Классный час "11 сентября- День воинской славы России"
методическая разработка (8 класс) на тему
Победа русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Тендра под командыванием Федора Ушакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_sentyabrya-_den_voinskoy_slavy_rossii.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
11 сентября-
День воинской славы России
Цели: познакомить детей с нравственную оценку защитников родной земли; воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь детям в осознании себя частью русской истории и культуры.
Оформление:
- портрет Ф. Ушакова,
- компьютер,
-презентация,
-фильм,
-корабль.
Подготовка: подготовить несколько учащихся с выступлениями; подготовить презентацию и фрагменты фильма .Оформить стенд «УшаковФ.Ф.»
План классного часа
I. Дни воинской славы России.
II. Адмирал, не знавший поражений.
III Сражения у мыса Тендра.
IV. Воин и святой.
V. Подведение итогов.
Ход классного часа.
1. Дни воинской славы России (слайд 1)
Учитель. Российская история насчитывает более тысячи лет. Она многомерная и уникальная по своему характеру никогда не была спокойной и безмятежной. Можно сказать, что история России - это многовековая битва. Были эпохи, когда ни одного года не обходилось без войн и сражений. Одни приносили России победы, другие оканчивались поражением.
Но были такие битвы, в которых народ собирался в один кулак и сражался не на жизнь, а на смерть. Это были битвы, в ходе которых решался вопрос: быть или не быть государству, народу, России. В этих битвах проигрывать было нельзя. Каждый гражданин нашей страны знает, что это за битвы. В календаре эти битвы отмечены как Дни воинской славы России.
Дни воинской славы — это особые празднества в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории страны. До революции они назывались «викториальными». В дни их празднования чествовали армию и флот и воздавали дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников страны.
На сегодняшний день существует 17 дней воинской славы, установленных Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Это дни великих сражений, 17 славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России.
(слайд 2)
Сегодня мы поговорим об одной такой победе. Это победа русской эскадры над турецким флотом в ходе сражения у мыса Тендра.
(слайд 3 )
Об этом событии можно прочесть в книгах, посмотреть фильмы. Это событие прославлено и в живописи.
(слайд4 )
Мы же сегодня послушаем, посмотрим, поговорим о победе русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Тендра;
Было это 28-29 августа(8-9 сентября) 1790г. в ходе русско-турецкой войны. А руководил действиями русской эскадры тогда еще мало кому известный капитан Федор Ушаков.
(слайд 5)
Ученицы читают стихи ____________________________В. Тимошенков
Богата Русь на времена и даты,
На тех, кому Отечество всегда
Не на словах, на деле было свято,
Их имена нам светят сквозь года.
Идут года, уходят поколенья,
Но нет на них забвения оков.
Один из них - морской пучины гений,
Наш адмирал - великий Ушаков.
В судьбе своей познал он лед и пламень,
Он был земным среди земных богов.
Так пусть горит звезда его во Храме.
Поклон тебе, наш Федор Ушаков!
II. Адмирал, не знавший поражений.
Ученик 1.__________ . (слайд 6)
Фёдор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 в сельце Бурнаково (ныне Рыбинский район Ярославской области), в небогатой дворянской семье. Родители — Фёдор Игнатьевич (1710—1781) и Параскева Никитична, дядя — старец Феодор Санаксарский. Еще мальчиком Фёдор, обладая врождённым бесстрашием характера, нередко, в сопровождении таких же смельчаков, отваживался, как отмечают биографы, на подвиги не по летам - так, например, со старостою деревни своей ходил на медведя. В возрасте шестнадцати лет Фёдор был представлен на смотр в Герольдмейстерскую контору Сената, в которую был зачислен феврале 1761 года.
Будущий адмирал, отличаясь хорошей учёбой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил чин мичмана и был приведён к присяге. После выпуска из Морского корпуса Фёдора Ушакова направили на флот Балтийского моря. Северные моря редко бывают спокойными, и для молодого офицера это была хорошая морская школа. В последствии был переведен на Черное море.
