Помним. Гордимся. Чтим.
классный час по теме

Сидорова Валентина Дмитриевна

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_leningrada.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества.

   Заполняя с раннего детства духовный мир ребенка такими высокими понятиями, как "Родина",  "Отечество", "Россия ", государство воспитывает полноценных граждан своей страны.

   Изучение такой дисциплины как  история и воспитательная программа школы  призвана обогатить знания, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мужества, героизма и мудрости народов России, изучать традиции своего народа, а также развивать интеллектуальные способности  учащихся, коллективизм, чувство долга, ответственность перед  страной и ее жителями.

Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий.

Краеведческая работа расширяет кругозор учащихся, знакомит с жизнью страны, воспитывает любовь к  родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.  Участники этого процесса получают умения и навыки  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

     Цель любой (учебной или воспитательной) программы заключается в следующем:

  -в актуализации приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе – прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;

  -в пробуждении и учёте интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;

  -в использовании оригинальных наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, ярмарок, туристических походов по родному краю, поездок, экскурсий.)

   в сочетании традиционных подходов воспитательной работы школы и инновационных;

  - поиск наиболее благоприятных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха.

 Педагогический и ученический коллектив ставит перед собой единую задачу – воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека, который является патриотом. В подлинном смысле этого понятия, воспитание любви к своей земле, к своему народу, к  своему прошлому, к своей культуре и истории.

  Настоящий гражданин должен быть здоров нравственно и физически, поэтому к этой задаче теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

     Я хочу представить сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённый блокаде города Ленинграда. Тема всегда будет актуальна в аспекте патриотического воспитания. Дети с каждым годом всё больше проявляют инертность в обучении и познавании чего-то нового. О Великой Отечественной войне знают мало, хорошо, если эти знания будут в рамках школьной программы. Совсем мало кто стремится узнать больше имён героев той страшной войны. Поэтому наша задача постоянно поддерживать интерес к событиям второй мировой, каждый год вспоминать и рассказывать об этом, приглашать ветеранов, чтобы ребята могли услышать о том времени от тех, кто прошёл через эти испытания.

     Использовать этот материал можно как на классном часу,  в беседе,  так и на уроке истории. Содержание данной композиции разработано для  3-7 классов.

                   

              «Помним. Гордимся. Чтим»

Цели:

* познавательные:

- познакомить с военными событиями 1941-1944 г.г. в истории нашего города Ленинграда (Петербурга);

- рассказать о трудностях блокады для жителей города;

-познакомить с историей Тани Савичевой.

*воспитательные:

- воспитание интереса к русской истории, культуре народа;

-воспитание чувства патриотизма, воспитание любви к своей земле;

*развивающие:

-развитие художественного вкуса  и культуры  поведения учащихся на примерах духовных традиций народов Ленинградской области;

Оборудование: карта «Блокада Ленинграда», презентация «Блокада Ленинграда», стол со старой скатертью, огарок свечи, блокнотик, ручка перьевая, чернильница; кусочек хлеба весом 125 грамм, выставка книг о блокаде, репродукции на тему  войны 1941-1945 года.

Оформление: на доске  - карта «Блокада Ленинграда», на стене и доске - репродукции, посвящённые Великой Отечественной войне,  под репродукциями  - выставка книг о блокаде Ленинграда.  Чуть поодаль, посередине – стол со скатертью, на котором лежит кусочек хлеба, блокнотик и ручка, рядом – огарок свечи. Дети рассаживаются вдоль стен, центр – перед столом – выступающие.

План:

                                                                                                                                             

                                                                                                                                             1.

                               2.                                                                           3.                              4.

                                                                                                                                      5.

1- экран для просмотра презентации;                           2 - места для зрителей;

3- стол, на котором блокнот и ручка, огарок свечи;   4- доска с картой и репродукциями

5- выставка книг о блокаде.

Выходят пятеро чтецов. На экране физическая  карта нашей Родины, звучит музыка. По ходу чтения стихотворения и песни идут картинки с природой нашей страны.

1-Удивительный мир, как сказка,

   На цветные похожий сны.

   Тихо в школе скользит указка

   По просторам родной страны.

2-Здравствуй, Родина! Здравствуй, Россия!

   Мы вот так узнаём тебя:

   По морям  твоим синим-синим

   И по жёлтым твоим степям.

