать хозяйке было нельзя. Это считалось неуважением к старшим. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. В этот день щеголяли все друг перед другом своими нарядами. Тут и там во дворах раздавался стук да весёлый смех. Слышались голоса парней – они не были участниками работы, но приходили для веселья, ждали окончания работы, чтобы в игры поиграть, да хороводы поводить.

Хозяйка:- Ой, дедуля, пришли капустные вечера, пора и нам капусту на зиму заготовить давай будем посылать дочурку за подружками.

Хозяин. Дочурка! Иди, приглашай подружек, пора капусту рубить.

Дочь. (приглашает)

К нам наехали капустные вечера.
На конях, на соболях,
На лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите  мне капусту порубить,
Пособите-ка её мне усолить.

Слышен стук. Входят гости.

(гости заходят с шутками, поздравляют хозяев).

  • Эх, хозяюшка, выходи встречать, работнички идут!
  • Здравствуй, хозяйка, помочь тебе пришла!
  • С “капустойвас!

ДЕВУШКИ:

Здравствуйте, хозяин

С хозяйкой!

Вот пришли вам

Пособить,

Да капусту порубить.

ХОЗЯИН:

Для дорогих гостей

И ворота настежь!

ХОЗЯЙКА:

Дорогие гости,

Будьте как дома.

Наш уют домашний

Каждому виден:

В тесноте, быть может,

Да не в обиде!

Ведь изба любая,

Знаете сами,

Не красна углами,

Красна пирогами!

Всем, чем богаты,

Тем и рады.

Хозяин: Сначала – дело, потом – пироги да веселье.

Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь. (Девушки начинают рубить капусту).

ХОЗЯЙКА: Вместе с рубленой капустой заквашивали цельные белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например: капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее.

ХОЗЯИН: Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.

ГОСТИ:

Без картошки, хлеба да капусты – какая еда!

Не суйся к капусте, пока не припустят.

ХОЗЯИН: Молодцы! А загадки о капусте знаете?

ГОСТИ:

Стоит Антипка низок – на нём сто ризок (капуста)

Сидит барыня Федосья, прирастрёпаны волосья (капуста).

Много одёжек и все без застёжек (капуста).

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (вилок капусты).

ХОЗЯИН: Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете загадки о капусте.

ДЕВУШКИ: А мы знаем не только пословицы и загадки о капусте. Сейчас мы споем частушки про нее:

1. Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Мы капустные частушки

Споем замечательно.

2. Лето целое старалась

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Все наряды отдала.

3. Барыня сидит на грядке,

Одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки,

Крупной соли полмешка.

4. Уродилась я на славу –

Голова бела, кудрява.

А кто любит очень щи –

Там меня всегда ищи.

5.Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо,

Узнаешь ее? Капуста!

6. Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась,

Надо пляской помогать.

Перепляс (играет плясовая «Барыня»)

Девушки опять приступают к работе, а хозяйка продолжает беседу:

ХОЗЯЙКА:Более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растет по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.

Наши же предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ ее заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам практически не изменившимся и до нашего времени.

Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.

Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название «квашеная», то есть «заправленная квасом».

ХОЗЯИН: О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают.

ХОЗЯЙКА: У кого готова капуста, несите её в бочку. А ты, дочурка, иди капусту топтать.

(рассказать, что раньше капусту топтали таким образом: Девушка разувалась, мыла  в тазу  ноги, начинала топтать капусту, весело припевая и приплясывая.)

ДОЧКА: Готово! Полная бочка!

ХОЗХЯЙКА: Хватит, гости, рубить. Пора мужиков звать. Пусть дикий камень несут, капусту задавливать.

Выходят мужчины, несут большой камень, задавливают капусту, приговаривают:

  1. Без капусты щи не густы.
  2. Кисни капуста да не перекисни.
  3. Где щи, тут и нас ищи. Не будь стара, будь молода!
  4. Без капусты и в кастрюле пусто.