Ученик 2 _________
В конце XVII - начале XVIII в. Крым был уже присоединен к России, но на Черном море безраздельно царила Турция. Перед Россией встала важнейшая задача - вернуть контроль над побережьем. Для этого России нужно было усилить военное присутствие в Крыму. В Севастополе начали строить военно-морскую базу Черноморского флота. Федор Федорович Ушаков принимал в этом активное участие.
В 1787 году соперничество Османской империи и России в очередной раз вылилось в войну. Причиной нового обострения отношений стала фактическая ликвидация Крымского ханства и присоединение его территории к России, а также значительное усиление русского флота на Чёрном море.
Учитель.
Фрагмент фильма «Победа русской эскадры над турецким флотом в ходе сражения у мыса Тендра»
(слайд 7)
Ученик 3 _________
Через два часа боя турецкий флот, получив серьёзные повреждения, начал отступление в полном составе. Преследование противника, начатое Ушаковым, прервало наступление темноты.
Утром следующего дня оказалось, что беглецы и преследователи стоят в непосредственной близости друг от друга. Больше того, русский фрегат «Амвросий Медиоланский» «заблудился» настолько, что оказался посреди строя турецких кораблей.
Спасло русских моряков самообладание. Капитан Нелединский, командовавший «Амвросием», заметил, что турки на присутствие русского корабля никак не реагируют, приняв его за своего. Флаги и вымпелы на кораблях ещё не были подняты, что способствовало ошибке турок.
Нелединский суетиться не стал и, заняв место в строю турецких кораблей, продолжил следовать вместе с противником, постепенно отставая. Когда дистанция стала безопасной, фрегат поднял Андреевский флаг и поспешил вернуться к своим.
Учитель.
Организованного боя во второй день сражения при Тендре со стороны турецкого флота не получилось. Корабли стремились оторваться от эскадры Ушакова, а отстающие попадали под смертельный огонь преследователей.
Ф. Ушакову удалось догнать и вновь атаковать эскадру противника с близкой дистанции. Первым погиб адмиральский корабль « Капудание» , с ним на дно ушла и казна турецкого флота. Это был груз сокровищ, которые турки вывозили из Крыма. Следом погиб ещё один корабль, 66-пушечный «Мелеки-Бахри», российская эскадра 29-30 августа захватила в плен ещё три неприятельских
Ученик 4 _________
(слайд 8)
Среди отставших оказались 66-пушечный линейный корабль «Владыка морей» и 74-пушечный флагман «Капудания», на борту которого находился турецкий адмирал Саид-бей, посланный на помощь Хусейн-паше лично султаном.
«Владыка морей», потеряв в бою командира, сдался русским. «Капудания» под командованием Саид-бея дралась отчаянно. Окружённый русскими кораблями флагман сдаваться не собирался до тех пор, пока к нему не подошёл сам Ушаков на флагмане русской эскадры и не снёс залпами в упор все мачты. После этого «Капудания» вывесила белый флаг.
К охваченному огнём турецкому флагману подошли русские шлюпки, забрав часть офицеров, включая Саид-бея. Спасти всех оказалось невозможным — «Капудания» взлетела на воздух, отправив на дно около 700 турецких моряков и казну флота.
(слайд 9)
Ученик 5 _________
Гибель «Капудании» завершила битву. Потери эскадры Ушакова, насчитывавшей 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов, оснащённых в сумме 830 пушками, составили 21 человек убитым и 25 ранеными. Эскадра Хусейн-паши, состоявшая из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судов, имевших в общей сложности 1400 пушек, потеряла 2 линейных и 3 вспомогательных корабля утопленными, а также более 2000 моряков убитыми. Кроме того, русские захватили один линейный и несколько вспомогательных кораблей. Ещё несколько турецких судов, сумевших сбежать от эскадры Ушакова, получили серьёзные повреждения. От тех повреждений турки потеряли ещё несколько кораблей.
продолжение фильма
Победа эскадры Фёдора Ушакова в сражении при Тендре лишила турецкую армию помощи флота, что развязало руки Днепровской флотилии, сыгравшей важную роль при взятии Измаила в декабре 1790 года русскими войсками под командованием Александра Суворова.
