Сценарий концерта-презентации "К.Сен-Санс Карнавал животных"
методическая разработка по теме

Лекция-концерт о творчестве К.Сен-Санса и его произведении "Карнавал животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koncert-prezentaciya_k.sen-sans_karnaval_zhivotnyh.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Концерт-презентация

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

          Цель: развитие фортепианного исполнительства у воспитанников на материале сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных». Реклама педагогической деятельности ДШИ «Юность» в гимназии №41.

Задачи: - познакомить детей с творчеством композитора К.Сен-Санса и его сюитой;           

 - воспитать сценическую устойчивость и культуру слушателя;

  - развить музыкальную отзывчивость и образное восприятие музыки  «Карнавала».

        Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы, педагоги и воспитанники ДШИ «Юность», хотим познакомить вас  с музыкой замечательного французского композитора Камиля Сен-Санса.

«На долю Сен-Санса, — писал Ромен Роллан, — выпала весьма редкая честь — увидеть себя в положении классика ещё при жизни». А начиналась его жизнь не хуже, чем у Моцарта. Родившись в 1835 году в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей), Камиль стал заниматься музыкой с двух лет, в шесть уже сочинял, а в десять играл в концертных залах Парижа, исполняя все сонаты Бетховена. Далее Сен-Санс, «проникнутый Бахом и Генделем», с истинно французской легкостью и изяществом освоил премудрости музыкальной и других наук. В 1848 г. (в 13лет) Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т. ч. Первой симфонии, получившей высокую оценку Г. Берлиоза и Ш. Гуно. С 1853 по 1877 гг. Сен-Санс работал в различных соборах Парижа. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе.

Знаменитый пианист, органист (по мнению Листа, крупнейший в мире), дирижер, композитор, освоивший все возможные стили и жанры (от мессы до комической оперы), автор книг по философии, литературе, живописи, театру, член Французского астрономического общества, критик, поэт, педагог (среди его учеников — Габриель Форе) — это все он, Камиль Сен-Санс, ему интересно попробовать все. «Муки творчества» — это не о нем. Он за все берется «с одинаковым здравым смыслом и неоспоримой легкостью» и утверждает: «Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки». Даже серьезные библейские сюжеты в его музыке приобретают изящество, опера «Самсон и Далила» тому подтверждение: завораживающая красотой музыка по сей день не сходит с оперных подмостков.

Ему было легко творить, но жизнь не уставала подбрасывать новые «темы для размышлений». По-разному в разное время относилась к нему публика (а он старался не зависеть от её мнения), драматично складывалась личная жизнь. Но что никогда не оставляло француза Сен-Санса, так это улыбка, «вольтеровская ирония» по отношению ко всему (даже к уходу из жизни, вспомним его знаменитую «Пляску смерти»).

«Карнавал животных» (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля из 14 номеров.

 «Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который должен был дать виолончелист Шарль Лебук. Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года.

Интересно, что эта «зоологическая фантазия» не всегда упоминается в серьезных учебниках по музыке, да и сам Сен-Санс не горел желанием её издавать, кроме разве что «Лебедя». Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено  в салоне прославленной певицы  Полины Виардо в присутствии Ференца Листа.

«Карнавал животных» — произведение  наполненное юмором, иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.                            

Музыка «Карнавала» получила большую известность и часто исполняется в концертах.  Отдельные номера «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем (два фортепиано, две скрипки,  альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте), ксилофон), однако впоследствии его нередко играли даже оркестром, увеличивая количество струнных инструментов.

Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.

         И сегодня мы представим вам переложение «Карнавала животных» для фортепиано с поэтическими текстами.

  1. Открывает  «Большую зоологическую  фантазию»

«Королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием («рычит» фортепиано)!  Исполняет ..

На марш настройтесь, белки, совы! –         Вот грозный лев выходит грозно

Дает команду дирижер.                                «Король! – в партере говорят –      

Прославят карнавал веселый                       Его боятся даже звезды:

Большой оркестр и птичий хор!                  Они слабей при нем горят!»

  1. «Куры и петухи» Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие

квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. Исполняет…

      Это кто кудахчет там?                      До чего петух хорош!

      Это кто несется там?                        На кого же он похож?

      Кто устроил тарарам?                       Ой, хорош! Ой, похож!

