Литературно-музыкальная композиция, посвященная 8 сентября - Дню воинской славы России — Дню Бородинского сражения (1812 год)
методическая разработка на тему

Скиданенко Антонина Анатольевна

 

Цель: Создание условий для самореализации, воспитание патриотических качеств учащихся ,исследование и знакомство  с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время

Оформление: плакат с надписью «Человек без прошлого не имеет будущего»

 

Ход мероприятия:

 

1.(Звучит песня «От героев былых времен» или песня в исполнении группы «Русичи»-«Ты Россия»)

 

1Ведущий: В жизни есть события, рассказ о которых длится века. Каждое новое поколение должно слышать и знать о них. Благодаря этим знаниям люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня они ведут свой род. 1812 год – пример для нас, пример того, как противостоять беде, если она случилась, и как выйти из беды со славою и честью.

 

2Ведущий: В ночь на 12 июня 1812 г. силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»,Когда «силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную, освободительную войну.

Войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием М.Б.Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И.Багратиона. Еще южнее 3-я армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы двинуться основными силами на Москву, взять ее.

Снегами погребен, угрюмый Неман спал.
Равнину льдистых вод и берег опустелый
И на брегу покинутые сёлы
Туманный месяц озарял.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnomoya.docx29.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная  8 сентября - Дню воинской славы России — Дню Бородинского сражения (1812 год)

Цель: Создание условий для самореализации, воспитание патриотических качеств учащихся ,исследование и знакомство  с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время

Оформление: плакат с надписью «Человек без прошлого не имеет будущего»

Ход мероприятия:

1.(Звучит песня «От героев былых времен» или песня в исполнении группы «Русичи»-«Ты Россия»)

От героев былых времен не осталось порой имен.

Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.

Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо

Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.

Это те кто в штыки поднимался, как один. Те кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.

1Ведущий: В жизни есть события, рассказ о которых длится века. Каждое новое поколение должно слышать и знать о них. Благодаря этим знаниям люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня они ведут свой род. 1812 год – пример для нас, пример того, как противостоять беде, если она случилась, и как выйти из беды со славою и честью.

2Ведущий: В ночь на 12 июня 1812 г. силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»,Когда «силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную, освободительную войну.

Войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием М.Б.Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И.Багратиона. Еще южнее 3-я армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы двинуться основными силами на Москву, взять ее.

Снегами погребен, угрюмый Неман спал.
Равнину льдистых вод и берег опустелый
И на брегу покинутые сёлы
Туманный месяц озарял.
Все пусто... всюду тишина...

… Но светлых облаков гряда
Уж утро возвещает;
Уже восточная звезда
Над холмами играет;
Редеет сумрак; сквозь туман
Проглянули равнины,
И дальний лес, и тихий стан,
И спящие дружины.
О други, скоро!.. день грядет

… О новый день, когда твой свет
Исчезнет за холмами,
Сколь многих взор ты не найдешь
Меж нашими рядами!..

1ведущий: Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа.

Ф.Н.Глинка писал в это время:

Теперь ли нам дремать в покое
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем и в ужасах войны
Друзьям, отечеству. Народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!

2Ведущий: . Бородинское сражение, в котором с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – армии Наполеона) и только за один день убито, ранено и погибло 100 тысяч человек, относится к тем сражениям, в которых не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи.

Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
1чтец:

То не град идет
То не дождик льет, 
Не пшеница-то, 
Со гречихою
Градом побиты. 
Дождем политы…
То картечь летит, 
То мечи звучат, 
То людская кровь
Льется на землю.

Под Москвой родной
Много воинства, 
Много храброго
Полегло костьми! 
Братцы, детушки, 
Братцы-ратники! 
За святую Русь
Вы сложили здесь
Свои головы! 
За святую Русь!

(А. Круглов)

1Ведущий: В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает.

2чтец: Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.


3чтец:

ПОЖАР МОСКВЫ В 1812 ГОДУ

Пою пожар Москвы несчастной!
Нагрянул новый Тамерлан
И бранью тяжкою, ужасной
Вломился в Кремль, как ураган;
И нет от сильных обороны;
Повсюду страх, повсюду стоны,
Здесь горький плач, там страшный бой,
Везде насильство, притесненье,
Везде убийство, истребленье,
Везде грабеж, везде разбой.

Летят под небом с воем, с блеском
По грозным тучам смерть и гром
И разливают пламень с треском
На каждый храм, на каждый дом.
Зияют страшные зарницы
Над высотами всей столицы,
И загорается Москва.
Дым черный стелется, клубится,
И се перестает светиться
Москвы блестящая глава.

Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем истлевает
Несметное богатство в ней:

…Повсюду ужас, разрушенье,
Пять взрывов — и в одно мгновенье
Не стало на земле Москвы.

…На пораженье супостата:
Россия храбрыми богата…

1 Ведущий:«Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов - от главнокомандующего Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца. Доблесть, мужество и самоотверженность положили на весы победы офицеры и генералы: главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли, главнокомандующий 2-ой армией грузин Петр Багратион,русский Денис Давыдов, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов, Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы, легендарный атаман Платов – России верные сыны.