Русско-турецкая война 1787–1791 года закончилась безоговорочной победой России, во многом предопределённой морскими победами русского флота под командованием Фёдора Ушакова.
Учитель
(слайд 10)
В 1804 году на стол высшего военного командования Российской Империи легла записка. В ней, среди прочего, содержались такие строки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море <…> ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». В отличие от донесения других генералов, стремившихся выслужиться перед начальством, автор этих слов не лгал – за все годы своей службы на флоте он действительно не допустил ни гибели судов, ни пленения личного состава. Этого великого человека звали Фёдор Ушаков.
Окончание фильма
(слайд 11)
В 2001 году Феодор Ушаков был причислен Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых Саранской и Мордовской епархии, а в 2004 году — к лику общечтимых святых. Церковь причислила его к лику святых не за заслуги перед Отечеством. За военные заслуги дают военные награды. К лику святых причисляют только за святость.
Святость с духовной стороны — это благодать Святого Духа, а с нравственной стороны, т.е. то, благодаря чему человек получает эту благодать, святость — это любовь к Богу и ближним. Господь сказал, что любовь является смыслом всей духовной жизни
Одним из показателей любви к Богу является молитвенность и любовь к церковной службе. Когда Ушаков был начальником города Севастополь, то несмотря на свою занятость, он не пропускал ни одной службы ни утром, ни вечером, т.е. часов 5–6 в день он молился только в храме. А когда он во время Великого поста жил в Санаксарском монастыре, он выстаивал все службы, которые по тогдашнему уставу длились около 12 часов. Не имея искренней любви к Богу, человек такой образ жизни вести не сможет.
Ученик ____________
Но самым главным показателем любви к Богу является любовь к ближним. В те времена, когда дворянство и высшие слои общества были, как правило, чужды народу, Феодор Ушаков с такой искренне отеческой заботой относился к матросам, что они называли его «батюшкой Феодором»
Когда он жил в Алексеевке, к нему приходили за милостыней крестьяне даже с других областей, причём они знали, что батюшка Феодор поможет не только материально, но и духовно, утешит словом.
(слайд 12)
Когда он почил, его, как мирянина, отпевали в Темникове и приготовили подводу, чтобы везти гроб с его телом в монастырь, но люди не захотели класть гроб на подводу, а на руках несли его до монастыря.
Ученик ____________
Но самым главным признаком любви к людям является любовь к врагам. Адмирал Ушаков явил пример исполнения этой заповеди. Во время сражения у о. Тендра корабль, на котором был Ушаков, подбил турецкий флагманский корабль. Тот загорелся. Турки выбежали на палубу, спустили флаг, подняли руки — они сдаются. И Ушаков приказал спустись все шлюпки со своего корабля, отправить к горящему турецкому и снять с него всех турок, кого смогут. Это при том, что ещё бой шёл, и противник превосходил по численности в два раза. Не имея искренней христианской любви к врагам, человек на такой подвиг не пойдёт.
Когда адмирал Ушаков одержал победу над французами, он не только спас жизнь пленным французам от турок, которые их убивали, но и сохранил им честь. Он оставил французским офицерам личное холодное оружие, из захваченной французской казны выдал пленным французам жалование, которое им полагалось за время войны, т.е. заплатил им зарплату за то время, которое они против него воевали, и отпустил их домой в свои семьи. В истории мировых войн больше никогда не было такого проявления христианского милосердия к врагам.
Церковь причислила адмирала Ушакова к лику святых за его любовь к Богу и ближним. Он стал примером гармоничного сочетания христианской любви и исполнением служебного долга.
(слайд 13)
Имя прославленного адмирала Федора Ушакова неразрывно связано с нашей родной землёй, с Республикой Мордовия. Именно здесь, в селе Алексеевка Темниковского уезда, провёл он последние годы жизни. Похоронен он был по его желанию на территории Санаксарского монастыря, рядом с могилой дяди, преподобного Феодора Санаксарского.