      Это куры с петухом.                         Кто же, кто же, кто же он?

      Он – в  мундире, с хохолком,          Может сам Наполеон?

      Смотрит зорко, далеко!                    «Браво, бис!» - со всех сторон.

  1. «Антилопы» («Дикие ослы»). Исполняет ...

     Ну и топот! Ну и рев!                     Видно, их характер крут!

     Это музыка ослов!                          Уши как свои спасем,

     Скачут, топают, орут,                    Если музыкант осел?

  1. А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса?

Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… канкана из оперы «Орфей в аду» Жака Оффенбаха, только в несколько раз медленнее. Исполняет…

     Едва ли доводилось вам                                Друзья! Порадует ли нас

     Смотреть на медленный канкан,                  Такой канкан: два шага в час?

     Где вместо пляски огневой                           А черепашкам жарко. «Ох!» –

     Плетется танец, сам не свой…                      После балета – долгий вздох!

  1.  А в пьесе «Слоны» тяжеловесно звучит «Вальс сильфов» Гектора

Берлиоза.  Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому контрабасу, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. Исполняет...

     А вот слониха-африканка                         Ах, если бы для карнавала

     Всех черепашек превзошла:                     Не лес столетний выбран был,

     Зачем ей марши и канканы? –                  То и, наверно, до финала

     Вальсок притопывать пошла!                   Не каждый зритель бы дожил!

  1. «Персонаж с длинными ушами» — это именно тот, о ком вы

подумали: крики «иа» забавно переданы чередованием очень высоких и очень низких звуков.   Исполняет...

     Свивая длинные рулады,                          Тссс! Не болтаем, не мешаем,

     Смежая веки от тоски,                              Почтенно, тихо слушаем…

     Поют прекрасную балладу…                   Герои с длинными ушами

     А кто? Да снова ослики!                           Теперь ласкают уши нам!

  1. «Пианисты» — камешек в огород  некоторых  музыкантов,

упирающих на зубрежку гамм, без всякой «человеческой» мысли. Исполняет.

     Никого ты не заставишь                            Бойко, звонко, прытко, быстро!

     Тут сыграть еще ловчей:                           Нет, никто бы так не смог,

     Белки прыгают меж клавиш,                    Только белки-пианисты

     Звуки льются, как ручей.                           В восемь лап, а может нот!

  1. И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Это

был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, — помните, ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении более ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки. Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

        В переложении для фортепиано сейчас эту пьесу сыграет..

     Помнишь, лебедь знаменитый –                      Мне поныне это снится:

     Тело серебром облито –                                   Серебра  сиянье длится,

     К нам спешил на карнавал,                              Птица-лебедь между вод

     В лунных волнах выплывал?                           С видом царственным плывет.

  1. «Финал» .Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из

предыдущих частей. Исполняет...

Камиль Сен-Санс творил легко, наверное, потому, что он всегда был «слишком ребенок», как писал о нем Шарль Гуно. При всей своей учености он мечтал создавать музыку, «проникающую в душу и разливающуюся там по всем закоулкам», и ему это удавалось. А закончу словами Ромена Роллана: «В современном искусстве, нервном и беспокойном, его музыка поражает своей безмятежностью, своими спокойными гармониями… своей кристальной чистотой… Он вносит в нашу тревожную жизнь  немножко света и мягкости былых дней».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карнавал животных (музыкальный спектакль)

Обучающиеся начальных классов узнают, что средствами музыки можно выразить чувства, изобразить животных...

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Карнавал животных

Презентация к уроку в рамках темы четверти "Можем ли мы увидеть музыку?"...

КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ...

Конспект урока «Музыкальный карнавал животных»

«Музыкальный карнавал животных»по произведениям французского композитора К.Сен-Санса(слайдовая презентация)Цели урока:- Дать представление о  музыкальном жанре  сюита;- Познакомить с творчес...

Презентация к уроку «Музыкальный карнавал животных»

«Музыкальный карнавал животных»по произведениям французского композитора К.Сен-Санса(слайдовая презентация)Цели урока:- Дать представление о  музыкальном жанре  сюита;- Познакомить с творчес...

К.Сен-Санс "Карнавал животных"

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста по слушанию музыки на основе музыкальной сюиты К.Сен-Санса "Карнавал животных"...