4чтец: СТИХИ ГЕНЕРАЛУ РАЕВСКОМУ
(в сокращении)

Опять с полками стал своими
Раевский, веры сын, герой!..
Горит кровопролитный бой.
Все россы вихрями несутся,
До положенья глав дерутся;
Их тщетно к отдыху зовут:
«Всем дайте умереть нам тут!» —
Так русски воины вещают,
Разят врага—не отступают:
Не страшен россам к смерти путь.
И мы, о воины! за вами
Из градов русских все пойдем;
За нас вы боретесь с врагами,
И мы, мы вас в пример возьмем.
Или России избавленье,
Иль смерть врагу и пораженье!..
К победе с вами мы пойдем
Иль с верой — верными умрем.

(исполняется песня на стихи Б.Окуджавы «Кавалергарда век не долог»)

5чтец: ПАРТИЗАН ДАВЫДОВ

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом!
И часто он, с толпой башкир и с козаками,
И с кучей мужиков, и конных русских баб,
В мужицком армяке, хотя душой не раб,
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..(
Между 1812—1825)

6чтец:Звучит  отрывок из стихотворения “Генералам 12 года”  М.Цветаевой : (26 декабря 1913 Феодосия)

(на фоне музыки-  вальс «О бедном гусаре замолвите слово…»М.Боярский)

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!.......

…В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век...

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Три сотни побеждало – трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли!

Что так же трогательно-юно,

Как ваша бешеная рать?

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

1Ведущий: Но  всех их объединяет фигура главного героя 1812 года  – фельдмаршала М. И.Кутузова.

(инсценирование “Юный солдат у Кутузова” (из книги С.Алексеева)

Кутузов (читает письмо)

“Милостивый государь, батюшка Михаил Илларионович!

Пишет тебе покорный слуга ваш, друг ваш боевой, генерал Баринов.

Поздравляю вас с назначением на пост главнокомандующего нашей доблестной армией русской. Желаю новых успехов и верю в славную победу над коварным Наполеоном.

Но пишу тебе о просьбе моей, Михаил Илларионович. В память о старой дружбе пригрей из милости своей сына своего Гришеньку, возьми в штаб, а ещё лучше в адъютанты. Он смышлёный да исполнительный”.

Кутузов: - Да, не с того мы начинали. Видать молодёжь не та уж нынче. Всё ищут, где потеплее. Нет бы на поле боя.

(Стук в дверь)

Солдат:

- Разрешите обратиться, ваша светлость?

К: - разрешаю.

С: - Григорий Баринов, прибыл на службу.

К: - Ну что ж, исполню просьбу Петра Николаевича. Шей адъютантский наряд.

С: - Ваша светлость!

К: - Ступай, ступай.

С: - Ваша светлость!

К: - Ну что тебе?

С: - Михаил Илларионович, мне бы в полк, в армию к князю Петру Багратиону.

К: - Не могу, батюшке твоему другое обещано. Да и куда тебе в полк! Тебя и солдаты в бою не приметят.

С: - Так и Суворов ведь был не саженного роста.

К: - Ступай, быть по – твоему: лети, крылатый, своей дорогой.

(Берёт бумагу, пишет письмо и читает)

“Милостивый государь, батюшка Пётр Николаевич!

Радость Господь мне послал великую. Прибыл твой Гришенька. И сдавалось мне, что сие не новый побег, а юность наша с тобой явилась.

Спасибо тебе за такой сюрприз. Уповаю видеть его в героях”.

2ведущий: Величайший гуманист Л.Н.Толстой, создавая в романе образы героических защитников Отечества, выражает главную и дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, убивая её детей, равно любимых: и русских, и французов. Вот таким он изображает после сражения Бородинское поле.

7чтец: Чтение учеником описания  Бородинского поля. (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.)

1ведущий: К теме Бородинской битвы  неоднократно обращался и М.Ю. Лермонтов в своих стихотворениях. Первое из них – “Поле Бородина” было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет.

В 1837 году в России отмечалась великая дата – 25-летие победы на Бородинском поле. И в этом же юбилейном году появляется стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино

8чтец:(звучит отрывок из стихотворения)

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут…

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнуло между нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Полковник наш рожден был хватом
Слуга царю, отец солдатам…
Да , жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрем же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

2Ведущий: ( на фоне музыки П.И.Чайковского «Финал симфонической уветрюры 1812года»)

 Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.

                                              (В.Коротич)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой»

Литературно-музыкальная композиция

«России верные сыны»,

посвященная Дню Бородинского сражения.

2012учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»

8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям  нашей Родины....

Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»

Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...

Презентация "8 сентября – день воинской славы России - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)"

Презентация расказывающая о важном событии - Бородинском сражении 1812 года. Показан ход сражения и яркие участники, акцент сделан на героизм русских воинов...

Классный час "11 сентября- День воинской славы России"

Победа русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Тендра под командыванием Федора Ушакова....

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Беседа «День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».

Цель:   Ознакомить учащихся с праздником 8 сентября с «Днём воинской славы России — Днём Бородинского сражения (1812 год)»....

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России...