Мощи Святого праведного воина Фео́дора Ушако́ва ноходятся в Санаксарском монастыре, в раке в форме карабля.
(слайд 14)
Имя Ф.Ф. Ушакова носят остров на севере Карского моря, бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на северном побережье Охотского моря. В честь его был назван броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», спущенный на воду в 1893 и погибший 1905 в Цусимском сражении. Во время Великой Отечественной войны советское правительство учредило
3 марта 1944 медаль Ушакова и орден Ушакова 1-й и 2-й степени.
(слайд 15)
В Саранске Кафедральный собор в честь Феодора Ушакова построен рядом с собором в честь апостола Иоанна Богослова - собора . Для городов России это очень редкий случай, чтобы рядом были построены два храма. Но это тоже не случайно. Апостол Иоанн Богослов является символом любви к Богу и людям. Церковь называет его апостолом любви. То, что собор в честь адмирала Ушакова построен рядом с Иоанно-Богословским собором, указывает, что Феодор Ушаков был исполнителем заповеди о любви к Богу и ближним, символом которой является апостол Иоанн.
V. Подведение итогов.
Какое событие стало поводом для классного часа?
Удалось ли вам осознать масштаб этого события и масштаб личности адмирала Ушакова?
Как бы вы определили значение этой личности для нашей современной жизни?
Деятельность адмирала Ф.Ф. Ушакова оставила глубокий след в истории развития морского могущества русского государства, и он по справедливости занимает одно из ведущих мест в ряду исторических лиц нашего Отечества.
Российские моряки почитают его как покровителя военно-морского флота.
Сегодня во всех военных флотах России есть иконы с частицей мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.
На иконе святой изображается со свитком, на котором написано: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
Ученик. Славим в лике праведных святых
Великого из наших флотоводцев!
Его заслуг военных, боевых
Немало для потомков наберется!
Бесстрашный, справедливый, строгий,
Из рода знатного, что в глубь веков,
По Ярославской выезжал дороге
Служить России Федор Ушаков!
Он начал путь военного с кадета,
И испытал на море все на практике.
В походах дальних во главе корвета,
Он основал маневренную тактику.
Командующий Черноморским Флотом
Блестящие победы одержал
У воинства Османского оплота,
И в битвах поражения не знал!
Духовный облик и военный гений
Всю русскую эскадру вдохновлял.
Помолимся о мире в час смятений
Иконе, на которой адмирал!
Галина Бобкова
(слайд 17) Мы, как жители Мордовии чувствуем духовное покровительство святого. Использованная литература:
- Ногою твердой при море стать. Федор Федорович Ушаков.// http://topwar.ru/40076-fedor-fedorovich-ushakov.html
- ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ.// http://mordikov.info/ushakov.html
- Тендра – победа адмирала Ушакова.// http://www.pravmir.ru/tendra-pobeda-admirala-ushakova/
- Персональный сайт Ф.Ф. Ушакова // http://hronotop2012.narod.ru/index/0-4
- Овчинников В. Д.Святой праведный Адмирал Ушаков — М.: МГФ «Ветеран Москвы», 2001—376 с.
- http://www.pravoslavie.ru/put/061015142146.htm/''Глаголева О''. Святой праведный воин Феодор Ушаков
- http://www.patriarchia.ru/ Материалы об Ф. Ф. Ушакове на сайте Патриархия.ру
- http://www.erene.z83.ru
- http://www.odtdocs.ru
- http://www.schoolrm.ru
- http://www.ped-kopilka.ru›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на патриотическую тему «День воинской славы России. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра»
Классный час на патриотическую тему в игровой форме...
классный час «День воинской славы России» 10.05
методическая разработка классного часа содержит информацию, презентацию и комметтарии к слайдам по теме "День воинской славы России"...
Презентация "8 сентября – день воинской славы России - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)"
Презентация расказывающая о важном событии - Бородинском сражении 1812 года. Показан ход сражения и яркие участники, акцент сделан на героизм русских воинов...
Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».
Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...
Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».
Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....
27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :
Отчёто воспитательной работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...
Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России
Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России...