3-По озёр голубым росинкам

   И по ниткам жемчужных рек

   Мы тебя узнаем красивой,

   Чтоб запомнить тебя навек.

4-Нам пока что дано немного:

   Наша школа, наш двор и дом –

   Нас ещё не зовёт дорога,

   Мы узнаем тебя потом.

5-Охраняя твои просторы,

   Мы узнаем: кто друг, кто враг.

   Но когда вдалеке от дома

   К карте Родины подойдём,

   Мы найдём на ней точку, что мы

   Малой родиною зовём.  (А. Тепляшин)

          Звучит песня «Может знает лес» в исполнении ученика 11 класса Плотникова А.

После исполнения песни звучит сирена и звуки  разрывов снарядов. На экране военные репродукции.

Чтец1: Взлетел расщеплённый вагон!

          Пожары… Беженцы босые.

          И снова по уши в огонь    

          Вплываем мы с тобой, Россия.

          Опять судьба из боя в бой

          Дымком затянется, как тайна,

          Но в час большого испытанья

          Мне крикнуть хочется: «Я твой!» (И. Сельвинский)

Фоном звучит мелодия «Вставай, страна огромна»

Ведущий1: 22 июня 1941 года. Был ясный солнечный денёк. Многие люди в этот день собирались пойти кто на пляж, кто в кино, а у кого проходил выпускной бал. Но этим и многим другим планам не суждено было сбыться.

Чтец2:  Война! Это страшное слово!

           Война! Это голод и кровь!

           Война! Это горе и смерть!

Чтец 3: Вставай, страна  огромная,

             Вставай на смертный бой

             С фашистской силой тёмною,

       С проклятою ордой!

Ведущий1: 1941 год... Началось тяжёлое испытание для нашего народа.  Началась Великая Отечественная война. И для нашего Петербурга, который тогда назывался Ленинград, началось поистине жестокое время – враг взял город в кольцо. (Показывает по карте)

Ведущий 2: Блокада. Люди сплотились вокруг общей беды. Тут его, ленинградца, обстреливали, обрушивали на него смерть – снаряды, бомбы. Тут его истребляли голодом. Здесь он терял своих близких.

Чтец 4:  Вот так настал, одетый в кровь и лёд,

              Сорок второй необратимый год.

              О, год ожесточенья и упорства!

              Лишь насмерть, насмерть всюду встали мы.

              Год Ленинграда, год его зимы,

              Год Сталинградского единоборства.

              В те дни отхлынул быт

              И смело в права свои вступило бытиё. (О. Берггольц)

         Звучит песня «Шёл ленинградский паренёк»

Ведущий 1: Голод. Блокадный голод – одно из орудий фашизма для истребления целого народа. Одна женщина-врач вспоминает:

Ведущий 2: «Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины, потому что мужчины мускулистые и у них мало жира. У женщин, даже маленьких, жировая подкладка больше. Но и женщины тоже умирали, хотя  они всё-таки были более стойкими. Люди превращались в каких-то, знаете ли, стариков: все мышцы были видны  и сосуды тоже. И все такие дряблые – дряблые. Эти страшные лица, эти неподвижные глаза, с обтянутыми носами, при отсутствии любой мимики. Дистрофия – это не только скелет без мышц (даже сидеть больно), это и пожираемый желудком мозг».

Ведущий 1. Немало душ, сердец во всем мире потряс блокадный дневничок  маленькой Тани Савичевой.

 Гаснет свет. За столом -   маленькая девочка  держит в руках ручку. На краю стола горит свечка. Звучит метроном.

 

 Девочка: Женя умерла 28 декабря в 12 30 утра 1941 года.

                 Бабушка умерла 25 декабря в три час дня 1942 года.

                 Лёка умер 17 марта в пять часов утра 1942 года.

                 Дядя Вася умер 13 апреля в два часа ночи 1942 года.

                 Дядя Лёша умер 10 мая в четыре часа дня 1942 года

                 Мама 13 мая в семь тридцать утра 1942 года.

                 Савичевы умерли. Умерли все.

                 Осталась одна Таня.

Девочка задувает  свечку. Ещё минуту звучит метроном. Затем зажигается свет и на передний план выходят ведущие.

Ведущий 2:  Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда, но спасти её было нельзя. В Горьковской области, в рабочем посёлке Шатки ребята-пионеры поставили памятник на могилке Тани.