Хозяйка: Ну, вот с Божьей помощью и закончили с капустой. 

ХОЗЯИН: Недаром говорится: дело мастера боится. Полна кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.

ХОЗЯЙКА: Раньше-то с Воздвиженья начинались вечёрки, капустные вечёрки. На вечёрках женихи присматривали себе невест. Судили по работе – как работает – такая и хозяйка будет. А девушки припевали парней. А ну, молодые, заводите хоровод ««Вейся, вейся, капуста моя».

(Дальше проводятся игры)

Игра «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Плетень» ( звучит музыка КАМАРИНСКАЯ)

Из играющих формируются две команды. Играющие каждой команды берутся за руки особым образом — так, что получается плетеный рисунок. Бросают жребий, какой команде начинать. С началом музыки первая команда, не отпуская рук, двигается навстречу второй. (Вторая команда остается на месте.) На конец музыкальной фразы все притоптывают — топ-топ-топ. Затем первая команда отступает и снова притоптывает. На следующую музыкальную фразу двигаются игроки второй команды и тоже отступают. Так может повторяться 2—3 раза. Затем характер музыки меняется. Все игроки, пританцовывая, свободно расходятся по залу. Как только музыка обрывается, игроки каждой команды должны снова построиться и переплести руки. Побеждает та команда, которой на это потребовалось меньше времени.

Примечание: Как научить детей переплетать руки? Очень просто! Нужно произнести «волшебную» фразу: «Чтобы получился плетень, положите руки на живот своим соседям».

Игра «Жмурки».

 По считалке выбирается водящий — «Яша». Участники встают в круг. В центре круга сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, и приговаривают:

Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки 
Для своей потешки.

«
Яша» делает вид, будто грызет орехи. На последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша» встает и с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании этих слов «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это.
Правило: окружающие не должны подсказывать водящему.

Игра в капусту. Все складывают свои ленты, пояса, платки, в кучу посреди хороводного круга и запевают песню. А выбранный заранее “хозяин капусты” садился рядом её стеречь. Затем хоровод рассыпался, и каждый старался ухватить “кочан капусты”. Хозяин не дремал, и тот, кого он успел коснуться рукой, садился с ним рядом и тоже сторожил огород.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой сторожу.
Огород свой сторожу, горожу и сторожу,
Чтоб сюда не забегали и капусту не украли
Волк и лисица, бобёр и куница,
Заинька усатый, медведь толстопятый.

Хозяйка: Ну, вот и дело сделали, и повеселились. Спасибо вам за помощь. Пока вы пели да плясали, у меня пирожки капустные поспели. Приглашаю всех к чаю с пирогами.

        Хозяйка кланяется гостям. Ответный поклон.

Все участники праздника расходятся под весёлый наигрыш гармошки (звучит музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Презентация для общешкольного родительского собрания.

Данная презентация подготовлена для общешкольного родительского собрания....

"Капустные вечёрки" сценарий фольклорного праздника

Сценарий праздника "Капустные вечёрки"стал традиционным осенним праздником в нашей школе. Сценарий разработан для детей 8-10 лет, может использоваться  педагогами доп.образования, а также классны...

Фольклорный праздник "Федорины вечёрки"

Этот праздник русского народа "Федорины вечёрки" поможет познакомиться с традициями наших предков. Все участники в русских народных костюмах. Звучит много народных песен. В сценарий праздника мы включ...

"Вечёрки"

Приобщение обучающихся к народно-песенному творчеству посредством вечёрочных игр...

"Капустные вечёрки"

Сценарий для защиты овоща, капусты на празднике "День Урожая"...

Русский народный обряд "Капустные вечёрки"

Ведущие:1.Добро пожаловать, гости званые и желанные!Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем.Не смущайтесь. Не стесняйтесь. Удобно располагайтесь!2. Пригласили мы вас сегодня, красны девицы да д...