 

   Звучит песня «Звезда»

Ведущий 1: А потом был 43 год. Не менее труден для ленинградцев, но на общем фронте начался перелом. Теперь мы гнали фрицев с нашей земли. Заработала «Дорога жизни» - это через Ладогу с большой земли шли машины с продовольствием для ленинградцев.

Ведущий2: Весна тоже позволила улучшить свой рацион:

Щи из подорожника

Пюре из крапивы и щавеля

Котлеты из свекольной ботвы

Биточки из лебеды

Шницель из капустного листа

Печень из дуранды

Соус из рыбокостной муки

Оладьи из казеина

Суп из дрожжей

Соевое молоко, правда, только по талонам.

Ведущий1. А ещё очень выручали кожаные изделия и танковый жир (смазка для танков).

Ведущий 2. А 15 января 1944 года Ленинград узнал об освобождение своего пригорода – Красное Село.

Ведущий1. 20 января – освобождён знаменитый Петергоф. В этот же день освободили и Новгород.

Ведущий 2: 21 января фашисты начали отступать от Ленинграда по всей линии фронта.

Ведущий1: Последний вражеский снаряд разорвался в городе на рассвете 22 января 1944 года.

Ведущий 2: Через пять дней, 27 января, вся страна поздравляла Ленинград со снятием фашистской блокады.

Чтец5: И ты, мой друг, ты даже в годы мира,

            Как полдень жизни, будешь вспоминать

            Дом на проспекте Красных командиров,

            Где тлел огонь и дуло от окна.

            Ты выпрямишься вновь, как нынче, молод,

            Ликуя, плача, сердце позовет

            И эту тьму, и голос мой, и холод

            И баррикаду около ворот. (О. Берггольц)

Ведущий 1: Ольга Берггольц, радиоголос блокадного Ленинграда, своими стихами вселяла надежду на лучшее. Слыша её голос, они понимали, что живы, что беды закончатся, и победа придёт и в этот город.

Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь»

Чтецы:

1-Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

2-Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

3-Пускай всегда годину ту

На память нам приводит

И первый снег, и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.

4-И каждый дом, и каждый сад

В ряду – большой и малый.

И дня восход, и дня закат

Над тёмным лесом – алый.

5-Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

1-Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье! (А. Твардовский)

Звучит песня «От героев былых времён»

Конец.

Саму композицию можно проводить  и без презентации в комнате школьного музея (если в школе таковой имеется). Во время выступления: чтения стихов и звучание песен – целесообразно на экране показывать подборку фотографий и  репродукций по теме, поэтому желательно делать сразу несколько слайдов на одну часть выступления.  

Ожидаемые результаты:

1. Вызвать чувство патриотизма и любовь к родному краю.

      2.Создание и оформление альбома «Ветераны войны».

 

В создании  данной композиции была  использована  следующая литература:

1. Сборник стихов О. Берггольц, Ленинград, 1968г в двух томах

2. Сборник стихов о войне. Москва: Детская литература  1982 г:

3. А. Тепляшин «Стихи о Родине». Из сборника. М. Детская литература, 1984г  

МОУ «Каменногорская средняя общеобразовательная школа»

Номинация: сценарий праздника

Составитель: Сидорова Валентина Дмитриевна, учитель истории

Литературно-музыкальная композиция «Помним. Гордимся. Чтим», посвящённую блокаде Ленинграда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

Казачий час "Помним и чтим традиции дедов"

Открытое мероприятие в казачьем классе, целью которого является развитие интересов учащихся в познании культурно-исторических и  духовных ценностей Отечества, творческих способностей  посред...

Гордимся, чтим и помним! Питеримова Т. В. учитель нач.кл.

Урок по теме: «Гордимся, чтим и помним!»«Великая Отечественная война 1941-1945»3 «В» классЦель: развитие патриотических чувств у обучающихсяЗадачи:- познакомить с историей Великой Отечественной войны...

Помним, гордимся, чтим…

О моём дедушке, участнике Великой Отечественной войны Троицком Михаиле Васильевиче...

Книга Памяти "ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ! ЧТИМ!"

Книга включает биографии бабушек и дедушек нашего класса....

Чтим!, Помним!, Гордимся!

Урок мужества. Рассказ детей о дедах, участниках ВОВ....

книга памяти Помним, гордимся, чтим!

интернет-ресурс расширяющий  представление о величии и самоотверженности  подвига людей, завоевавших Победу в Великой Отечественной Войне. Данный продукт совместной деятельности будет полезе...